Автор: Роева Ирина Вячеславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Д/С № 4 "Жемчужинка" Населённый пункт: город Полярный Мурманская область Наименование материала: статья Тема: "Игра - для детей ОНР" Раздел: дошкольное образование
Игра – для детей с ОНР.
Для детей игра – это и средство познания окружающего мира, и самая
доступная форма деятельности. Игру как ведущий вид деятельности ребенка
рассматривали многие отечественные ученые: Л.С.Выготский, Я.Л.Коломенский,
А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконин. Именно потребность активно действовать побуждает
ребенка играть. В игре обучение дошкольника протекает легче и быстрее.
К.Д.Ушинский писал об игре: «Для дитяти игра – действительность, и
действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает… В игре
дитя живет…»
Игра обогащает ребенка знаниями, будит его фантазию и воображение,
развивает умения и навыки, стимулирует развитие мышления, способствует
психическому развитию в целом. Именно игра ведет ребенка от развлечения к
развитию.
В игре ребенок получает удовольствие, развивается эмоционально. Игра
позволяет снять напряжение, бороться со страхами, переживаниями, пробуждает
целую гамму чувств.
В игре ребенок впервые испытывает потребность в достижении успеха и
понимает, что успех во многом зависит от старания. Следует помнить, что для
ребенка более важен сам процесс игры, чем его результат.
Игра для ребенка – сама жизнь, поэтому она должна пронизывать все виды
деятельности.
В игре у ребенка обостряется наблюдательность, концентрируется внимание,
запоминание происходит быстрее и становится более прочным. В последнее время
педагоги стараются предоставлять детям в играх все большую самостоятельность,
что позволяет воспитывать в них инициативность, формирует в дальнейшем
активную жизненную позицию.
Игра является подготовительным этапом развития ребенка, переходным
моментом для его включения в учебу. Игра помогает сделать учебный материал
увлекательным, вызывает у детей глубокое удовольствие, создает радостное рабочее
настроение, ускоряет процесс усвоения знаний, облегчает преодоление трудностей.
Рекомендации для организации речевых игр и упражнений для детей с ОНР:
Игры не должны быть длительными по времени (до 10 минут).
Игры должны проводиться в неторопливом ритме.
Игра должна быть живой, интересной и привлекательной для детей.
В игре необходимо добиваться активной речевой деятельности всех детей,
максимально используя возможности речедвигательной активности.
Необходимо в процессе игры развивать у детей навыки контроля за чужой и
своей речью, учить детей правильно и быстро выполнять речевые задания.
Особое место в игре отводится педагогу. Он должен внимательно
корректировать речь детей в соответствии с их речевыми возможностями,
задачами и условиями игры.
Игры, проводимые с детьми ОНР, можно разделить на три группы в
соответствии с их целями:
Обучающие игры – это игры на развитие внимания, слухового восприятия,
слухового внимания, на различение на слух близких по звучанию
звукосочетаний и слов; игры, закрепляющие правильное произношение и
обучающие произнесению определенных звуков в слогах, словах и
предложениях; игры на развитие голосового аппарата, произнесение
многосложных слов, правильную постановку ударений в словах.
Игры на выявление у детей простейших представлений и умений различать
окружающие их предметы по цвету, форме и расположению в пространстве,
уточняющие представления детей о размере и числе предметов; игры
обобщающие и систематизирующие количественные и пространственные
представления у детей, обучающие их сравнению и различению предметов по
общим и разным признакам; игры, формирующие понятия о формах
геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат).
Игры, способствующие формированию грамматического строя речи,
формированию связной речи. Сюда входят игры, занимательные задания и
упражнения по русскому языку. Они охватывают большой круг тем:
существительные, прилагательные, числительные, местоимения и наречия,
простые предложения, простые распространенные предложения, предлоги в
предложениях, сложные предложения и т.д.
В современной методической литературе можно найти огромное количество игр.
