Напоминание

Готовность ребёнка к школьному обучению


Автор: Сергеева Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ " Детский сад №114"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: Готовность ребёнка к школьному обучению
Раздел: дошкольное образование





Назад




1 Готовность ребёнка к школьному обучению. Одним из важнейших показателей развития ребёнка и готовности его к школьному обучению является уровень сформированности пространственных представлений, определяющий успешность освоения базовых навыков письма, чтения и математики в начальной школе. Недостаток развития пространственных представлений может вызвать такие проблемы, как нарушения пересказа текста и проблемы с чтением (т.е.2 по чтению); нарушения счёта и трудности с вычислительными операциями (т.е. 2 по математике); нарушения письма (т.е. двойки по русскому языку) и многое другое. Нарушения могут более ярко проявляться в одной из сфер и слабо – в другой. Трудности в освоении письма могут проявиться в пропуске, перестановке букв, слогов, вставке и пропуске гласных букв, в слитном написании слов с предлогами, в замене букв по пространственному сходству, зеркальном написании букв и цифр. При письме можно наблюдать следующее: высота букв может не соответствовать высоте рабочей строки (буквы выходят за её пределы); при списывании буквы располагаются в обратной последовательности; учебный материал на странице может размещаться снизу вверх; встречаются также повторное письмо и пропуск строчек. Трудности в освоении чтения могут проявляться в « угадывающем» чтении, в сложности удержания строчки в поле зрения (Ребёнок теряет строчку, перескакивает на другую), понимание предлогов, сложных логика – грамматических конструкций, встречающихся в тексте, и, как следствие, ребёнок с трудом будет понимать смысл прочитанного, не сможет пересказать текст. Трудности в освоении математики в начальной школе начинаются с проблем в усвоении разрядности числа, затем при решении примеров, где необходим переход через десяток (например, 11-6=5). Позже такие дети испытывают проблемы при решении задач, они могут при вычитании в столбик вычесть из нижнего числа верхнее число. Как правило, отставание по математике уже в младшей школе формирует у ребёнка устойчивый страх перед всеми математическими дисциплинами, снижает самооценку, вселяет неуверенность. Ребёнку с недостаточно сформированными пространственными представлениями сложно будет усваивать такие понятие, как « вверху», « внизу», « слева», « справа», « позади», « впереди», « сбоку», «между», и ориентироваться в пространстве даже тетрадного листа: различать верхнюю левую и верхнюю правую, нижнюю левую и нижнюю правую части листа отступить две клеточки слева, пропустить две строчки между каждым заданием. Такой ребёнок может начать писать справа налево, с середины строки. В дошкольном возрасте он будет с трудом воспринимать и
2 запоминать части своего тела; не сможет назвать слова, обозначающие части тела (туловище, локоть, плечи, шея и Т.Д.) В речи такого ребёнка часто отсутствуют предлоги, например, (едет в машине) он говорит « едет машину). Часто встречаются трудности в рисовании, лепке из пластилина, конструировании, а на занятиях с разрезными картинками и при сооружении построек из кубиков – в складывании из частей целого. Развитие пространственной ориентации в окружающем мире и представлений о пространстве у ребёнка начинается с познания схемы собственного тела и ориентировки в пространстве своего тела. С различения верхней и нижней, задней и передней части собственного тела, левой и правой его сторон. Первоначально дети различают направления, соотнося их, прежде всего, с определёнными частями собственного тела: вверху – внизу (вверху – голова, внизу – ноги); спереди – сзади (спереди - лицо, сзади – спина); право – лево (право – правая рука, лево – левая рука. Далее у ребёнка формируются представления о расположении объектов в пространстве по отношению к его собственному телу: « Я нахожусь впереди Маши, позади Маши, справа или слева от неё»; « Я на стуле, я под столом, я перед стулом, я за стулом», стол слева от меня, шкаф позади меня, окно передо мной, диван справа от меня, шкаф позади меня, и т.д. Затем формируются представления о взаимоотношении между внешними объектами: « карандаш лежит под книжкой», « чашка стоит на столе». Понимание пространственных взаимоотношений любых объектов, окружающих ребёнка (предметы, люди), становится возможным, если усвоена ориентировка в пространстве собственного тела. Далее формируется словесное обозначение пространственных взаимоотношений в речи ребёнка. Сюда относятся логика – грамматические конструкции, смысл которых определяется окончанием слов, способами их расстановки, предлогами: « ручка короче карандаша, но длиннее ластика». Воспитание звуковой культуры речи - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое и «своеобразное», которое включает собственно произносительные качества (звукопроизношение, дикция), формирование средств звуковой выразительности (интонация, темп, сила, высота голоса), двигательные средства выразительности (жесты, мимика), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза, двигательные навыки). Составными компонентами звуковой культуры являются речевой слух и речевое дыхание. Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура»: формирование собственно
3 произносительных качеств и средств звуковой выразительности. В средней группе - совершенствование средств звуковой выразительности, отработка произношения шипящих, сонорных звуков. В старших группах - совершенствование умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка, отрабатывание дикции, интонационной выразительности речи, совершенствование фонематического слуха и определение места звука в слове .Это единственная и важная задача, которая полностью решается в детском саду, в старшей группе. От группы к группе работа закрепляется, совершенствуется, отрабатывается. Исходя из задач, определяется содержание работы и методические приемы. Занятия по звуковой культуре проводятся во всех возрастных группах и имеют следующие структурные аспекты: • Подготовка артикуляционного аппарата в младших группах проводится в игровой форме. Например: «Кто лучше сделает дудочку», в старших группах включается много упражнений на согласные звуки, дыхание. • Изолированное произношение звука воспитателем - в младших группах, а старших - объяснение артикуляции звука. • Произношение изолированного звука детьми во всех возрастных группах. Далее в старших группах проговаривание звуков в слоге. • Отработка звуков в словосочетаниях, словах, фразах с использованием игр- инсценировок, стихотворных строк, дидактических упражнений, чистоговорок, пословиц, загадок, придумывание слов с определенным звуком и т.д. В старших группах мы учим детей произносить звуки автоматически - автоматизация звука с использованием скороговорок. 1 этап – развитие артикуляционной моторики, совершенствование слухового восприятия (неречевые звуки, бытовые шумы), развитие чувства ритма. 2 этап – развитие фонематического слуха (речевое звукоразличие0, развитие фонематического восприятия и формирование чётких фонематических представлений (дифференциация фонем и установление звуковой структуры слова0. 3 этап –формирование навыков фонематического анализа и синтеза( умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова), развитие слухоречевой памяти. Таким образом, для успешного усвоения школьных дисциплин ребёнок должен уметь ориентироваться в окружающем пространстве, от себя, от другого человека, от других предметов, ориентироваться на плоскости; лист, страница, бумага в клетку, в линейку; пользоваться пространственным словарём: предлогами, наречиями и другими частями речи, обобщённо отражающими знания о предметно – пространственном окружении. Работа с детьми в указанной последовательности
4 создаёт условия для успешного овладения грамотой, а, следовательно, хорошей успеваемости в школе.


В раздел образования