Напоминание

Урок по теме :" Внутренняя среда организма. Кровь"


Автор: Журавлева Людмила Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ СОШ №32
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: конспект урока
Тема: Урок по теме :" Внутренняя среда организма. Кровь"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок по биологии учитель: Журавлева Л.В. г.о. Саранск Тема урока: Внутренняя среда организма. Кровь.
Цель:
Создать организационные и содержательные условия для формирования у учащихся опыта самосознания, рефлексии, диалогичности, самостоятельности в творче- стве и развития интереса к себе, серьезного и ответственного отношения к своему здоро- вью, важного общего понятия о внутренней среде организма, значении постоянства вну- тренней среды и дать первоначальное понятие о составе крови, ее функции, свертывании крови .
Задачи урока:
 Формировать контекстное видение предметного материала.  Формировать способности к творческому, креативному мышлению в рамках изуча- емой темы.  Сформировать знания о составе крови и её функциях, роли свёртывания в предохранении организма от потерь крови, значении переливания крови;  Раскрыть материал о необходимости сохранения постоянного солевого состава плазмы крови.  Научить осмысленно излагать материал, работать с лабораторным оборудованием ,понимать сущность биологических процессов (свертывания крови) .  Сформировать умение распознавать и определять форменные элементы крови чело- века, давать им характеристику, понимать какую функцию выполняет кровь.  Пробудить интерес к анализу биологического объекта, к себе как биологическому объекту и личности.  Воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью.  Развивать умения работать индивидуально и в группе и, анализировать ответы то- варищей, делать выводы.
Тип урока:
комбинированный.
Методы обучения:
словесный, практический
Оборудование:
презентация: «Внутренняя среда организма. Кровь.», электронный атлас для школьника «Анатомия 8-9 классы», дополнительный материал для учащихся по теме. Учебно-наглядный комплекс: учебник Л.В Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев «Биология. Че- ловек 8 класс». Лабораторный лист ученика. Составление кластера.
Ход урока:

Организационный момент.

Индукция
(создание эмоционального настроя) Доклад командира класс Учитель: Класс вольно. Всем доброе утро. Я надеюсь на очень плодотворную работу.
Девиз урока:
«Дойти можно лишь тогда, когда идешь, узнать можно лишь тогда, когда учишься» вьетнамская пословица
Актуализация опорных знаний.
-С понятием среды мы с вами уже встречались при изучении зоологии - Что же такое среда для животного организма? -Какие среды жизни животных вы знаете? -А для человека, что является средой обитания , если мы знаем , что человек относится к царству животных? 1
-Но ведь человек существо не только биологическое , но и социальное и человек может приобрести черты человека и ощутить себя человеком только находясь в человеческом об - ществе , наверно недостаточно отнести к среде его жизни только наземно - воздушную и указать влияющие на него компоненты окружающей живой и неживой природы. Есть еще что- то, что является значимым именно для него. -А что значит среда обитания для вас? -Я предлагаю вам описать среду своего обитания. Где обитаете вы? В какой среде вы жи - вете? Какая среда для вас самая важная, самая комфортная? Какова среда вашего окруже - ния? -Скажите, а среда может влиять на жизнь человека, его мировоззрение, его дальнейшую жизнь?
Реконструкция
(рынок гипотез) -Мы все время говорили о среде, в которой живет организм, но целый организм состоит из клеток , ведь клетка является элементарной единицей всего живого -Что будет , является средой для клеток, из которых этот организм состоит? -С чем грани- чат клетки, от чего зависит их жизнь? СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА НА ДОСКЕ - Как вы думаете ,о чем сегодня речь? -Мы работаем в лаборатории , все полученные данные мы будем вносить сегодня в спе- циальные лабораторные листы, отметим на них число, и запишем тему урока , которую вы сформируете сами .
Изучение нового материала

