Автор: Батарсаева Ирина Борисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ № 10 "Солнышко" Населённый пункт: г. Минеральные Воды п. Анджиеский Наименование материала: проект Тема: "Волшебная песчинка" Раздел: дошкольное образование
«Волшебная песчинка»
Воспитатель: Батарсаева Ирина Борисовна
Люди, научившиеся...
наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами
ставить вопросы и получать на них
фактические ответы, оказываясь на
более высоком умственном и
нравственном уровне в сравнении с
тем, кто такой школы не прошёл.
К.Е. Тимирязев
Дети по природе своей - исследователи. Исследовательская, поисковая
активность
-
естественное
состояние
ребёнка,
он
настроен
на
познание
окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится;
проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на
участке; объём воды и т.д. Всё это объекты исследования.
Исследовательское поведение для дошкольника - главный источник для
получения представлений о мире.
Наша задача — помочь детям в проведении этих исследований, сделать
их
полезными:
при
выборе
объекта
исследования,
при
поиске
метода
его
изучения;
при
сборе
и
обобщении
материала;
при
доведении
полученного
продукта
до
исследований.
Подбирая
сведения
об
окружающей
природе,
учитывая
возрастные
особенности
ребёнка,
их
интересы,
касающиеся
не
столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеется её формулировка
и
отбор
материала.
Умозаключения
детей
основываются
на
собственном
практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от
воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.
Цель проекта:
развитие
познавательных
интересов,
потребности
и
способности,
самостоятельной
поисковой
деятельности
на
базе
обогащенного
и
сформированного эмоционально - чувственного опыта.
Задачи проекта:
1.
Способствовать накоплению у детей конкретных
представлений о свойствах песка: сухой – сыплется, влажный –
сохраняет форму предмета.
2.
Развивать тактильно - кинестетическую чувствительность,
познавательную активность детей в процессе
экспериментирования.
3.
Развивать речь ребёнка, активизировать словарь.
4.
Воспитывать аккуратность при работе с песком.
Средства реализации проекта:
Игры с песком: «Маленький художник», «Забавные ладошки»,
«Угощения», «Бегут жуки и пауки», «Козлик» строим горы из песка,
«Здороваются пальчики», «Следы», «Спрячь игрушку», «Заборчик», «Я пеку,
пеку, пеку деткам всем по колобку», «Угадай на ощупь», «Печатаем на песке»,
«Цветной песок», «Сухой – влажный», «Поиграть», «Делаем фигурки», «Делаем
дорожки и узоры из песка», «Отпечатки наших рук », «Контуры предметов»,
«Речка и ручеек », «Картины из песка», «Зоопарк в песочнице», «Норки для
мышки».
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Ситуация развития
проекта
Цель
Продукт
Ответст-
венные
1-й этап (организационный)
1.
Беседа с детьми
«Что мы знаем о песке»
Содействовать созданию
проблемной ситуации для
дальнейшей
исследовательской
деятельности
Определение
проблемы
Воспитатель
2.
Разработка проекта.
Определение проблемы,
цели и задач проекта
Создание условий для
реализации проекта.
План проекта
Воспитатель
3.
Подбор познавательной, и
методической литературы
Анализ литературы для организации
осуществления исследования
Интернет
Воспитатель
2-й этап (практический)
1.
Беседа «Знакомство
детей о явлениях
неживой природы, в
частности о песке»
2.
Опытно-
экспериментальная
деятельность (ОЭД)
«Отпечатки наших
рук»
Пробудить у детей интерес
к экспериментам.
Расширить представления
о песке и его свойствах.
Картотека
опытов и
экспериментов
«Волшебная
песчинка»
Дети,
воспитатель.
3.
ОЭД «Сухой –
влажный»
4.
ОЭД «Делаем
дорожки и узоры из
песка»
5.
ОЭД «Угадай на
ощупь»
6.
ОЭД «Я пеку, пеку,
пеку деткам всем по
колобку»
7.
ОЭД «Норки для
мышки»
8.
ОЭД «Речка и
ручеек»
9.
ОЭД «Бегут жуки и
пауки»
10.
ОЭД «Следы»
11.
ОЭД «Козлик»
12.
ОЭД «Контуры
предметов»
13.
ОЭД «Цветной
песок»
14.
ОЭД «Картины из
песка»
3-й этап (обобщающий)
1.
Создание
краткосрочного проекта
«Волшебная песчинка»
Обобщить знания и
элементарные
представления о песке и
его свойствах.
Проект
«Волшебная
песчинка»
Воспитатель
2.
Оформление фотоотчета
«Волшебная песчинка»
Обобщить результаты
реализации проектной
деятельности для
дальнейшей трансляции
опыта
Фотоотчет
ОЭД
Воспитатель
Зам. зав. по BP
Гипотеза проекта:
Наблюдательные способности детей будут эффективно развиваться при
условии, если будет разработана система работы с детьми с использованием
разнообразного материала.
Предмет проекта:
Совокупность
методов
и
приёмов,
средств
для
р а з в и т и я
наблюдательных способностей детей среднего дошкольного возраста.
База исследования проекта:
Экспериментальный уголок группы «Капитошка»
Этапы
реализации проекта:
1)
Организационный:
а)
создание
технической
базы
для
детского
экспериментирования
(оборудование, природные материалы)
б) отображение цели и задач проекта
2)
Практический этап:
а) теоретическая часть: составление перспективного плана
б) практическая часть: наблюдение с детьми, беседы, практические
опыты, беседы и консультации для родителей.
