Развитие музыкального и фонематического слуха у детей с ограниченными возможностями развития в процессе ознакомления с русскими народными сказками
Автор: Огурцова Галина Николаевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №43" г. Владимира Населённый пункт: город Владимир Наименование материала: опыт работы Тема: Развитие музыкального и фонематического слуха у детей с ограниченными возможностями развития в процессе ознакомления с русскими народными сказками Раздел: дошкольное образование
Управление образования администрации г. Владимира
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное
Учреждение
« Детский сад № 43» г. Владимира
Обобщение опыта работы
музыкального руководителя Огурцовой Галины Николаевны
по теме:
Развитие музыкального и фонематического слуха у
детей с ограниченными возможностями развития в
процессе ознакомления с русскими народными
сказками .
г. Владимир
Содержание
1.Тема опыта
2.Условия возникновения, становления опыта
3.Актуальность и перспективность опыта
4. Ведущая педагогическая идея
5. Теоретическая база опыта
6. Новизна и технология опыта
7.Результативность
8. Адресная направленность
9. Приложения
1.Тема опыта
Инновационные подходы в системе работы над формированием музыкального и
фонематического слуха у детей с ограниченными возможностями здоровья путем показа
музыкально- танцевальных инсценировок русских народных сказок.
Описание системы работы музыкального руководителя первой квалификационной
категории МБДОУ «Детский сад № 43» г. Владимира Огурцовой Галины Николаены.
2.Условия возникновения, становления опыта.
В своей работе я широко применяю малые формы фольклора с младшими
дошкольниками с ОВЗ. Известно, что дети с ОВЗ чутко откликаются на потешки,
приговорки, попевки, загадки, умеют выслушивать сказки, прибаутки, проявляют интерес
к русским народным играм. Это забавляет, радует их, организует детское поведение.
Попевки, приговорки с давних времён создавались в народе на потеху детям. Это первые
художественные произведения, которые слышит ребёнок. Знакомство с народными
потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует
отношение к окружающему миру. Побуждаем играть в русские народные игры,
отгадывать загадки, заучивать потешки, прибаутки, русские народные песни. Все это
поможет нам развить у детей с ОВЗ слуховое внимание, речь, память, коммуникативные
навыки, творческие навыки, расширить словарный запас.
Сказка — великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и
через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. (А.Н.Толстой).
Сказкотерапия — это психотерапевтическое направление, с помощью которого ребенок
может побороть свои страхи, негативные черты личности, а также оно воспитывает,
развивает личность и, при необходимости, корректирует поведение. Это самый древний
метод воспитания и образования. Сказкатерапия очень популярна на сегодняшний день и
активно используется в работе с детьми с ОВЗ.
Этот метод очень эффективен для развития познавательных способностей, а также
речевой функции в ненавязчивой, простой и доступной для ребенка форме игры.
Помогает сформировать причинно-следственные связи и усвоить социальные нормы,
принятые в обществе.
3.Актуальность и перспективность опыта
Дети с ОВЗ сложно адаптируются в современном мире, затруднена социализация таких
детей и накопление ими положительного опыта в межличностных отношениях, и одна из
причин этого - не сформированная речь детей.
Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними
разговаривать; общаясь со своими детьми, родители редко используют устное народное
творчество.
«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и
силу из родимой груди родного слова…Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить
ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с
обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы
познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как
не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и
философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».
К.Д.Ушинский
Процесс познавания и усвоения духовной культуры должен начинаться как можно
раньше через народные песни, потешки, игры, пословицы, сказки....
Только в этом случае народное творчество оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет
устойчивый интерес .А для детей с ОВЗ обеспечит единый процесс социализации через
эмоциональное принятие ребенком себя, своей самоценности и своей связи с социальном
миром.
Использование в работе с такими детьми устного народного творчества создает уникальные
возможности решения данной проблемы:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья;
- развитие познавательных способностей;
- творческого воображения и мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный
веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.
Одно из направлений устного народного творчества -это русские народные сказки.
Музыкальные инсценировки этих сказок не только помогают решению эмоциональных и
поведенческих проблем у детей ( неврозы, застенчивость, страхи, агрессию), но и развивают
музыкальный и фонематический слух у детей.
Через русские народные сказки ребёнок не только овладевает родным языком, но и,
осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое
впечатление о ней. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в
народных праздниках духовно обогащают детей, воспитывают гордость за свой народ,
поддерживают интерес к его истории и культуре. Необходимо зажечь искорку любви и
интереса к жизни народа, к его истории и культуре, к природе России, чтобы дети хорошо
знали и уважали своё прошлое, свои истоки.
Актуальность выбранной темы обосновывается возрождением интереса к народному
творчеству; необходимостью переосмысления духовно-нравственных личностных
ориентиров дошкольника в условиях происходящих в обществе культурно-исторических
процессов; острой постановкой вопроса о разумном преобладании духовно-нравственного
начала в развитии детей над накоплением ими всевозможной информации;
многонациональностью социума (воспитание толерантности).
4. Ведущая педагогическая идея.
Ведущей педагогической идеей является обеспечение процесса социализации детей с ОВЗ
в современном мире через музыкальные инсценировки русских народных сказок.
Основными задачами работы являются:
- дать представления о различных видах русского фольклора: потешки, пословицы, загадки,
песни, сказки;
- развивать слуховое внимание, понимание речи, обогащение и активизацию словаря;
- развивать познавательные, коммуникативные способности детей на основе русских
народных сказок;
- воспитывать любовь и интерес к музыке;
- обогащать впечатления детей к разнообразным в видам музыкальной деятельности;
- развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, чувство ритма,
музыкальное мышление и воображение), развивать и активизировать речевой запас, слух
память и внимание;
- развивать голосовой аппарат и дикцию.
5. Теоретическая база опыта.
