Продуктивная учебная деятельность по овладению иностранным языком в контексте личностно - ориентированного образования
Автор: Боброва Ирина Юрьевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МОУ "Бозойская ВСОШ" Населённый пункт: п. Бозой, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: Продуктивная учебная деятельность по овладению иностранным языком в контексте личностно - ориентированного образования Раздел: полное образование
Статья
«Продуктивная учебная деятельность по овладению иностранным языком в
контексте личностно – ориентированного образования».
1.
Продуктивная учебная деятельность по овладению иностранным языком и
личностно – ориентированное образование.
Как известно, в настоящее время обучение иностранным языкам официально рассматривается
как
одно
из
приоритетных
направлений
модернизации
школьного
образования
(наряду
с
информатизацией и усилением роли экономических и правовых знаний). Это обусловлено
потребностями
современного
информационного
общества,
заинтересованного
в
плане
образования и воспитания, в обеспечении полного развития личности, в том числе в развитии ее
коммуникативных
способностей,
облегчающих
вхождение
в
мировое
сообщество
и
позволяющих
успешно
функционировать
в
нем.
Именно
обучение
иностранным
языкам
выступает как средство развития коммуникативных способностей школьников, подготовки их к
межличностному
и
межкультурному
сотрудничеству,
стремящихся
к
саморазвитию
и
самореализации, умеющих избегать и преодолевать конфликты. В условиях модернизации
школьного образования складываются тенденции «перехода на качественно новое состояние»
обучения
прежде
всего
на
основе
демократизации,
гуманизации,
гуманитаризации.
Этот
«переход»
обусловлен
переориентацией
в
обществе,
науке
и
образовании
на
«проблему
развития
человека»,
его
личность.
Актуальным
становится
термин
«личностно
–
ориентированное образование». Несмотря на то, что данный термин появился в 20ые годы
прошлого столетия и был связан с идеями бихевиоризма, сегодня он получил значительное
развитие и более широкое понимание.
Ключевые положения современной теории личностно – ориентированного образования:
1.
Личностно – ориентированное образование – это образование гуманитарного типа, цель
которого – обеспечить всестороннее развитие личности.
2.
Исходя
из
сущности
и
ценности
образования
выделяются
его
основные
функции:
гуманитарная, культуросозидательная и функция социализации. Гуманитарная функция
заключается в том, чтобы создать условия обретения учеником духовных, нравственных
ценностей,
личностного
смысла
жизнедеятельности
для
его
свободного
развития.
Культуросозидательная предполагает ориентацию образования на развитие человека,
культуры – человека в культуре и культуры в человеке. «Вращивание» индивида в мир
человеческой культуры является основой процесса социализации.
3.
Развитие
личности
является
как
целью,
так
и
содержанием
личностно
–
ориентированного
образования.
Ключевым
аспектом
образования
становится
сама
учебная деятельность, умение учиться и становление, и развитие ученика как субъекта
1
учения. В основе языкового образования как процесса ученик взаимодействует с чужой
лингвокультурой.
Субъект
учитель
Субъект
ученик
4.
Изменяется
логика
и
механизм
воздействия
на
учащегося.
Вместо
понятий
«формирование»,
«управление»
сущность
образования
выражают
другие
понятия:
«создание
условий
для
развития
личности»,
«поддержка,
помощь
ученику»,
самореализация и саморазвитие личности».
5.
Личностно – ориентированное образование носит диалогический характер. В связи с
этим,
как
известно,
изменяется
роль
учителя,
который
становится
партнером,
сотрудником ученика.
Центральными категориями личностно – ориентированного образования являются личность
ученика
и
деятельность
учения.
При
этом
субъектный
характер
личности
определяет
эффективную учебную деятельность как самостоятельную, самоуправляемую, продуктивную.
Переориентация
образования
на
личность
учащегося,
на
приоритет
развития
способов
самостоятельного добывания знаний обусловили постановку проблемы продуктивной учебной
деятельности.
Продуктивное
образование
и
продуктивная
учебная
деятельность
стали
предметом
повышенного
интереса
исследователей,
рассматриваются
как
перспективная
тенденция реформирования образования и обусловили выбор данной темы доклада.
Термин
«продуктивная
учебная
деятельность»
сочетает
в
себе
два
значения:
как
противопоставление
«репродуктивной»
и
как
понятие
«продуктивной,
творческой».
Эти
значения
восходят
к
понятиям
«репродуктивная
(воспроизводящая)»
и
«продуктивная
(созидательная,
творческая)
активность.
Данные
понятия
широко
используются
и
в
современной философской и психолого – педагогической литературе.
Для
репродуктивной
деятельности
характерна
направленность
на
получение
заданного
/
готового
результата
по
образцу.
Иными
словами,
получение
уже
известного
результата
известными способами. Продуктивную деятельность в противоположность этим качествам
отличает направленность на открытие, создание нового или усовершенствование известного
новыми
способами.
