Основные требования ФГОС по предметам естественнонаучного цикла
Автор: Омарова Патимат Гасангусейновна Должность: учитель Учебное заведение: Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Салымская средняя общеобразовательная школа №2" Населённый пункт: п. Салым Наименование материала: Методическая разработка Тема: Основные требования ФГОС по предметам естественнонаучного цикла Раздел: среднее образование
Функционально грамотная личность
•
Человек самостоятельный
•
Человек познающий
•
Человек, умеющий жить среди людей
«Человек, способный решать самые разные,
возникающие в жизни задачи,
оставаясь при этом человеком!»
Отличительные особенности стандарта второго
поколения – цели и результаты
Развитие «компетентности
к обновлению компетенций»
Результаты
образования
Личностные
Мета
предметные
Предметные
Новые требования, предъявляемые к
деятельности педагога
1. Чему учить – «учить учиться»,
УУД - обощенные способы деятельности, затрагивающие
- Учебные мотивы,
- Учебную цель,
- Учебную задачу,
- Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование
материала, контроль и оценка)
2. Как учить – в технологии системно-деятельностного подхода
Это - учебные исследования, учебные проекты
Это – проблемное и проблемно-диалогическое обучение
3. Зачем учить
Чтобы ученик приобрел способность к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений, включая
организацию этого процесса
Современный урок и его целеполагание
Цели урока:
Группа деятельностной цели
(формирование УУД)
– (для достижения
личностных и метапредметных результатов);
Группа предметно-дидактической цели
–
(для достижения предметных результатов)
Планируемые результаты:
Личностные
Метапредметные
Предметные
•
ФГОС НОО выдвигает требования к
формированию у школьников метапредметных
результатов – универсальных учебных действий
(личностных, познавательных, регулятивных и
коммуникативных), которые должны стать базой
для овладения ключевыми компетенциями,
«составляющими основу умения учиться».
Преподавание предметов естественно-научного
цикла ведется таким образом, что изучаемые
курсы не согласованы друг с другом, по-разному
трактуют одни и те же явления природы, не
формируют единого подхода к изучению
естественных наук.
•
Фрагментарность знаний традиционной
структуры образования не ведет к формированию
единой картины мира. А без целостности знаний
нет целостности восприятия окружающей
действительности. Однако эти науки неразрывны,
так как изучают практически одни и те же явления
природы, а интеграция предметов создает
условия для формирования целостного
представления об окружающем мире.
Интеграция предметов естественнонаучного цикла
является одним из условий формирования УУД.
•
Термин “универсальные учебные действия” означает
умение учиться, т.е. способность субъекта к
саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного приобретения нового
социального опыта. Необходимость обращения к
интегрированному обучению вызвана заметным
снижением интереса учащихся к предметам
естественного цикла, что во многом связано с
большим объемом содержания учебных
программ.
Интегрированный урок – это специально
организованный урок, цель которого может
быть достигнута лишь при объединении
знаний из разных предметов и направлена
на рассмотрение и решение какой-либо
проблемы, позволяющей наиболее
эффективно формировать и развивать
универсальные учебные действия.
С практической точки зрения
интеграция предполагает усиление
метапредметных связей, снижение
перегрузок учащихся, расширение сферы
получаемой информации, подкрепление
мотивации обучения.
Интеграция предметов естественно-научного цикла
в современной школе позволяет наиболее
эффективно организовать учебную деятельность и
создавать условия в формировании универсальных
учебных действий на разных этапах урока: на
уровне целей, мотивов, рефлексии.
Предметы естественного цикла настолько
универсальны, что при желании учителя могут
интегрироваться с любым предметом.
Проведение интегрированных уроков совместно с
другими учителями, особенно придает уроку
своеобразный колорит.
Интегрированный подход способствует
осуществлению компетентностного подхода в
преподавании географии, физики и химии,
развивают потенциал учащихся, побуждает к
активному познанию окружающей
действительности, к осмыслению и нахождению
причинно-следственных связей, к развитию логики,
мышлению, коммуникативных
способностей. В большей степени, чем обычно,
помогает формированию и
развитию универсальных учебных
действий.