Музыка оказывает большую помощь в коррекционной работе. При грамотном подходе к
решению как коррекционных, так и общепедагогических задач дети с ОВЗ преображаются.
Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования
правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и
свойства личности, чище и грамотнее становится речь. И не зря, особенно в последние годы,
музыкальное воспитание включено в систему, в комплекс методик артпедагогики и
арттерапии в специальном образовании.
Музыкальное воспитание в логопедическом детском саду носит «симптоматический»
характер, т. е. с учетом «симптомов», характерных признаков детей с речевыми и
психическими нарушениями, и направлено помимо решения музыкальных задач на решение
задач коррекционных.
Принимая во внимание, что при нарушении речи часто наблюдаются отклонения в
двигательной сфере ребенка, моя задача состоит в том, чтобы путем особых музыкально-
ритмических упражнений, приемов исправить моторику и речь, обеспечить полноценное
развитие ребенка.
Специалисты отмечают, что коррекция движений сказывается на речи ( Р.Б. Стеркина,
К,В. Тарасова, Т.Г. Визель). На это же обращает внимание и Г.А.Волкова: « Выполнение
ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения
способствует воспитанию правильной речи, поскольку речь воспроизводится из стремления к
общению, к участию в игре, в двигательной импровизации».
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения прикасаемся к источнику народной
мудрости, творчеству многих поколений.
Значение фольклора переоценить трудно. Народное творчество выполняет воспитательно-
образовательную функцию, способствует развитию памяти. Влияет на оздоровление
организма в целом. Произведения народного творчества влияют на развитие речи детей,
обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух.
Список литературы:
Богомыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопрвождением.
Девятова Т.Н. Звук-волшебник (образовательная программа по воспитанию детей
старшего дошкольного возраста)
Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика.
Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском
саду.
Побединская Л.А. Жили-были сказки.
Медведева И., Шишова Т. Улыбки судьбы.
Овчинникова Т.С. Логопедические распевки.
Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду.
Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П. Музыкально-игровой материал для
дошкольников и младших школьников.
Каплунова И, Новоскольцева И. Цирк! Цирк! Цирк!
Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая
гимнастика и подвижные игры.
Каплунова И., Новоскольцева И. Умные пальчики.
6. Новизна и технология опыта.
Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и
обучения.
Национальная культура — это неисчерпаемый источник чувств, переживаний, эмоций
человека, представлений о красоте, истине, добре и зле.
Увидев, что дети эмоционально, заинтересованно исполняют народные песни, заклички,
активно участвуют в народных праздниках, с удовольствием разучивают и играют в
народные игры, с большим удовольствием овладевают игрой на народных инструментах, я
спроектировала свою дальнейшую педагогическую деятельность и поставила цель:
разработать систему педагогических условий, обеспечивающую приобщение детей к истокам
народной культуры.
Для этого перед собой поставила задачи:
Развивать художественно-эстетические, творческие способности детей
средствами музыкального и устного фольклора
Развивать музыкальный слух, голос путём ознакомления детей с музыкальным
фольклором.
Обеспечить взаимодействие всех субъектов образовательного процесса (дети -
воспитатели - родители - учреждения дополнительного образования) для успешного
социально личностного развития дошкольников.
Процесс работы над музыкальными инсценировками русских народных сказок оказывает
влияние на всестороннее развитие ребенка. Воспитание любви и интереса к музыке помогает
развитию музыкального восприятия и музыкального и фонематического слуха. Успешно идет
оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт
характера.
Помогает
каждому
ребенку
почувствовать
свой
успех,
самореализоваться
в
исполнении роли.
Это способствует социализации детей с ОВЗ в нашем обществе.
Тесная связь с воспитателями и специалистами , работающими в специальном дошкольном
учреждении помогает решить коррекционные задачи и задачи музыкального воспитания.
Взаимодействие
учителя-логопеда и музыкального руководителя.
Тяжелые нарушения речи у детей сочетаются с разнообразной патологией неречевых
функций. Успех преодоления речевых расстройств зависит от многих факторов и от многих
факторов и от эффективного взаимодействия всех участников коррекционного процесса.
Совместная деятельность логопеда и музыкального руководителя включает следующие
этапы:
обсуждение результатов диагностики в рамках педагогического консилиума;
перспективное планирование коррекционной работы с учетом ведущего
дефекта;
фронтальная работа по коррекции просодической стороны речи;
индивидуальная работа музыкального руководителя по запросу логопеда;
использование арттерапии на музыкальных занятиях;
адаптирование логопедом речевого материала, используемого на утренниках;
взаимный обмен информацией для совершенствования коррекционно-
развивающей работы.
Во время проведения занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и
музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют регулируют
двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность,
эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Работа с родителями
Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при
условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьёй. Свои самые первые
уроки жизни ребёнок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения
ребёнком ДОУ наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду,
для ребёнка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.
В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными
участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности
детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.
Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является
важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.
Цель: акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и
дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей.
С этой целью знакомлю родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с
достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми
в дошкольном образовательном учреждении (по желанию родителей).
В своей работе использую следующие формы взаимодействия с семьёй:
1. Музыкальная НОД (открытые музыкальные занятия).Целью является повышение
родительской компетентности в музыкальной области ( День открытых дверей):
1)Индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;
2)В сфере всех видов музыкальной деятельности по закреплению навыков и умений,
приобретённых в музыкальной НОД в детском саду.
2. Мастер-классы, занятия-практикумы.1)приобретение родителями практических навыков
музыкального развития (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика,
логоритмика...);
2) с целью знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместному
музицированию с детьми, вооружение родителей основами музыкальных знаний о
музыкальных инструментах, необходимых для воспитания здорового ребёнка (слушание,
изготовление, игра...).
3. Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с элементами
театрализации.
С целью формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и
другими детьми и взрослыми («День Матери», «День защитника Отечества», «Осенние
посиделки», «8 Марта»).
Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:
- Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
- Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;
- Подготовка отдельных номеров;
- Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;
- Помощь в оформлении помещения;
- Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.
4 Индивидуальные беседы с родителями.
5. Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в
семье. Проводятся с целью музыкального просвещения родителей, по темам:
«Музыкальное воспитание в семье через русские народные сказки»,
«Родителям о музыкальном воспитании»,
«Советы: музыкальное воспитание»,
«Как слушать музыку с ребёнком».
7.Результативность
Итоговая таблица выявления развития музыкальности детей за 2013-2014 учебный год.
(57 детей)
Показатели
Оптимальный
уровень
Высокий
уровень
Средний уровень
Низкий
уровень
Начало
года
Конец
года
Начало
года
Конец
года
Начало
года
Конец
года
Начало
года
Конец
года
Эмоциональная
отзывчивость
на музыку
8
15
6
17
25
16
18
9
Мелодический
слух
9
14
5
20
18
15
25
8
Тембровый
слух
2
6
5
10
26
27
25
15
Динамический
слух
2
6
5
10
26
27
25
15
Чувство ритма
8
16
10
17
19
15
29
9
Музыкальное
мышление и
воображение
2
6
5
10
26
27
25
15
Музыкальная
память
9
14
5
20
18
15
25
8
Итоговая таблица выявления развития музыкальности детей за 2014-2015 учебный год.
(58 детей)
Показатели
Оптимальный
уровень
Высокий
уровень
Средний уровень
Низкий
уровень
Начало
года
Конец
года
Начало
года
Конец
года
Начало
года
Конец
года
Начало
года
Конец
года
Эмоциональная
отзывчивость
на музыку
8
10
6
15
22
23
22
10
Мелодический
слух
7
14
5
17
25
18
21
9
Тембровый
слух
9
13
11
18
18
19
20
8
Динамический
слух
2
6
5
10
26
27
25
15
Чувство ритма
2
6
5
10
26
27
25
15
Музыкальное
мышление и
воображение
2
6
5
10
26
27
25
15
Музыкальная
память
7
14
5
17
25
18
21
9
Итоговая таблица выявления развития музыкальности детей за 2015-2016 учебный год.
(58 детей)
Показатели
Оптимальный
уровень
Высокий
уровень
Средний уровень
Низкий
уровень
Начало
года
Конец
года
Начало
года
Конец
года
Начало
года
Конец
года
Начало
года
Конец
года
Эмоциональная
отзывчивость
на музыку
10
13
6
17
23
18
19
10
Мелодический
слух
8
12
9
18
20
19
21
9
Тембровый
слух
4
8
8
14
20
25
26
11
Динамический
слух
4
8
8
14
20
25
26
11
Чувство ритма
10
15
11
20
18
15
19
9
Музыкальное
мышление и
воображение
Музыкальная
память
8
12
9
18
20
19
21
9
Таким образом, можно говорить о благотворной роли именно музыкальных игр-
драмматизаций по русским народным сказкам в позитивных изменениях в состоянии
ребенка. Отмечается положительная динамика у всех детей: наблюдается повышение
психической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-
личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.
8. Адресная направленность
Практическая значимость данного опыта заключается в том, что предложенный план работы,
система упражнений, занятий по совершенствованию самостоятельной речи у детей с
ограниченными возможностями здоровья может быть использован музыкальными
руководителями, логопедами, воспитателями и другими педагогами, и родителями детей с
речевыми нарушениями.
9. Приложения
Перспективный план по использованию фольклорного материала в
работе музыкального руководителя.
Месяц
Мероприятия.
Сентябрь
Разучивание русских народных потешек:
«Бай-качи, качи».
«Баю-бай».
«Дождик».
«Андрей-воробей».
Октябрь
Разучивание с детьми разных групп
артикуляционной сказки «Колобок».
Ноябрь
Пение русских народных песен:
«Жил-был у бабушки серенький козлик»
« Шел козел по лесу»
Разучивание и исполнение музыкальной
сказки «Колобок».
Декабрь
Пальчиковые игры:
«Прилетели гули»
«Коза»
Новогодний праздник «Приключение Колобка
в новогоднем лесу».
Январь
Русские народные игры и хороводы —
Калядки.
Игра на музыкальных инструментах русских
народных песен:
«Ой, вставала я ранешенько»
«Ах, вы, сели»
«Калинка»
«Я на горку шла»
Февраль
Слушание русских народных песен:
«Как под яблонькой»
«Светит месяц»
«Ах, ты , береза»
«Во поле береза стояла»
Фольклорный праздник «Масленица»
Март
Весенний праздник «Волк и семеро козлят»
музыкальная инсценировка сказки «Репка».
Апрель
Весну встречали хороводы водили:
« На горе-то калина».
«Земелюшка-чернозем».
«Как пошли наши подружки»
Май
Драматизация сказок «Репка» и «Теремок»
Июнь
Фольклорный праздник «Троицкие гулянья»
Колобок
артикуляционная сказка.
Движения выполняются в сопровождении спокойной, медленной музыки.
Замесила как-то бабка тесто: и руками его мяла, и раскатывала, и ложкой мешала.
Пожевать язык
Стало тесто подниматься и пузырится. Бабка
скатала красивый колобок, испекла его в печи
и оставила на подоконнике остужаться.
Катушка — широкий кончик языка упирается
в бугорки за нижними зубами, спинка языка
выгибается, язык «выкатывается» вперед и
убирается в глубь рта.
Лежит Колобок, отдыхает. Решил Колобок
посмотреть, что же на улице происходит?
Открыл ставни и свесил ножки на улицу.
Язык перешагивает через зубы. Лопата.
Вдруг, откуда не возьмись, Волк бежит.
Громким голосом пугает всех. «Колобок, я
тебя съем!»- закричал Волк пронзительно.
Оскал. Покусать верхние и нижние губы.
Принюхался Волк, поводил носом вправо-
влево — вкусно пахнет.
Хоботок.
