Автор: Щепеткина Марина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с №41 Населённый пункт: Нижегородская обл, Кстовский район, с Чернуха Наименование материала: Статья Тема: Здоровье и здоровый образ жизни. Раздел: дошкольное образование
Здоровье и здоровый образ жизни.
Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой,
интересной и долгой.
Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее
формируются
необходимые
умения
и
навыки.
Ребенок
лучше
приспосабливается
к
смене
условий
и
адекватно
воспринимает
все
предъявляемые к нему требования.
Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского
характера, развития воли, природных способностей.
Задача педагогов прежде всего, в том, чтобы научить ребенка с детства
следить за своим здоровьем.
То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным
направлением
в
дошкольном
воспитании,
сегодня
является
физическое
развитие воспитанников, формирование у них навыков здорового образа
жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях
физическим упражнениями.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования
ЗОЖ.
Формировать привычку к ЗОЖ у воспитанников необходимо начинать с
развивающей среды.
Вокруг
детей
с
самого
раннего
детства
необходимо
создавать
такую
развивающую
среду,
которая
была
бы
насыщена
атрибутами,
терминологией,
знаниями,
ритуалами
и
обычаями
валеологического
характера. ( Валеология (от
латинского
valeo-"здоровье",
"быть
здоровым") является наукой о здоровье.)
Это приведет к формированию потребности вести ЗОЖ, к сознательной
охране
своего
здоровья
и
здоровья
окружающих
людей,
к
овладению
необходимыми для этого практическими навыками и умениями.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному
здоровью, педагогам, необходимо знать, прежде всего, что само состояние
здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и
социальных) и внутренних ( наследственность) факторов.
По
современным
представлениям
в
понятие здорового
образа
жизни
входят следующие составляющие:
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Нужно помнить - правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь
тогда,
когда
соблюдаются
единые
требования
детского
сада
и
семьи
в
вопросах
воспитания,
оздоровления,
распорядка
дня,
двигательной
активности, гигиенических процедур, развития двигательных навыков.
Взаимодействие и семьи должно носить системный характер.
Очень важно оказывать необходимую помощь родителям.
Система такого взаимодействия складывается из различных форм работы.
Для
того,
чтобы
решить
проблему
оздоровления
детей,
необходимо
установить доверительно-деловые контакты с родителями.
В работе с семьёй выделяется несколько этапов:
I.
Знакомство
с
родителями,
установление
с
ними
доверительных
отношений.
II. Знакомство с жизнью семьи, её интересами.
В планировании и проведении такой работы большую помощь оказывает
анкетирование родителей, которое проводится в начале учебного года и
включает в себя некоторые вопросы, например:
1. Как вы считаете, почему Ваш ребенок болеет? Что, по Вашему мнению,
будет способствовать укреплению его здоровья?
2.
Какие
виды
закаливания
Вы
используете
дома?
Занимаетесь
ли
с
ребенком утренней гимнастикой, спортивными играми?
III. Формирование установки на сотрудничество.
IV. Организация открытых мероприятий.
Сегодня ФГОС ДО определяет, что родители являются первыми педагогами
своих детей. Поэтому родители совместно с педагогами должны заложить
основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности
ребёнка.
Отсюда
складываются
задачи
и
общая
стратегия
по
созданию
здоровьесберегающей среды в образовательной организации и дома :
1.В группе создавать условия для свободной двигательной деятельности
детей.
2.Наличие
настольно-печатных
игр
(учитывая
возраст
детей)
по
формированию привычки к здоровому образу жизни.
3.Пропагандировать
среди
родителей
игры
и
игрушки,
являющиеся
педагогически ценными.
4.Заранее согласовывать выполнение режима дня дома в выходные дни.
5.Пропогандировать опыт по воспитанию полезных привычек – как основу
становления характера ребенка.
6.Оказывать постоянное внимание к выбору подвижных игр.
7.Создавать
благоприятную
гигиеническую
обстановку,
добиваться
самостоятельного
выполнения
детьми
всех
гигиенических
процедур,
предусматривающую систематическое проветривание.
8.Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по
отношению к освещению.
9.Соблюдение требований СанПин по организации жизни детей в ДОО.
8.Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом.
9.Осуществлять закаливающие процедуры
и в домашних условиях
и в условиях образовательного учреждения.
10.Создание
библиотеки
детской
и
энциклопедической
литературы,
содержание
которой
способствует
формированию
у
детей
привычки
к
здоровому образу жизни.
11.личный
пример
родителей
и
педагогов
–
участие
в
спортивных
соревнованиях;
пешеходные
прогулки;
здоровое
питание;
соблюдение
режима дня; двигательная активность и т.д.
12. Обогащать знания детей о ЗОЖ.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, основными приоритетами для работы ДОУ являются
сохранение и укрепление здоровья детей и формирование у детей навыков
здорового образа жизни, в формировании которых важная роль отводится
работе
с
родителями,
взаимодействие
с
которыми
строится
в
форме
сотрудничества.