Напоминание

Основные требования ФГОС по предметам естественнонаучного цикла


Автор: Омарова Патимат Гасангусейновна
Должность: учитель
Учебное заведение: Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Салымская средняя общеобразовательная школа №2"
Населённый пункт: п. Салым
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Основные требования ФГОС по предметам естественнонаучного цикла
Раздел: среднее образование





Назад





Основные требования ФГОС по

предметам естественнонаучного

цикла

Учитель физики

НРМОБУ «Салымская СОШ№2»

Омарова П.Г.


Цель образования изменилась!

Функционально грамотная личность

Человек самостоятельный

Человек познающий

Человек, умеющий жить среди людей

«Человек, способный решать самые разные,

возникающие в жизни задачи,

оставаясь при этом человеком!»


Отличительные особенности стандарта второго

поколения – цели и результаты

Развитие «компетентности

к обновлению компетенций»

Результаты

образования

Личностные

Мета

предметные

Предметные


Новые требования, предъявляемые к

деятельности педагога

1. Чему учить – «учить учиться»,

УУД - обощенные способы деятельности, затрагивающие

- Учебные мотивы,

- Учебную цель,

- Учебную задачу,

- Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование

материала, контроль и оценка)

2. Как учить – в технологии системно-деятельностного подхода

Это - учебные исследования, учебные проекты

Это – проблемное и проблемно-диалогическое обучение

3. Зачем учить

Чтобы ученик приобрел способность к самостоятельному

усвоению новых знаний и умений, включая

организацию этого процесса


Современный урок и его целеполагание

Цели урока:

Группа деятельностной цели

(формирование УУД)
– (для достижения личностных и метапредметных результатов); 
Группа предметно-дидактической цели
– (для достижения предметных результатов) 
Планируемые результаты:
Личностные Метапредметные Предметные
• ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников
метапредметных

результатов
– универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться». Преподавание предметов естественно-научного цикла ведется таким образом, что изучаемые курсы не согласованы друг с другом, по-разному трактуют одни и те же явления природы, не формируют единого подхода к изучению естественных наук.
• Фрагментарность знаний традиционной структуры образования не ведет к формированию единой картины мира. А без целостности знаний нет целостности восприятия окружающей действительности. Однако эти науки неразрывны, так как изучают практически одни и те же явления природы, а
интеграция
предметов создает условия для формирования целостного представления об окружающем мире.

Интеграция предметов естественнонаучного цикла

является одним из условий формирования УУД.
• Термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного приобретения нового социального опыта. Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана заметным снижением интереса учащихся к предметам естественного цикла, что во многом связано с большим объемом содержания учебных программ.
Интегрированный урок – это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов и направлена на рассмотрение и решение какой-либо проблемы, позволяющей наиболее эффективно формировать и развивать универсальные учебные действия.

С практической точки зрения

интеграция предполагает усиление

метапредметных связей, снижение

перегрузок учащихся, расширение сферы

получаемой информации, подкрепление

мотивации обучения.

Интеграция предметов естественно-научного цикла в современной школе позволяет наиболее эффективно организовать учебную деятельность и создавать условия в формировании универсальных учебных действий на разных этапах урока: на уровне целей, мотивов, рефлексии. Предметы естественного цикла настолько универсальны, что при желании учителя могут интегрироваться с любым предметом. Проведение интегрированных уроков совместно с другими учителями, особенно придает уроку своеобразный колорит.
Интегрированный подход способствует осуществлению компетентностного подхода в преподавании
географии, физики и химии,
развивают потенциал учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышлению, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычно, помогает формированию и развитию универсальных учебных действий.
Учителям физики и химии, географии и биологии можно разработать и провести интегрированные бинарные уроки, в основу которых положены разные педагогические технологии: • Интегрированный урок по физике и химии «Строение атома» • Интегрированный урок по химии, географии и физике «Вода - самое необходимое вещество на планете» •«Физические и химические явления», природоведение 5 класс; • «Определение свойств горных пород, как эффективное условие применения натурального камня » 7 класс; •«Физические явления в пустынях Африки» 7 класс; •«Теория литосферных плит и ее практическое значение» 7 класс;
•«Роль топлива в различных аспектах человеческой деятельности» (география + физика) 8 класс;; •"Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду» 8 класс; •«Химическая промышленность» 9 класс; •«Сейсмические волны» (география + физика) 9 класс; •«Оптические явления в атмосфере Сибири» 8 класс. • Интегрированный урок по химии, биологии, географии, физике для 8-го класса: "Геологическое летоисчисление" • Интегрированный урок (география+физика) • "Осадочные и метаморфические горные породы"; 6 класс
Интеграция предметов в современной школе позволяет наиболее эффективно организовать учебную деятельность и создавать условия в формировании УУД на разных этапах урока: • на уровне целей • на уровне мотивов • на уровне рефлексии и т.д.
Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана: 1. Заметным снижением интереса учащихся к предметам естественонаучного цикла; 2. Нередко одно и то же понятие или учебное действие в рамках каждого конкретного предмета определяется по разному. Это затрудняет не только восприятие учебного материала, но и развитие УУД; 3. Несогласованность предлагаемых программ приводит к тому, что одна и та же тема по разным предметам изучается в разное время.

Положительные моменты

интегрированного подхода в

формировании УУД.
Интеграция дает возможность • показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам. • планировать предметные цели и результаты обучения на уровне учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения содержания по данной теме. • создавать благоприятные условия в формировании УУД: познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных. • использовать высвобождаемое за этот счет время для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.
По сравнению с традиционными формами обучения интегрированный подход гарантирует • рост качественной успеваемости, • повышение прочности знаний обучающихся, • повышения уровня сформированности ключевых компетенций, • меняется мышление ученика: оно становится рефлексивным, то есть нацеленным на результат, качественную подготовку к сдача ЕГЭ.

Универсальные учебные действия в

интегрированном уроке
Во-первых, обеспечивают возможность учащимся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; Во-вторых, создают условия для развития личности и ее самореализации, толерантных установок личности, обеспечивающих её жизнь в обществе; В-третьих, обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Во время подготовки и проведения интегрированного урока происходит взаимодействие двух и более учебных дисциплин, и учащийся здесь выполняет новую, более активную и значимую для самого себя роль, повышая тем самым самооценку и понимание необходимости пополнения своих знаний за пределами материала учебника.
Критерии эффективности 1. Высокая мотивация учащихся по предметам; 2. Овладение УУД: • умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; • умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию; • умение взаимодействовать в коллективе, вести себя, представлять себя.

Интеграция — необходимое условие

современного учебного процесса, она

позволяет активно формировать

универсальные учебные действия.

• Метапредметные результаты обучения – это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые учащимися в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность. • Метапредметное задание – задание, предусматривающее овладение системой знаний и операций, обеспечивающих понимание информации, включая умение структурирования, выделение главного и второстепенного, основной идеи, выстраивание последовательность действий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексии.


В раздел образования