3)Обобщающий.
Практические работы:
«Игры с песком – полезное занятие»
«Здравствуй, песок! »
Дети держат песок в ладошках, и пересыпать его из одной руки в
другую.
Дотрагиваются до песка поочередно пальцами одной, потом второй
руки, затем всеми пальцами одновременно.
Легко с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно
высыпает его в песочницу
«Следы на песке»
Учимся узнавать отпечатки на песке (находить, где, чей контур) с
последующим обыгрыванием
Кто оставил на песочке
Эти разные следочки?
Может, это был зайчишка?
Может, котик пробегал?
Ну а, может, воробьишка
С мышкой польку танцевал?
Предложите малышу оставить на песке отпечаток своей ладошки.
Желательно чтобы песок был влажным, ровным. Ребенок вместе с
воспитателем по очереди делают отпечатки кистей рук – то внутренней, то
внешней стороной. Необходимо слегка вдавить руку в песок, прислушиваясь
к своим ощущениям. (Песок прохладный, теплый, сухой, мокрый; когда
двигаем руками по песку, ощущаем маленькие песчинки …)
Возьмите разные предметы (например, формочки, игрушки, баночки) и
прижмите их к песку, делая «оттиск». Посмотрите, что у вас получилось.
Также можно палочкой обвести ладошку (формочку, игрушку) по контуру
«Эти маленькие песчинки»
Раз – песчинка, два – песчинка
С помощью лупы предложить детям рассмотреть из чего состоит
сухой и влажный песок.
Сухой – песок состоит из маленьких полупрозрачных, круглых
песчинок, они не прилипают к друг к другу. Затем предложить рассмотреть
влажный песок. Песчинки влажного песка прилипают друг к другу, они более
темного цвета.
«Печем печенье»
Речной песочек, маленький –
Хорош для куличей.
Склонился повар беленький
Над формочкой своей.
В одной емкости находится песок, а в другой – влажный.
Воспитатель показывает красивые формочки разного фасона и предлагает
испечь печенье. Ребенок пробует выполнить действия как с сухим песком, так
и с влажным. Постепенно в результате игр с сухим и влажным песком, он
понимает, что из сухого песка ничего нельзя построить, а из влажного и
мокрого можно. При необходимости воспитатель оказывает помощь малышу
или руководит его действиями словесно.
.
Поварёнок.
Ну-ка, повар, наш дружок,
Испеки нам пирожок!
Для мишки - топтыжки —
Медовые коврижки,
Для белочки-вертушки —
Сладкие ватрушки.
А для ребятишек —
Пончиков да пышек!
Предложите ребёнку вылепить из мокрого песка разную «выпечку»:
овальные «пирожки», круглые «булочки», «рогалики» в виде полумесяца,
«пышки» (лепим круглую «булочку», а посередине делаем вмятину). Пусть
ребёнок угостит своей «выпечкой» кукол, игрушечных зверушек. Для этой
игры можно использовать формочки.
«Найди шарик»
Вглядитесь лучше - шар каков!
Он сделан из одних кругов.
Разрежьте на круги арбуз
И их попробуйте на вкус.
Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребенка
найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так,
чтобы он не мог видеть действия взрослого.
Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета,
например: шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать
предметы одной формы, но разной величины.
«Козлик» .
Стоим высокие и низкие горы из песка
Строим горы из песка,
Над горами облака.
Скачет козлик по горам:
Тут и там, тут и там!
Горы бывают высокие и низкие. Козлик прыгает с горки на горку,
стучат его копытца: «тут и там, тут и там». Сначала насыпьте совочком песок
в большое и маленькое ведёрко, а затем высыпьте его так, чтобы получились
«высокая гора» и «низкая гора». Можно делать горки разной высоты с
помощью формочек и баночек. Затем возьмите «козлика». Это может быть
пластмассовая игрушка, камешек или шишка. Пусть ребёнок переносит
«козлика» с «высокой горки» на «низкую» и наоборот в соответствии с
вашими командами. Главное для малыша в этой игре — научиться
определять, какие горки высокие, а какие низкие.
Тигр в клетке
Зоопарк в песочнице. Учимся определять контур предметов и по контуру
выставлять предметы (палочки, веточки)
У тигра страшные клыки
И когти очень велики,
Но не боятся тигра детки…
А потому что тигр в клетке!
Для того чтобы «посадить тигра в клетку», вам понадобятся веточки
или тонкие палочки. Нарисуйте на песке контур клетки: прямоугольник,
квадрат или круг. Предложите малышу по этому контуру втыкать в песок
палочки (веточки). Так у вас получится «клетка для тигра». В неё можно
посадить маленького игрушечного тигра или другого «хищника». Животных
можно сделать из желудей или шишек. При желании вы можете устроить в
песочнице целый зоопарк.
«Песочная страна»
Куда мы с вами попадём
Узнаете вы скоро.
В стране далёкой мы найдём
Помощников весёлых.
Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие
человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие
Свойства песка несут в себе некую загадочность и таинственность и
способны завораживать человека. Песок как бы «заземляет» негативную
энергию. Манипуляции с песком ,как с мокрым, так и с сухим – успокаивают
импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых,
скованных и тревожных малышей.