Напоминание

Воронежский край в судьбе и творчестве В.М. Пескова


Автор: Крячко Лада Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Васильевская ООШ
Населённый пункт: с.Васильевка Бутурлиновского района Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: Воронежский край в судьбе и творчестве В.М. Пескова
Раздел: среднее образование





Назад




Воронежский край в судьбе и творчестве Василия Михайловича Пескова. Одним из ярчайших российских журналистов и публицистов по праву мож- но назвать Василия Михайловича Пескова. Огромный интерес вызывает не только его литературное наследие, но и сама личность этого необыкновенно- го человека. Василий Михайлович Песков — советский писатель, журналист, фотокор- респондент, путешественник, телеведущий. Его заслуги высоко оценены как в Советском Союзе, так и в Российской Федерации и за рубежом. Он лауреат Ленинской премии, премии Правительства Российской Федерации 2013 года в области средств массовой информации (посмертно), премий имени И. Со- колова-Микитова , М. Пришвина , имеет пять орденов СССР. В 1998 году Во- ронежской городской администрацией было принято решение о присвоении Василию Михайловичу Пескову звания «Почетный гражданин города Воро- нежа». В 2003 году популярный журналист был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IVстепени. Его имя носит улица в селе Орлово Воронежской области (на родине писателя), а также Воронежский государ- ственный природный биосферный заповедник, при котором открыт и музей В.М. Пескова. В честь знаменитого уроженца Воронежской области названа библиотека в городском микрорайоне Придонской и названа одна из улиц Воронежа. Жизнь и деятельность Василия Михайловича неразрывно связала судьбу Воронежского края с историей нашей великой Родины. Родился Василий Михайлович 14 марта 1930 года в селе Орлово Ново- усманского района Воронежской области в семье машиниста и крестьянки. Детство его прошло под знаком войны. «Близко войну я не видел. Но она была рядом. Летом и осенью 42-го года горел занятый немцами Воронеж. Воздушные бои истребителей. Взрывы бомб. (Осколок одной, упавшей за огородами, врезался в нашу дверь.) Массированные бомбежки железной до- роги (от села в пяти километрах), передвижения танков, автомобилей с пуш-
ками на прицепе, скопление войск в заповедном лесу – такой была полоса возле фронта», -- писал он в книге «Война и люди». Он был единственным сыном (кроме него в семье 4 сестры), и когда отец ушел на фронт, юному Василию с матерью пришлось кормить всю семью. Песков называет войну «большим жизненным университетом», она взрослит, не спрашивая. О своём детстве Василий Михайлович вспоминал в книге «До- роги и тропы» так: «Суровые, требовательные годы совпали для нас, «воен- ных мальчишек», с возрастными законами воспитания человека… Я ничуть не сетую на судьбу, вспоминая эти четыре года. Прокручивая сей- час назад ленту уже пережитого, взвешивая, где, когда и чему научился, без колебания говорю: главная школа жизни приходится на эти годы. Глубоко верю: уроки мужества, труд и трудности сейчас для подростков так- же необходимы». После окончания школы Василий Михайлович работал пи- онервожатым, шофером, киномехаником. В юности впервые взяв в руки фотоаппарат, на всю жизнь самозабвенно увлекся фотографированием при- роды. С 1953года Василий Песков работает в прессе. Журналистский дебют со- стоялся в воронежской газете "Молодой коммунар", где он проработал три года. В эту газету