Напоминание

"Традиционные педагогические технологии в современном образовательном процессе"


Автор: Подлесных Наталья Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №95
Населённый пункт: город Воронеж, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Традиционные педагогические технологии в современном образовательном процессе"
Раздел: полное образование





Назад




Традиционные педагогические технологии в современном образовательном процессе Современному учителю необходимо свободно владеть в педагогической практике основными методологическими приёмами и методами организации учебного процесса, которые теперь принято называть педагогическими технологиями. Определим само понятие «педагогическая технология». Как показывает анализ педагогической литературы, в отечественной науке этот термин употребляется очень широко. Он может обозначать направление дидактики, технологически разработанную систему обучения, систему методов и приемов обучения, наконец, методику и отдельные методы обучения. Педагогическая технология – это системное, концептуальное, нормативное объективированное инвариантное описание деятельности учителя и ученика, направленное на достижение образовательной цели. Теперь обратимся к пониманию дефиниции «традиционная педагогическая технология». К традиционным педагогическим технологиям исследователи относят те педагогические технологии, которые являлись наиболее эффективными во второй половине XX века (особенно в 70–90-ые гг.). К традиционным педагогическим технологиям относятся: формирующая технология (традиционное объяснительно-иллюстративное обучение), обобщенная технология развивающего обучения, метод проектов, игровые технологии. Как следует из названия, формирующая технология построена на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В её основе лежит информирование, фактологическое просвещение учащихся, построенное на организации репродуктивных действий учащихся с целью выработки у них общеучебных умений и навыков. Составными элементами данной технологии являются: сообщение темы и целей обучения, актуализация ранее изученных знаний, организация восприятия нового материала, создание ориентиров для учебных действий, закрепление и обобщение изученного, применение знаний к решению задач, контроль и оценка усвоенного материала. Что касается эффективности технологий такого типа, то можно отметить, что она экономична, ее применение не требует большого количества времени, чтобы сформировать у учащихся большой объем знаний и умений. Именно это и привлекает педагога. В основе обобщенной технологии развивающего обучения заложен способ обучения, вызывающий включение внутренних механизмов интеллектуальных способностей учащихся, которые учатся самостоятельно получать знания. Суть концепции развивающего обучения заключается в создании условий, при которых обучение ориентировано на всестороннее развитие ребенка, развитие его творческих способностей. 1
Составные элементы этой технологии – 1) процессуальная целевая направленность (обучение способам теоретического мышления, процедурам поисковой деятельности); 2) приближенность научной деятельности к научному познанию, что достигается посредством столкновения учащихся с противоречиями, постановки школьников в позицию исследователя, присутствия элементов проблемного обучения; 3) рефлексивная деятельность учащихся; 4) активно-деятельностная позиция школьника; 5) учитель – руководитель и партнер по учебному исследованию. Процесс развития ребенка длителен и требует больших затрат педагогических сил и времени. Эта проблема решается с помощью технологии развивающего обучения. К основным методам традиционной педагогической технологии относятся: 1. Рассказ – монологическое изложение учебного материала, не прерываемое вопросами, содержащее в основном фактические материалы – вступление, повествование, заключение. 2. Беседа – это диалог учителя с учениками, побуждающий учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных фактов, достижений новых знаний путём выводов, рассуждений. Но беседа не даёт практических навыков. 3. Лекция – монолог учителя, характеризующийся более строгой структурой, логикой изложения, обилием информации, системным характером освещения, аргументированностью выводов и примеров. 4. Учебная дискуссия – это обмен взглядами по конкретной теме. Она помогает упорядочить и изучить уже известный материал, приобрести новые знания. Дискуссия развивает умение отстаивать свои взгляды, аргументировать свою точку зрения, приобрести коммуникативные навыки. 5. Работа с книгой – даёт возможность ученику многократно обрабатывать учебную информацию, получать новую (работа со справочным материалом). Функции этого метода: обучающая, развивающая, побуждающая, контрольно- коррекционная. 6. Демонстрация – наглядно-чувственное ознакомление с явлениями, процессами, объектами; использование аудио-видио-теле-компьютерной техники, макетов, схем, плакатов. 7. Иллюстрация – это показ и восприятие предметов, процессов, явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, рисунков, схем, современных ТСО. 8. Упражнения – это метод обучения, представляющий собой планомерное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества. Виды упражнений: специальные, производные, комментированные, устные, письменные, графические, лабораторно-практические и производственно-трудовые. 2
9. Ситуационный метод – метод, применяемый педагогами для активизации мотивации учения, при котором используются различные конфликтные и проблемные ситуации. 10. Лабораторный метод – самостоятельное проведение экспериментов, исследований учащимися, даёт возможность приобретать умения и навыки, обращения с оборудованием, обеспечивает превосходные условия для формирования практических умений. 11. Практический метод – применение полученных знаний к решению практических задач, умение использовать теорию на практике. 12. Игровые методы – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, в ходе которых развиваются коммуникативные и практические навыки. 13. Метод обучающего контроля – это метод активизации контроля усвоения знаний, умения и навыков, одновременно выполняющий обучающие, развивающие, воспитательные и побуждающие функции. Традиционная технология подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я. А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира. Традиционная форма обучения - классно-урочная. Её отличают: Положительные стороны Отрицательные стороны Систематический характер обучения Шаблонное построение, однообразие Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала Нерациональное распределение времени урока. На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней усвоения перекладывается на домашние задания Организационная четкость Учащиеся изолируются от общения друг с другом. Отсутствие самостоятельности Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя Пассивность или видимость активности учащихся. Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2 минуты в день). Слабая обратная связь. Усредненный подход Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении Отсутствие индивидуального обучения Традиционные педагогические технологии, оставаясь ведущими в современном образовательном процессе, не являются догмой и допускают включение элементов инноваций, что способствует повышению активности учащихся, раскрытию индивидуальных способностей, творческих проявлений личности. 3


В раздел образования