КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ В ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ
Автор: Винарова Юлия Рауфовна Должность: сТУДЕНТ: 44.03.03 - Специальное (дефектологическое)образование; Профиль: Логопедия Учебное заведение: ШАДРИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Населённый пункт: КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ Наименование материала: СТАТЬЯ Тема: КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ В ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ Раздел: дошкольное образование
КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ В ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ
ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ
Винарова Юлия Рауфовна
студент 4 курса
заочного отделения
В
настоящее
время
готовность
к
школьному
обучению
рассматривается
как
определенный
уровень
интеллектуального,
волевого,
речевого
развития
ребенка
на
протяжении всего дошкольного детства.
Значение этой составляющей готовности к школьному обучению особенно явно
выступает
в
случаях
ее
несформированности,
что
наблюдается
у
детей
с
общим
недоразвитием речи.
Цель моего исследования – изучить особенности коррекционно-логопедической
работы по преодолению трудностей в подготовке к школе детей с общим недоразвитием
речи 3 уровня.
Объект
исследования
–
процесс
готовности
детей
дошкольного
возраста
к
обучению в школе.
Предмет
исследования
–
процесс
коррекционно-логопедической
работы
по
преодолению трудностей в подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи 3
уровня.
Гипотеза исследования:
- у детей с общим недоразвитием речи уровень готовности к школьному обучению
ниже, чем у их сверстников, имеющих нормальное речевое развитие;
- формирование речи как составляющей готовности к школьному обучению будет
эффективным, если в процессе коррекционного обучения учитывать не только уровень
речевого развития, но и дифференциации звуков на слух, усвоение навыков письма.
Методологической основой исследования являются теоретические положения ряда
авторов о теории речевой деятельности: А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева; о
структуре речевого дефекта при ОНР: Л.Ф. Спировой, Г.И. Жаренковой, Р.И. Лалаевой,
О.Н.
Усановой,
Т.А.
Фотековой,
Г.И.
Каше,
Н.А.
Никашиной,
Л.Ф.
Спировой,
Т.Б.
Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой, Т.Д. Барменковой, а также исследования
прикладного характера о подготовке детей с ОНР 3 уровня к школе и общению в школе.
Практическая
значимость
–
материал
может
быть
использован
в
работе
воспитателей
дошкольного
образовательного
учреждения,
логопеда,
а
так
же
иметь
значимость для родителей.
Специальная подготовка детей к школе – это получение ребенком знаний и умений,
обеспечивающих ему успешное усвоение содержания обучения в первом классе школы по
основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир) [Козлова].
Под
общим
недоразвитием
речи
у
детей
с
нормальным
слухом
и
первично
сохранным интеллектом нужно понимать такую форму речевой аномалии, при которой
происходит нарушение развития всех компонентов речевой системы, относящихся как к
звуковой, так и к смысловой стороне речи [Поваляева].
Опытно-экспериментальная работа представляла собой обследование готовности
ребенка к школьному обучению. Для ее проведения была сделана выборка методик, по
каждой из которых были разработаны шкальные оценки, соответствующие возрастным
особенностям детей 6-7 лет.
Методика №1. Дифференциация звуков на слух [М.Н. Ильина].
Методика № 2 Определение речевой готовности к школе [Т.А. Фотекова].
Методика 3. «Узоры» и «линии» [В. Мытацин]
Дифференциация звуков на слух [М.Н. Ильина]
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
Рис. 1. Сводные данные готовности детей к школьному обучению, %
- высокий уровень
- средний уровень
- низкий уровень
Для того, чтобы подготовить детей к школьному обучению, необходимо составить
коррекционно-логопедическую программу, направленную на подготовку детей к школе. А
также
разработать
консультации
для
родителей
по
выполнению
домашних
заданий
логопеда и подготовке детей к школьному обучению.
Примерный
перечень
групповых
занятий
на
одну
неделю
для
коррекционно-
логопедической
работы
по
подготовке
детей
с
ОНР
3
уровня
к
школе
(без
учета
индивидуальных занятий по постановке звуков)
Зима
Фонетико-
фонематическое
занятие
Звук [З-С]
Лексико-
грамматич.занятие
Развитие семантического поля слова «снег».
Практическое закрепление в речи детей глаголов
прошедшего времени.
Развитие навыков
звукового анализа и
синтеза.
1. Продолжать развивать умение ориентироваться в
понятиях: "гласный и согласный звук", "слово".
2. Познакомить детей с согласными звуками: З.
Учить выделять эти звуки из ряда звуков, слогов,
слов.
3. Учить производить звуковой анализ и синтез
прямых и обратных слогов с пройденными звуками.
4. Учить анализировать слова с пройденными
буквами.
5. Продолжать развивать умение придумывать слово
на заданный звук.
6. Развивать навык определения первого и
последнего звука в слове.
Развитие зрительно-
пространственной
ориентировки,
графомоторных
навыков.
1. Продолжать учить ориентироваться на звуковой
линейке: (находить начало, середину, конец), на
листе бумаги.
2. Упражнять детей в узнавании пройденных букв с
недостающими элементами, наложенных друг на
друга букв,
учить выгибать буквы из проволоки.
3. Развивать навык рисования букв по опорным
точкам.
0%
20%
40%
60%
80%
100%
120%
высокий
средний
низкий
Результаты контрольного эксперимента показали, что в экспериментальной группе
уровень готовности детей к школьному обучению выше, чем в контрольной, что говорит о
положительных результатах коррекционно-логопедической работы.
Дети с нарушением речи в процессе исследования проявили заинтересованность к
заданиям, усидчивость. У них сформировано произвольное внимание, способны
сосредотачиваться на задании, хорошая переключаемость с одного задания на другое.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Анастези,
А.
Психологическое
тестирование
[Текст]
/
Под.
Ред.
К.М.
Гуревича, В.И. Лубовского – М.: Наука, 2009. – 148 с.
2.
Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе [Текст] / Л.А. Венгер. – М.:
Академия, 2008. – 194 с.
3.
Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] /
Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2009. – 176 с
4.
Дефектологический словарь [Текст]. – М.: Просвещение, - 2007. 471 с.
5.
Дощицина, З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в
условиях детского сада [Текст] / З.В. Дощицина. – М.: Наука, 2011. – 148 с.
6.
Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи
[Текст] / С.Н. Сазонова. – М.: Академия, 2010. – 144с.