Василий Михайлович пришел как фотограф. Редактор газе- ты Борис Стукалин обратил внимание, что Песков делает очень оригиналь- ные художественные подписи к снимкам и попросил его самого что-нибудь написать. Просьба ввела в замешательство, но он написал зарисовку «Апрель в лесу». Публикация получила положительные отклики, и с тех пор Василий Михайлович стал штатным корреспондентом газеты. А заповедные леса под Воронежем стали, как признавался он сам, «плацдармом для первых публи- каций». Позже Песков отправил несколько статей в «Комсомольскую правду», и его пригласили на работу в Москву. Эту газету Василий Песков считал своим вторым, после войны, университетом. Он вел в «Комсомолке» рубрику «Окно в природу». В его представлении природа – это отдельный мир со
своими порядками, и нарушать их человеку просто категорически воспреща- ется. Песков сочетал в себе качества неутомимого натуралиста–путешествен- ника и мастера журналистики, он одинаково хорошо владел и фотокамерой, и пером. О самом серьезном в мире природы умел рассказывать увлекатель- но, искусственно не приукрашивая материал, понимал, что у читателя форми- рует мировоззрение, основанное на знаниях. Работал он всегда самозабвенно, даже в последние годы, когда уже настиг его инсульт, говорить он мог с трудом, но полосы в «Комсомольской правде» пи- сал с отменной четкостью и мастерством. Когда-то он вел в «Комсомолке» космическую тему, был первым, кто брал интервью у Юрия Гагарина и делал его фотографии для прессы. Но связь с космической темой у Василия Михайловича была, оказывается, гораздо зна- чительнее. Александр Дегтярев, один из авторов книги о Пескове с красноре- чивым названием «Самородок», рассказывал: « Я работал над книгой год, и в процессе ее написания открылись уникальные подробности из жизни Песко- ва. Например, я узнал, что Василий Михайлович одно время серьезно мечтал стать космонавтом и даже проходил подготовку. Но потом сделал выбор в пользу журналистики». Писал Василий Михайлович о многом. О встречах с космонавтами Гага- риным и Титовым, с маршалом Г.К. Жуковым, с президентами России Б.Н. Ельцыным и В.В. Путиным, с губернатором Воронежской области А.В. Гор- деевым и с людьми совсем безвестными. Встречи эти были ниточками, свя- зывавшими Воронежскую землю с жизнью всей страны. Писал о том, как бы- вал в Кремле, на космодроме и в самых глухих уголках российской глубинки. Все одинаково ценно было для него, потому что он видел в этом настоящую жизнь. Василий Михайлович писал: «Оглядываясь на прожитое, к судьбе пре- тензий у меня нет. Есть благодарность за жизнь, за то, что ел честно зарабо- танный хлеб, за то, что труд был в радость, что любил и был любим, за то, что чувствовал себя частицей народа и сыном своей страны. За то еще, что нежно и преданно любил Природу». За время работы в «Комсомольской прав-
де» Песков объездил весь мир: север, юг, Центральная Азия, Дальний Вос- ток, Камчатка, Балтийские острова, граница Европы и Азии, десять раз в США, три раза на Аляску, шесть раз в Африку, был в Австралии, Антаркти- де, Китае, во Вьетнаме. Отовсюду привозил интереснейшие очерки и фото- снимки, потому что умел подмечать детали, видеть великое в малом, искрен- но любил свое дело. Но и родные места не забывал. Часто навещал сестер в Воронеже. Да и по всему Воронежскому краю его ждали в гости многочис- ленные друзья. Поэтому на страницах его сборников представлена вся гео- графия Воронежского края. В 1975 году Песков