Учителям физики и химии, географии и биологии можно
разработать и провести интегрированные бинарные уроки, в
основу которых положены разные педагогические технологии:
•
Интегрированный урок по физике и химии
«Строение атома»
•
Интегрированный урок по химии, географии и физике «Вода -
самое необходимое вещество на планете»
•«Физические и химические явления», природоведение 5
класс;
• «Определение свойств горных пород, как эффективное
условие применения натурального камня » 7 класс;
•«Физические явления в пустынях Африки» 7 класс;
•«Теория литосферных плит и ее
практическое значение» 7 класс;
•«Роль топлива в различных аспектах человеческой
деятельности» (география + физика) 8 класс;;
•"Влияние автомобильного транспорта на окружающую
среду» 8 класс;
•«Химическая промышленность» 9 класс;
•«Сейсмические волны» (география + физика) 9 класс;
•«Оптические явления в атмосфере Сибири» 8 класс.
•
Интегрированный урок по химии, биологии, географии,
физике для 8-го класса: "Геологическое летоисчисление"
•
Интегрированный урок (география+физика)
•
"Осадочные и метаморфические горные породы";
6 класс
Интеграция предметов в современной
школе позволяет наиболее эффективно
организовать учебную деятельность и
создавать условия в формировании УУД
на разных этапах урока:
•
на уровне целей
•
на уровне мотивов
•
на уровне рефлексии и т.д.
Необходимость обращения к
интегрированному обучению вызвана:
1.
Заметным снижением интереса учащихся к
предметам естественонаучного цикла;
2.
Нередко одно и то же понятие или учебное
действие в рамках каждого конкретного
предмета определяется по разному. Это
затрудняет не только восприятие учебного
материала, но и развитие УУД;
3.
Несогласованность предлагаемых программ
приводит к тому, что одна и та же тема по
разным предметам изучается в разное время.
Положительные моменты
интегрированного подхода в
формировании УУД.
Интеграция дает возможность
•
показать учащимся «мир в целом», преодолев
разобщенность научного знания по дисциплинам.
•
планировать предметные цели и результаты обучения на
уровне учебных действий, которыми овладевают
обучаемые в процессе освоения содержания по данной
теме.
•
создавать благоприятные условия в формировании УУД:
познавательных, регулятивных, личностных и
коммуникативных.
•
использовать высвобождаемое за этот счет время для
полноценного осуществления профильной
дифференциации в обучении.
По сравнению с традиционными формами
обучения интегрированный подход гарантирует
•
рост качественной успеваемости,
•
повышение прочности знаний обучающихся,
•
повышения уровня сформированности ключевых
компетенций,
•
меняется мышление ученика: оно становится
рефлексивным, то есть нацеленным на результат,
качественную подготовку к сдача ЕГЭ.
Универсальные учебные действия в
интегрированном уроке
Во-первых, обеспечивают возможность учащимся
самостоятельно осуществлять деятельность учения,
ставить учебные цели, искать и использовать необходимые
средства и способы достижения, контролировать и
оценивать процесс и результаты деятельности;
Во-вторых, создают условия для развития личности и ее
самореализации, толерантных установок личности,
обеспечивающих её жизнь в обществе;
В-третьих, обеспечивают успешное усвоение знаний,
умений и навыков, формирование картины мира,
компетентностей в любой предметной области познания.
Во время подготовки и проведения
интегрированного урока происходит
взаимодействие двух и более учебных
дисциплин, и учащийся здесь выполняет
новую, более активную и значимую для
самого себя роль, повышая тем самым
самооценку и понимание необходимости
пополнения своих знаний за пределами
материала учебника.
Критерии эффективности
1.
Высокая мотивация учащихся по предметам;
2.
Овладение УУД:
•
умение организовывать свою деятельность, определять
ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике, оценивать достигнутые
результаты;
•
умение вести самостоятельный поиск, отбор
информации, ее преобразование, сохранение, передачу и
презентацию;
•
умение взаимодействовать в коллективе, вести себя,
представлять себя.
Интеграция — необходимое условие
современного учебного процесса, она
позволяет активно формировать
универсальные учебные действия.
•
Метапредметные результаты обучения – это результаты
деятельности на разных учебных предметах, применяемые
учащимися в обучении, на практике и перенос во
внеучебную (жизненную) деятельность.
•
Метапредметное задание – задание, предусматривающее
овладение системой знаний и операций, обеспечивающих
понимание информации, включая умение
структурирования, выделение главного и второстепенного,
основной идеи, выстраивание последовательность
действий; овладение основами ознакомительного,
изучающего, усваивающего и поискового чтения,
рефлексии.