Которые рекомендуется использовать в целях коррекции дефектов речи у детей. Ведь
известно, что в игре развитие ребенка идет гораздо быстрее, чем при использовании
только дидактических приемов воспитания и обучения. Причина в том, что
большинство детей с ОНР соматически ослаблены, у них неправильная осанка,
имеются нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной систем,
отмечаются недостаточность протекания психических процессов, эмоциональная
неустойчивость.
В своей работе с детьми я всегда соединяю логопедические задания и
дидактические игры с движением, что снимает нагрузку, связанную с сидением,
повышает работоспособность детей, улучшает качество усвоения знаний. Кроме того,
подвижные игры способствуют развитию двигательной сферы (здесь детям с ОНР
присуще некоторое отставание) и самостоятельности, что является наиболее узким
местом в области дошкольного воспитания. Разработанные мною игры с точки зрения
логопедических целей условно делятся на две группы:
Подвижные игры, способствующие развитию фонематического и слогового
восприятия, анализа и синтеза, фонематических представлений и подготовке к
обучению грамоте;
Игры, направленные на формирование лексико-граммтической стороны речи.
Такие игры позволяют детям без излишнего напряжения овладеть наиболее
сложным программным материалом, закрепить его усвоение. Каждая игра имеет
четко определенные учебные и коррекционные задачи, причем решение
логопедических задач тесно связано с коррекцией двигательной сферы. За основу
взяты подвижные игры, составленные А.И.Фоминой, Л.И.Михайловой,
Н.В.Вавиловой, Л.В.Кармановой; дидактические игры, переработанные в подвижные,
из сборников З.М.Богуславской, Г.А.Тумаковой, В.И.Селеверстова.
Некоторые игры включают рифмованный текст, координируемый с
ритмичными движениями. Проговаривание стихов одновременно с движениями дает
ряд преимуществ, для детей ОНР: их речь под воздействием ритмических движений
тоже ритмизуется, делается более громкой и эмоциональной, а наличие рифмы
положительно влияет на слуховое внимание.
Проводя игру, нужно стремиться к тому, чтобы дети могли достичь игровой
цели, только усвоив программный материал. Например в игре «Мы строители»,
чтобы расселить животных правильно, нужно дифференцировать смешиваемые
звуки.
В играх дети получают возможность самостоятельно действовать в
определенных ситуациях или с определенными предметами, приобретая собственный
действенный и чувственный опыт. Например, в игре «Кто быстрее?» они
самостоятельно среди множества игрушек отбирают нужные – те, названия которых
начинаются со звонких (глухих) звуков, - самостоятельно переносят их в
определенное место, самостоятельно проверяют правильность выполнения задания,
выявляют ошибки.
Только в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество
повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного
отношения детей к заданию. Например, детям предлагается одно и то же задание:
делить слова на слоги (в играх «Посчитай», «Мой домик», «Тепло, холодно»). Дети не
слепо выполняют команды педагога, не бездумно подчиняются, а сотрудничают с
педагогом, который не только руководит игрой, но сам участвует ней, при
необходимости дает образец поведения, следит за выполнением правил.
В подвижных играх совершенствуются способы быстрой и правильной
ориентировки в пространстве (двигаются по кругу, бегают врассыпную, строятся и
перестраиваются в шеренгу, колонну, парами, тройками, бегают змейкой и т.д.).
В коррекционных целях используются подвижные игры со звукоподражаниями.
Одним из важных условий успешности обучения в ходе подвижных игр
является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры должны
проводиться эмоционально, живо, непринужденно. При выборе игры нужно
учитывать тему, которую дети изучают на логопедических занятиях.
Подвижные игры, соединенными с дидактическими задачами обучения,
развивают речевую активность детей, способствуют повышению результативности
педагога.
Подвижные игры для развития фонематического и слогового восприятия,
анализа и синтеза, фонематических представлений и подготовки к обучению
грамоте.
