Напоминание

Валеологические аспекты в преподавании биологии


Автор: Голубенко Ольга Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОАУ "Лицей №4"
Населённый пункт: Оренбург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Валеологические аспекты в преподавании биологии
Раздел: среднее образование





Назад





«ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ПЕРПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ»

УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ ГОЛУБЕНКО ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА,

I КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
Пересмотр ценностных ориентаций социального развития человека характерен для современного этапа реформенных преобразований в России. На первый план выдвигается одна из важнейших ценностей человека - его личное здоровье и жизнь. Во все времена проблема здоровья человека в числе первоочередных и жизненно важных потребностей привлекает внимание многих ученых и специалистов. Во всех цивилизованных странах главным богатством человека считается его здоровье. Степень защищенности подрастающего поколения - главный индикатор развития цивилизованного общества, социальной направленности государственной политики. А состояние здоровья детей и подростков является важнейшим показателем здоровья нации, одной из характеристик социально-экономического, нравственного, научного и культурного развития общества. Президентом международного фонда «Охрана здоровья матери и ребенка» академиком А.А. Барановым высказана мысль о том, что школа из фактора, охраняющего здоровье, превратилась в разрушающий. По данным Минздрава России, в стране лишь около 14% здоровых детей, 35% больных и 50% с различными отклонениями в здоровье. Данные института возрастной физиологии РАО свидетельствуют о том, что около половины школьников страдают теми или иными невротическими синдромами. Исследования, проведенные в лабораториях этого института, показывают, что 33% выпускников школ имеют ограничения по состоянию здоровья; 45% страдают нарушением зрения; число детей с нарушением осанки за 8 лет обучения в школе возрастает в 3 раза. Причины сложившегося неблагополучия в здоровье детей и подростков самые разные. Одна из них состоит в недооценке значения валеологического воспитания в деле формирования здоровья физического и духовного, воспитания личности на всех уровнях: государственном, областном, районном. Как подчеркивается в «Концепции физического воспитания и здоровья детей и подростков», образовательные учреждения главным образом ориентированы на изучение окружающего мира и по сути дела не воспитывают гармонично развитую личность с адекватным отношением к интеллектуальному, психическому и телесному здоровью. В них практически отсутствует целенаправленная систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей и подростков, просветительская работа с родителями. Такое положение обнажает противоречия между: объективной необходимостью развития валеологического воспитания и субъективной недооценкой его роли в жизни человека и общества; процессом саморазвития личности и системой традиционного воспитания; потребностями общества в физически здоровых, интеллектуально развитых личностях и существующим консерватизмом в содержании методов обучения и воспитания; потребностью в профессионально грамотных специалистах, знающих проблемы валеологического воспитания и умеющих разрешать их средствами физической культуры и спорта, и отсутствием научно-практических рекомендаций, определяющих возможность удовлетворить эти запросы практиков. Разрешению указанных противоречий в значительной мере может помочь введение в учебно- воспитательный процесс образовательных учреждений комплексной системы валеологического воспитания личности учащихся.
Много детей, молодежи и взрослых расточительно относятся к своему здоровью. К сожалению, в педагогике и практике образовательных учреждений все еще бытует воспитание у детей и подростков потребительского отношения к жизни. Многое в их поведении объясняется установкой на вседозволенность, на беспечное отношение к самому себе. Причинами этого являются незнание ими особенностей своего развития, несформированность умений и навыков ведения здорового образа жизни, отсутствие систематического семейного и школьного воспитания в этом направлении.
Цели:
 Содействовать формированию ключевых здоровьесберегающих компетентностей учащихся средствами естественнонаучного образования.  Создание условий для образовательного пространства, способствующего самореализации и социализации личности.
Для достижения поставленных целей был определен следующий круг задач:
 Введение учащихся в курс актуальных проблем всего населения Земли, связанных с понятиями «валеология» и «здоровый образ жизни»;  Возможность учащихся выявить собственную мотивацию к ЗОЖ;  Учащиеся имели опыт открытого доверительного общения по проблемам ЗОЖ;  Продолжать исследовательскую деятельность учащихся и сформировать потребность учащихся к самореализации;  Изучать опыт работы учителей естественнонаучного цикла округа, города, страны;  Продолжать работу по созданию информационного банка данных передового педагогического опыта по здоровьесберегающим аспектам;  Внедрять и апробировать новые педагогические технологии. Проанализировав программу и содержание учебного материала по биологии, я пришла к выводу, что на основе содержания многих учебных тем можно организовать валеологическое образование школьников. Создать такую среду, в рамках которой станет возможными не только санитарно - гигиеническое просвещение, но и самопознание, самосовершенствование, постановка смысловых проблем, касающихся понимания сущности здорового образа жизни, выработка индивидуально способа деятельности. Методические принципы состоят в том, чтобы, во-первых, дать школьнику необходимую информацию о нем самом и вооружить его способами получения такой информации; во- вторых, помочь ему в смыслотворческой деятельности или предоставить возможность из многообразия предложенных учителем решений валеологических проблем сделать свободный выбор тех из них, которые ему наиболее подходят. Самым адаптированным в решении валеологических проблем является, конечно, курс «Человек», но и другие не являются исключением (приложение 1). Действующая ныне программа обучения биологии в средней школе, в том числе и курс «Человек», ставит, прежде всего, задачу изучить научные идеи, теории для формирования мировоззрения учащихся. Как эти теории связаны с современным укладом жизни человека, и какое влияние они оказывают на трудоспособность, долголетие и здоровье, к сожалению, в программе почти ничего не сказано. Перед планированием конкретной работы по формированию валеологического мышления школьников, я должна была выяснить: есть ли в жизненных планах учащихся
программа здоровья? Считают ли они здоровье одной из важнейших ценностей жизни? От чего так мало современная молодежь думает и говорит об этом? Почему в молодежной среде существуют такие явления, как пьянство, никотиновая эпидемия, наркомания? На основе анализа полученных данных разработала или отобрала из существующих валеологических источников анкеты, тесты, задания практического исследовательского характера, информацию, способную вызвать интерес учащихся. Воспитание и обучение на уроках преимущественно провожу в игре или групповой и индивидуальной творческой деятельности. Считаю, что в свободной игровой и творческой деятельности, главным образом через подражание, практические действия, озарение и другие формы продуктивного поведения, должно осуществляться воспитание здорового образа жизни и формирование здоровья. По-моему, весомый вклад в формирование мотивации ЗОЖ вносят анкетирования, тестирования направленные на самоисследование и самооценку. Именно по их результатам учащиеся могут при желании разработать индивидуальную программу, направленную на решение выявленных проблем. Конечно, проводимое только в рамках уроков валеологическое образование, не может быть настолько эффективным, чтобы все дети прониклись этой проблемой. Проведя беседы, анкетирование среди учащихся разных возрастных групп, я выяснила, какие именно проблемы ЗОЖ их волнуют, в каких они не ориентируются вовсе. Из проведенных мероприятий валеологического содержания за последние 3 года наиболее эффективными являются: круглый стол «СПИД шагает по планете», «Как сказать наркотикам нет?»; классный час «Ты то, что ты ешь». Эти мероприятия отмечала массовость, желание учащихся участвовать в исследованиях по рассматриваемым проблемам, умение отстаивать собственную точку зрения и использовать для этого биологические знания.
Итогом
целенаправленной работы по теме «
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В

