Обучение выразительному чтению детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Постнова Светлана Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 151 Населённый пункт: г. Ульяновск Наименование материала: методическая разработка Тема: Обучение выразительному чтению детей старшего дошкольного возраста. Раздел: дошкольное образование
Постнова Светлана Петровна,
воспитатель МБДОУ д/с № 151,
г. Ульяновск.
Обучение выразительному чтению
детей старшего дошкольного возраста.
В сценариях к утреннику часто используется монтаж, где дети должны
сказать
свои
стихотворные
тексты
в
очередном
порядке,
чтобы
каждый
отдельный стих в целом создавал настроение в соответствии темы. Таким
образом,
моя
задача
состояла
в
том,
чтобы
научить
детей
выражать
поэтическое
настроение
прочитанного
стихотворения.
Индивидуальный
подход в процессе по непосредственному заучиванию сценарного текста к
утреннику – является ключевой во всей подготовки. Для этого центральным
методом
обучения
являлись:
вопросы,
объяснения,
незапланированный
разговор.
«Разговор»
использовался
в
тот
момент,
когда
ребенок
старался
действовать точно по образцу (по инструкции). В этом случае малыш, хотя и
читает стихотворение выразительно, но не включает свои эмоциональные
переживания.
А
значит,
сам
он
этот
стих
не
прочувствовал
по
разным
причинам:
или
незнакомы
значения
некоторых
слов,
или
не
знает,
как
эмоционально
передается
тот
или
иной
описанный
сюжет.
Во
время
«разговора» (беседы), постоянно контролировали свою речь. Для того чтобы
ребенок
активно участвовал в беседе, в речи взрослого использовались
только понятные фразы по лексическому и эмоциональному опыту малыша.
Чтобы моя речь была понятной, я давала только ту информацию, которая в
данный момент была актуально и заинтересовывала, как меня, так и малыша.
В объяснении значении слов, эмоционального настроения поэтических
строк, в первую очередь, старались ограничивать объем речи. Объясняли
только те, которые значимы. Чтобы заинтересовать ребенка предстоящей
беседой, объясняю, зачем им нужна та или иная информация и как она
применяется на практике, т.е. в жизни.
Один из ключевых методов обучения – это вопросы к детям, которые
применялись
в
различном
значении:
вопросы
–
указания,
вопросы
–
пояснения,
вопросы
–
объяснения.
Вопросы
–
указания
наиболее
были
уместны в том случае, чтобы малыш утвердился или наоборот поменял свое
мнение.
Например,
малыш
читает
стихотворение
про
моряков
обычным
голосом. Чтобы придать этому стихотворению настроение мужественности,
силы, можно задать вопросы, где конкретно говорили о настроении всего
стиха:
«Как
ты
думаешь,
моряки
это
мужественные
люди?».
На
положительный ответ ребенка, задается следующий вопрос: «Значит, чтобы
все
знали,
что
моряки
это
мужественные
люди,
надо
прочитать
стихотворение
мужественно?».
Ребенок
сначала
изменяется
внешне,
принимает
позу
с
выпрямленной
спиной,
и
проговаривает
стихотворные
строки,
придавая
голосу
мужественность.
Однако
это
удается
не
сразу.
Приходилось
часто
давать
образец
для
подражания,
вспомнить
героя
из
мультфильма
(прослушивание
песни
«Аврора»).
Вместе
с
ребенком
подпеваем
герою
мультфильма.
В
последствии,
ребенок
по
аналогии,
передавал настроение в произносимых строках.
Вопросы
–
пояснения,
с
помощью
которых
дети
начинали
понимать
смысл
слов,
фраз,
текста.
Например.
«Про
что
твое
стихотворение?»,
-
ребенок рассказывает, что в нем говорится о знамени, которое развивается на
ветру. «А где оно находиться?» - «Впереди». «Солдаты знамя берегут?», «А
зачем они его берегут?» и т.д. Вопросы помогают выстроить логическую
цепочку,
которая
приобретает
смысловое
значение
всего
стихотворения.
Постепенно ребенок, понимая текст, и принимая его, начинает проявлять
эмоциональное настроение к описываемому сюжету.
Вопросы – объяснения, так же как и вопросы – пояснения определяют
смысл
стихотворения
с
помощью
логического
и
последовательного
сообщения информации.
В вопросах – объяснениях большее внимание
уделяется
объяснению.
Начинается
вопрос
с
фразы
«а
правда,
что
…»,
объясняя, тем самым, и смысл, и значение данной фразы.
После
последовательного
анализа
эмоционального
и
лексического
настроения стихотворения, оно собирается в одно небольшое произведение.
Весь
монтаж
из
небольших
стихотворных
фраз
складывается
в
одно
творческое произведение, произносимое «на одном дыхании».