Звуковой анализ и синтез слова
«А ну поймай»
Цели: тренировать детей в определении первого и последнего звуков в словах,
развивать мелкие мышцы рук, глазомер, координацию, ловкость, точность движений.
Оборудование: мяч.
Описание игры. Все играющие становятся в круг. Один встает в центре круга,
высоко над собой бросает мяч, называет любое слово и бросает мяч другому. Ребенок
ловит мяч, бросает его вверх и говорит при этом слово, начинающееся на
последующий звук предыдущего слова. Дети бросаю и ловят мяч по очереди, по
часовой стрелке. Кто ошибается – выходит из игры. Игра продолжается до тех пор,
пока каждый ребенок не скажет 2-3 слова. Оставшиеся в кругу считаются
выигравшими, выбывшие – проигравшими.
«Передай другому»
Цели: тренировать детей в дифференциации сходных по звучанию и
смешиваемых ими звуков; развивать мелкие мышцы рук, глазомер; учить бросать мяч
точно в руки и правильно ловить его, не прижимая к груди, развивать ловкость.
Оборудование: мяч.
Описание игры: Все играющие становятся в круг. Дети бросают мяч друг другу
(по желанию), одновременно говоря слова. Например, один ребенок говорит слово со
звуком [с], а другой со звуком [ш], следующий – со звуком [с] и т.д. Затем задание
можно изменить: подбирать слова попеременно со звуками [з] - [ж], [ш] - [ж], и т. д.
Кто ошибается, выходит из игры.
«Мы строители»
Цель: закреплять умение детей дифференцировать звуки развивать слуховое
внимание.
Оборудование: макет 4-х этажного дома, предметные картинки с изображением
животных.
Описание игры. Педагог предлагает детям расселить животных, кто, на каком
этаже должен жить (выставляется макет дома).
Мы строим дом
Красивый он
Животных мы расселим в нем.
Дети берут картинки и выполняют задание: на первом этаже помещают
картинки с изображением зверей и птиц, в названиях которых есть звук [с] (собака,
сорока, свинья), на втором - [ш] ( мишка, мышка, кошка, лошадь), на третьем - [л]
(лиса, ласточка, лев), на четвертом - [ж] (ежик, журавль, медвежонок). Педагог
вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания, дает оценку.
«Озорник»
Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки [р] - [р'], [л] - [л']; учить
понимать в тексте и использовать в речи глаголы; развивать произвольную память,
фонематический слух; воспитывать выдержку, быстроту.
Оборудование: у детей фишки.
Описание игры. Дети стоят в кругу. Озорник назначенный педагогом, находится
в центре круга. Играющие двигаются по кругу и говорят:
Мы из Островка ребята,
Любим бегать и играть,
Ну ка, озорник веселый,
Попытайся нас догнать.
На последнем слове все разбегаются, а озорник догоняет их. Пойманный
временно отходит в сторону. Игра продолжается, пока озорник не поймает 4-5 детей.
Озорник забирает у пойманных фишки. Чтобы продолжить игру, пойманные дети
должны получить назад свои фишки, выполнив задание педагога. Педагог дает
каждому задание. Дети его выполняют. Игра возобновляется.
Примеры заданий:
Назови гласные звуки.
Вспомни слова из пяти звуков.
Вспомни слова со звуком [м] в начале, середине, в конце.
«Пара»
Цели: тренировать детей в подборе слов, отличающихся одним звуком;
развивать фонематический слух; воспитывать ориентировку в пространстве,
быстроту, сообразительность.
Оборудование: парные картинки с изображениями предметов, названия
которых отличаются одним звуком, например: коза – коса, миска – мишка,
уточка – удочка и т.д.; стулья с цифрами.
Описание игры: Педагог объясняет, что нужно взять картинки и подобрать к
ним другие картинки, названия которыхзвучат сходно с названиями предметов
на их картинках. Картинки разложены по полу в разных местах группы. Дети
ищут парную картинку и стараются быстро сесть на стул с меньшим номером.
