Воронежский край в судьбе и творчестве В.М. Пескова
Автор: Крячко Лада Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ Васильевская ООШ Населённый пункт: с.Васильевка Бутурлиновского района Воронежской области Наименование материала: статья Тема: Воронежский край в судьбе и творчестве В.М. Пескова Раздел: среднее образование
Воронежский край в судьбе и творчестве Василия Михайловича Пескова.
Одним из ярчайших российских журналистов и публицистов по праву мож-
но назвать Василия Михайловича Пескова. Огромный интерес вызывает не
только его литературное наследие, но и сама личность этого необыкновенно-
го человека.
Василий Михайлович Песков — советский писатель, журналист, фотокор-
респондент, путешественник, телеведущий. Его заслуги высоко оценены как
в Советском Союзе, так и в Российской Федерации и за рубежом. Он лауреат
Ленинской премии, премии Правительства Российской Федерации 2013 года
в области средств массовой информации (посмертно), премий имени И. Со-
колова-Микитова
,
М. Пришвина
,
имеет пять орденов СССР. В 1998 году Во-
ронежской городской администрацией было принято решение о присвоении
Василию Михайловичу Пескову звания «Почетный гражданин города Воро-
нежа». В 2003 году популярный журналист был награжден орденом «За
заслуги перед Отечеством» IVстепени. Его имя носит улица в селе Орлово
Воронежской области (на родине писателя), а также
Воронежский государ-
ственный
природный биосферный
заповедник, при котором открыт и музей
В.М. Пескова. В честь знаменитого уроженца Воронежской области названа
библиотека в городском микрорайоне Придонской и названа одна из улиц
Воронежа. Жизнь и деятельность Василия Михайловича неразрывно связала
судьбу Воронежского края с историей нашей великой Родины.
Родился Василий Михайлович 14 марта 1930 года в селе Орлово Ново-
усманского района Воронежской области в семье машиниста и крестьянки.
Детство его прошло под знаком войны. «Близко войну я не видел. Но она
была рядом. Летом и осенью 42-го года горел занятый немцами Воронеж.
Воздушные бои истребителей. Взрывы бомб. (Осколок одной, упавшей за
огородами, врезался в нашу дверь.) Массированные бомбежки железной до-
роги (от села в пяти километрах), передвижения танков, автомобилей с пуш-
ками на прицепе, скопление войск в заповедном лесу – такой была полоса
возле фронта», -- писал он в книге «Война и люди».
Он был единственным сыном (кроме него в семье 4 сестры), и когда отец
ушел на фронт, юному Василию с матерью пришлось кормить всю семью.
Песков называет войну «большим жизненным университетом», она взрослит,
не спрашивая. О своём детстве Василий Михайлович вспоминал в книге «До-
роги и тропы» так: «Суровые, требовательные годы совпали для нас, «воен-
ных мальчишек», с возрастными законами воспитания человека…
Я ничуть не сетую на судьбу, вспоминая эти четыре года. Прокручивая сей-
час назад ленту уже пережитого, взвешивая, где, когда и чему научился, без
колебания говорю: главная школа жизни приходится на эти годы.
Глубоко верю: уроки мужества, труд и трудности сейчас для подростков так-
же необходимы». После окончания школы Василий Михайлович работал пи-
онервожатым, шофером, киномехаником. В юности впервые взяв в руки
фотоаппарат, на всю жизнь самозабвенно увлекся фотографированием при-
роды.
С 1953года Василий Песков работает в прессе. Журналистский дебют со-
стоялся в воронежской газете "Молодой коммунар", где он проработал три
года. В эту газету Василий Михайлович пришел как фотограф. Редактор газе-
ты Борис Стукалин обратил внимание, что Песков делает очень оригиналь-
ные художественные подписи к снимкам и попросил его самого что-нибудь
написать. Просьба ввела в замешательство, но он написал зарисовку «Апрель
в лесу». Публикация получила положительные отклики, и с тех пор Василий
Михайлович стал штатным корреспондентом газеты. А заповедные леса под
Воронежем стали, как признавался он сам, «плацдармом для первых публи-
каций».