Попытался языком до Колобка дотянутся,
длинный язык у Волка, вот-вот дотянется. А
Колобок проворней оказался, ножки убрал, а
ставни хлоп и закрылись. Так Волку язык и
прищемило.
Иголка к носу.
Оскал.
Прикусить язык.
Завыл Волк дурным голосом и бросился
бежать куда глаза глядят. Колобок тем
временем опять на подоконник влез и ножки
свесил, лежит и посмеивается, на дорожку
поглядывает.
Лопата.
Часики.
Колобок
– музыкальная сказка
.
Действующие лица: Рассказчик, Дед,
Баба, Колобок, Заяц, Волк, Лиса, Медведь.
Исполняется вступление.
Рассказчик: Дед и баба жили-были.
Колобок они слепили.
В жаркой печке испекли
И к окошку поднесли.
Исполняется песни Бабы и Деда
.
Баба поет: Мы живем, не тужим
С Дедом дружно.
Сделаю для Деда
Все, что нужно.
Испеку я колобок для Деда,
Остывать поставлю до обеда.
Дед поет : Я жену люблю и уважаю,
Никогда ее не обижаю.
Все она в хозяйстве разумеет,
Колобки всех лучше печь умеет.
Баба (сокрушаясь):
Положили на окошко,
Чтоб остыл немножко.
Положили, чтоб остыл,-
Колобка и след простыл!
Дед (глядя в окно):
Покатился он туда,
Где и не был никогда.
Исполняется песня Колобка
.
Колобок (поет): Я веселый Колобок,
Колобок.
Колобок – румяный бок,
Колобок.
До чего же я хорош
И пригож.
А другого ты такого
Не найдешь!
Покатился, побежал,
Бежал, бежал.
Я из дома убежал,
Бежал, бежал!
Рассказчик: Он катился, не скучал.
Вот и зайца повстречал!
Исполняется песня Зайца.
Заяц (поет): Я хороший добрый зайка,
Я веселый попрыгайка.
Я морковку обожаю,
А волков не уважаю.
Прыг, скок, веселей
Мне с морковочкой моей.
Стук, треск, ой-ой-ой,
Убегаю я домой!
Оглянувшись, возвращается и
продолжает.
Ты откуда, Колобок,
Колобок – румяный бок?
Колобок: Слушай, зайчик, мой ответ,
У меня секретов нет.
Исполняется песня Колобка.
Колобок (поет): Я веселый Колобок,
Колобок.
Колобок – румяный бок,
Колобок.
До чего же я хорош
И пригож.
А другого ты такого
Не найдешь!
Покатился, побежал,
Бежал, бежал.
Я из дома убежал,
Бежал, бежал!
Колобок (продолжает):
С Дедом , с Бабой не простился,
Просто взял и покатился.
А от Зайца на лугу
И подавно убегу!
Рассказчик: Покатился он туда,
Где и не был никогда.
Он катился, не скучал.
Вот и Волка повстречал!
Исполняется песня Волка
.
Волк ( поет): Про меня, про волка,
Говорят, я страшный.
Говорят, зубастый,
Говорят, опасный.
Только вы не верьте
В небылицы эти,
Потому что волки –
Все равно, что дети!
Как трудно волком быть,
Никто не знает толком.
Как трудно волком быть,
Приличным серым волком!
Что же все обходят
Волка стороною?
Потому что с детства
Всех пугают мною.
Только вы не верьте
В небылицы эти,
Потому что волки –
Все равно, что дети!
Как трудно волком быть,
Никто не знает толком.
Как трудно волком быть,
Приличным серым волком!
Волк приветливо обращается к Колобку.
И ты, малыш, не бойся меня.
Лучше о себе расскажи.
Колобок: Слушай, серый волк, ответ:
У меня секретов нет.
Колобок (поет): Я веселый Колобок,
Колобок.
Колобок – румяный бок,
Колобок.
До чего же я хорош
И пригож.
А другого ты такого
Не найдешь!
Покатился, побежал,
Бежал, бежал.
Я из дома убежал,
Бежал, бежал!
Колобок ( продолжает):
С Дедом , с Бабой не простился,
Просто взял и покатился
Мимо Зайца на лугу.
И от Волка убегу!
Рассказчик: Он катился, не скучал
И Медведя повстречал!
Исполняется песня Медведя.
Медведь ( поет): Я мишка-медвежонок,
Бурый я с пеленок.
Лапы, как у папы,
Тоже косолапы.
Я мед люблю покушать
И сказки послушать.
И весело играть,
И петь, и танцевать.
Да, да!
Обращается к Колобку
.
Кто ты и куда катишься?
Колобок: Слушай, мишка. Мой ответ:
У меня секретов нет.
Колобок ( поет): Я веселый Колобок,
Колобок.
Колобок – румяный бок,
Колобок.
До чего же я хорош
И пригож.
А другого ты такого
Не найдешь!
Покатился, побежал,
Бежал, бежал.
Я из дома убежал,
Бежал, бежал!
Колобок ( продолжает):
С Дедом , с Бабой не простился,
Просто взял и покатился.
Я от Зайца убежал!
Волка видел – не дрожал!
И от мишки я в лесу
Бок румяный унесу!
Рассказчик: Покатился он туда,
Где и не был никогда.
Вот и встретил он в лесу
Очень хитрую Лису.
Исполняется песня Лисы.
Лиса (поет): Я лисонька, лисичка,
Я рыжая лиса.
Мой хвост – мое богатство,
А мордочка – краса.
Я милая лисичка,
Желаю всем добра.
Я курочкам сестричка
И петушкам сестра.
Да,да! Да,да!
Я курочкам сестричка.
Да,да! Да,да!
И петушкам сестра.
Обращается к Колобку
.
Ах. Румяный колобок!
Ты куда бежишь дружок?
Рассказчик : Колобок не стал бежать
И расхвастался опять.
