Традиции и новаторство в творчестве Мольера и Фонвизина
Автор: Соловцова Ольга Сергеевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ "Лицей №131" Населённый пункт: город Казань Наименование материала: Конспект урока Тема: Традиции и новаторство в творчестве Мольера и Фонвизина Раздел: среднее образование
Традиции и новаторство в творчестве Мольера и Фонвизина
на примере комедий «Мещанин во дворянстве» и «Недоросль»
Цели и задачи:
Выявить черты классицизма в комедиях Мольера
и
Фонвизина. Показать роль литературной традиции, преемственности в творче-
стве писателей-классицистов, зарождение реалистических тенденций. Объяс-
нить значение терминов « традиция» и «новаторство», отметить актуальность
поднятых в них проблем.
Ход урока:
Слово учителя:
Тема нашего урока: «Традиции и новаторство в творче-
стве Мольера и Фонвизина». Скажите, что такое традиция?
Ответы учащихся :
Традицией
называется
то,
что
устоялось,
сложилось с давних пор, передается из поколения в поколение.
Слово учителя:
Литературная традиция — это опыт, накопленный пред-
шествующими поколениями поэтов и писателей, который развивают новые по-
коления. А что такое новаторство?
Ответы учащихся:
Это появление новых тенденций, идей, при-
емов изображения, новый взгляд на привычные вещи.
Слово учителя:
Наш сегодняшний урок будет посвящен сравнительно-
му анализу двух замечательных комедий: «Мещанин во дворянстве» Мольера и
«Недоросль» Фонвизина. Это лучшие представители французского и русского
классицизма — ведущего направления в литературе и искусстве XVII —XVIII
вв. Что вы знаете о классицизме? Когда и где сформировалось это направление?
Каковы исторические предпосылки его возникновения? Чтобы ответить на эти
вопросы, посмотрите фрагмент фильма « Классицизм».
Отрывок из фильма « Классицизм»
Ответы учащихся:
Классицизм (от латинского «образцовый»)
— направление в литературе и искусстве, возникло во Франции в XVII веке, в
эпоху становления абсолютизма. Образцом провозгласил античное искусство.
Теоретики классицизма сформулировали ряд принципов и правил, которые
должны соблюдаться в обязательном порядке. Классицизм рассматривал ли-
тературу и искусство как школу, которая воспитывает людей в духе верности
абсолютизму.
Слово учителя:
Перечислите основные черты произведения, написан-
ного в традициях классицизма.
Ответы учащихся:
1. Долг перед отечеством превыше всего:
личных интересов, чувств героя.
2. Произведение должно воспитывать.
3. Герои делятся на положительных и отрицательных.
4. Ясность и убедительность идей и образов, правильность и лаконич-
ность языка.
5. Положительные герои — представители высшего сословия, дворяне.
6. Соблюдение правил 3-х единств: места, времени, действия.
7. В основу характера героя положена одна черта, которая поглощает все
остальные.
8. Запрет смешения комического и трагического.
Слово учителя:
Мы перечислили основные черты произведения, напи-
санного в духе классицизма. Основными вопросами нашего урока, его комму-
никативным ядром является следующее: Мольер и Фонвизин — лучшие пред-
ставители классицизма в драматургии. Всегда ли они следуют его правилам,
традициям? В каких случаях они выступают новаторами, отходят от правил?
Почему их все-таки считают лучшими представителями этого направления?
Для того чтобы разобраться в этих вопросах, обратимся к произведениям. Како-
ва главная цель комедии Мольера?
Ответы учащихся:
Главная цель — высмеять порок, бессмыс-
ленное подражание представителям дворянства. .Классицисты считали,
что
произведение должно воспитывать.
Слово учителя:
Соответствует ли это классической традиции?
Ответы учащихся:
Да. В основу характера положена одна чер-
та, подавляющая все остальные.
Слово учителя:
Соответствует ли произведение Фонвизина требовани-
ям классицизма на идейно- тематическом уровне ?
Ответы учащихся:
Одним из главных требований классицизма
является воспитывающий характер произведения. Главная тема «Недоросля»
— воспитание, образование дворян. Второй темой является идея служения
отечеству. Третья тема комедии характерна для русского классицизма: тема кре-
постничества.