начал вести быстро ставшую популярной телепереда- чу «В мире животных». Она на протяжении пятнадцати лет была главным “окном” в родную природу для советских телезрителей. Ее позывные собира- ли у экранов любителей всего живого самых разных возрастов, профессий, социальных слоев. Каждая передача -- решение какой-то проблемы. А проблем всегда было много. В мае 2005 года в редакцию «Комсомольской правды» приезжал Владимир Владимирович Путин, чтобы поздравить ее сотрудников с юбилеем издания. Василий Михайлович дождался, когда закончится официальный разговор, а потом взял Владимира Владимировича в оборот, ратуя за очередной гибну- щий заповедник. И добился охранной грамоты. Появилось постановление правительства России о создании заповедника «Кологривский лес» в Ко- стромской области. Песков никогда ничего не просил для себя, но для дела умел преодолевать любые трудности. Многое в нем заставляло улыбнуться. Например, он всегда ходил в кепке. Фирменный знак. У него не было телевизора. Когда в редакции решили пода- рить ему отличный телевизор, он отдал его дочке. Из принципа не смотрел. В нагрянувший век цифровой фототехники до последнего снимал старым до- брым механическим «Никоном», который уже был сед от царапин, как и сам Песков, зато не подводил. Он писал всегда карандашом. Как М.М. Пришвин. Очень забавно надписывал книги друзьям: обязательно рисовал себя лысого и
птичку, несущую червячка в гнездо. Такой вот был фирменный знак!.. Кепка Пескова, старый пленочный фотоаппарат «Никон», удостоверение журнали- ста «Комсомолки», карандашница положили начало экспозиции Воронежско- го музея им.Пескова. Скончался Василий Михайлович 12 августа 2013 года в Москве в возрасте 83-х лет. По завещанию его тело кремировали, а прах развеяли над полем в Воронежской области у села Орлово, на его родине 20 сентября, на 40-й день после смерти. На поле стоит камень, который когда-то привёз из Мордовии Василий Михайлович. На камне написаны его слова «Главная ценность в жизни — сама жизнь». Теперь этот памятник как бы олицетворяет прочную духовную связь писателя с малой родиной, как будто не прервавшуюся и по- сле его смерти. Насколько же огромным должно было быть чувство привя- занности Пескова к этим орловским местам, чтобы он высказал просьбу раз- веять его прах над этими знакомыми с детства местами. Словно сам захотел стать лесом, озером и полем. И это его желание сбылось. Таким образом, жизнь В.М. Пескова была теснейшим образом связана с Воронежским краем. Даже проживая за пределами области, он интересовался ее судьбой и помогал в решении насущных проблем. Литературное наследие Василия Михайловича Пескова велико. "Я расска- зываю о том, что сам наблюдал, чем был удивлен, озадачен... Расспрашивать людей, наблюдать птиц и зверей, видеть тихие воды речки, скрытную жизнь под пологом леса мне самому было так интересно, что я могу назвать себя че- ловеком очень счастливым",- говорил В. Песков. Книги Василия Михайлови- ча — зачарованное странствие по Земле, обращение к духовным корням че- ловеческого рода, послание каждому из нас. Ведь никто не вправе забывать о том, что жить надо в гармонии с природой, что нужно беречь невосполнимые богатства животного и растительного мира. На всех произведениях Василия Пескова лежит отпечаток лиризма, одухотворенности, поэтичности. Музыка, живопись, поэзия проникнуты духом природы. Общение с ней пробуждает лучшее в человеке. Мир людей и мир природы для Пескова неделимы.
