Напоминание

КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ В ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ


Автор: Винарова Юлия Рауфовна
Должность: сТУДЕНТ: 44.03.03 - Специальное (дефектологическое)образование; Профиль: Логопедия
Учебное заведение: ШАДРИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Населённый пункт: КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ В ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ В ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ Винарова Юлия Рауфовна студент 4 курса заочного отделения В настоящее время готовность к школьному обучению рассматривается как определенный уровень интеллектуального, волевого, речевого развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Значение этой составляющей готовности к школьному обучению особенно явно выступает в случаях ее несформированности, что наблюдается у детей с общим недоразвитием речи. Цель моего исследования – изучить особенности коррекционно-логопедической работы по преодолению трудностей в подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи 3 уровня. Объект исследования – процесс готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе. Предмет исследования – процесс коррекционно-логопедической работы по преодолению трудностей в подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи 3 уровня. Гипотеза исследования: - у детей с общим недоразвитием речи уровень готовности к школьному обучению ниже, чем у их сверстников, имеющих нормальное речевое развитие; - формирование речи как составляющей готовности к школьному обучению будет эффективным, если в процессе коррекционного обучения учитывать не только уровень речевого развития, но и дифференциации звуков на слух, усвоение навыков письма. Методологической основой исследования являются теоретические положения ряда авторов о теории речевой деятельности: А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева; о структуре речевого дефекта при ОНР: Л.Ф. Спировой, Г.И. Жаренковой, Р.И. Лалаевой, О.Н. Усановой, Т.А. Фотековой, Г.И. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой, Т.Д. Барменковой, а также исследования прикладного характера о подготовке детей с ОНР 3 уровня к школе и общению в школе. Практическая значимость – материал может быть использован в работе воспитателей дошкольного образовательного учреждения, логопеда, а так же иметь
значимость для родителей. Специальная подготовка детей к школе – это получение ребенком знаний и умений, обеспечивающих ему успешное усвоение содержания обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир) [Козлова]. Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нужно понимать такую форму речевой аномалии, при которой происходит нарушение развития всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи [Поваляева]. Опытно-экспериментальная работа представляла собой обследование готовности ребенка к школьному обучению. Для ее проведения была сделана выборка методик, по каждой из которых были разработаны шкальные оценки, соответствующие возрастным особенностям детей 6-7 лет. Методика №1. Дифференциация звуков на слух [М.Н. Ильина]. Методика № 2 Определение речевой готовности к школе [Т.А. Фотекова]. Методика 3. «Узоры» и «линии» [В. Мытацин] Дифференциация звуков на слух [М.Н. Ильина] 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% Рис. 1. Сводные данные готовности детей к школьному обучению, % - высокий уровень - средний уровень - низкий уровень
Для того, чтобы подготовить детей к школьному обучению, необходимо составить коррекционно-логопедическую программу, направленную на подготовку детей к школе. А также разработать консультации для родителей по выполнению домашних заданий логопеда и подготовке детей к школьному обучению. Примерный перечень групповых занятий на одну неделю для коррекционно- логопедической работы по подготовке детей с ОНР 3 уровня к школе (без учета индивидуальных занятий по постановке звуков)
Зима
Фонетико- фонематическое занятие Звук [З-С] Лексико- грамматич.занятие Развитие семантического поля слова «снег». Практическое закрепление в речи детей глаголов прошедшего времени. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. 1. Продолжать развивать умение ориентироваться в понятиях: "гласный и согласный звук", "слово". 2. Познакомить детей с согласными звуками: З. Учить выделять эти звуки из ряда звуков, слогов, слов. 3. Учить производить звуковой анализ и синтез прямых и обратных слогов с пройденными звуками. 4. Учить анализировать слова с пройденными буквами. 5. Продолжать развивать умение придумывать слово на заданный звук. 6. Развивать навык определения первого и последнего звука в слове. Развитие зрительно- пространственной ориентировки, графомоторных навыков. 1. Продолжать учить ориентироваться на звуковой линейке: (находить начало, середину, конец), на листе бумаги. 2. Упражнять детей в узнавании пройденных букв с недостающими элементами, наложенных друг на друга букв, учить выгибать буквы из проволоки. 3. Развивать навык рисования букв по опорным точкам.
0% 20% 40% 60% 80% 100% 120% высокий средний низкий Результаты контрольного эксперимента показали, что в экспериментальной группе уровень готовности детей к школьному обучению выше, чем в контрольной, что говорит о положительных результатах коррекционно-логопедической работы. Дети с нарушением речи в процессе исследования проявили заинтересованность к заданиям, усидчивость. У них сформировано произвольное внимание, способны сосредотачиваться на задании, хорошая переключаемость с одного задания на другое.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анастези, А. Психологическое тестирование [Текст] / Под. Ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского – М.: Наука, 2009. – 148 с. 2. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе [Текст] / Л.А. Венгер. – М.: Академия, 2008. – 194 с. 3. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2009. – 176 с 4. Дефектологический словарь [Текст]. – М.: Просвещение, - 2007. 471 с. 5. Дощицина, З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях детского сада [Текст] / З.В. Дощицина. – М.: Наука, 2011. – 148 с. 6. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / С.Н. Сазонова. – М.: Академия, 2010. – 144с.


В раздел образования