-
Прочитайте пр.№17 Компоненты внутренней среды и найдите ее составляющие. Все данные запишите в схему №1
Обсуждение изученного материала
1.Лимфа – это компонент внутренней среды, она перемещается по лимфотическим сосу- дам и лимфотическим капиллярам , которые поглощают избытки тканевой жидкости. Все лимфотические сосуды образуют 1 лимфотический проток ,через который лимфа попадает в кровь). 2.Тканевой жидкости -около 26% от массы тела. Именно в ней находятся все клетки. Она состоит из 95% воды, еще в ее состав входят: минеральные соли, белки и др. органи- ческие вещества, а также кислород и углекислый газ. Из тканевой жидкости клетки по- лучают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада , кото- рые поступают потом обратно в кровь и ею уносятся.) 3.Кровь- жидкость, циркулирующая в кровеносной системе животных и человека. Она приходит в соприкосновение со всеми тканями организма, обеспечивая возможность об- мена веществ в организме. Общее количество крови в организме 7% его веса
,
по объему это 5-6 литров у взрослого человека и 3 литра – у подростков Жидкая соединительная ткань. Она циркулирует по замкнутой системе сосудов и непосредственно с другими тканями тела не сообщается.
Объяснение учителя
( работа с лабораторным листом) -Термин «внутренняя среда» предложил французский физиолог Клод Бернар (1878 г) -Внутренняя среда человека постоянна, постоянство внутренней среды называется -Гомео- стаз. Параметры гомеостаза или их еще называют биологические константы это- темпе - ратура тела, артериальное давление, состав крови, пульс и т.д.Понятие гомеостаз ввел в 1929 году американский физиолог У. Кеннон. Я обращаю ваше внимание на 3 компонент внутренней среды - это кровь - Мефистофель, предлагая Фаусту подписать союз с нечистой силой, говорил: «Кровь, надо знать, совсем особый сок». В этих словах отражается мистическое верование в кровь, как в нечто таинственное. За кровью признавали могучую и исключительную силу. Кро - вью скрепляли священные клятвы. Жрецы заставляли своих деревянных идолов «плакать кровью», древние греки приносили кровь в жертву своим богам. Некоторые философы 2
Древней Греции считали кровь носителем души. Древнегреческий врач Гиппократ считал, что в крови здоровых людей здоровая душа.
ПРИЕМ :Сопоставьте два факта:
1) Человек, раненный в ногу или руку, погибает только от большой потери крови, даже если все внутренние органы целы и здоровы. 2) Переливание крови другого человека раненому спасает его от смерти. Подумайте над этими фактами и объясните: А) почему человек без крови погибает? Б) какое значение имеет кровь в жизни организма человека? -Вспомните , какие органы относятся к кровеносной системе млекопитающих, какова их функция? Что вы знаете об этом? Одной из задач нашего урока является изучение клеток крови человека. - Для решения этих задач нужно выяснить, что такое кровь. Из чего она состоит, какие несет функции, какова ее роль в поддержании здоровья человека? -Действительно, кровь - самая удивительная жидкость , нашего организма. Подвижность крови - важнейшее условие жизни организма. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека или животного без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносится кислород, вода, белки и другие вещества. С развитием науки человеческий разум все глубже проникает во мно - гие тайны крови. Существует выражение: «Лицо - зеркало души». А вот некоторые медики называют кровь зеркалом здоровья человека. Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса, по объему это около 4-6 л у взрослого человека и около 3 -4 л у подростков. Если дать крови отсто- яться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя. Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрач- ная жидкость -
плазма крови
. Она состоит из неорганических (90% - вода и различные минеральные соли) и органических веществ: белки, глюкоза, витамины, гормоны и про- дукты распада .Нижний слой – осадок темно-красного цвета, который образован
формен-

ными элементами
- клетками крови: эритроцитами и лейкоцитами, и кровяными пла- стинками – тромбоцитами.
Просмотр фильма
Итак, состав крови . Запишем его в виде схемы .
СХЕМА «СОСТАВ КРОВИ»

Прием “Удивляй”:
 Если все эритроциты одного человека уложить рядом, то получится лента 3 раза опоясывающая земной шар по экватору  Если считать число эритроцитов человека со скоростью 100 штук в минуту, то для того, чтобы пересчитать их все потребуется 450 тысяч лет  В один день костный мозг производит 320 млрд. клеток эритроцитов, в одну секун- ду – 2,5 млн. клеток - Теперь подробнее изучим форменные элементы крови по ходу моего объяснения вы про- должаете самостоятельно заполнять лабораторные листы. У вас на столах имеется допол- нительная информация
Схема №2Фоменные элементы крови

Физкультминутка.

