Автор: Уленкова Ольга Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №125" Населённый пункт: Брянск Наименование материала: Занятие Тема: Путешествие в город математических загадок Раздел: дошкольное образование
Непосредственно образовательная деятельность по
формированию элементарных математических
представлений
Тема: «Путешествие в город
математических загадок»
Воспитатель: Уленкова О.А.
Виды детской деятельности:
Игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, познавательно-
исследовательская.
Цели:
- познакомить детей с новым понятием – развертка геометрических тел, на
примере цилиндра;
- закрепить прямой и обратный счет до 20, счет десятками до ста, знание
двухзначных чисел и раскладывание их на разрядные слагаемые, зание
отрицательных чисел;
- продолжать формировать представление у детей об арифметических
действиях: сложение, вычитание на числовой прямой;
- упражнять в составлении и решении задач;
- закрепить знания у детей об отрезке, прямой, луче;
- развивать у детей логическое мышление, способность понимать юмор,
плутовские истории.
Материал и оборудование
Нарисованные: река, луч, отрезок, прямая, цифра, двузначные числа.
Геометрические тела: куб, шар, цилиндр.
Игрушки: сова, заяц, белка, ежик.
Счетные палочки, цифры на магнитах, сказочные цифры от 1 до 9, сказочные
театр.
Содержание организационной деятельности
Вводная часть. Создание эмоционального настроя и мотивации.
- Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Мы отправляемся в гости нашим
сказочным цифрам. Они прислали нам чудесный мешочек. Давайте
посмотрим, что в нем ( достаю конверт и в волшебный клубочек, открываю
конверт и читаю вслух)
«Дорогие ребята! Мы приглашаем вас в наш город «Математика». Мы хоти
встретиться с вами, посмотреть какими вы стали умными, находчивыми,
пытливыми, знающими Ваш путь будет сложным, с множеством
математических препятствий, но мы думаем, что вы их преодолеете. А
волшебный клубочек бет указывать дорогу в наш город. До встречи! Ваши
цифры».
Основная часть
- Ребята, вы хотите встретиться с нашими цифрами? (ответы детей)
- Прежде чем мы отправимся в путь, давайте проведем математическую
разминку. Поиграем в игру «Считай дальше».
Саша, посчитай от 14 до 20.
Маша, от 20 до 10.
Софья, посчитай десятками до 100.
Боря, от 100 до 10.
- Молодцы, ребята я вижу, что у меня дети умные, сообразительные,
внимательные и готовы идти в гости.
- Катись, волшебный клубочек!
- Перед нами первое препятствие – река. Нам нужно перейти, не промочив
ноги. Посмотрите нам цифры приготовили детали для мостика, его нужно
построить.
- А вот и конверт. Достаю задание.
«Ребята, вы переберетесь через лужи, если правильно построите мост.
Первую дощечку вы должны положить туда, где нарисован луч, вторую –
прямая и третью – отрезок» - цифры.
- Вот это задача. Как же, нам узнать, где же луч, отрезок, прямая? (Ответы
детей, дети доказывают, чем отличаются луч, отрезок, и прямая, строят мост).
Перебрались.
Катится клубок дальше.
- Ребята, мы пришли к поляне. Смотрите, лесные звери отвернулись друг от
друга. Наверно они поссорились. Интересно из-за чего. Я вижу конверт.
«Дорогие ребята, помирите пожалуйста наших лесных зверей. Зайчик,
белка, ежик наигрались и решили отдохнуть на пеньках, а их два, им одного
не хватает». Ребята давайте сядем и попробуем им помочь. Смотрите, они
играли вот с этими предметами .
- Скажите, а вам знакомы они. Как их называют? ( Геометрические тела: куб,
шар, цилиндр).
Ребята, чем отличаются геометрические тела от геометрических фигур.
(Ответы детей).
- Молодцы. Дети, как вы думаете, пенек формой похож на цилиндр?
- Правильно. Вот если бы мы ребята взяли цилиндр, ножницы и мысленно
разрезали и развернули его, то у нас получился бы вот такой рисунок.
- Какие фигуры здесь? (прямоугольник и два круга).
- Вот этот рисунок называется «развертка».
- Почему? Потому, что мы взяли и как бы цилиндр развернули. Поэтому – это
называется «развертка».
- Повтори Саша, Миша, Софья, все вместе. Развертка.
