Напоминание

"Игра - для детей ОНР"


Автор: Роева Ирина Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С № 4 "Жемчужинка"
Населённый пункт: город Полярный Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: "Игра - для детей ОНР"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Игра – для детей с ОНР.
Для детей игра – это и средство познания окружающего мира, и самая доступная форма деятельности. Игру как ведущий вид деятельности ребенка рассматривали многие отечественные ученые: Л.С.Выготский, Я.Л.Коломенский, А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконин. Именно потребность активно действовать побуждает ребенка играть. В игре обучение дошкольника протекает легче и быстрее. К.Д.Ушинский писал об игре: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает… В игре дитя живет…» Игра обогащает ребенка знаниями, будит его фантазию и воображение, развивает умения и навыки, стимулирует развитие мышления, способствует психическому развитию в целом. Именно игра ведет ребенка от развлечения к развитию. В игре ребенок получает удовольствие, развивается эмоционально. Игра позволяет снять напряжение, бороться со страхами, переживаниями, пробуждает целую гамму чувств. В игре ребенок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания. Следует помнить, что для ребенка более важен сам процесс игры, чем его результат. Игра для ребенка – сама жизнь, поэтому она должна пронизывать все виды деятельности. В игре у ребенка обостряется наблюдательность, концентрируется внимание, запоминание происходит быстрее и становится более прочным. В последнее время педагоги стараются предоставлять детям в играх все большую самостоятельность, что позволяет воспитывать в них инициативность, формирует в дальнейшем активную жизненную позицию. Игра является подготовительным этапом развития ребенка, переходным моментом для его включения в учебу. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовольствие, создает радостное рабочее настроение, ускоряет процесс усвоения знаний, облегчает преодоление трудностей. Рекомендации для организации речевых игр и упражнений для детей с ОНР:  Игры не должны быть длительными по времени (до 10 минут).  Игры должны проводиться в неторопливом ритме.  Игра должна быть живой, интересной и привлекательной для детей.  В игре необходимо добиваться активной речевой деятельности всех детей, максимально используя возможности речедвигательной активности.  Необходимо в процессе игры развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью, учить детей правильно и быстро выполнять речевые задания.  Особое место в игре отводится педагогу. Он должен внимательно корректировать речь детей в соответствии с их речевыми возможностями, задачами и условиями игры.
Игры, проводимые с детьми ОНР, можно разделить на три группы в

соответствии с их целями:
 Обучающие игры – это игры на развитие внимания, слухового восприятия, слухового внимания, на различение на слух близких по звучанию звукосочетаний и слов; игры, закрепляющие правильное произношение и обучающие произнесению определенных звуков в слогах, словах и
предложениях; игры на развитие голосового аппарата, произнесение многосложных слов, правильную постановку ударений в словах.  Игры на выявление у детей простейших представлений и умений различать окружающие их предметы по цвету, форме и расположению в пространстве, уточняющие представления детей о размере и числе предметов; игры обобщающие и систематизирующие количественные и пространственные представления у детей, обучающие их сравнению и различению предметов по общим и разным признакам; игры, формирующие понятия о формах геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат).  Игры, способствующие формированию грамматического строя речи, формированию связной речи. Сюда входят игры, занимательные задания и упражнения по русскому языку. Они охватывают большой круг тем: существительные, прилагательные, числительные, местоимения и наречия, простые предложения, простые распространенные предложения, предлоги в предложениях, сложные предложения и т.д. В современной методической литературе можно найти огромное количество игр. Которые рекомендуется использовать в целях коррекции дефектов речи у детей. Ведь известно, что в игре развитие ребенка идет гораздо быстрее, чем при использовании только дидактических приемов воспитания и обучения. Причина в том, что большинство детей с ОНР соматически ослаблены, у них неправильная осанка, имеются нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной систем, отмечаются недостаточность протекания психических процессов, эмоциональная неустойчивость. В своей работе с детьми я всегда соединяю логопедические задания и дидактические игры с движением, что снимает нагрузку, связанную с сидением, повышает работоспособность детей, улучшает качество усвоения знаний. Кроме того, подвижные игры способствуют развитию двигательной сферы (здесь детям с ОНР присуще некоторое отставание) и самостоятельности, что является наиболее узким местом в области дошкольного воспитания. Разработанные мною игры с точки зрения логопедических целей условно делятся на две группы:  Подвижные игры, способствующие развитию фонематического и слогового восприятия, анализа и синтеза, фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте;  Игры, направленные на формирование лексико-граммтической стороны речи. Такие игры позволяют детям без излишнего напряжения овладеть наиболее сложным программным материалом, закрепить его усвоение. Каждая игра имеет четко определенные учебные и коррекционные задачи, причем решение логопедических задач тесно связано с коррекцией двигательной сферы. За основу взяты подвижные игры, составленные А.И.Фоминой, Л.И.Михайловой, Н.В.Вавиловой, Л.В.Кармановой; дидактические игры, переработанные в подвижные, из сборников З.М.Богуславской, Г.А.Тумаковой, В.И.Селеверстова. Некоторые игры включают рифмованный текст, координируемый с ритмичными движениями. Проговаривание стихов одновременно с движениями дает ряд преимуществ, для детей ОНР: их речь под воздействием ритмических движений тоже ритмизуется, делается более громкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое внимание.
Проводя игру, нужно стремиться к тому, чтобы дети могли достичь игровой цели, только усвоив программный материал. Например в игре «Мы строители», чтобы расселить животных правильно, нужно дифференцировать смешиваемые звуки. В играх дети получают возможность самостоятельно действовать в определенных ситуациях или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Например, в игре «Кто быстрее?» они самостоятельно среди множества игрушек отбирают нужные – те, названия которых начинаются со звонких (глухих) звуков, - самостоятельно переносят их в определенное место, самостоятельно проверяют правильность выполнения задания, выявляют ошибки. Только в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения детей к заданию. Например, детям предлагается одно и то же задание: делить слова на слоги (в играх «Посчитай», «Мой домик», «Тепло, холодно»). Дети не слепо выполняют команды педагога, не бездумно подчиняются, а сотрудничают с педагогом, который не только руководит игрой, но сам участвует ней, при необходимости дает образец поведения, следит за выполнением правил. В подвижных играх совершенствуются способы быстрой и правильной ориентировки в пространстве (двигаются по кругу, бегают врассыпную, строятся и перестраиваются в шеренгу, колонну, парами, тройками, бегают змейкой и т.д.). В коррекционных целях используются подвижные игры со звукоподражаниями. Одним из важных условий успешности обучения в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры должны проводиться эмоционально, живо, непринужденно. При выборе игры нужно учитывать тему, которую дети изучают на логопедических занятиях. Подвижные игры, соединенными с дидактическими задачами обучения, развивают речевую активность детей, способствуют повышению результативности педагога.
Подвижные игры для развития фонематического и слогового восприятия,

