"Традиционные педагогические технологии в современном образовательном процессе"
Автор: Подлесных Наталья Ивановна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ №95 Населённый пункт: город Воронеж, Воронежская область Наименование материала: статья Тема: "Традиционные педагогические технологии в современном образовательном процессе" Раздел: полное образование
Традиционные педагогические технологии в современном образовательном
процессе
Современному учителю необходимо свободно владеть в педагогической
практике основными методологическими приёмами и методами организации
учебного
процесса,
которые
теперь
принято
называть
педагогическими
технологиями.
Определим само понятие «педагогическая технология».
Как показывает анализ педагогической литературы, в отечественной
науке
этот
термин
употребляется
очень
широко.
Он
может
обозначать
направление дидактики, технологически разработанную систему обучения,
систему методов и приемов обучения, наконец, методику и отдельные методы
обучения.
Педагогическая
технология
–
это
системное,
концептуальное,
нормативное
объективированное
инвариантное
описание
деятельности
учителя и ученика, направленное на достижение образовательной цели.
Теперь
обратимся
к
пониманию
дефиниции
«традиционная
педагогическая технология».
К традиционным педагогическим технологиям исследователи относят те
педагогические технологии, которые являлись наиболее эффективными во
второй половине XX века (особенно в 70–90-ые гг.).
К традиционным педагогическим технологиям относятся: формирующая
технология
(традиционное
объяснительно-иллюстративное
обучение),
обобщенная технология развивающего обучения, метод проектов, игровые
технологии.
Как следует из названия, формирующая технология построена на основе
объяснительно-иллюстративного
способа
обучения.
В
её
основе
лежит
информирование, фактологическое просвещение учащихся, построенное на
организации репродуктивных действий учащихся с целью выработки у них
общеучебных умений и навыков.
Составными элементами данной технологии являются: сообщение темы
и
целей
обучения,
актуализация
ранее
изученных
знаний,
организация
восприятия нового материала, создание ориентиров для учебных действий,
закрепление и обобщение изученного, применение знаний к решению задач,
контроль и оценка усвоенного материала.
Что касается эффективности технологий такого типа, то можно отметить,
что она экономична, ее применение не требует большого количества времени,
чтобы сформировать у учащихся большой объем знаний и умений. Именно
это и привлекает педагога.
В основе обобщенной технологии
развивающего обучения заложен
способ
обучения,
вызывающий
включение
внутренних
механизмов
интеллектуальных способностей учащихся, которые учатся самостоятельно
получать знания. Суть концепции развивающего обучения заключается в
создании условий, при которых обучение ориентировано на всестороннее
развитие ребенка, развитие его творческих способностей.
1
Составные
элементы
этой
технологии
–
1)
процессуальная
целевая
направленность (обучение способам теоретического мышления, процедурам
поисковой
деятельности);
2)
приближенность
научной
деятельности
к
научному познанию, что достигается посредством столкновения учащихся с
противоречиями,
постановки
школьников
в
позицию
исследователя,
присутствия элементов проблемного обучения; 3) рефлексивная деятельность
учащихся;
4)
активно-деятельностная
позиция
школьника;
5)
учитель
–
руководитель и партнер по учебному исследованию.
Процесс
развития
ребенка
длителен
и
требует
больших
затрат
педагогических
сил
и
времени.
Эта
проблема
решается
с
помощью
технологии развивающего обучения.
К
основным
методам
традиционной
педагогической
технологии
относятся:
1. Рассказ – монологическое изложение учебного материала, не прерываемое
вопросами, содержащее в основном фактические материалы – вступление,
повествование, заключение.
2. Беседа – это диалог учителя с учениками, побуждающий учащихся к
актуализации (припоминанию) уже известных фактов, достижений новых
знаний
путём
выводов,
рассуждений.
Но
беседа
не
даёт
практических
навыков.
3. Лекция – монолог учителя, характеризующийся более строгой структурой,
логикой
изложения,
обилием
информации,
системным
характером
освещения, аргументированностью выводов и примеров.
4.
Учебная
дискуссия
–
это
обмен
взглядами
по
конкретной
теме.
Она
помогает упорядочить и изучить уже известный материал, приобрести новые
знания.
Дискуссия
развивает
умение
отстаивать
свои
взгляды,
аргументировать свою точку зрения, приобрести коммуникативные навыки.
5. Работа с книгой – даёт возможность ученику многократно обрабатывать
учебную информацию, получать новую (работа со справочным материалом).
Функции этого метода: обучающая, развивающая, побуждающая, контрольно-
коррекционная.
6.
Демонстрация
–
наглядно-чувственное
ознакомление
с
явлениями,
процессами,
объектами;
использование
аудио-видио-теле-компьютерной
техники, макетов, схем, плакатов.
7. Иллюстрация – это показ и восприятие предметов, процессов, явлений в их
символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, рисунков,
схем, современных ТСО.
8. Упражнения – это метод обучения, представляющий собой планомерное
повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их
качества. Виды упражнений: специальные, производные, комментированные,
устные,
письменные,
графические,
лабораторно-практические
и
производственно-трудовые.
2
9. Ситуационный метод – метод, применяемый педагогами для активизации
мотивации учения, при котором используются различные конфликтные и
проблемные ситуации.
10.
Лабораторный
метод
–
самостоятельное
проведение
экспериментов,
исследований учащимися, даёт возможность приобретать умения и навыки,
обращения
с
оборудованием,
обеспечивает
превосходные
условия
для
формирования практических умений.
11.
Практический
метод
–
применение
полученных
знаний
к
решению
практических задач, умение использовать теорию на практике.
12. Игровые методы – это специально созданные ситуации, моделирующие
реальность, в ходе которых развиваются коммуникативные и практические
навыки.
13. Метод обучающего контроля – это метод активизации контроля усвоения
знаний,
умения
и
навыков,
одновременно
выполняющий
обучающие,
развивающие, воспитательные и побуждающие функции.
Традиционная технология подразумевает прежде всего классно-урочную
организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики,
сформулированных
Я.
А.
Коменским,
и
до
сих
пор
являющуюся
преобладающей в школах мира.
Традиционная форма обучения - классно-урочная. Её отличают:
Положительные стороны
Отрицательные стороны
Систематический
характер обучения
Шаблонное построение, однообразие
Упорядоченная,
логически правильная
подача учебного
материала
Нерациональное распределение времени урока.
На уроке обеспечивается лишь первоначальная
ориентировка в материале, а достижение высоких
уровней усвоения перекладывается на домашние
задания
Организационная
четкость
Учащиеся изолируются от общения друг с
другом. Отсутствие самостоятельности
Постоянное
эмоциональное
воздействие личности
учителя
Пассивность или видимость активности
учащихся. Слабая речевая деятельность (среднее
время говорения ученика 2 минуты в день).
Слабая обратная связь. Усредненный подход
Оптимальные затраты
ресурсов при массовом
обучении
Отсутствие индивидуального обучения
Традиционные
педагогические
технологии,
оставаясь
ведущими
в
современном образовательном процессе, не являются догмой и допускают
включение элементов инноваций, что способствует повышению активности
учащихся,
раскрытию
индивидуальных
способностей,
творческих
проявлений личности.
3