Напоминание

"Использование методов моделирования при отработке навыков разбора сложного предложения в средней школе"


Автор: Подлесных Наталья Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №95
Населённый пункт: город Воронеж, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование методов моделирования при отработке навыков разбора сложного предложения в средней школе"
Раздел: среднее образование





Назад




Использование методов моделирования при отработке навыков разбора сложного предложения в средней школе Разбор сложного предложения в целом, любого вида и строения , ― тема, завершающая работу над сложным предложением в школе, ― одно из наиболее сложных и важных умений для школьника. В процессе разбора не только обобщаются теоретические сведения по устройству и функционированию предложения, но и формируется опора для важнейших пунктуационных умений. В соответствии с принципом разделения трудностей учитель должен чётко представлять себе структуру тех проблем, которые встают перед учеником при решении тех или иных практических задач, и учить справляться с ними по частям, исподволь формируя сложные навыки. При анализе сложного предложения задачи (трудности) эти таковы: - умение разобраться в структуре предложения, определив тип сложного предложения по количеству простых, видам связи между ними и взаиморасположению; - умение правильно построить структурную схему; - правильно, полно и чётко рассказать о строении предложения по определённому плану. Обычно камнем преткновения для школьников является как раз третья задача ― внятно рассказать о строении предложения. Одной из причин этого является, на наш взгляд, то, что при наличии в учебниках планов разбора конкретных видов сложных предложений ( с л ож н о с оч и н ё н н о го , сложноподчинённого, бессоюзного, предложения с разными видами связи), отсутствует чёткий обобщающий план разбора сложного предложения, кроме того, не всегда хватает времени на уроке на столь длительный и скрупулёзный анализ. Мы предлагаем начинать обучение разбору сложного предложения со знакомства учащихся с планом разбора любого сложного предложения и отработкой умения характеризовать предложение по этому плану. Именно с 1
третьей задачи ― отработки сначала навыков внятного и планомерного рассказа об основных чертах предложения ― мы начинаем учить разбору сложного предложения, предлагая для этого не «живые» предложения, а только модели (муляжи), т. е. уже готовые, построенные учителем, также по определённому плану, схемы возможных предложений нужного вида со всеми деталями (скобки, стрелки, вопросы, указание разновидности средства связи и т. д.). Отрабатывая умение полно и правильно рассказать о сложном предложении, мы развиваем устную речь учащихся в научном стиле и одновременно повторяем и обобщаем весь теоретический материал по теме «Сложное предложение», уточняя какие-то представления школьников и внося необходимые коррективы в их знания. После того, как рассказ о строении сложного предложения перестаёт быть трудностью (обычно через 2-3 часа работы с моделями) и становится спонтанным, мы переходим к анализу настоящих, «живых» предложений и построению их схем, основные черты устройства которых уже освоены в ходе предшествующего этапа тренировки. Поскольку вся тема «Сложное предложение» даётся в течение первых недель учебного года (в 8 или 9 классе), то всё последующее время разбор сложного предложения отрабатывается ежедневно в домашних заданиях и «разминках» на уроке, приобретая через полтора-два месяца тот облик (качество, скорость), который и хотелось бы видеть любому учителю, и становясь интересным для ученика. Такая методика работы показала своё преимущество по сравнению с традиционной и высокую эффективность. Применение моделирования позволяет сэкономить время при изучении тем: синтаксический разбор сложного предложения, сложное предложение с разными видами связи, сложное предложение с несколькими придаточными, бессоюзное сложное предложение. Таким образом, больше времени остаётся на отработку разборов. 2
Использование моделей делает возможным начинать обучение синтаксическому разбору сложного предложения уже с пятого класса, что позволяет учащимся избегать многих пунктуационных ошибок, повысить грамотность, развить монологическую речь в научном стиле. Применение моделей при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ помогает учащимся успешно справляться с выполнением заданий по синтаксису и пунктуации. 3


В раздел образования