Напоминание

"Конструкция,декор предметов народного быта и труда"


Автор: Козлова Оксана Сергеевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "Козульская СОШ №1"
Населённый пункт: Красноярский край, п.Козулька
Наименование материала: Конспект
Тема: "Конструкция,декор предметов народного быта и труда"
Раздел: среднее образование





Назад





План-конспект урока по ИЗО 5 класс с использованием ИКТ

Тема: Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка.
Цели: -познакомить учащихся с отдельными предметами крестьянского быта, дать учащимся сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении, учить сравнивать и находить общее и особенное в конструкции, декоре; -развивать умение использовать полученные знания в украшении модели прялки, -воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков. Оборудование и материалы: таблицы и иллюстрации с изображением русских прялок, слайды с элементами традиционного народного орнамента. Фрагмент фильма «Народное искусство». Музыкальный ряд: русские народные песни. План урока: 1.Организационный момент. 2. Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок. 3. Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи. 4. Постановка художественной задачи. 5. Практическое выполнение задания. 6. Выставка и анализ детских работ. 7. Подведение итогов.
Ход урока.

1.
Организационный момент. Приветствие. Проверка подготовки к уроку.
2.
Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок. Русская народная песня «Пряха»: Пряха. В низенькой светелке Огонек горит, Молодая пряха под окном сидит. Молода, красива, Карие глаза, По плечам развита Русая коса. Русая головка Думы без конца… Ты о чем взгрустнула, Девица-краса? Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки свидетельствуют о стремлении народа к прекрасному.
Прялка
- предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки. Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Прядением, как правило, занимались девушки. К моменту достижения совершеннолетия они полностью осваивали это мастерство и становились искусными прядильщицами, что, по народным представлениям, предсказывало счастливую любовь и замужество. Многие поэты воспевали прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на нелегкую жизнь сохранить в себе доброту, терпение, свободолюбие. В избушке, распевая, дева Прядет, и зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней,- (Писал А. С. Пушкин.) Без прялки невозможно представить быт русского человека. Прялка была и орудием и оберегом. При помощи прялки получали нити, которые затем использовали для изготовления одежды. Ручное прядение было медленным, малопроизводительным. Чтобы приготовить себе приданное, девушка начинала прясть с 6-8 лет. На Русском Севере парень, написавший на Прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками Прялку. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях нашей страны.
3
. Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи. ( Сопровождается показом слайдов) Тема нашего урока сегодня посвящается конструкции и декору предметов народного быта. На примере прялки мы рассмотрим, как наши предки изготавливали и украшали столь необходимый в быту предмет. Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопатки и шейки (ножки). Прялку, особенно лопатку, часто украшали и расписывали. Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные (состояла из двух деталей горизонтальной и вертикальной). Горизонтальная часть прялки называется донце. Основные элементы прялки: городки, лопасть, серьги, ножка ,донце. Существует множество пословиц и поговорок о прядении: У ленивой пряхи и про себя нет рубахи; Прялка не Бог, а рубаху дает; Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом; Не ленись прясть, хорошо оденешься. Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён. Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд. Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа "Кого люблю того дарю", советы, поучения: " Пряди, прялку береги, за отца бога моли". Или вот такое: "Пряди, моя пряха, пряди не ленись" или тут же можно было прочесть лукавый ответ: "Я бы рада пряла, меня в гости звали". Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезене, - яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в Х1Х в. Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок.
4
. Постановка художественной задачи. Выполнение эскизов элементов росписи прялки.
5
. Практическое выполнение задания. Индивидуальная помощь учащимся, испытывающим затруднения.
6
Выставка и анализ детских работ.
7.
Подведение итогов: -Сегодня мы еще раз прикоснулись к наследию наших предков. Познакомились с предметом, который играл важную роль в жизни русского человека - прялкой. -Назовите основные элементы прялки? -Какие виды прялок существовали?


В раздел образования