анализа и синтеза, фонематических представлений и подготовки к обучению

грамоте.

Звуковой анализ и синтез слова

«А ну поймай»

Цели:
тренировать детей в определении первого и последнего звуков в словах, развивать мелкие мышцы рук, глазомер, координацию, ловкость, точность движений.
Оборудование:
мяч.
Описание игры.
Все играющие становятся в круг. Один встает в центре круга, высоко над собой бросает мяч, называет любое слово и бросает мяч другому. Ребенок ловит мяч, бросает его вверх и говорит при этом слово, начинающееся на последующий звук предыдущего слова. Дети бросаю и ловят мяч по очереди, по часовой стрелке. Кто ошибается – выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не скажет 2-3 слова. Оставшиеся в кругу считаются выигравшими, выбывшие – проигравшими.
«Передай другому»


Цели:
тренировать детей в дифференциации сходных по звучанию и смешиваемых ими звуков; развивать мелкие мышцы рук, глазомер; учить бросать мяч точно в руки и правильно ловить его, не прижимая к груди, развивать ловкость.
Оборудование:
мяч.
Описание игры:
Все играющие становятся в круг. Дети бросают мяч друг другу (по желанию), одновременно говоря слова. Например, один ребенок говорит слово со звуком [с], а другой со звуком [ш], следующий – со звуком [с] и т.д. Затем задание можно изменить: подбирать слова попеременно со звуками [з] - [ж], [ш] - [ж], и т. д. Кто ошибается, выходит из игры.
«Мы строители»

Цель:
закреплять умение детей дифференцировать звуки развивать слуховое внимание.
Оборудование:
макет 4-х этажного дома, предметные картинки с изображением животных.
Описание игры.
Педагог предлагает детям расселить животных, кто, на каком этаже должен жить (выставляется макет дома). Мы строим дом Красивый он Животных мы расселим в нем. Дети берут картинки и выполняют задание: на первом этаже помещают картинки с изображением зверей и птиц, в названиях которых есть звук [с] (собака, сорока, свинья), на втором - [ш] ( мишка, мышка, кошка, лошадь), на третьем - [л] (лиса, ласточка, лев), на четвертом - [ж] (ежик, журавль, медвежонок). Педагог вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания, дает оценку.
«Озорник»

Цель:
автоматизировать и дифференцировать звуки [р] - [р'], [л] - [л']; учить понимать в тексте и использовать в речи глаголы; развивать произвольную память, фонематический слух; воспитывать выдержку, быстроту.
Оборудование:
у детей фишки.
Описание игры.
Дети стоят в кругу. Озорник назначенный педагогом, находится в центре круга. Играющие двигаются по кругу и говорят: Мы из Островка ребята, Любим бегать и играть, Ну ка, озорник веселый, Попытайся нас догнать. На последнем слове все разбегаются, а озорник догоняет их. Пойманный временно отходит в сторону. Игра продолжается, пока озорник не поймает 4-5 детей. Озорник забирает у пойманных фишки. Чтобы продолжить игру, пойманные дети должны получить назад свои фишки, выполнив задание педагога. Педагог дает каждому задание. Дети его выполняют. Игра возобновляется. Примеры заданий:  Назови гласные звуки.  Вспомни слова из пяти звуков.  Вспомни слова со звуком [м] в начале, середине, в конце.
«Пара»


