"Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Емельянова Елена Петровна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ д/с № 36 Населённый пункт: г. Белгород Наименование материала: Статья Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи детей старшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
в системе коррекции речи детей старшего дошкольного
возраста"
Автор данного материала:
Емельянова Е.П.,
учитель-логопед МБДОУ д/с № 36,
г. Белгород
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из
приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно
начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так
и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку
они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.
Плохо
говорящие
дети,
начиная
осознавать
свой
недостаток,
становятся
молчаливыми,
застенчивыми,
нерешительными;
затрудняется
их
общение
со
сверстниками,
снижается
познавательная
активность.
Всякая
задержка,
любое
нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности
и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение
всего учебного года в работу учителя-логопеда и воспитателей логопедической
группы необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие
интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного
результата в более короткие сроки.
Здоровьесберегающие
технологии,
направленные
на
развитие
дыхания,
необходимы для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. А такие
упражнения, как пальчиковая гимнастика, способствуют формированию не только
мелких
движений
и
координации
руки,
но
и
позитивно
влияют
на
развитие
интеллекта детей.
Представляю
Вам
ряд
здоровьесберегающих
технологий,
используемых
мною на коррекционных логопедических занятиях.
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой
Одним из этапов логопедической работы является артикуляционная
гимнастика. И, чтобы не уменьшился интерес к этому виду деятельности, я
соединила её с биоэнергопластикой.
Биоэнергопластика – это совместное взаимодействие руки и языка. По
данным
исследований
–
движения
тела,
совместные
движения
рук
и
артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны,
помогают
активизировать
естественное
распределение
биоэнергии
в
организме.
Это
оказывает
чрезвычайно
благотворное
влияние
на
активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию
движений
и
мелкую
моторику, нормализует
мышечный
тонус
органов
артикуляции,
стимулирует
двигательные
функции
артикуляционного
аппарата. А также это помогает больше заинтересовать детей, поддерживать
- 1 -
положительные
эмоции.
Вместе
с
выполнением
артикуляционных
упражнений, используется рука (сначала одна, потом вторая), рука как бы
«дублирует» положение языка.
Регулярное выполнение помогает:
улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
(нервную проводимость);
улучшить подвижность артикуляционных органов;
укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Данные приёмы используем для автоматизации звуков. Проговаривая
устное задание логопеда, ребёнок может проводить пальчиком по лабиринту,
перебирать узелки на шнурке, выкладывать по порядку счётные палочки,
раскладывать
камешки,
ракушки
и
пр.
Одно
из
главных
преимуществ
применения приёмов биоэнергопластики при автоматизации - это то, что
ребёнок,
стараясь
правильно
и
точно
выполнять
движения
рук,
учится
произносить поставленные звуки в свободной спонтанной речи.
Дыхательные упражнения
Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной
речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох
у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую
речь.
Мотивирую
интерес
детей
к
дыхательным
упражнениям
сочетанием
наглядности и весёлых стихотворных форм. Вызывая тем самым положительные
эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и
фантазии детей.
Необходимо
соблюдать
последовательность
упражнений
(счёт
ведём
про
себя): вдох носом 1-3, пауза-1, выдох ртом 1-6. Плечи при вдохе не должны
подниматься,
выдох
должен
быть
целенаправленным,
щёки
не
надувать.
Во
избежание
головокружения
продолжительность
упражнения
3-4
раза .
Каждому
упражнению
соответствует
картинка
с
движущейся
частью.
На
картинке
представлен
несложный
сюжет,
доступный
для
понимания
ребёнка.
Кроме
основной
задачи
(формирование
длительного
выдоха),
иллюстрации
можно
использовать
для
развития
ситуативной
речи,
уточнения
грамматических
категорий.
Каждая
иллюстрация
дополняется
коротким
стихотворением,
раскрывающим сюжет. Это повышает интерес детей к занятиям, развивает их
память,
внимание
и
способствует
созданию
эмоционально-положительной,
здоровьесберегающей обстановки на занятии.
Развитие мелкой моторики
- 2 -
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или
иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони - едва ли не
главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности
ребёнка. Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы ребёнку.
Владея своими руками, ребёнок может сделать много полезных и нужных вещей, и
самое главное - развитая моторика рук способствует развитию речи. Движения
пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развития речи ребёнка.
При планировании работы над развитием руки придерживаюсь целого комплекса
упражнений, в который входят: разнообразные пальчиковые игры и упражнения,
пальчиковый театр, графические упражнения, игры с прищепками, ниткография,
суджок-терапия, использование ипликатора Кузнецова. Подробнее остановлюсь на
последних трёх приёмах работы.
Кинезеологические упражнения
Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих
психических
процессов.
Под
влиянием
кинезиологических
тренировок
в
организме происходят положительные структурные изменения. При этом,
чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данные
методики позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить
границы возможностей его мозга.
В своей работе применяю такие упражнения как "Колечко", "Кулак-
ребро-кулак", "Ухо-нос", "Лезгинка", "Замок" и т.д.
«Су-джок» терапия
В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам
работы с детьми значительно возрос. В своей работе успешно апробировала метод
использования
су-джок
терапии
в
сочетании
с
логопедической
и
лечебно-
оздоровительной работой. Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью,
безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является
достаточно хорошей системой самооздоровления.
