Напоминание

"Волшебная песчинка"


Автор: Батарсаева Ирина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 10 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Минеральные Воды п. Анджиеский
Наименование материала: проект
Тема: "Волшебная песчинка"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Проект

«Волшебная песчинка»
Воспитатель:
Батарсаева Ирина Борисовна
Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с тем, кто такой школы не прошёл. К.Е. Тимирязев Дети по природе своей - исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объём воды и т.д. Всё это объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника - главный источник для получения представлений о мире. Наша задача — помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования, при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до исследований. Подбирая сведения об окружающей природе, учитывая возрастные особенности ребёнка, их интересы, касающиеся не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеется её формулировка и отбор материала. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.
Цель проекта:

развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально - чувственного опыта.
Задачи проекта:
1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах песка: сухой – сыплется, влажный – сохраняет форму предмета. 2. Развивать тактильно - кинестетическую чувствительность, познавательную активность детей в процессе экспериментирования. 3. Развивать речь ребёнка, активизировать словарь. 4. Воспитывать аккуратность при работе с песком.
Средства реализации проекта:
Игры с песком: «Маленький художник», «Забавные ладошки», «Угощения», «Бегут жуки и пауки», «Козлик» строим горы из песка, «Здороваются пальчики», «Следы», «Спрячь игрушку», «Заборчик», «Я пеку, пеку, пеку деткам всем по колобку», «Угадай на ощупь», «Печатаем на песке», «Цветной песок», «Сухой – влажный», «Поиграть», «Делаем фигурки», «Делаем дорожки и узоры из песка», «Отпечатки наших рук », «Контуры предметов», «Речка и ручеек », «Картины из песка», «Зоопарк в песочнице», «Норки для мышки».
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Ситуация развития проекта Цель Продукт Ответст- венные
1-й этап (организационный)
1. Беседа с детьми «Что мы знаем о песке» Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности Определение проблемы Воспитатель 2. Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задач проекта Создание условий для реализации проекта. План проекта Воспитатель 3. Подбор познавательной, и методической литературы Анализ литературы для организации осуществления исследования Интернет Воспитатель
2-й этап (практический)
1. Беседа «Знакомство детей о явлениях неживой природы, в частности о песке»
2. Опытно- экспериментальная деятельность (ОЭД) «Отпечатки наших рук» Пробудить у детей интерес к экспериментам. Расширить представления о песке и его свойствах. Картотека опытов и экспериментов «Волшебная песчинка» Дети, воспитатель. 3. ОЭД «Сухой – влажный» 4. ОЭД «Делаем дорожки и узоры из песка» 5. ОЭД «Угадай на ощупь» 6. ОЭД «Я пеку, пеку, пеку деткам всем по колобку» 7. ОЭД «Норки для мышки» 8. ОЭД «Речка и ручеек» 9. ОЭД «Бегут жуки и пауки» 10. ОЭД «Следы» 11. ОЭД «Козлик» 12. ОЭД «Контуры предметов» 13. ОЭД «Цветной песок» 14. ОЭД «Картины из песка»
3-й этап (обобщающий)
1. Создание краткосрочного проекта «Волшебная песчинка» Обобщить знания и элементарные представления о песке и его свойствах. Проект «Волшебная песчинка» Воспитатель 2. Оформление фотоотчета «Волшебная песчинка» Обобщить результаты реализации проектной деятельности для дальнейшей трансляции опыта Фотоотчет ОЭД Воспитатель Зам. зав. по BP
Гипотеза проекта:
Наблюдательные способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми с использованием разнообразного материала.

Предмет проекта:
Совокупность методов и приёмов, средств для р а з в и т и я наблюдательных способностей детей среднего дошкольного возраста.
База исследования проекта:
Экспериментальный уголок группы «Капитошка»
Этапы

реализации проекта:
1) Организационный: а) создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы) б) отображение цели и задач проекта 2) Практический этап: а) теоретическая часть: составление перспективного плана б) практическая часть: наблюдение с детьми, беседы, практические опыты, беседы и консультации для родителей. 3)Обобщающий.
Практические работы:

«Игры с песком – полезное занятие»