Цели:
тренировать детей в подборе слов, отличающихся одним звуком; развивать фонематический слух; воспитывать ориентировку в пространстве, быстроту, сообразительность.
Оборудование:
парные картинки с изображениями предметов, названия которых отличаются одним звуком, например: коза – коса, миска – мишка, уточка – удочка и т.д.; стулья с цифрами.
Описание игры:
Педагог объясняет, что нужно взять картинки и подобрать к ним другие картинки, названия которыхзвучат сходно с названиями предметов на их картинках. Картинки разложены по полу в разных местах группы. Дети ищут парную картинку и стараются быстро сесть на стул с меньшим номером. Педагог анализирует выполнение задания и определяет места победителей.
Слоговой анализ и синтез слова

«Посчитай»

Цели:
определение количества слогов в словах; воспитание произвольного внимания; упражнение в построении и перестроении.
Оборудование:
доска или подставка, крупные предметные картинки.
Описание игры.
Дети ходят произвольно, на сигнал педагога «Внимание!» дети смотрят на выставленную на доску картинку и строятся в колонну парами или тройками – в зависимости от количества слогов в названии предмета на картинке.
«Мой домик»

Цели:
определение количества слогов в словах, обогащение словарного запаса ( усвоение названий насекомых) закрепление обобщающего понятия (насекомые); упражнение в беге врассыпную, воспитание быстрой реакции на сигнал, развитие ориентировки в пространстве.
Оборудование:
три обруча, маски с изображением насекомых, маска птицы.
Описание игры.
В разных местах группы разложены обручи (домики насекомых). Педагог говорит что в первом домике живут насекомые, название которых состоят из одного слога, во втором из двух, в третьем из трех. Затем предлагает детям стать насекомыми, выбрать любые маски. В одном из мест в группе находится обруч для птицы. По сигналу (насекомые) разбегаются по группе, жужжат, взмахивают руками, имитируя полет насекомых. Через некоторое время педагог говорит: «Птица» - и насекомые прячутся в свои домики. Педагог проверяет, правильно ли занят домик, дети помогают, затем дети меняются масками, игра возобновляется.
«Тепло, холодно»

Цель:
определение количества слогов в словах; развитие ориентировки в пространстве, внимания.
Оборудование:
волшебная коробочка, предметные картинки и цифры.
Описание игры.
Педагог говорит, что приготовила для них волшебную коробочку с картинками и спрятала её. Предлагает найти. Говорит: если вы будете приближаться к ней, я буду говорить «тепло, теплее». Если совсем близко подойдете, скажу «горячо», если далеко от неё «холодно». Когда будите искать, прислушивайтесь к тому, что я говорю. Дети ищут и находят коробочку. Открывают её берут картинки, определяют количество слогов в словах и несут картинки к цифрам. Затем педагог выполненное задание проверяет вместе с детьми, хвалит их.

Закрепление навыков чтения и письма слов, анализа предложений.

«Кто быстрее»

Цель:
закреплять знание букв, умение быстро и правильно складывать из них слова; учить прыжкам на одной ноге, быстрому бегу по прямой, развивать ловкость.
Оборудование:
4 набора кубиков с буквами, 4 предметные картинки (по 2 для каждой команды), подставки для них.
Описание игры:
Дети разбиваются на две команды. Команды строятся у подставок с картинками. На противоположной стороне группы – кубики. После слов ведущего «Очень быстрые ребята, любим, бегать и скакать. 1,2,3,4,5 – начинаем мы играть» все дети прыгают на одной ноге до кубиков, берут по два кубика и возвращаются к месту старта бегом. Оставляют кубики и прыгают на другой ноге за оставшимися кубиками; вновь возвращаются бегом. Затем каждая команда из принесенных кубиков складывает по два слова, обозначающих предметы на картинках. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно сложит слова.
«Юла»

Цели:
закреплять умение придумывать по картинкам предложения с предметами, определять количество и последовательность слов в предложениях; тренировать в беге по кругу, в остановках по сигналу.
Оборудование:
юла, сумка через плечо у водящего, в ней – сюжетные картинки.
Описание игры:
Ребенок, юла, находится в центре круга. Он крутит юлу, дети бегут по кругу со словами: Ах Юла, Юла покружись Всем ребятам покажись Покажи нам поскорее, Кто из нас тебе милее! «Юла» останавливается и указывает на кого-то из детей. Он должен придумать предложение по картинке, которую показывает ведущий ребенок, и определить количество и последовательность слов в предложении.


В раздел образования