Автор: Степанов Александр Иванович Должность: учитель технологии Учебное заведение: мбоу школа 22 Населённый пункт: Уфа Наименование материала: статья Тема: О преподовании технологии Раздел: среднее профессиональное
О преподавании технологии (технического труда )
Учитель технологии Степанов Александр Иванович
Технологию (технический труд), по негласной традиции, относят к
второстепенным дисциплинам. Может быть, действительно, этот предмет не
такой важный среди школьных предметов? Как учитель технологии я не могу
задавать
себе
вопросы:
чем
же
важен
предмет
технологии
(технический
труд)? Что дают детям занятия в школьной мастерской?Уроки технологии,
особенно для городских школьников, пожалуй, единственная возможность
познакомиться с конструкцией различных приборов, машин и оборудования,
поработать с ними. Помимо этого, не все школьники обладают склонностью к
теоретическому мышлению, многие относятся к практическому типу, и их
самореализация во многом осуществляется именно на уроках технологии.
Отсутствие
такой
возможности
для
этой
категории
может
привести
к
формированию заниженной самооценки и оценки со стороны сверстников.
Возрастающая
учебная
нагрузка
на
школьников
и
соответственно
увеличение времени, проводимого ими в статичном положении, негативно
отражается
на
их
здоровье,
а
на
уроках
технологии
учащиеся
имеют
возможность
чаще
сменять
динамические
позы,
сменять
умственную
деятельность физическим трудом. Предметно-практическая преобразующая
деятельность необходима для развития, независимо от того будет ли человек
в
дальнейшем
профессионально
связан
с
практическими
видами
труда.
Практическая
деятельность
является
необходимым
звеном
в
протекании
познавательных процессов и направлена на их развитие.
Конкретные
задания
требуют
не
просто
изготовления
изделий,
а
решения задач, в которых предметно-практическая форма их выполнения
выступает
как
одно
из
возможных
средств,
стимулирующих
умственные
действия.
Здесь
же
даётся
широкое
поле
для
творческой
деятельности,
результаты которой воплощаются в вещественном виде.
Отсутствие предмета технологии (технического труда) может привести
к
снижению
уровня
знания
и
владения
учащимися
инструментами
и
технологическим
оборудованием,
их
мотивации
к
изучению
техники
и
продолжению
образования
в
технической
области,
а
также
свёртывание
профориентации сделает ещё менее престижным для школьников профессии
в сфере материального производства.Таким образом, я прихожу к выводу, что
без изучения технического труда невозможно целостное развитие ребёнка и
формирование у него полноценного представления об окружающем мире.
Что же мне помогает для этого сделать уроки более эффективными?
1.
Внимание
к
проблеме
преемственности
между
начальной
школой и средним звеном.
Она выражается в тесном контакте между учителями начальной школы
и технологии. Особенно актуальным это становится в свете сокращения
часов
технологии
в
начальном
звене.
Здесь
на
помощь
приходит
анкетирование
учителей
начальной
школы,
помогающее
полнее
понять
проблемы в подаче необходимых для среднего звена технических знаниях и
последующих путях их решения. Эффективным средством является взаимное
посещение уроков, экскурсии в школьные мастерские учащихся начальной
школы, а возможно и проведение для них ряда занятий.
2.
Изучение
предлагаемого
разными
авторами
программно-
методического
обеспечения
с
целью
сравнения
и
определения
оптимальных путей реализации программы.
В последнее время в связи с сокращением часов технического труда
появляются
затруднения
в
плане
“сжатия”
программы
для
максимально
полного
информирования
учащихся
о
методах
и
приёмах
ручной
и
механической
обработки
материалов.
Поэтому
необходимо
идти
по
пути
максимально возможно изучения вех издаваемых работ по технологии, чтобы
выделять из них рациональное зерно.
3.
Использование разнообразных средств обучения.
В соответствии с путями реализации программы подбираю средства
обучения,
среди
которых
немало
разработанных
мною,
позволяющие
использовать
в
процессе
обучения
все
виды
восприятия
и
памяти
(зрительной, слуховой, двигательной): таблица “План урока” включающая в
себя
графические
элементы,
модели
инструментов,
тематически
систематизированные
карточки
со
словами
терминами,
названиями
инструментов,
приспособлений,
механизмов.
Сочетание
различных
форм
контроля:
кроссворды,
карточки
с
вопросами
по
отдельным
темам,
с
опорными понятиями изучаемых тем, программированный опрос – все они
помогают
более
глубоко
прорабатывать
программный
материал.
По
возможности стремлюсь использовать мультимедийные средства обучения,
которые позволяют путём проецирования на экран расширить визуальный
ряд учебников и плакатов, внести разнообразие в устоявшийся ход урока.
4.
Предметно-практическая
преобразующая
деятельность
учащихся.
Обучение владению инструментами и технологическим оборудованием,
изготовление изделий, элементы метода проектов.
5.
Профориентация.
Практическое
знакомство
с
рабочими
профессиями,
воспитание
уважения к людям труда – мастерам своего дела.Таким образом, я стремлюсь
на уроках технологии соединять теорию с практикой, учить работать головой
и руками, созидать, формируя тем самым готовность к самостоятельному
труду, выбору профессии, больше того – способствовать развитию ребёнка в
целом.