Напоминание

Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики для родителей с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Такая разная шкатулка"


Автор: Жидкова Анна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 8 "Снеговичок"
Населённый пункт: г.Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: Проект
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики для родителей с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Такая разная шкатулка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект по направлению нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики для родителей (законных представителей) с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Такая разная шкатулка» Выполнил: Жидкова Анна Алексеевна воспитатель МБДОУ ДС № 8 «Снеговичок», г. Нижневартовск ХМАО-Югра
Пояснительная записка
Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь приходит музейная педагогика. Огромное значение музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Актуальность
использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС ДО. В части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Своеобразие и новизна
Я уверена, музей – это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Он обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети. Я заметила, что музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и сами дети.
Принципы музейной педагогики

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы. - Наглядность. - Доступность. - Динамичность. Содержательность (материал должен иметь образовательно- воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность). Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку:
восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.
Что означает слово «музей»? Заглянем в «Энциклопедический словарь». Музей – от греч. «museion» - храм муз; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры. Не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в некоторых детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений. Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Основная часть
Для реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, внедряю активные методы работы с воспитанниками и их родителями для достижения оптимального взаимодействия детского учреждения и семьи в вопросах воспитания. Мной накоплен большой практический опыт по работе с семьями воспитанников по данной теме, разработана своя воспитательная система по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников (с учётом регионального компонента). Использование проектной деятельности при взаимодействии с родителями, позволяет расширить представления о нравственно- патриотическом воспитании подрастающего поколения, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность с учетом национально- культурных и региональных условий.
Проект направлен на нравственно-патриотическое воспитание ребенка, его познавательных и творческих способностей. Являясь эффективным средством развития исследовательских навыков детей старшего дошкольного возраста, проектная деятельность способствует становлению и развитию его ключевых компетентностей, формирует целевые ориентиры, включая психологические и социальные характеристики личности ребенка, в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Проект «Такая разная шкатулка» – это способ достижения дидактической цели, через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным в частности моделью шкатулки для себя, своей семьи.
Цель проекта:
Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах привития ценностного отношения дошкольников к семейным традициям, воспитание чувства уважения и любви к своим родным и близким.
Задачи проекта:
1. Вовлечение родителей в работу над проектом, показать, насколько интересным и радостным может быть совместное с ребенком творчество в домашних условиях. 2. Формировать у детей нравственно-патриотическое отношение и чувство сопричастности к своей семье ее истории и традициях. 3. Закреплять у детей понимание символического смысла изображений на шкатулках.
Предварительная работа
1. Проведение анкетирования и опроса родителей «Семейные традиции». 2. Проведен цикл познавательных бесед: «Прошлое и настоящее», «Я могу рассказать вам…», «Музеи нашего города». 3. Организованы экскурсии в музеи ДОО: - «Увидеть Югру – влюбиться в Россию», - «Музей боевой и трудовой славы», - «Народные промыслы», - «Музей деревянной игрушки», - «Мир кукол. Легенды и традиции». 4. Использование электронных консультаций для родителей, и педагогов, позволяющих укрепить детско-родительские отношений и распространение педагогического опыта.
Ожидаемый результат:
Для педагога: повышение уровня компетенции в музейной педагогике; интеграция музейной педагогики с разными видами дошкольной деятельности детей; инновационные изменения в организации воспитательно – образовательного процесса. Для воспитанников: появление интереса к музейной культуре повышение качества воспитания и образования дошкольников.
Для родителей: повышение музейной культуры у родителей, повышение качества семейного воспитания. Мотивация родителей на активное сотрудничество.
Участники проекта:
- Дети старшего дошкольного возраста - Родители и другие члены семьи - Воспитатель группы
Длительность проекта:
2 недели.
Описание проекта:
1 этап – Организационный
Цель:
Пробудить интерес родителей к взаимодействию с педагогами в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, формирование представлений дошкольников об истории своей семьи, города и родного края. На этом этапе работы были запланированы и проведены следующие мероприятия с дошкольниками: - Оформление в группе мини-музея «Такая разная шкатулка», где размещены экспонаты, фотографии и иллюстрации различных видов шкатулок. - Оформление альбомов «Шкатулки из дерева», «Шкатулки из открыток». Мероприятия с родителями дошкольников: - Обсуждение с родителями темы проекта, цели, задач, средств, необходимых для реализации проекта. - Определение сроков и предполагаемый результат проекта. 2 этап – Практический
Цель:
Формировать у детей духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к своей семье. Создать условия для проявления фантазии и творчества детей. На этом этапе работы были запланированы и проведены следующие мероприятия с дошкольниками: - Беседа с детьми на тему: «Что такое символы, значение цвета в изображении на шкатулке». - Составление правил поведения в групповом мини-музее, где дети определяли, что можно не только смотреть, но и бережно трогать руками экспонаты. - Сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Семейный выходной», «В гостях у бабушки». Для создания развивающей среды для игр были подобраны атрибуты, предметы заместители, костюмы. В играх дети показали свое заботливое отношение друг к другу – проявление уважения, милосердия, доброты. - Составление рассказов о своей семье и ее традициях. При составлении рассказов о своей семье был использован фотоальбом «Я и моя семья», где дети, смотря на фото, переживали снова и снова те радостные и волнительные моменты, те переживания, которые они уже испытали. Рассказы из личного опыта детей оказались очень интересны и познавательны для других.
- НОД «Музей в нашей группе», где дети были экскурсоводами и сами могли рассказать о экспонатах группового мини-музея. - Чтение художественной литературы, это стихи, рассказы, сказки, повести, так как в произведениях очень хорошо показано влияние человеческих ценностей на нашу жизнь. Дети давали характеристики хороших и плохих поступков, переживали за персонажей произведения. - Демонстрация презентаций для детей о музеях в родном городе, в округе, в стране. При просмотре презентации дети делились друг с другом впечатлениями. - Словесные игры «Кто старше?», «Кто младше?», «Раз, два, три, четыре, пять, я хочу вам рассказать о….» (маме, папе и т.д.). Мероприятия с родителями дошкольников: - Совместно с родителями пополнение мини-музея экспонатами. - Консультации для родителей: «Все начинается с семьи», «Патриотическое воспитание», «Что такое семья?», «О семейных традициях». 3 этап – Заключительный
Цель:
Защита творческого проекта – продуктивная деятельность. Развитие творческого потенциала детей, предоставление детям возможности продемонстрировать результаты совместного творчества. При защите творческого проекта – дети мастерили шкатулки, для своих близких, как самый дорогой подарок, учитывались следующие показатели: ассоциации о семье, профессии, увлечения семьи, исторические корни. Презентация проекта «Такая разная шкатулка» прошла в группе перед сверстниками и их родителями. Дети были активными участниками создания шкатулки и могли расшифровать значение каждого символа. Для получения обратной связи по завершению проекта, проведено анкетирование родителей «Семейные традиции». Результат анкетирования показал, что родители уделяют достаточно внимания данной проблеме, считая ее важной, дошкольники владеют достаточной информацией о культуре и традициях своей семьи. Считаю, что работа по реализации проекта, интересна и насыщенна по содержанию. Совместная работа с родителями прослеживает следующую динамику результативности проектной деятельности: 1. Повысилась психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников. 2. Оптимизировались детско-родительские отношения, через процесс сохранения семейных ценностей и традиций. В ходе реализации проекта определила, что подобные мероприятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей и родителей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями. Каждый проект своеобразен по своему, интересен и насыщен информацией. На мой взгляд, тема нравственно-патриотического воспитания очень актуальна на сегодняшний день и предполагает воспитание у подрастающего поколения бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, своего города, своей семьи.
Современный педагог владеет знаниями и умениями педагогического проектирования и организацией детской проектной деятельности, нацеленных на преобразование будущего в целях воспитания и образования дошкольников. Таким образом, используя в своей работе педагогическое проектирование разрабатываю информационный проект, посвященный 45- летию города Нижневартовска «Город и люди живущие в нем».
Используемая литература
1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2 2. Лысикова О.В. Музеи мира.– М.: Флинта: Наука. 2002 3. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Автор- составитель: Л.С.Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. М, АРКТИ 2006 4. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008 5. Рыжова Н.А. От коллекции к музею. Фотосессия и методические материалы на DVD. – М.: Обруч, 2008. 6.Трунова М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы. / Дошкольное воспитание. – 2006. - № 4.


В раздел образования