«Здравствуй, песок! »
Дети держат песок в ладошках, и пересыпать его из одной руки в другую. Дотрагиваются до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно. Легко с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу
«Следы на песке»
Учимся узнавать отпечатки на песке (находить, где, чей контур) с последующим обыгрыванием Кто оставил на песочке Эти разные следочки? Может, это был зайчишка? Может, котик пробегал? Ну а, может, воробьишка С мышкой польку танцевал? Предложите малышу оставить на песке отпечаток своей ладошки. Желательно чтобы песок был влажным, ровным. Ребенок вместе с воспитателем по очереди делают отпечатки кистей рук – то внутренней, то внешней стороной. Необходимо слегка вдавить руку в песок, прислушиваясь
к своим ощущениям. (Песок прохладный, теплый, сухой, мокрый; когда двигаем руками по песку, ощущаем маленькие песчинки …) Возьмите разные предметы (например, формочки, игрушки, баночки) и прижмите их к песку, делая «оттиск». Посмотрите, что у вас получилось. Также можно палочкой обвести ладошку (формочку, игрушку) по контуру


«Эти маленькие песчинки»
Раз – песчинка, два – песчинка С помощью лупы предложить детям рассмотреть из чего состоит сухой и влажный песок. Сухой – песок состоит из маленьких полупрозрачных, круглых песчинок, они не прилипают к друг к другу. Затем предложить рассмотреть влажный песок. Песчинки влажного песка прилипают друг к другу, они более темного цвета.
«Печем печенье»
Речной песочек, маленький – Хорош для куличей. Склонился повар беленький Над формочкой своей. В одной емкости находится песок, а в другой – влажный. Воспитатель показывает красивые формочки разного фасона и предлагает испечь печенье. Ребенок пробует выполнить действия как с сухим песком, так и с влажным. Постепенно в результате игр с сухим и влажным песком, он понимает, что из сухого песка ничего нельзя построить, а из влажного и мокрого можно. При необходимости воспитатель оказывает помощь малышу или руководит его действиями словесно. .

Поварёнок.
Ну-ка, повар, наш дружок, Испеки нам пирожок! Для мишки - топтыжки — Медовые коврижки, Для белочки-вертушки — Сладкие ватрушки. А для ребятишек — Пончиков да пышек! Предложите ребёнку вылепить из мокрого песка разную «выпечку»: овальные «пирожки», круглые «булочки», «рогалики» в виде полумесяца, «пышки» (лепим круглую «булочку», а посередине делаем вмятину). Пусть ребёнок угостит своей «выпечкой» кукол, игрушечных зверушек. Для этой игры можно использовать формочки.
«Найди шарик»
Вглядитесь лучше - шар каков! Он сделан из одних кругов. Разрежьте на круги арбуз И их попробуйте на вкус. Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребенка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например: шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.
«Козлик»
. Стоим высокие и низкие горы из песка Строим горы из песка, Над горами облака. Скачет козлик по горам: Тут и там, тут и там!
Горы бывают высокие и низкие. Козлик прыгает с горки на горку, стучат его копытца: «тут и там, тут и там». Сначала насыпьте совочком песок в большое и маленькое ведёрко, а затем высыпьте его так, чтобы получились «высокая гора» и «низкая гора». Можно делать горки разной высоты с помощью формочек и баночек. Затем возьмите «козлика». Это может быть пластмассовая игрушка, камешек или шишка. Пусть ребёнок переносит «козлика» с «высокой горки» на «низкую» и наоборот в соответствии с вашими командами. Главное для малыша в этой игре — научиться определять, какие горки высокие, а какие низкие.
Тигр в клетке
Зоопарк в песочнице. Учимся определять контур предметов и по контуру выставлять предметы (палочки, веточки) У тигра страшные клыки И когти очень велики, Но не боятся тигра детки… А потому что тигр в клетке! Для того чтобы «посадить тигра в клетку», вам понадобятся веточки или тонкие палочки. Нарисуйте на песке контур клетки: прямоугольник, квадрат или круг. Предложите малышу по этому контуру втыкать в песок палочки (веточки). Так у вас получится «клетка для тигра». В неё можно посадить маленького игрушечного тигра или другого «хищника». Животных можно сделать из желудей или шишек. При желании вы можете устроить в песочнице целый зоопарк.
«Песочная страна»
Куда мы с вами попадём Узнаете вы скоро. В стране далёкой мы найдём Помощников весёлых. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие Свойства песка несут в себе некую загадочность и таинственность и способны завораживать человека. Песок как бы «заземляет» негативную энергию. Манипуляции с песком ,как с мокрым, так и с сухим – успокаивают
импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей.


В раздел образования