Слово учителя:
Обратимся к системе образов комедий. В чем здесь про-
являются традиции классицизма?
Ответы учащихся:
Деление героев на положительные и отри-
цательные (перечисляются герои). В комедии «Мещанин во дворянстве» проти-
вопоставлены дворяне и буржуа, а в комедии «Недоросль» образованные и
необразованные дворяне.
Слово учителя:
В комедии «Мещанин во дворянстве» дворяне — об-
разованные, культурные люди. Можно ли их назвать положительными персона-
жами? Докажите.
Ответы учащихся:
Граф Дорант не может быть причислен к
положительным героям, т.к. он — обманщик и лицемер, и в этом Мольер отхо-
дит от правил.
Слово учителя:
Что вы можете сказать об отрицательном персонаже
Журдене?
Ответы учащихся:
Мы испытываем к нему симпатию. Он не
лишен остроумия, жизненной хватки, ведет себя порой достойнее своих учи-
телей.
Слово учителя:
Образ Клеонта типичен для классицизма?
Ответы учащихся:
С одной стороны — это образ резонёра, вы-
разителя авторских идей, что типично для классицизма. С другой стороны —
он не представитель дворянства.
Слово учителя:
Вновь обратимся к комедии «Недоросль». Соблюдены
ли правила классицизма при изображении отрицательных и положительных
персонажей комедии? Дайте им краткую характеристику. Какая черта лежит в
основе характера каждого?
Ответы учащихся:
Положительные образы комедии — Старо-
дум, Правдин, Милон — честны, благородны, образованы, они выражают про-
грессивные идеи автора. Правдин — придуманный Фонвизиным образ. В то
время еще не существовало таких ревизоров, в обязанности которых входит на-
блюдение за помещиками, как они обращаются с крестьянами. Для характери-
стики положительных персонажей Фонвизин использует говорящие фамилии.
Стародум (думает по-старому, старой закалки петровских времен) главной обя-
занностью дворянина считает службу отечеству, отрицательно относится к по-
рядкам при дворе Екатерины, обличает нравы вельмож, возмущается дикостью
и косностью взглядов поместных дворян. Много говорит о воспитании: «ум,
коли он только ум, самая безделица… Прямую цену уму дает благонравие. Без
него умный человек — чудовище. Имей сердце, имей душу — и будешь чело-
веком во всякое время» Его роль можно разделить на две части: с одной сторо-
ны — это один из главных героев, определяющих развязку, финал, а с другой —
подобие хора в древнегреческой трагедии, выразитель идей автора, резонёр.
Это характерно для классицизма. Милон и Софья — представители образован-
ной дворянской молодёжи. Такими, по мнению Фонвизина, должны быть все
молодые дворяне.
Слово учителя:
Соблюдаются ли правила классицизма при изображе-
нии отрицательных персонажей? Выигрывает от этого комедия или нет? Дайте
краткую характеристику персонажам.
Ответы учащихся:
Здесь Фонвизин выступает новатором. От-
рицательные персонажи
представлены более ярко, правдиво. Это типичные
представители своего класса. Простакова, Митрофан, Скотинин даны в сатири-
ческом освещении. Простакова — грубая, жестокая с подчинёнными, веролом-
ная, лицемерная женщина. Умеет притвориться и благодушной, когда разгова-
ривает с людьми, стоящими выше её по социальному положению. Беззаветно
любит своего сына. Митрофан — «похожий на мать» (перевод с греческого),
неуч, лентяй, обжора, неблагодарный грубиян (с Еремеевной, с дядюшкой Ско-
тининым, а в финале — с матерью). Научился приспосабливаться к обстоятель-
ствам, зная, кто в доме главный. Образ Митрофана — образ огромной обобща-
ющей силы. Имя Митрофана стало нарицательным — синонимом круглого не-
вежества. Вывод: образы отрицательных персонажей у Фонвизина правдивы,
узнаваемы, типичны для общества того времени, а в изображении положи-
тельных персонажей автор выступает как классицист.
Слово учителя:
Как проявляются традиции классицизма и отход от них
на уровне изобразительно-выразительных средств комедий? Охарактеризуйте
речь дворян и мещан.
