"Использование методов моделирования при отработке навыков разбора сложного предложения в средней школе"
Автор: Подлесных Наталья Ивановна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ №95 Населённый пункт: город Воронеж, Воронежская область Наименование материала: статья Тема: "Использование методов моделирования при отработке навыков разбора сложного предложения в средней школе" Раздел: среднее образование
Использование методов моделирования при отработке навыков разбора
сложного предложения в средней школе
Разбор сложного предложения в целом, любого вида и строения
,
― тема,
завершающая работу над сложным предложением в школе, ― одно из наиболее
сложных и важных умений для школьника. В процессе разбора не только
обобщаются
теоретические
сведения
по
устройству
и
функционированию
предложения,
но
и
формируется
опора
для
важнейших
пунктуационных
умений.
В соответствии с принципом разделения трудностей учитель должен чётко
представлять себе структуру тех проблем, которые встают перед учеником при
решении тех или иных практических задач, и учить справляться с ними по
частям, исподволь формируя сложные навыки.
При анализе сложного предложения задачи (трудности) эти таковы:
-
умение разобраться в структуре предложения, определив тип сложного
предложения
по
количеству
простых,
видам
связи
между
ними
и
взаиморасположению;
-
умение правильно построить структурную схему;
-
правильно,
полно
и
чётко
рассказать
о
строении
предложения
по
определённому плану.
Обычно камнем преткновения для школьников является как раз третья
задача ― внятно рассказать о строении предложения. Одной из причин этого
является, на наш взгляд, то, что при наличии в учебниках планов разбора
конкретных
видов
сложных
предложений
( с л ож н о с оч и н ё н н о го ,
сложноподчинённого,
бессоюзного,
предложения
с
разными
видами
связи),
отсутствует чёткий обобщающий план разбора сложного предложения, кроме
того, не всегда хватает времени на уроке на столь длительный и скрупулёзный
анализ.
Мы
предлагаем
начинать
обучение
разбору
сложного
предложения
со
знакомства
учащихся
с
планом
разбора
любого
сложного
предложения
и
отработкой умения характеризовать предложение по этому плану. Именно с
1
третьей задачи ― отработки сначала навыков внятного и планомерного рассказа
об основных чертах предложения ― мы начинаем учить разбору сложного
предложения, предлагая для этого не «живые» предложения, а только модели
(муляжи), т. е. уже готовые, построенные учителем, также по определённому
плану,
схемы
возможных
предложений
нужного
вида
со
всеми
деталями
(скобки, стрелки, вопросы, указание разновидности средства связи и т. д.).
Отрабатывая умение полно и правильно рассказать о сложном предложении, мы
развиваем устную речь учащихся в научном стиле и одновременно повторяем и
обобщаем
весь
теоретический
материал
по
теме
«Сложное
предложение»,
уточняя какие-то представления школьников и внося необходимые коррективы
в их знания.
После того, как рассказ о строении сложного предложения перестаёт быть
трудностью
(обычно
через
2-3
часа
работы
с
моделями)
и
становится
спонтанным, мы переходим к анализу настоящих, «живых» предложений и
построению их схем, основные черты устройства которых уже освоены в ходе
предшествующего этапа тренировки.
Поскольку вся тема «Сложное предложение» даётся в течение первых
недель учебного года (в 8 или 9 классе), то всё последующее время разбор
сложного
предложения
отрабатывается
ежедневно
в
домашних
заданиях
и
«разминках»
на
уроке,
приобретая
через
полтора-два
месяца
тот
облик
(качество,
скорость),
который
и
хотелось
бы
видеть
любому
учителю,
и
становясь интересным для ученика.
Такая
методика
работы
показала
своё
преимущество
по
сравнению
с
традиционной и высокую эффективность.
Применение моделирования позволяет сэкономить время при изучении тем:
синтаксический
разбор
сложного
предложения,
сложное
предложение
с
разными видами связи, сложное предложение с несколькими придаточными,
бессоюзное сложное предложение. Таким образом, больше времени остаётся на
отработку разборов.
2
Использование
моделей
делает
возможным
начинать
обучение
синтаксическому
разбору
сложного
предложения
уже
с
пятого
класса,
что
позволяет
учащимся
избегать
многих
пунктуационных
ошибок,
повысить
грамотность,
развить
монологическую
речь
в
научном
стиле.
Применение
моделей при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ помогает учащимся успешно справляться
с выполнением заданий по синтаксису и пунктуации.
3