В год пятидесятилетия Советского Союза вышла книга Василия Ми- хайловича «Отечество». В предисловии автор написал: «Никто не возьмётся перечислить всего, что стоит за ёмким словом «Отечество». Но всё-таки мож- но сказать: понятие Родины – это память обо всём, что нам дорого в про- шлом, это дела и люди нынешних дней. Это родная земля со всем, что растет и дышит на ней». По сути, природа, Родина, родная земля – слова одного кор- ня – и есть основная тема творчества В. Пескова. Книга «Дороги и тропы» -- это путешествие по широким дорогам и узень- ким тропкам России. Вместе с неутомимым путешественником мы бродим по воронежским лесам, любуясь неброской красотой родных мест, замираем в восторге перед непостижимой тайной бытия. В главе «Тихий Дон» мы попа- даем в сокровенные места Воронежского края: Костенки, Дивногорье. Пес- ней звучат названия, знакомые нам с детства: Хопер, Битюг, Воронеж, Тихая Сосна. « Есть что-то неуловимо связывающее человека и то место, где он жи- вет», -- пишет автор. Наверное, поэтому беспокойство за судьбу родного края звучит в очерке «Речка моего детства». С нескрываемой тревогой «за каждый ключик чистой воды» автор пишет: «У каждого из нас есть своя реч- ка. Не важно какая, большая Волга или маленькая Усманка. Все ли мы пони- маем, какое это сокровище - речка?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать невозможно». Бездум- ное отношение к природе губит ее. Предостережением звучат слова: « Быва- ют минуты, когда людям стыдно глядеть друг другу в глаза». На первый взгляд, в центре любой работы Пескова природа. Ее проблемы, занимательные случаи, связанные с ней, чувства, которые она называет. Если же присмотреться, пишет Песков часто о людях, а природа – выразительный фон, обрамление. И открывая новые странички, мы понимаем, что за доброй улыбкой, искрящимся юмором нам предлагается обсудить что-то очень важ- ное. Вот, к примеру, рассказ «Трезвенник Топ» - о собаке, жившей на кордо- не у лесника близ Воронежа, которая «боролась за трезвость»: отнимала бу-
тылки с алкоголем у находившихся поблизости лесничества людей – рыбаков, грибников, просто отдыхающих. Начинается рассказ фразой: «И воробья можно сделать смешным и жалким, если приобщить его к выпивке», после чего рассказывается о воробьях, пристрастившихся помимо воли к алкоголю, и описывается простая и пронизывающая сценка – захмелевшие люди смеют- ся над такими же воробьями… Вспоминается известная фраза Н.В. Гоголя «Над кем смеётесь? Над собой смеётесь». Таким образом пытался В.М. Пес- ков пробудить в человеке человека. В очерке «На ветру жизни» рассказал он об основателе Воронежского зоопарка Александре Серафимовиче Попове. Это был подвижник, проживший недолгую, но яркую жизнь, немало сделав- ший для родного Воронежа. А очерк «Антониха» очень хочется назвать так: «Есть женщины в русских селеньях». Перед нами необычный персонаж – Антониха, деревенская стару- ха, прожившая всю жизнь у Дона. Во время войны она перевозила по ночам через бушующую реку под обстрелом солдат. Поднимала на ноги своих се- стер и братьев, оставшись без родителей. Она все умела делать сама. Силь- ная духом женщина. Наверное, на таких людях и держится Родина. Прооб- разом Антонихи стала жительница с. Коротояк Острогожского района Воро- нежской области Анастасия Антоновна Трофимова. Ей и посвящен рассказ "Антониха". В книге «Просёлки» Василий Михайлович Песков приглашает к неспеш- ной прогулке по обыкновенному российскому проселку, что вьется узкой лен- той от деревушки к деревушке, пылит нещадно в сушь и раскисает в непого- ду, ведет путника вдоль неприметной речушки через лес и поле. И нет такого уголка на земле, куда бы не привела такая вот дорога. И всюду поджидает чи- тателя встреча с необычным - будь то природное чудо или необычная судьба человека. О публицистике В.М. Пескова можно рассказывать бесконечно, так многогранен его талант писателя и журналиста. Но лучше всего его творче- ство характеризует малоизвестный факт: Ленинскую премию за свою книгу
«Шагаю по росе» он получил вместо Александра Исаевича Солженицына, в том же 1964 году номинированного на премию за повесть «Один день Ивана Денисовича». Конечно же, тогда это решение было политическим, а стало символическим. Проза Солженицына наполняет читателей горечью и болью, хоть и справедливой. А произведения В.М. Пескова согревают душу и помо- гают понять, почему нельзя не любить Родину. Воронежский край сыграл в судьбе В.М. Пескова большую роль. Здесь он состоялся как журналист, здесь истоки, питавшие его всю жизнь. И на стра- ницах своих произведений он выразил эту любовь и благодарность родному краю, показав красоту его природы и душевную красоту людей, живущих здесь.


В раздел образования