Использование су-джок шариков, в комплекте с металлическими кольцами, в
сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-
грамматических категорий способствует повышению физической и умственной
работоспособности
детей,
создаёт
функциональную
базу
для
сравнительно
быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и
возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с
упражнениями
по
коррекции
звукопроизношения
и
формированию
лексико-
грамматических
категорий,
позволяют
значительно
повысить
эффективность
коррекционно-логопедических
занятий,
а
также
оптимизировать
выполнение
упражнений в домашних условиях.
Приведу несколько вариантов работы с использованием су-джок колец:
- 3 -
Дети поочерёдно надевают массажные кольца на каждый пальчик,
проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, сначала на правой
затем на левой руке.
Ребёнок
зажимает
массажные
кольца
между
ладонями,
одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного
звука.
Дети
работают
по
инструкции
взрослого.
Надень
колечко
на
мизинец правой руки и т.д. Ребёнок закрывает глаза, взрослый надевает
колечко на любой его палец. Дети называют, на какую руку и какой палец
надето колечко.
Применение таких альтернативных приёмов и методов способствует более
интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий и режимных
моментов в детском саду.
Логоритмика
Что же такое логоритмика и чем она полезна для детей дошкольного
возраста?
Логоритмика –
это
система
двигательных
упражнений,
в
которой
различные движения сочетаются с произнесением специального речевого
материала под музыкальное сопровождение, либо без него, под счёт или
словесное, чаще стихотворное сопровождение.
Занятия
логоритмикой
рекомендуются
детям
с
различными
видами
речевых нарушений. Они очень полезны для физического, психического,
социально-коммуникативного, речевого и эмоционального развития ребенка.
В логоритмике выделяются два основных направления работы с детьми,
имеющими речевые нарушения.
Первое
предусмат ривает
развитие
неречевых
п р о ц е с с о в :
совершенствование
общей
и
мелкой
моторики,
координации
движений,
ориентировки
в
пространстве,
регуляция
мышечного
тонуса,
развитие
чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей, активизация
всех видов внимания и памяти. А также развивается чувство равновесия,
ловкость, сила, выносливость, способность быстро переключаться с одного
вида деятельности на другой, красивая осанка.
Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей
логопатов, коррекция их речевых нарушений. Эта работа включает в себя
развитие
правильного
речевого
дыхания,
голоса,
выработку
умеренного
темпа речи и её интонационной выразительности, развитие артикуляционной
и
мимической
моторики,
координацию
речи
с
движением,
воспитание
правильного звукопроизношения и формированию фонематического слуха.
У
детей
развивается
умение
перевоплощаться
и
выразительно
двигаться под музыку в соответствии с выбранным образом, проявляя и
развивая тем самым свои творческие способности.
- 4 -
Выполнять занятия надлежит не менее 2-х раз в неделю, детям 4- 5 лет
в течение 20-30 минут, а детям 6-7 лет до 40 минут.
Занятия логоритмикой
составляются с опорой на лексические темы.
Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст,
потом
все
вместе.
Овладение
двигательными
навыками,
разучивание
стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить
без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.
Хотелось
бы
отметить
положительные
результаты:
улучшение
интонационной стороны речи, расширение диапазона голоса, развитие модуляции
голоса, закрепление нужных координаций голосового и дыхательного аппарата,
процессы автоматизации и дифференциации звуков происходят у детей в более
короткие
сроки.
Удачно
сочетается
коррекция
звукопроизносительной
стороны
речи и работа над просодикой. В результате: голос нормализуется по громкости,
высоте и силе, нормализуются дыхание и темп речи, дикция становится более
чёткой,
речь
детей
приобретает
эмоциональную
окраску,
дети
научились
интонацией выделять отдельные слова или группы слов.
Использование
мною,
вышеперечисленных
здоровьесберегающих
технологий
при
проведении
коррекционно-логопедической
работы,
а
также
создание
наиболее
разнообразной,
интересной
для
ребёнка
речевой
среды
способствует
решению
задач
гармоничного
развития
дошкольников
более
результативно
и
в
короткие
сроки,
активизирует
психические
процессы
и
формирует личность ребёнка в целом.
Использованная литература:
1.
Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». – М.: ТЦ Сфера,
2006
2.
Панфёрова И.В. «Здоровьесберегающие технологии в логопедической
практике». – Журнал «Логопед», 2011 - №2.
3.
Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика. Методические
рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного
возраста». – СПб., КАРО, 2007
4.
Крупенчук,
О.
И.
Научите
меня
говорить
правильно!
Пособие
по
логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. - Спб. : Издательский
дом «Литера», 2001. – 208с.
5.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. M., 1985.
6.
Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М., 1958.
7.
Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей
с тяжелыми нарушениями речи. М., 2002.
8.
Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М., 2004.
- 5 -
9.
Микляева
Н.В.,
Полозова
O.A.,
Родионова
Ю.Н.
Фонетическая
и
логопедическая ритмика в ДОУ. М., 2005.
10. Жак-Далькроз Э. Ритм. М., 2006.
- 6 -