- Посмотрите, что у меня в руках (развертка цилиндра – ответ детей). Сейчас я
её разверну, а наоборот сверну вот так и заклею. И получился у нас цилиндр,
он заметит пенек. Мы нарисуем четыре черточки. Это пенек какого дерева?
(березы). Мы справились с этой задачей. Зверюшки пока нас слушали,
отдохнули, они поиграют, а когда устанут, выберут себе пеньки для отдыха.
Ну а нам пора в путь дальше. Скажите белке, зайке и ежику до свидания.
Покатился клубочек и прикатился в «Лесную школу».
- Посмотрите, нас встретила сова. Она нам приготовила два задания, которые
мы должны решить.
Первое задание
Нарисовано что? (числовая прямая)
Что является границей числовой прямой? (О)
Числа, которые находятся правее нуля, как называются?
(положительные) Числа левее нуля? (отрицательные)
Что больше 2 или 7? Почему? (потому что семь стоит правее цифры
два, значит больше)
Что больше 2 или -5? (ответы детей)
Молодцы! С первым заданием вы справились.
Втрое задание
Оно состоит из чего? (из примеров)
Прочти, Саша, первый пример (5+3). Какой знак участвует в примере,
что он обозначает? (ответы детей)
Прочти, Полина, второй пример (8-2). Какой знак участвует в примере,
что он обозначает? (ответы детей)
Ребята, сова хочет, что вы составили по этим примерам задачи и
решили их. Давайте вспомним, из чего состоит задача? (условие,
вопрос, решение, ответ)
Правильно, условие – это история, которую вы придумывайте, задаете
вопрос, мы решаем и пишем ответ.
Составьте задачу на первый пример. (Маша составляет задачу, задает
вопрос, мы решаем, проверяем на числовой прямой и пишем ответ)
Вторую задачу придумывает Ильюша
Молодцы! Вы достойно справились с заданиями совы, в благодарность она
хочет с вами поиграть в игру «День и ночь» (дети играют).
Прощаемся с совой.
- Ребята, я вижу математический город и сказочные цифры, но они во
дворце, а вперед выставили свои портреты и приготовили задания для вас:
Пока они шли, чтобы вас встретить, все перепутались. Нужно поставить
их по порядку (дети выполняют). Молодцы.
А теперь они хотят поиграть в игру «Найди, кто спрятался». Вы
закрываете глаза, а я прячу цифры (дети играют). И с этим заданием
справились
Назовите соседей числа 5,17,26.
Ребята, скажите, какое число нам составили цифры из счетных палочек
(ответы детей 22,13).
Сколько десятков, сколько единиц. Молодцы, и с этим заданием
справились. И вам открылись двери в сказочную страну.
- Посмотрите, нас встречают цифры. Здравствуйте, они рады вас видеть,
таких взрослых, умных, а вы рады видеть их? Мы не виделись почти два
года, но вспоминали на занятиях, когда проходили астрономию.
- Какая цифра связана с нашим Солнышком – Царь 1, с луной Царица 2, с
планетой Марс – Принц 3.
- Какие стихи вы можете вспомнить про любую цифру? (дети вспоминают
стихи, читают)
- Ребята, нам пора возвращаться. Дорога назад долгая, но нам решили
цифры помочь, они дают план короткого обратного пути и ещё золотой
конверт с сюрпризами. Давайте попрощаемся с цифрами, сядем и
нарисуем свой путь возвращения в детский сад. До свидания цифры!
(дети садятся за столы).
- Вы видите точку – математический город, другая – детский сад. Слушаем
внимательно, все готовы (ответы детей)? Поставили карандаши на точку
математический город. Начинаем.
- Две клеточки вверх, три клеточки вправо, три клеточки вверх, пять
клеточек вправо, две клеточки вниз, две клеточки влево и две клеточки
вниз.
- Все попали в точку, где написано детский сад? (все) Молодцы, я
поздравляю, мы вернулись в группу.
3. Рефлексия
- Вам понравилось занятие? С каким новым математическим понятием вы
познакомились ? (ответы детей)
- Давайте откроем конверт с секретом. (достаю приглашение) «Дорогие
ребята группы «Звездочка» на следующее занятие мы приглашаем вас на
остров математических знаков. Ваши знаки «+» и «-»!»
- Но это ещё не все, за вашу смекалку, ум, находчивость Царь 1 передал
золотые медали (раздаю медали).
- Наше занятие подошло к концу.
-