Педагог анализирует выполнение задания и определяет места победителей.
Слоговой анализ и синтез слова
«Посчитай»
Цели: определение количества слогов в словах; воспитание произвольного
внимания; упражнение в построении и перестроении.
Оборудование: доска или подставка, крупные предметные картинки.
Описание игры. Дети ходят произвольно, на сигнал педагога «Внимание!» дети
смотрят на выставленную на доску картинку и строятся в колонну парами или
тройками – в зависимости от количества слогов в названии предмета на
картинке.
«Мой домик»
Цели: определение количества слогов в словах, обогащение словарного запаса (
усвоение названий насекомых) закрепление обобщающего понятия
(насекомые); упражнение в беге врассыпную, воспитание быстрой реакции на
сигнал, развитие ориентировки в пространстве.
Оборудование: три обруча, маски с изображением насекомых, маска птицы.
Описание игры. В разных местах группы разложены обручи (домики
насекомых). Педагог говорит что в первом домике живут насекомые, название
которых состоят из одного слога, во втором из двух, в третьем из трех. Затем
предлагает детям стать насекомыми, выбрать любые маски. В одном из мест в
группе находится обруч для птицы. По сигналу (насекомые) разбегаются по
группе, жужжат, взмахивают руками, имитируя полет насекомых. Через
некоторое время педагог говорит: «Птица» - и насекомые прячутся в свои
домики. Педагог проверяет, правильно ли занят домик, дети помогают, затем
дети меняются масками, игра возобновляется.
«Тепло, холодно»
Цель: определение количества слогов в словах; развитие ориентировки в
пространстве, внимания.
Оборудование: волшебная коробочка, предметные картинки и цифры.
Описание игры. Педагог говорит, что приготовила для них волшебную
коробочку с картинками и спрятала её. Предлагает найти. Говорит: если вы
будете приближаться к ней, я буду говорить «тепло, теплее». Если совсем
близко подойдете, скажу «горячо», если далеко от неё «холодно». Когда будите
искать, прислушивайтесь к тому, что я говорю.
Дети ищут и находят коробочку. Открывают её берут картинки,
определяют количество слогов в словах и несут картинки к цифрам. Затем
педагог выполненное задание проверяет вместе с детьми, хвалит их.
Закрепление навыков чтения и письма слов, анализа предложений.
«Кто быстрее»
Цель: закреплять знание букв, умение быстро и правильно складывать из них
слова; учить прыжкам на одной ноге, быстрому бегу по прямой, развивать
ловкость.
Оборудование: 4 набора кубиков с буквами, 4 предметные картинки (по 2 для
каждой команды), подставки для них.
Описание игры: Дети разбиваются на две команды. Команды строятся у
подставок с картинками. На противоположной стороне группы – кубики. После
слов ведущего «Очень быстрые ребята, любим, бегать и скакать. 1,2,3,4,5 –
начинаем мы играть» все дети прыгают на одной ноге до кубиков, берут по два
кубика и возвращаются к месту старта бегом. Оставляют кубики и прыгают на
другой ноге за оставшимися кубиками; вновь возвращаются бегом. Затем
каждая команда из принесенных кубиков складывает по два слова,
обозначающих предметы на картинках. Выигрывает та команда, которая быстро
и правильно сложит слова.
«Юла»
Цели: закреплять умение придумывать по картинкам предложения с
предметами, определять количество и последовательность слов в
предложениях; тренировать в беге по кругу, в остановках по сигналу.
Оборудование: юла, сумка через плечо у водящего, в ней – сюжетные картинки.
Описание игры: Ребенок, юла, находится в центре круга. Он крутит юлу, дети
бегут по кругу со словами:
Ах Юла, Юла покружись
Всем ребятам покажись
Покажи нам поскорее,
Кто из нас тебе милее!
«Юла» останавливается и указывает на кого-то из детей. Он должен придумать
предложение по картинке, которую показывает ведущий ребенок, и определить
количество и последовательность слов в предложении.