ПЕРПОДАВАНИИ

БИОЛОГИИ
» считаю соответствие поставленных задач с результатом:  Введение учащихся в курс актуальных проблем всего населения Земли, связанных с понятиями «валеология» и «здоровый образ жизни».  Возможность учащихся выявить собственную мотивацию к ЗОЖ.  Учащиеся имели опыт открытого доверительного общения по проблемам ЗОЖ.  На основе диагностики и самоанализа имели возможность осознать имеющиеся личностные ресурсы, способствующие формированию здорового жизненного стиля и эффективного поведения: 1. Я – концепции (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам). 2. Определения собственной системы ценностей, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение, решать жизненные проблемы.
 Знакомство с альтернативными способами получения радости и удовольствия без употребления алкоголя, наркотиков, курения.  Приобрели знания по формированию гигиенических навыков с целью профилактики инфекционных и соматических заболеваний, связанных с нарушением физиологических и психологических функций организма.
Критерием эффективности данной работы является:
 Знание учащимися правил общественной и личной гигиены;  Умение использовать биологические знания для осознания причин в отклонении психического и физического развития;  Умение обосновывать с биологических позиций вредное влияние на организм никотина, наркотиков, алкоголя; снижение курильщиков, особенно девочек, посещающих элективные курсы и кружки.  Желание получить дополнительные знания по проблемам ЗОЖ, формирование интереса к исследовательской деятельности: написание докладов, рефератов, книги - самиздата «Как я расту и взрослею», исследование по проблемам курения в школе, гигиене питания, способам закаливания.  Желание принимать участие в театрализованных представлениях, выступать на классных и внеклассных мероприятиях с результатами собственного исследования. Серьезным препятствием в работе по изучаемой проблеме, является недостаток современных учебных фильмов, валеологической литературы, отражающей современное состояние проблемы, тренингов для учащихся, рекомендуемых специалистами психологами и педагогами. Работать есть над чем.
Цели и задачи на следующий 2016-2017 учебный год:
 Продолжить заботиться о здоровье детей, заниматься их просвещением, формированием внутренней мотивации ЗОЖ;  Проводить валеологические исследования;  Совершенствовать свои профессиональные знания и умения в области валеологии, физиологии и психологии человека, и организации учебной деятельности учащихся с использованием здоровьесберегающих технологий.