Колобок (поет): Я веселый Колобок,
Колобок.
Колобок – румяный бок,
Колобок.
До чего же я хорош
И пригож.
А другого ты такого
Не найдешь!
Покатился, побежал,
Бежал, бежал.
Я из дома убежал,
Бежал, бежал!
Рассказчик: Все услышала лисица,
Но, хитрющая, косится.
Лиса: Я услышать не могу,
Сядь на верхнюю губу.
Рассказчик: Колобок покорно сел
И опять свое запел.
Колобок (поет): Я веселый Колобок,
Колобок.
Колобок – румяный бок,
Колобок.
До чего же я хорош
И пригож.
А другого ты такого
Не найдешь!
Покатился, побежал,
Бежал, бежал.
Я из дома убежал,
Бежал, бежал!
Лиса: Я не слышу, дурачок,
Сядь ко мне на язычок.
Рассказчик (очень медленно):
Колобок покорно сел,
А Лиса его…..
Лиса (торопливо, успокаивая всех):
Нет, никто его не съел!
Он такой веселый,
Буду я с ним дружить!
Исполняется песня Колобка без слов
. Все герои выходят поклониться
зрителям.
Колобок – новогодняя сказка.
Колобок: Я – веселый колобок,
Колобок – румяный бок.
На сметане я мешен,
На окошке я стужен.
И сегодня в сад на елку,
Я к ребятам приглашен.
Ведущий: По тропинке он катился, в сад на елку торопился.
Вдруг у самой елки повстречался с волком.
Волк: Здравствуй, славный Колобок,
Ты куда спешишь, дружок?
Колобок: Тороплюсь я в детский сад,
Скоро елка у ребят.
Волк: Я с утра не ел совсем
Вот тебя сейчас и съем.
Колобок: Нет, меня ведь ждут друзья.
Есть меня никак нельзя.
Ведущий: Волк, нельзя есть нашего Колобка, мы его ждем на праздник
Приходи сегодня у детям
Новый год мы вместе встретим.
Волк: Ну, спасибо, очень рад
Я приду на елку в сад.
Ведущий: Покатился Колобок снова по дороге
А на встречу Колобку Мишка из берлоги.
Медведь: Здравствуй, славный Колобок,
Ты куда спешишь, дружок?
Колобок: Тороплюсь я в детский сад,
Скоро елка у ребят.
Медведь: Я с утра не ел совсем
Вот тебя сейчас и съем.
Колобок: Нет, меня ведь ждут друзья.
Есть меня никак нельзя.
Ведущий: Миша, не ешь нашего Колобка, мы его ждем на праздник
Приходи сегодня у детям Новый год мы вместе встретим.
Медведь: Обязательно приду
И Мишутку приведу.
Ведущий: Покатился Колобок дальше без оглядки
Видит, прыгает в лесу белые зайчатки.
Заяц 1: Здравствуй, славный Колобок,
Ты куда спешишь, дружок?
Колобок: Тороплюсь я в детский сад,
Скоро елка у ребят.
Приходите в гости к детям
Новый год мы встретим!
Заяц 2: Нас, зайчишек, не забыли
Нас на елку пригласили.
Лиса: Я сейчас вас всех поймаю
Кости вам переломаю
Ох, какие зайцы здесь
Можно мне обоих съесть!
Медведь: Ну-ка зайцев отпусти
В гости мы должны идти
А не то как зарычу
И ногами затопчу!
Лиса: Вы меня, друзья, простите
Ваших зайчиков возьмите.
Ведущий: Что же, можно и простить.
Лиса: Буду с вами я дружить!
Ведущий: Здравствуйте, звери, мы очень рады, что вы пришли к нам на праздник.
Колобок.
Ведущий: Бабка с дедкой вдвоем жили в домике своем.
И сказать о них нам нужно: жили вместе они дружно.
Вот зима уже проходит, а еды запас выходит.
Хоть весна стучится в дверь, в доме голодно теперь.
На печи они сидят, о еде лишь говорят,
Дед толкает бабку в бок:
Дед: Испеки мне колобок!
Бабка: Я давно бы испекла, только кончилась мука.
Дед: По сусекам поскреби, может быть, найдешь муки.
Ведущий: Бабка веничек взяла, и сам в амбар пошла.
Там немного помела и мучицы наскребла.
Замесила тесто впрок, так и вышел колобок.
Бабка: Глянь, дедуля, колобок! У него румяный бок!
Дед: Положи-ка на окошко, пусть остынет хоть немножко.
Ведущий: Положили на оконце, чтоб подальше был от солнца,
Там, где дует ветерок – охладить румяный бок.
Колобок лежал немного и решил: «Пора в дорогу».
Колобок: Ай да бабка, ай да дед, съесть меня решили? Нет!
Здесь остаться не могу, лучше в лес я убегу.
Ведущий: Убежать он был готов, прыгнул вниз и был таков.
По тропинке покатился и в лесу вмиг очутился.
А на встречу, ой-ой-ой, идет Заинька – косой.
Песня Зайца: Зайка, заинька косой, я от страха чуть живой.
Я по ельничку бежал, я от шорохов дрожал,
Кто-то гонится за мной: страшный, круглый и живой.
У него румяный бок, да ведь это Колобок!
Заяц : Ты, конечно, не капуста, ну а пахнешь очень вкусно.
У меня живот пустой: съем тебя сейчас, друг мой!
Колобок: Не спеши, успеешь скушать. Хочешь песенку послушать?
Заяц: Ну, конечно, спой, дружок, мой веселый Колобок!
Песенка Колобка : Колобок я, колобок, у меня румяный бок.
По сусекам я скребен, на сметане я мешен.
В жаркой печке испечен, на окошке остужен.
Я от дедушки ушел. Я от бабушки ушел.
Не затем я песню пел, чтобы Заяц меня съел!
Ведущий: Укатился Колобок, замелькал румяный бок.
Зайка в след за ним помчался, но, увы ни с чем остался.