Позже Песков отправил несколько статей в «Комсомольскую правду», и
его пригласили на работу в Москву.
Эту газету Василий Песков считал
своим вторым, после войны, университетом. Он вел в «Комсомолке» рубрику
«Окно в природу». В его представлении природа – это отдельный мир со
своими порядками, и нарушать их человеку просто категорически воспреща-
ется. Песков сочетал в себе качества неутомимого натуралиста–путешествен-
ника и мастера журналистики, он одинаково хорошо владел и фотокамерой,
и пером. О самом серьезном в мире природы умел рассказывать увлекатель-
но, искусственно не приукрашивая материал, понимал, что у читателя форми-
рует мировоззрение, основанное на знаниях.
Работал он всегда самозабвенно, даже в последние годы, когда уже настиг его
инсульт, говорить он мог с трудом, но полосы в «Комсомольской правде» пи-
сал с отменной четкостью и мастерством.
Когда-то он вел в «Комсомолке» космическую тему, был первым, кто брал
интервью у Юрия Гагарина и делал его фотографии для прессы. Но связь с
космической темой у Василия Михайловича была, оказывается, гораздо зна-
чительнее. Александр Дегтярев, один из авторов книги о Пескове с красноре-
чивым названием «Самородок», рассказывал: « Я работал над книгой год, и в
процессе ее написания открылись уникальные подробности из жизни Песко-
ва. Например, я узнал, что Василий Михайлович одно время серьезно мечтал
стать космонавтом и даже проходил подготовку. Но потом сделал выбор в
пользу журналистики».
Писал Василий Михайлович о многом. О встречах с космонавтами Гага-
риным и Титовым, с маршалом Г.К. Жуковым, с президентами России Б.Н.
Ельцыным и В.В. Путиным, с губернатором Воронежской области А.В. Гор-
деевым и с людьми совсем безвестными. Встречи эти были ниточками, свя-
зывавшими Воронежскую землю с жизнью всей страны. Писал о том, как бы-
вал в Кремле, на космодроме и в самых глухих уголках российской глубинки.
Все одинаково ценно было для него, потому что он видел в этом настоящую
жизнь. Василий Михайлович писал: «Оглядываясь на прожитое, к судьбе пре-
тензий у меня нет. Есть благодарность за жизнь, за то, что ел честно зарабо-
танный хлеб, за то, что труд был в радость, что любил и был любим, за то,
что чувствовал себя частицей народа и сыном своей страны. За то еще, что
нежно и преданно любил Природу».
За время работы в «Комсомольской прав-
де» Песков объездил весь мир: север, юг, Центральная Азия, Дальний Вос-
ток,
Камчатка,
Балтийские
острова,
граница
Европы
и Азии,
десять
раз
в США, три раза на Аляску, шесть раз в Африку, был в Австралии, Антаркти-
де, Китае, во Вьетнаме. Отовсюду привозил интереснейшие очерки и фото-
снимки, потому что умел подмечать детали, видеть великое в малом, искрен-
но любил свое дело. Но и родные места не забывал. Часто навещал сестер в
Воронеже. Да и по всему Воронежскому краю его ждали в гости многочис-
ленные друзья. Поэтому на страницах его сборников представлена вся гео-
графия Воронежского края.
В 1975 году Песков начал вести быстро ставшую популярной телепереда-
чу «В мире животных». Она на протяжении пятнадцати лет была главным
“окном” в родную природу для советских телезрителей. Ее позывные собира-
ли у экранов любителей всего живого самых разных возрастов, профессий,
социальных слоев.
Каждая передача
-- решение какой-то проблемы. А
проблем всегда было много.
В мае 2005 года в редакцию «Комсомольской правды» приезжал Владимир
Владимирович Путин, чтобы поздравить ее сотрудников с юбилеем издания.
Василий Михайлович дождался, когда закончится официальный разговор, а
потом взял Владимира Владимировича в оборот, ратуя за очередной гибну-
щий заповедник. И добился охранной грамоты.