Личностно
–
образовательный
продукт
как
результат
творческой,
2
Объект
лингвокультура
созидательно – продуктивной познавательной деятельности это, с одной стороны, - создание
определенных
материальных
и
духовных
продуктов
(исследований,
сочинений),
с
другой
стороны, - открытие для себя нового, неизвестного, разрешение уже по – новому известной
проблемы, то есть выработка личностных способов познания, а также накопление и передача
опыта в процессе взаимодействия с другими субъектами образования. Таким образом, конечный
образовательный
продукт
выражается
в
«самостроительстве»
и
«самотворчестве»
ученика,
приобретение личностного опыта и продвижении вперед в своем развитии [1; 11].
В
рамках
концепции
личностно
–
ориентированного
образования
продуктивную
учебную
деятельность
мы
можем
определить
как
тип
творческой
познавательной
деятельности,
обеспечивающей самоопределение и саморазвитие личности. Исходя из этого определения,
выделим основные характеристики продуктивной учебной деятельности (УД) по следующим
компонентам, приведенным в таблице
КОМПОНЕНТ
ЗНАЧЕНИЕ
Учебная
компетенция
–
позиция
«я
–
учитель»
с п о с о б н о с т ь
и
г о т о в н о с т ь
к
о с о з н а н н о м у
и
э ф ф е к т и в н о м у
самостоятельному управлению учебной
деятельностью
Позиция деловой активности
способность
к
инициации
учебной
деятельности,
владение
стратегиями
ц е л е п о л а г а н и я
и
п р и н я т и ю
самостоятельных
решений,
принятию
на
себя
ответственности
за
результат
данной деятельности, взаимодействие и
сотрудничество
в
процессе
решения
задач
УД
в
учебной
группе,
передача
индивидуального опыта УД товарищам
п о
г р у п п е ,
в з а и м о д е й с т в и е
и
сотрудничество
с
субъектами
УД
в
образовательной среде
Позиция
конструктивной
и
творческой
деятельности
ориентация
на
создание
личностного
образовательного
продукта,
гибкость
УД
к
различным
учебным
ситуациям,
свобода к творчеству
Позиция рефлексивной самооценки
с п о с о б н о с т ь
к
р е ф л е к с и в н о й
самооценке целей, процесса и продукта
УД, рефлексия, коррекция и накопление
3
эффективного опыта УД
Необходимость
переориентации
языкового
образования
на
продуктивный
характер,
на
продуктивную
учебную
деятельность
учащегося
вызвана
социальными
потребностями
сегодняшнего
инновационного
и
динамично
развивающегося
общества.
В
современных
условиях образования и обучения иностранному языку от личности учащегося требуются такие
качества, как способность к принятию решений, выбор позиции, самостоятельное определение
целей
деятельности,
способность
действовать
продуктивно
и
оценивать
результаты
своей
деятельности.
Целенаправленное и приоритетное развитие продуктивной учебной деятельности о области
изучения иностранного языка и иноязычной культуры означает, что учащийся:
- включается в определение целей овладения изучаемым языком, соотносит их со своими
реальными интересами и потребностями (в каких целях, ситуациях необходим изучаемый
язык?);
- активно участвует в проектировании конечного результата (что необходимо конкретно уметь?
как это поможет в общении, в познании окружающего мира?);
- совместно с учителем и своими товарищами отбирает наиболее приемлемые и эффективные
формы и приемы обучения (интересно, продуктивно?);
- отслеживает процесс и успешность своего продвижения в овладении языком (что и как
получается или не получается? какой уже накоплен опыт?);
-
оценивает
реальные
достижения
и
возможности
использования
иностранного
языка
в
реальной деятельности (что я уже умею – мои сочинения, проекты и т. д., насколько они
полезны, в какой мере соответствуют требованиям);
- оценивает продуктивность и опыт своей учебной деятельности;
- оценивает себя, определяет «я – позицию».
В современных средствах обучения уделяется определенное внимание развитию отдельных
приемов
самостоятельной
работы
над
языком,
преимущественно
так
называемых
компенсационных учебных умений. Однако число таких приемов, выделяемых в учебниках и
учебных пособиях, ограничено и полностью не покрывает различные ситуации и потребности
самостоятельного изучения языка и культуры. В этих целях необходим целостный подход,
принципиально
ориентированный
на
развитие
продуктивности
и
творчества
учащегося
в
процессе «самостоятельного открытия» изучаемого языка и культуры.
Если
говорить
о
креативной
составляющей
продуктивной
учебной
деятельности,
то
сформировать
у
учащегося
отношение
к
изучению
иностранного
языка
как
творческому
процессу помогает направленность на личностный образовательный продукт и сам изучаемый
4
язык и культура. Продуктивный, личностно – ориентированный характер учебной деятельности
изучающего иностранный язык определяется современной концепцией языкового образования.
Языковое
образование
рассматривается
как
основа
гуманитарного
и
в
целом
общего
образования, инструмент «вращивания индивида в мировую культуру, создания «образа мира»,
инструмент социализации.