А навстречу, ой-ой-ой, серый Волк идет тропой.
Песенка Волка: Деревья распускаются, звери ждут весну,
Ну а волку серому скучно одному.
Спрятался куда – то весь лесной народ,
Кто же по тропиночке навстречу мне идет?
У него румяный бок, да ведь это Колобок!
Волк: Здравствуй, здравствуй, Колобок, съесть тебя хочу дружок!
Колобок: Не спеши, успеешь скушать. Хочешь песенку послушать?
Волк: Ладно, пой! Да только быстро, не люблю я вас, артистов!
Песенка Колобка: Колобок я, колобок, у меня румяный бок.
По сусекам я скребен, на сметане я мешен.
В жаркой печке испечен, на окошке остужен.
Я от дедушки ушел. Я от бабушки ушел.
Не затем я песню пел, чтобы Волк меня ты съел!
Ведущий: Укатился Колобок, замелькал румяный бок.
Волк скорей за ним помчался, но, увы ни с чем остался.
А навстречу, ой-ой-ой, к нему Медведь идет большой.
Песня Медведя: Трещат кусты под лапою, под лапою мохнатою.
Берегись, народ лесной, то медведь идет большой.
Нет малинки, меда нет. Что же съесть мне на обед?
Ну, а это кто такой на тропиночке лесной?
Медведь: У него румяный колобок! Да ведь это Колобок!
Вот малинка, вот медок, съем тебя я, мой дружок!
Колобок: Не спеши, успеешь скушать. Хочешь песенку послушать?
Медведь: Так и быть, скорее пой, шутки плохи ведь со мной!
Песенка Колобка: Колобок я, колобок, у меня румяный бок.
По сусекам я скребен, на сметане я мешен.
В жаркой печке испечен, на окошке остужен.
Я от дедушки ушел. Я от бабушки ушел.
Не затем я песню пел, чтобы Мишка меня съел!
Ведущий: Укатился Колобок, замелькал румяный бок.
И медведь вслед побежал, но куда там, не догнал.
А навстречу, ой-ой-ой, шла Лиса тропой лесной!
Песня Лисы: Все зовут меня сестрицей, это просто небылица!
Я коварна и хитра. А зовут меня лиса.
Как – то раз бегу лесочком. Кто сидит там на пенечке?
Ох, попался ты, дружок, мой румяный колобок!
Лиса: Это кто передо мной на тропиночке лесной?
У него румяный колобок! Да ведь это Колобок!
Ну, попался ты, дружок, съем тебя я, Колобок!
Колобок: Не спеши, успеешь скушать. Хочешь песенку послушать?
Лиса: Ну конечно, друг мой, спой, все равно ты будешь мой!
Песенка Колобка: Колобок я, колобок, у меня румяный бок.
По сусекам я скребен, на сметане я мешен.
В жаркой печке испечен, на окошке остужен.
Я от дедушки ушел. Я от бабушки ушел.
Не затем я песню пел, чтобы Лиса меня ты съела!
Лиса : Что ж, прощаться нам пора, видно, я уже стара.
Нынче плохо слышать стала, слов твоих не разобрала.
Сядь – ка ты мне на носок, песню спой еще разок.
Ведущий: Ну и глупый Колобок рад подставить круглый бок.
А Лисица рот открыла, его мигом проглотила.
Лапкой крошки отряхнула и хвостом еще вильнула.
Лиса: Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок:
Ты Лису не должен слушать, она может тебя скушать!
Масленица
.
Предварительная работа: В назначенное время на спортивном участке (или на площадке
перед Д/с) собираются все дети. Встречают детей скоморохи, звучит веселая музыка.
1Скоморох : Эй, веселей, собирайся народ!
Нынче масленица в гости идет!
Спешите! Спешите! Спешите!
Друзей с собой захватите!
2Скоморох: Тары-бары! Тары-бары!
Выходите во дворы!
Будем пляски начинать,
Будем Масленицу встречать!
1Скоморох: Масленицу широкую открываем!
Веселье начинаем!
2Скоморох: Уж ты зимушка-зима,
Все дороги замела!
1Скоморох: Мы по кругу все пойдем
Дружно спляшем и споем.
(дети исполняют русские народные движения под русскую народную музыку по показу
скоморохов)
2Скоморох: Масленица – это самый веселый праздник! Длится он неделю, а ждем
масленицу целый год. Встречайте, вот наша Масленица!
(Под музыку скоморохи везут на больших санях Масленицу)
1Скоморох: Едет Масленица дорогая,
Наша гостюшка годовая,
На саночках расписных,
На конниках вороных.
2Скоморох: Наша Масленица, ты широкая.
В детский сад к нам пришла
И веселье принесла.
1Скоморох: А теперь собирайтесь
На гулянье отправляйтесь.
Ждут вас аттракционы веселые,
Игры забавные.
2Скоморохи: Друг за другом вставайте!
Счастливого пути!
Желаем удачи!
Дети подлезают под дуги. Канаты.
Их встречают Матрешки.
- Здравствуйте. Ребятишки! Мы вас ждали!
- А вы нас узнали?
- Мы Матрешки всех круглей
И совсем не понарошку
Пригласили мы гостей.
- А что за праздник сегодня?
Приглашаем прокатиться на каруселях.
Дети по одной группе катаются.
Матрешки загадывают загадки о зиме.
- Молодцы!
Дети отправляются дальше.
«Мужик с медведем»: Расступись народ честной,
Идет медведюшка со мной.
Много знает он потех.
Будут шутки
.
Будет смех.
Игра «Передай бубен»
- За игры хорошие всем спасибо. До свидания!
Дети идут преодолевая препятствия (обручи).
Детей встречает Баба Яга.
- Я Баба Яга – костяная нога!
Где мед – река,
Где кисель – берега,
Там живу я!
Скучно там мне одной,
Поиграйте со мной!
Играют по одной группе перед детским садом
.
