Автор: Сергеева Елена Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ " Детский сад №114" Населённый пункт: город Ярославль Наименование материала: статья Тема: Готовность ребёнка к школьному обучению Раздел: дошкольное образование
1
Готовность ребёнка к школьному обучению.
Одним из важнейших показателей развития ребёнка и готовности его к школьному
обучению является уровень сформированности пространственных представлений,
определяющий успешность освоения базовых навыков письма, чтения и математики
в начальной школе.
Недостаток развития пространственных представлений может вызвать такие
проблемы, как нарушения пересказа текста и проблемы с чтением (т.е.2 по чтению);
нарушения счёта и трудности с вычислительными операциями (т.е. 2 по
математике); нарушения письма (т.е. двойки по русскому языку) и многое другое.
Нарушения могут более ярко проявляться в одной из сфер и слабо – в другой.
Трудности в освоении письма могут проявиться в пропуске, перестановке букв,
слогов, вставке и пропуске гласных букв, в слитном написании слов с предлогами, в
замене букв по пространственному сходству, зеркальном написании букв и цифр.
При письме можно наблюдать следующее: высота букв может не соответствовать
высоте рабочей строки (буквы выходят за её пределы); при списывании буквы
располагаются в обратной последовательности; учебный материал на странице
может размещаться снизу вверх; встречаются также повторное письмо и пропуск
строчек.
Трудности в освоении чтения могут проявляться в « угадывающем» чтении, в
сложности удержания строчки в поле зрения (Ребёнок теряет строчку,
перескакивает на другую), понимание предлогов, сложных логика – грамматических
конструкций, встречающихся в тексте, и, как следствие, ребёнок с трудом будет
понимать смысл прочитанного, не сможет пересказать текст.
Трудности в освоении математики в начальной школе начинаются с проблем в
усвоении разрядности числа, затем при решении примеров, где необходим переход
через десяток (например, 11-6=5). Позже такие дети испытывают проблемы при
решении задач, они могут при вычитании в столбик вычесть из нижнего числа
верхнее число. Как правило, отставание по математике уже в младшей школе
формирует у ребёнка устойчивый страх перед всеми математическими
дисциплинами, снижает самооценку, вселяет неуверенность.
Ребёнку с недостаточно сформированными пространственными представлениями
сложно будет усваивать такие понятие, как « вверху», « внизу», « слева», « справа»,
« позади», « впереди», « сбоку», «между», и ориентироваться в пространстве даже
тетрадного листа: различать верхнюю левую и верхнюю правую, нижнюю левую и
нижнюю правую части листа отступить две клеточки слева, пропустить две
строчки между каждым заданием. Такой ребёнок может начать писать справа налево,
с середины строки. В дошкольном возрасте он будет с трудом воспринимать и
2
запоминать части своего тела; не сможет назвать слова, обозначающие части тела
(туловище, локоть, плечи, шея и Т.Д.) В речи такого ребёнка часто отсутствуют
предлоги, например, (едет в машине) он говорит « едет машину). Часто встречаются
трудности в рисовании, лепке из пластилина, конструировании, а на занятиях с
разрезными картинками и при сооружении построек из кубиков – в складывании из
частей целого.
Развитие пространственной ориентации в окружающем мире и представлений о
пространстве у ребёнка начинается с познания схемы собственного тела и
ориентировки в пространстве своего тела. С различения верхней и нижней, задней и
передней части собственного тела, левой и правой его сторон.
Первоначально дети различают направления, соотнося их, прежде всего, с
определёнными частями собственного тела: вверху – внизу (вверху – голова, внизу –
ноги); спереди – сзади (спереди - лицо, сзади – спина); право – лево (право – правая
рука, лево – левая рука.
Далее у ребёнка формируются представления о расположении объектов в
пространстве по отношению к его собственному телу: « Я нахожусь впереди Маши,
позади Маши, справа или слева от неё»; « Я на стуле, я под столом, я перед стулом, я
за стулом», стол слева от меня, шкаф позади меня, окно передо мной, диван справа
от меня, шкаф позади меня, и т.д.
Затем формируются представления о взаимоотношении между внешними
объектами: « карандаш лежит под книжкой», « чашка стоит на столе». Понимание
пространственных взаимоотношений любых объектов, окружающих ребёнка
(предметы, люди), становится возможным, если усвоена ориентировка в
пространстве собственного тела.
Далее формируется словесное обозначение пространственных взаимоотношений в
речи ребёнка. Сюда относятся логика – грамматические конструкции, смысл
которых определяется окончанием слов, способами их расстановки, предлогами: «
ручка короче карандаша, но длиннее ластика».
Воспитание звуковой культуры речи - одна из важных задач развития речи в детском
саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее
решения.
Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое и «своеобразное», которое
включает собственно произносительные качества (звукопроизношение, дикция),
формирование средств звуковой выразительности (интонация, темп, сила, высота
голоса), двигательные средства выразительности (жесты, мимика), а также элементы
культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза, двигательные
навыки). Составными компонентами звуковой культуры являются речевой слух и
речевое дыхание.
Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с
основными аспектами понятия «звуковая культура»: формирование собственно
3
произносительных качеств и средств звуковой выразительности. В средней группе -
совершенствование средств звуковой выразительности, отработка произношения
шипящих, сонорных звуков.
В старших группах - совершенствование умения различать на слух и в
произношении все звуки родного языка, отрабатывание дикции, интонационной
выразительности речи, совершенствование фонематического слуха и определение
места звука в слове .Это единственная и важная задача, которая полностью решается
в детском саду, в старшей группе. От группы к группе работа закрепляется,
совершенствуется, отрабатывается. Исходя из задач, определяется содержание
работы и методические приемы.
Занятия по звуковой культуре проводятся во всех возрастных группах и имеют
следующие структурные аспекты:
•
Подготовка артикуляционного аппарата в младших группах проводится в
игровой форме. Например: «Кто лучше сделает дудочку», в старших группах
включается много упражнений на согласные звуки, дыхание.
•
Изолированное произношение звука воспитателем - в младших группах, а
старших - объяснение артикуляции звука.
•
Произношение изолированного звука детьми во всех возрастных группах.
Далее в старших группах проговаривание звуков в слоге.
•
Отработка звуков в словосочетаниях, словах, фразах с использованием игр-
инсценировок, стихотворных строк, дидактических упражнений, чистоговорок,
пословиц, загадок, придумывание слов с определенным звуком и т.д. В старших
группах мы учим детей произносить звуки автоматически - автоматизация звука с
использованием скороговорок.
1 этап – развитие артикуляционной моторики, совершенствование слухового
восприятия (неречевые звуки, бытовые шумы), развитие чувства ритма.
2 этап – развитие фонематического слуха (речевое звукоразличие0, развитие
фонематического восприятия и формирование чётких фонематических
представлений (дифференциация фонем и установление звуковой структуры слова0.
3 этап –формирование навыков фонематического анализа и синтеза( умственные
действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова), развитие слухоречевой
памяти.
Таким образом, для успешного усвоения школьных дисциплин ребёнок должен
уметь ориентироваться в окружающем пространстве, от себя, от другого человека, от
других предметов, ориентироваться на плоскости; лист, страница, бумага в клетку, в
линейку; пользоваться пространственным словарём: предлогами, наречиями и
другими частями речи, обобщённо отражающими знания о предметно –
пространственном окружении. Работа с детьми в указанной последовательности
4
создаёт условия для успешного овладения грамотой, а, следовательно, хорошей
успеваемости в школе.