Появилось постановление
правительства России о создании заповедника «Кологривский лес» в Ко-
стромской области. Песков никогда ничего не просил для себя, но для дела
умел преодолевать любые трудности.
Многое в нем заставляло улыбнуться. Например, он всегда ходил в кепке.
Фирменный знак. У него не было телевизора. Когда в редакции решили пода-
рить ему отличный телевизор, он отдал его дочке. Из принципа не смотрел. В
нагрянувший век цифровой фототехники до последнего снимал старым до-
брым механическим «Никоном», который уже был сед от царапин, как и сам
Песков, зато не подводил. Он писал всегда карандашом. Как М.М. Пришвин.
Очень забавно надписывал книги друзьям: обязательно рисовал себя лысого и
птичку, несущую червячка в гнездо. Такой вот был фирменный знак!..
Кепка
Пескова, старый пленочный фотоаппарат «Никон», удостоверение журнали-
ста «Комсомолки», карандашница положили начало экспозиции Воронежско-
го музея им.Пескова.
Скончался Василий Михайлович 12 августа 2013 года в Москве в возрасте
83-х лет. По завещанию его тело кремировали, а прах развеяли над полем в
Воронежской области у села Орлово, на его родине 20 сентября, на 40-й день
после смерти. На поле стоит камень, который когда-то привёз из Мордовии
Василий Михайлович. На камне написаны его слова «Главная ценность в
жизни — сама жизнь». Теперь этот памятник как бы олицетворяет прочную
духовную связь писателя с малой родиной, как будто не прервавшуюся и по-
сле его смерти. Насколько же огромным должно было быть чувство привя-
занности Пескова к этим орловским местам, чтобы он высказал просьбу раз-
веять его прах над этими знакомыми с детства местами. Словно сам захотел
стать лесом, озером и полем. И это его желание сбылось.
Таким образом, жизнь В.М. Пескова была теснейшим образом связана с
Воронежским краем. Даже проживая за пределами области, он интересовался
ее судьбой и помогал в решении насущных проблем.
Литературное наследие Василия Михайловича Пескова велико. "Я расска-
зываю о том, что сам наблюдал, чем был удивлен, озадачен... Расспрашивать
людей, наблюдать птиц и зверей, видеть тихие воды речки, скрытную жизнь
под пологом леса мне самому было так интересно, что я могу назвать себя че-
ловеком очень счастливым",- говорил В. Песков. Книги Василия Михайлови-
ча — зачарованное странствие по Земле, обращение к духовным корням че-
ловеческого рода, послание каждому из нас. Ведь никто не вправе забывать о
том, что жить надо в гармонии с природой, что нужно беречь невосполнимые
богатства животного и растительного мира. На всех произведениях Василия
Пескова лежит отпечаток лиризма, одухотворенности, поэтичности. Музыка,
живопись, поэзия проникнуты духом природы. Общение с ней пробуждает
лучшее в человеке. Мир людей и мир природы для Пескова неделимы.
В год пятидесятилетия Советского Союза вышла книга Василия Ми-
хайловича «Отечество». В предисловии автор написал: «Никто не возьмётся
перечислить всего, что стоит за ёмким словом «Отечество». Но всё-таки мож-
но сказать: понятие Родины – это память обо всём, что нам дорого в про-
шлом, это дела и люди нынешних дней. Это родная земля со всем, что растет
и дышит на ней». По сути, природа, Родина, родная земля – слова одного кор-
ня – и есть основная тема творчества В. Пескова.
Книга «Дороги и тропы» -- это путешествие по широким дорогам и узень-
ким тропкам России. Вместе с неутомимым путешественником мы бродим по
воронежским лесам, любуясь неброской красотой родных мест, замираем в
восторге перед непостижимой тайной бытия. В главе «Тихий Дон» мы попа-
даем в сокровенные места Воронежского края: Костенки, Дивногорье. Пес-
ней звучат названия, знакомые нам с детства: Хопер, Битюг, Воронеж, Тихая
Сосна. « Есть что-то неуловимо связывающее человека и то место, где он жи-
вет», -- пишет автор. Наверное, поэтому беспокойство за судьбу родного
края звучит в очерке «Речка моего детства». С нескрываемой тревогой «за
каждый ключик чистой воды» автор пишет: «У каждого из нас есть своя реч-
ка. Не важно какая, большая Волга или маленькая Усманка. Все ли мы пони-
маем, какое это сокровище - речка?! Можно заново построить разрушенный
город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она
умирает, как всякий живой организм, сконструировать невозможно». Бездум-
ное отношение к природе губит ее. Предостережением звучат слова: « Быва-
ют минуты, когда людям стыдно глядеть друг другу в глаза».