- Через метлу попрыгайте!
Баба Яга кружится на месте, держа метлу низко, вдоль земли. Дети прыгают.
Появляются Скоморохи.
1Скоморох: На наших игрищах,
Игр разных тыща!
В играх рот не разевай:
Ловкость, смелость проявляй!
2Скоморох: А ну: силачи тяните канат!
Перетягивание каната.
1Скоморох: А как же масленица без блинов горячих и румяных!
Угощение детей блинами.
Репка.(музыкальная
сказка)
Ведущий: Возле двух дорог,
У перекрестка,
Стояла белая березка.
Раскинула зеленые ветки
Березка над маленькой хаткой,
А в хатке – жил дедка
Со своей старенькой бабкой.
Была у них Маша – внучка,
Была и собачка Жучка,
И кот Васька – мурлышка,
А за печкой серая мышка!
Сказала раз дедке
Старая бабка:
- Нужна нам,дед, репка,
А для репки – грядка!
Взял дед лопатку
Стал ладить грядку.
Бабка рядышком копаем,
По душам обоим труд!
Дедка песню запевает,
Бабка деду помогает –
Ладят грядку и поют:
Песня деда и бабки.
Ты звени моя лопатка,
Землю рыхлую копай.
Вырастай скорее грядка,
Выше, грядка, вырастай.
Я лопатой раз.
Я лопатой два.
Убирайся, убирайся,
Злая, сорная трава.
В грядку зернышко посею,
Буду грядку поливать.
От бурьяна и пырея
Буду грядку охранять.
Ведущий : Дождик грядку поливает,
Поливает крепко,
Солнце грядку согревает,-
Подрастает репка!
Листья влажные, зеленые,
Украшают огород.
Репка, влагой напоенная, песенку поет:
Песенка репки.
Меня солнышко пригрело,
Приласкала мать – земля.
Я ботвою зашумела,
Поднялась над грядкой я.
Поскорей полейте грядку
Свежей, чистою водой.
Стану я большой и сладкой,
Стану сладкой и большой.
Стану я большой и сладкой,
Стану сладкой и большой.
Ведущий: Дождик больше не идет,-
Вот беда! Вот беда!
Без дождя и огород
Сохнет как всегда.
Нужно репке пить давать!
Дедка грядку поливает,
Бабка деду помогает,
Носит воду внучка
И собачка Жучка,
А за ней ведро несет
Васька кот – мурлышка,
От кота не отстает
И норушка – мышка!
Ведущий : В огороде жил-был крот
И жила кротиха,
Жаба тоже там живет-
Страшная жабиха!
– Надо репку погубить –
Заявляет крот.
– Мы с кротихой будем рыть
Под землею ход.
К самой репке подползаем,
Корни ей перегрызаем,-
Репка и завянет
И расти не станет!
Жаба квакает кроту:
- Ква! И мне невмоготу!-
Нужно, нужно погубить
Репку молодую,-
Буду воду я мутить,
Воду ключевую!
Пусть водица будет грязной,-
Не пригодной для питья,-
Станет репка безобразной,
Как и я, мои друзья!
Песня крота и его сестры кротихи.
Если только я бы мог, я бы вдоль и поперек
Землю рыхлую изрыл,
Все живое погубил.
Сохни, сохни, сохни…
Срок пройдет, и под землею
Среди вечной темноты,
Погубивши все живое,
Будут жить одни кроты!
Ведущий : Взялись недруги за дело,-
И работа закипела!
Только дело, скажем смело,-
Это дело – злое дело!
Вот под грядкой быстро, ловко,
К репке страшный ход прорыт…
Ну а жаба? Та – мутовкой
Воду светлую мутит!
А ботва над рекой сохнет
И тоскует по воде,
Репка бедная – то сохнет,
То заплачет на гряде.
Плач репки.
Ой ты горе, злое горе,
Кто подсек меня под корень,
Как я воду буду пить,
Как я дальше буду жить?
Пить хочу я, увядаю,
Вяну, сохну, умираю..
Крот : Как дела?
Жаба: Идут прекрасно! А у вас?
Крот : Идут дела!
Кротиха: Мы старались не напрасно-
Видишь репка умерла!
Ведущий : Прибежала к грядке Жучка,-
Шмыг- туда, и шмыг – сюда.
Жучка: Где же дедка? Бабка? Внучка?
Гав-гав-гав! нас беда!
Кто же грядочку польет?
Репку бедную спасет?
У меня своих хлопот полон рот!
Песня Жучки.
Ох, хлопот и забот полон рот, полон рот,
То свинья в огород свое рыло сует,
То на грядку козел забредет, забредет.
Ведущий : В огород приходит дед,-
Сколько бед, а внучки нет!
Где же внучка, где же внучка?
Отвечай скорее Жучка!
Жучка хвостиком юлит
Ничего не говорит.
Дед увидел по тропинке,
Из леска на огород,
Внучка в розовой косынке,
Ведра полные несет.
Дед кричит: - Ты где была?
Где водицу ты нашла?
Отвечает звонко Маша:
- За селом , и даже дальше!
Песня внучки Маши :
Цветет зеленая трава,
Шумит листва густая,
Через леса, через поля,
Я с песенкой шагаю.
Ручей звенит, щегол поет,
Над ульем вьются пчелы,
А я иду, иду вперед
Тропинкою веселой,
А я иду, иду вперед
Тропинкою веселой.
Ведущий : Рады, рады дед и бабка
Новости такой!
Поливают с внучкой грядку чистою водой!
Зеленеет вновь ботва, соком наливается
Только жаба: Ква-ква-ква горько убивается.
А над репкой дед стоит и с улыбкой
говорит:
-Ай да репка на грядке
Золотая, наливная
И большая – пребольшая, -
Не найти такой нигде!
Тянет, тянет репку дедка, -
Не дается дедка репка.
Бабку дедушка зовет, -
Репка снова не идет!