Таким
образом,
в
области
языкового
образования
продуктивная
учебная
деятельность
учащегося
является
ключевым
аспектом.
Учащийся
как
субъект
учебной
деятельности
выступает здесь как независимый изучающий язык и независимый пользователь иностранного
языка. В процессе самостоятельной работы над языком продуктивная деятельность изучающего
иностранный язык:
- направлена на создание личностного образовательного продукта в области иностранного
языка, что определяет ее содержание;
- носит креативный характер, что обеспечивает развитие личностных качеств учащегося как
языковой личности;
-
основана
на
учебной
компетенции
в
области
изучения
языка
и
культуры,
что
является
необходимым условием продуктивности и творчества.
2. Личностно – ориентированный подход – основная стратегия современного
языкового образования.
Особо
актуальной
на
современном
этапе
развития
образования
становится
проблема
личностно-ориентированного
подхода,
понимание
которого
определили
в
60-е
годы
XX
столетия
представители
направления
гуманистической
психологии
А.
Маслоу,
Р.
Мей,
К.
Роджерс, В. Франкль, которые утверждали, что полноценное воспитание возможно лишь в том
случае,
если
школа
будет
служить
лабораторией
для
открытия
уникального
«я»
каждого
ребенка. Идея личностно-ориентированного подхода в нашей стране разрабатывалась с начала
80-х годов прошлого века Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревской, С. В.Кульневичем, А. А.
Орловым, И. С. Якиманской и др. в связи с трактовками воспитания как субъект-субъектного
процесса.
Личностно-ориентированный
подход
в
современных
условиях
гуманизации
и
гуманитаризации всех звеньев образовательной системы – базовая ценностная ориентация
педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым учеником и коллективом.
Обучение в соответствии с этим подходом предполагает:
самостоятельность учащихся в процессе обучения, что зачастую выражается в определении
целей
и
задач
курса
самими
обучаемыми,
в
выборе
приёмов,
которые
являются
для
них
предпочтительными;
опору на имеющиеся знания учащихся, на их опыт;
5
учёт социокультурных особенностей учащихся и их образа жизни, поощрение стремления
быть «самим собой»;
учёт эмоционального состояния учащихся, а также их морально-этических и нравственных
ценностей;
целенаправленное
формирование
учебных
умений,
характерным
для
того
или
иного
учащегося учебным стратегиям;
перераспределение ролей учителя и учащегося в учебном процессе: ограничение ведущей
роли учителя, присвоение ему функций помощника, консультанта, советника;
- использование аутентичных материалов в процессе обучения.
Применительно к содержанию обучения личностно – ориентированный подход проявляется в:
1)
развитии свободной активной личности, развитие опыта творческой деятельности и
ценностные ориентации;
2)
при
отборе
иноязычного
содержания
обучения
в
большей
мере,
чем
раньше,
учитываются интересы и проблемы, волнующие школьников;
3)
отбор материала предполагает некоторую избыточность и выделение двух уровней:
уровня предъявления и уровня спроса;
4)
последнее достигается благодаря проблемной подаче материала, в побуждении учащихся
к размышлению, самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам,
обобщениям;
5)
при отборе содержания важно предусмотреть такие материалы, которые апеллируют к
личному опыту учащихся, к выражению собственного мнения и т. д.
Все больше используется групповая работа над разными текстами, которая позволяет каждому
учащемуся группы выполнить посильные функции, например, при изучающем чтении (чтении с
полным пониманием): одному – вполголоса читать текст, другому – выделять незнакомые слова,
третьему – искать их значение в словаре, четвертому – перевести предложение, вызывающее
трудности для понимания и т. д.
При
личностно
–
ориентированном
подходе
и
использовании
адекватных
ему
технологий
обучения
создаются
особые
отношения
между
учениками
и
учителем,
между
самими
учащимися.
Тем
самым,
личностно
–
ориентированный
подход
выступает
в
качестве
действенной стратегии обновления школы, затрагивающей все аспекты ее функционирования.
Как
создается
законодательная
база
для
реализации
личностно
–
ориентированной
стратегии обновления школы?
- разработана и одобрена «Национальная доктрина образования»;
- доработан и принят «Закон об образовании»;
6
-
разработаны
три
варианта
Базисного
учебного
плана,
к
достоинствам
которых
следует
отнести:
а) во всех трех закреплено начало обучения иностранного языка со второго класса начальной
школы, то есть период, когда дети наиболее восприимчивы к овладению языками. Но важно
было бы сохранить два курса обучения: со второго класса там, где для этого имеются условия, и
с пятого класса, где таких условий нет.
б) во всех вариантах Базисного учебного плана на изучение иностранного языка в основной
школе отводится 3 часа в неделю;
в) во всех трех вариантах плана изучение иностранного языка на старшей ступени признается
обязательным.
Кроме того, во всех трех вариантах Базисного учебного плана предусмотрен национально –
региональный компонент, который позволяет учитывать реальные условия обучения в разных
регионах страны.
7