На первый взгляд, в центре любой работы Пескова природа. Ее проблемы,
занимательные случаи, связанные с ней, чувства, которые она называет. Если
же присмотреться, пишет Песков часто о людях, а природа – выразительный
фон, обрамление. И открывая новые странички, мы понимаем, что за доброй
улыбкой, искрящимся юмором нам предлагается обсудить что-то очень важ-
ное. Вот, к примеру, рассказ «Трезвенник Топ» - о собаке, жившей
на кордо-
не у лесника близ Воронежа, которая «боролась за трезвость»: отнимала бу-
тылки с алкоголем у находившихся поблизости лесничества людей – рыбаков,
грибников, просто отдыхающих.
Начинается рассказ фразой: «И воробья
можно сделать смешным и жалким, если приобщить его к выпивке», после
чего рассказывается о воробьях, пристрастившихся помимо воли к алкоголю,
и описывается простая и пронизывающая сценка – захмелевшие люди смеют-
ся над такими же воробьями… Вспоминается известная фраза Н.В. Гоголя
«Над кем смеётесь? Над собой смеётесь». Таким образом пытался В.М. Пес-
ков пробудить в человеке человека. В очерке «На ветру жизни» рассказал он
об основателе Воронежского зоопарка Александре Серафимовиче Попове.
Это был подвижник, проживший недолгую, но яркую жизнь, немало сделав-
ший для родного Воронежа.
А очерк «Антониха» очень хочется назвать так: «Есть женщины в русских
селеньях». Перед нами необычный персонаж – Антониха, деревенская стару-
ха, прожившая всю жизнь у Дона. Во время войны она перевозила по ночам
через бушующую реку под обстрелом солдат. Поднимала на ноги своих се-
стер и братьев, оставшись без родителей. Она все умела делать сама. Силь-
ная духом женщина. Наверное, на таких людях и держится Родина. Прооб-
разом Антонихи стала жительница с. Коротояк Острогожского района Воро-
нежской области Анастасия Антоновна Трофимова. Ей и посвящен рассказ
"Антониха".
В книге «Просёлки» Василий Михайлович Песков приглашает к неспеш-
ной прогулке по обыкновенному российскому проселку, что вьется узкой лен-
той от деревушки к деревушке, пылит нещадно в сушь и раскисает в непого-
ду, ведет путника вдоль неприметной речушки через лес и поле. И нет такого
уголка на земле, куда бы не привела такая вот дорога. И всюду поджидает чи-
тателя встреча с необычным - будь то природное чудо или необычная судьба
человека.
О публицистике В.М. Пескова
можно рассказывать бесконечно, так
многогранен его талант писателя и журналиста. Но лучше всего его творче-
ство характеризует малоизвестный факт: Ленинскую премию за свою книгу
«Шагаю по росе» он получил вместо Александра Исаевича Солженицына, в
том же 1964 году номинированного на премию за повесть «Один день Ивана
Денисовича». Конечно же, тогда это решение было политическим, а стало
символическим. Проза Солженицына наполняет читателей горечью и болью,
хоть и справедливой. А произведения В.М. Пескова согревают душу и помо-
гают понять, почему нельзя не любить Родину.
Воронежский край сыграл в судьбе В.М. Пескова большую роль. Здесь он
состоялся как журналист, здесь истоки, питавшие его всю жизнь. И на стра-
ницах своих произведений он выразил эту любовь и благодарность родному
краю, показав красоту его природы и душевную красоту людей, живущих
здесь.