Бабка кличет Машу-внучку,
Позывает внучка Жучку,
Жучка – Ваську мурлышку,
Васька – серенькую мышку!
Тянут, тянут понемногу,-
Силы не хватает!
Дед кряхтит и на подмогу
Песню вызывает.
Тянут, потянут. Вытянули репку!
Пляшет дедка, бабка, внучка,
Вместе с ними пляшет Жучка,
Пляшет Васька-мурлышка,
В бубен бьет норушка-мышка!
Репка сварится к обеду,
Всем ее поесть дадут.
Заключительная песня.
Ай да репка, хороша и бела!
Хороша и бела, и кругла!
Я ботвою козу накормлю,
Два ведра молока надою.
Сварит бабка мне каши горшок,
Испечет она вкусный пирог.
Молоко будем вместе лакать,
Пирогом молоко заедать.
Даст мне Маша кусочек пирожка,
Поднесет мне наперсток молока.
Будем вместе мы жить-поживать,
Будем репку добром вспоминать!
Ведущий : Зеленеет огород,
Веселеет хоровод,-
Под березкой песня льется,
Вторит песенке скворец,
В небе солнышко смеется…
Тут и сказочке конец.
Мюзикл "Бабка за дедку, а дедка за репку"
.
В центре зала – изба. У избы стоит лавочка, стол, на столе стоит самовар, чашки.
Дед и бабака сидят за столом. Дед «играет» на балалайке, бабка «пьет» чай. ( звучит
музыка)
Ведущий: Дед да баба жили-были,
Славно жили-не тужили,
Чай с вареньем попивали,
Да оладушки жевали.
Солнце высоко встает,
Самовар шумит-поет,
Громко радио играет,
Нам зарядку приглашает!
(звучит песня «Эх, лежебоки, ну-ка вставайте, и зарядку начинайте)
Ведущий : Дед на бабушку глядит,
На зарядку не спешит,
Балалайку убирает,
Бабке важно говорит:
Дед: У меня здоровье крепкое,
Посажу-ка ныне репку я!
Баба : И у бабки без зарядки
Со здоровьем все в порядке!
Ведущий: Широко она зевает,
Снова чаю наливает,
А дед лопату хвать! –берет
И уходит в огород.
Землю он, кряхтя, копает,
Семена в нее сажает.
(Дед под музыку «копает», вытирает лоб и садится около дома)
Ведущий : Тут и внучка их проснулась,
Сладко-сладко потянулась,
Сонно смотрит на всех нас,
До зарядки ль ей сейчас?
Внучка : Клонит бедную ко сну,
С понедельника начну!
Ведущий: На крыльцо она садится,
И плетет свою косицу.
Выходит Мышка в спортивных штанишках,
Майка на теле, в лапках гантели.
Мышка: Раз и два, и три, четыре,
Буду всех сильней я в мире!
Буду в цирке выступать,
Бегемота поднимать!
(убегает)
Ведущий: Мышка спортом занимается,
В форме быть всегда старается!
А вот из дома вышла кошка,
И уселась на окошко –
Ей зарядку каждый день
Как и внучке делать лень
Она гитару достает,
Свою песенку поет!
(кошка имитирует игру на гитаре и мяукает)
Песню Жучка услыхала,
И из будки прибежала.
Жучка: Обойдемся без зарядки!
Кошка: Поиграем лучше в прятки!
Жучка : Нет, давай с тобой попляшем
Дружно хвостиком помашем!
Ведущий: А другим что ж, унывать?
Все у нас хотят плясать,
Поскорее выходите,
Жучку с кошкой поддержите!
( все танцуют «Собачий вальс».)
Ведущий: Очень дружно все плясали
И немножечко устали!
Дед: Ох, умаялся с утра!
Бабка: Да и мне на печь пора!
Ведущий : Бабка с дедом,
Кошка, Жучка,
Мышка и, конечно, внучка
Отправляются в кровать –
Ночь пришла – пора всем спать!
(все персонажи уходят за дом)
А на утро – веришь, нет,
На крылечко вышел дед,
Видит репку в огороде,
И себе не верит, вроде,
Встал он возле репки,
Репка выше кепки!
Дед: Эх, бульдозер бы сюда,
Без него совсем беда!
Ведущий: Дедка – за репку, тянет-потянет,
Вытянуть не может!
Утирает со лба пот
Бабку в огород зовет!
Дед : Бабка! Иди репку тянуть!
Бабка: Я готова, собираюсь,
Ай, да репка поднялась!
Ведущий: Бабка за дедку, дедка за репку,
Тянут-потянут, вытянуть не могут!
Дед : Как тянуть, с какого бока?
Выйди внучка на подмогу!
Ведущий: Внучка не спеша идет
И за бабкою встает,
Тянут-потянут, вытянуть не могут!
Внучка : Ломит спину, ноги ноют,
Нет, не справиться без Жучки!
Ведущий : Жучка быстро прибежала,
И за внучкой сразу встала,
Тянут-потянут, вытянуть не могут!
Жучка : Разбудить придется кошку,
Пусть потрудится немножко!
Ведущий: Кошка глазки протирает,
На подмогу выбегает,
Тянут-потянут, вытянуть не могут!
Бабка: Мышку крикнуть бы во двор!
Кошка: Мышку звать? Какой позор!
Мы пока и сами, кажется с усами!
Ведущий: Тут из норки Мышка – прыг!
В огород скорее – шмыг!
Мышка: Что топтать без толку грядку?
Становитесь на зарядку!
Чтоб за дело браться –
Надо сил набраться!
Ведущий: Выстроились по порядку,
Стали делать все зарядку!
(звучит песня «Веселая зарядка», дети под музыку делают танцевальные движения)
Мышка: Встали! Выдохнуть! Вдохнуть!
Вот теперь пора тянуть!
Ведущий: Тянут-потянут,
Тянут-потянут,
Вытянули репку!