Приложение 1

Программа валеологического образования школьников основной ступени обучения

на уроках биологии
Название курса биологии Тема С в е д е н и я н е о бход и м ы е д л я формирования валеологического мышления Знания, умения, навыки и привычки школьника Вариативные методы усво ения правил ЗОЖ Многообразие живых организмов Царство прокариоты Понятие о болезнетворных и не болезнетворных бактериях. Пути р а с п р о с т р а н е н и я м и к р о б о в , вызывающих заболевания у людей: водный, воздушный, грязные руки, загрязненные пищевые продукты, н а с е к о м ы е . П о н я т и е о дезинфекции. Мыть руки с мылом перед едой, после л ю б о го з а г р я з н е н и я , у ход а з а животными. Мыть овощи и фрукты. При кашле и чихании закрывать рот н о с о в ы м п л а т ко м . С о б л ю д а т ь гигиенические правила при общении с б о л ь н ы м и и н ф е к ц и о н н ы м и заболеваниями и правила гигиены внешней среды: п р о в е т р и ва н и е , влажная уборка, уничтожение мух. Употреблять только питьевую воду. Царство грибы Понятие о грибковых заболеваниях кожи, ногтей, волос. Пути передачи грибковых заболеваний. Понятие о ядовитых грибах Соблюдать правила личной гигиены в банях, бассейнах, после контакта с животными. Следить за чистотой ног, иметь индивидуальное полотенце, не надевать чужую обувь. Уметь различать ядовитые грибы и оказывать первую помощь при отравлении грибами. Игра «Грибное царство». Круглый стол: «Как сохранить ногти, волосы и кожу от грибковых заболеваний». Высшие растения Ядовитые растения. Знакомство с наиболее опасными растениями нашей местности. Не собирать и не употреблять в пищу неизвестные растения. Уметь оказывать помощь при отравлении. Игра: «Путешествие в ст р ану Легумию». Одноклеточны е животные Паразитические простейшие и способы заражения дизентерийной амебой, лямблиозом, малярией. Соблюдать правила личной гигиены при приеме пищи, необходимость маркировки кухонного инвентаря. Не заниматься самолечением. Ученическое исследование «Как живут паразитические простейшие?» Тип плоские и круглые черви Циклы развития паразитических червей. Строго соблюдать правила личной гигиены. Употреблять в пищу хорошо проваренные рыбу и мясо. Обязательно проходить медосмотр. Интеллектуальная игра «Чтобы не заболеть». Тип членистоногие Нас екомые - п е р е н о сч и к и заболеваний: мухи, вши, тараканы. Клещи – переносчики клещевого э н ц е ф а л и т а Я д о в и т ы е членистоногие. Соблюдать правила личной гигиены и гигиены жилища. Уметь бороться с вредными членистоногими, иметь п ред ст авлен и е о з а б о л е в а н и я х , связанных с ними. Соблюдать правила профилактики клещевого энцефалита, уметь казать помощь при укусе ядовитым членистоногим. К о н к у р с т в о р ч е с к и х р а б о т «Насекомые и здоровье человека». Позвоночные животные Яд ов и ты е зм е и . Б е ш е н с т в о . Правила поведения при встрече со змеей и больным животным. Уметь отличать ядовитых змей и больных животных. Уметь оказать помощь при укусе змеи. Обязательно обращаться в медучреждение за Л е к ц и я в р ач а « Б е ш е н с т в о » , практикум «Помоги себе сам».
квалифицированной помощью.


В раздел образования