Первичное закрепление полученных знаний

-
Состав крови является важной характеристикой состояния организма. Анализ крови – одно из часто проводимых исследований. Анализ крови может быть: 3
 Общим – показывает количество клеток крови, содержание гемоглобина, концен- трацию сахара и других веществ, а также скорость оседания эритроцитов (СОЭ). При наличии какого-нибудь воспалительного процесса СОЭ увеличивается.  Биохимическим – (для определения кол-ва белков, азота и его компонентов, липи- дов и холестерина, сахара в крови, гормонов, и т.д.)  На группу крови – у человека их 4 группы (агглютинины и аглютиногены).  На лейкоцитоз – повышение числа лейкоцитов, указывает на воспалительную реак- цию крови.  На свертываемость крови – количество протромбина указывает на скорость сверты- вания крови.  На белокровие (лейкоз) и серповидно клеточную анемию – изменение строения клеток крови. При анализе крови должны быть в норме: количество клеток крови, содержание гемогло- бина, и др. веществ, а так же СОЭ – скорость оседания эритроцитов , если кровь предохра- нить от свертывания и оставить на несколько часов в пробирке, то форменные элементы крови в силу тяжести начинают оседать, в том числе и эритроциты. Они оседают с опреде- ленной скоростью: у мужчин 2-10 мм/ч, женщин - 2-15 мм/ч. С возрастом изменяется ско- рость оседания эритроцитов. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) широко используется как важный диагностический показатель.
При наличии воспаления в организме
:
СОЭ
увеличивается. Увеличивается также и численность
лейкоцитов.
При нарушении функции красного костного мозга, недостатке в организме железа, а также при значитель - ной потере крови возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия). В кро- ви снижается количество
гемоглобина
и количество
эритроцитов
. У вас на столах лежат бланки анализов крови пациентов амбулатории поликлиники №5 г. Саранска, с учетом медицинской этики Ф.И. людей мы не называем.
Проведем медицинский консилиум

Компоненты крови

Показатели
Количество эритроцитов (1 мм ) 4,5 млн Содержание гемоглобина (1 ммоль/л) 7,5 ммоль/л Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), мм/ч 1,3 мм/ч 4
Количество лейкоцитов (1 мм ) 6 тыс Концентрация глюкозы (%) 0,5% Анализ крови данного больного выглядит следующим образом. Постарайтесь выявить на- рушения, поставить диагноз. Жалуется на слабость, головокружение, низкую работо- способность. Результаты его анализа крови выглядят следующим образом:
Компоненты крови

Показатели
Количество эритроцитов (1 мм ) 3,5 млн Содержание гемоглобина (1 ммоль/л) 5,5 ммоль/л Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), мм/ч 1,5 мм/ч Количество лейкоцитов (1 мм ) 7 тыс Концентрация глюкозы (%) 0,10 % Постарайтесь выявить нарушения, поставить диагноз. Человек жалуется на головную боль, жар, озноб, слабость, кашель, насморк. Результаты его анализа крови выглядят следующим образом:
Компоненты крови

Показатели
Количество эритроцитов (1 мм ) 4,5 млн Содержание гемоглобина (1 ммоль/л) 7,0 ммоль/л 5
Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), мм/ч 2,5 мм/ч Количество лейкоцитов (1 мм ) 11 тыс Концентрация глюкозы (%) 0,10 %
Проведем медицинский консилиум
Каждая группа должна сравнить данные анализов пациентов с нормой кровяных клеток (на экране), можно использовать карточку-подсказку определите: болен пациент или нет, и по возможности поставьте предварительный диагноз. Слово 1 ряд:
Ученик: /Анализ нашего пациента показывает, что в 2 раза упал гемоглобин, кол-во

эритроцитов также в 2 раза меньше – это наталкивает нас на мысль , что пациент

потерял значительное кол-во крови , т.е у него малокровие /анемия/
Слово 2 ряду:
Ученик:/В данном анализе СОЭ /скорость оседания эритроцитов/ превышает норму

почти в 3 раза, а количество лейкоцитов в 5 раз мы считаем, что у пациента прохо-

дит в организме воспалительный процесс и ему нужно назначить дополнительное ис-

следование, чтобы точно поставить диагноз!!!/
Слово 3 ряд:
Ученик: /Анализ нашего пациента показывает, что в 2 раза упал гемоглобин, кол-во