Ответы учащихся:
В комедии «Мещанин во дворянстве» клас-
сической является речь графа Доранта и маркизы Доримены (дейст. 3, явл. 8;
дейст. 4, явл. 1). Они говорят правильным литературным языком, используют
обращения, принятые в высшем обществе, умеют говорить комплименты, лю-
безны со всеми без исключения. Речь Журдена, его жены, слуг пестрит просто-
речиями, вульгаризмами («гони их в шею», «ума-то у неё побольше, чем у
тебя», «это что за галиматья»). Журден довольно груб со слугами и домочадца-
ми, но старается быть изысканным с Дорантом и, особенно, с Дорименой (со-
ставление любовной записки к Доримене, разговор с Дорантом о долге, пере-
палка с женой и Николь. Дейст. 3, явл. 2, 3; дейст. 2, явл. 6 ). Речь слуг почти
не отличается от речи хозяев. Здесь также проявляется отход от классицизма.
Слово учителя:
Как проявляются традиции классицизма и отход от них
на уровне изобразительно-выразительных средств в комедии «Недоросль»?
Ответы учащихся:
Речи Правдина, Стародума, Софьи, Милона
свойственна логическая законченность и книжность фраз, наличие галлициз-
мов. Их много в речи Правдина. Например: «Радуюсь, сделав ваше знаком-
ство» (дейст. 1, явл. 7). «Je suis bien aise de faire votre connais sance». «Я называ-
юсь Правдин» (дейст.
1, явл. 7). «Jeme nomme Pravdine». «Не оставляю заме-
чать» (дейст. 2, явл. 1). «Je ne laisse pas de remarquer». Милон также не уступает
Правдину: «горю нетерпением» (дейст. 2, явл. 1). «Je brûle d’impatience». «Я де-
лал мою должность» (дейст. 4, явл. 6). «Je faisais mon devoir». «С холодной кро-
вью» (дест. 4, явл. 6). «Avec sangfroid». Речь Стародума — внешне спокойная,
обдуманная, временами вычурная («Ты — дочь моей сестры, дочь сердца мое-
го. Ничто так не терзало мое сердце, как невинность в сетях коварства»). В
его речи много афоризмов («Золотой болван, всё болван», «Невежда без души
— зверь»). Речь отрицательных персонажей пестрит народными выражения-
ми, пословицами, поговорками. В ней можно встретить вульгаризмы, просторе-
чия, неправильные формы слов. Митрофан: котора, кака, всё к чёрту, небось,
таска, уж я те отделаю. Речь Простаковой различна при разных обстоятель-
ствах. Со Стародумом и Правдиным она любезна, а с крепостными груба, бес-
церемонна («старая ведьма», «лежит, будто благородная», «ничего уж содрать
не можем, беда», «вор, скот, болван»), а о муже: «весь век, сударь, ходишь, раз-
веся уши», «урод», «рохля». Вывод: речь отрицательных персонажей, как и
сами образы, более соответствуют реальной действительности. Отрицательные
герои будто взяты драматургом на сцену из самой жизни. Это типичные пред-
ставители своего класса.
Слово учителя:
Мы провели сравнительный анализ двух комедий клас-
сицизма. Что же делает эти комедии интересными и для нас, современных чита-
телей и зрителей? Над чем мы смеемся, от чего негодуем? Что для нас более
привлекательно: эпизоды, в которых драматурги соблюдают традиции класси-
цизма, или те, в которых авторы проявляют себя новаторами.
Ответы учащихся:
Более
яркие
и
запоминающиеся
эпизоды
как раз не в духе классицизма. Мольер и Фонвизин интересны нам как новато-
ры, раздвигающие привычные рамки, ломающие традиции и ищущие новые
приёмы изображения характеров. Мы с удовольствием читаем и смотрим эти
веселые комедии, потому что образы, созданные великими драматургами ,
живы и поныне.
Список литературы:
1.
Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве».
2.
Д. И. Фонвизин «Недоросль».
3.
Книга
для
ученика
и
учителя.
Серия:
«Школа
классики».
Д.
Фонвизин
«Недоросль». М. АСТ «Олимп». 1998.
4.
С.М. Флоринский. Русская литература. Учебное пособие для средней школы.
М. «Просвещение». 1966.