эритроцитов также в 2 раза меньше – это наталкивает нас на мысль , что пациент

потерял значительное кол-во крови , т.е у него малокровие /анемия/
Диагнозы поставлены, верно! Медицинский консилиум завершил свою работу.
Итог урока.
1. Лабораторные листы полностью заполнены, а это значит , что нами получены и теоретические и практические знания. 2. Медицинский консилиум проведен , диагнозы поставлены верно
РЕФЛЕКСИЯ
На ваших столах лежат листочки с изображением смешных рожиц ,разного на- строения. Выберите тот, который соответствует вашему настроению, рабочему со- стоянию. На доске у нас с вами сердце человека. Давайте создадим ему настрое - ние. Что вы чувствовали на уроке (отметьте нужное) 6

Домашнее задание:
параграф 17 , желающие могут подготовить сообщение «Что такое иммунитет?» Урок закончен, всем большое спасибо. Приложение 1 При анализе крови должны быть в норме: количество клеток крови, содержа- ние гемоглобина, и др. веществ, а так же СОЭ – скорость оседания эритроци- тов , если кровь предохранить от свертывания и оставить на несколько часов в пробирке, то форменные элементы крови в силу тяжести начинают оседать, в том числе и эритроциты. Они оседают с определенной скоростью: у муж- чин 2-10 мм/ч, женщин - 2-15 мм/ч. С возрастом изменяется скорость оседа- ния эритроцитов. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) широко использует- ся как важный диагностический показатель. 7

При наличии воспаления в организме
: СОЭ увеличивается. Увеличивается также и численность лейкоцитов При нарушении функции красного костного мозга, недостатке в организме железа, а также при значительной потере крови возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия). в крови снижается количество гемоглобина и количество эритроцитов .
Анализ крови здорового человека.



Компоненты крови

Показатели
Количество эритроцитов (1 мм ) 4,5 млн Содержание гемоглобина (1 ммоль/л) 7,5 ммоль/л Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), мм/ч 1,3 мм/ч Количество лейкоцитов (1 мм ) 6 тыс Концентрация глюкозы (%) 0,5% 8

Приложение 2

Клетки крови и их функции.

Название клетки крови

Кол-во в 1 мм

3

и форма

Место образо-

вания

Срок

жизни

клетки

Место раз-

рушения

Функции
ЭРИТРОЦИТЫ С греческого «Эритрос» - красный «Цитос» - клетка Красные кровяные клетки Красный цвет эритроцита за- висит от особого вещества -
гемоглобина,
который присоединяет к себе кисло- род. Клетки напоминают губку, поры которой заполнены ге- моглобином
Так же клетки не содержат

ядро, и не могут размно-

жаться , место ядра занял

гемоглобин!!!
У муж. – 4,5-5 млн, у жен.4- 4,5млн. Всего в крови человека 25 триллионов . их общая пло- щадь в 1500 раз больше пло- щади человеческого тела, что обеспечивает им захватить и перенести такое кол-во кисло- рода , которое полностью обеспечивает жизнедеятель- ность органов и тканей!!! Форм аэритроцита - Двояко- вогнутый диск – эта форма позволяет увеличить площадь клетки Так как эритро- циты сами не могут размно- жаться , их об- разование происходит в красном кост- ном мозге От 30 до 130 дней Селезенка и печень Перенос кислорода ко всем органам и тканям и углекислый газ к легким. ТРАНСПОРТ- НАЯ На стр. 85 нашего учебника найдите на- звание вещества , ко- торое получается при присоединение гемо- глобина с кислородом /оксигем- глобин/ Он имеет светлую окраску – поэтому артериальная кровь – алая, а гемо- глобин без кислорода – темного цвета , поэтому венозная кровь- темно-красная. 9
ЛЕЙКОЦИТЫ Белые кровяные клетки, бес- цветные. Это самые крупные клетки крови, шаровидной формы имеющие ядро От 5 до 10 тыс. Обладают Амебоидныме движением Красный кост- ный мозг, вилоч- ковая железа / тимус/ , селезен- ке, лимфатиче- ских узлах От 3 ча- сов до 5 суток, некото- рые несколь ко лет Места ра- нений и воспалений Распознавание и уни- чтожение чужеродных соединений и клеток, которые оказываются во внутренней среде организма ЗАЩИТА и ТРАНС- ПОРТ ТРОМБОЦИТЫ Кровяные пластинки 150-400 тыс.
Не содержат ядро
Красный кост- ный мозг. 5-7 су- ток, Места ра- нений, се- лезенка Свертывание крови при ранении. При ранении , когда кровь выходит из со- суда тромбоциты сли- паются и разрушают- ся, выделяя различные ферменты и вызывая химические реакции , которые ведут к свер- тываемости крови. 10
11


В раздел образования