Напоминание

современный урок "Гидросфера как среда обитания водорослей"


Автор: Зайцева Надежда Николаевна
Должность: преаодователь
Учебное заведение: Березовский филиал Емельяновского дорожно - строительного техникума
Населённый пункт: Красноярский край, пгт Березовка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: современный урок "Гидросфера как среда обитания водорослей"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Урок по биологии и географии на тему: "Гидросфера как среда обитания водорослей"
Цель
: познакомиться с признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособления к ней донных и плавучих водорослей.
Предметные результаты
: 1. Отличать водоросли от других изученных растений; 2. Объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей; 3. Понимать смысл биологических терминов: слоевище, водоросли.
Метапредметные и личностные результаты:

Коммуникативные УУД:
1.Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД:
1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему. 2 . Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 3. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
1. Сформирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений. 2. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; выяснять особенности внешнего строения водорослей; формировать умение вести диалог; совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, видеоматериалом.
Этапы урока,

предполагаемый

результат

Время,

мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы и

формы обучения

Примечания

Организационный

момент
3 мин Вступительное слово учителя. Создание эмоционального настроя. Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку Включаются в урок во взаимодействии с учителем
Фронтальная форма

Постановка цели и задач

урока. Мотивация

5-7
1.Предлагает рассмотреть ситуации: 1)«Многие из вас Включаются в урок во
Фронтальная работа

Карточка


Этапы урока,

предполагаемый

результат

Время,

мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы и

формы обучения

Примечания

учебной деятельности

учащихся

мин
часто наблюдали такое явление, как «цветение» воды в природных водоемах и аквариумах» (фото на экране) 2) «Вспомните слова из песни известного детского фильма «Буратино» «затянулось бурой тиной гладь старинного пруда….» (фото на экране) Организует диалог на осознание значимости изучаемой темы: Что объединяет эти фото? Какова причина «цветения воды»? Бурая тина в пруду, что это? 2. Организует диалог, подводя к формулировке темы урока. взаимодействии с учителем Прослушивают и анализируют предложенные ситуации. Формулируют тему урока и записывают ее в тетради Варианты ответов: 1) Водоросли 2) В воде размножаются одноклеточные водоросли 3) Нитчатые водоросли
Проблемный

(подводящий к теме

диалог)

№1

Основной этап

15
Организует работу в группах с использованием рабочих листов Формируют группу, получают рабочие листы и рекомендации по выполнению заданий, направленных на изучение темы «Водоросли»
Групповая работа

Исследовательский

Карточка

№2


Этапы урока,

предполагаемый

результат

Время,

мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы и

формы обучения

Примечания
Работа и консультации в группах
Проверка понимания

10
Консультирует работу учащихся. Демонстрирует презентацию Каждая группа представляет результаты своей работы
Групповая форма

Закрепление

5
Предлагает выполнить задание «Сопоставление иллюстраций с названиями и местами обитания водорослей» Выполняют задание в парах
Групповая форма

Карточка

№3

Самооценка

5
Подводит учащихся к выводам по итогам работы на уроке: что нового, интересного было для вас в изучаемом материале, чему вы научились, испытывали ли вы трудности? Определяют степень овладения новыми знаниями Задают вопросы, которые вызвали затруднение
Индивидуальная

форма

Карточка

№4
Карточка №1 Предлагает рассмотреть ситуации: 1) «Многие из вас часто наблюдали такое явление, как «цветение» воды в природных водоемах и аквариумах» (фото на экране) 2) «Вспомните слова из песни известного детского фильма «Буратино» «затянулось бурой тиной гладь старинного пруда….» (фото на экране) Организует диалог на осознание значимости изучаемой темы: Что объединяет эти фото? Какова причина «цветения воды»? Бурая тина в пруду, что это?
Карточка №2 Работа в группах. Каждой группе раздается текст. Земля удивительна потому, что создает условия для развития и роста многообразных форм жизни. Водные массы оказывают благотворное влияние на климат континентов, водные потоки формируют поверхность нашей планеты. Может быть, наличием воды наша планета отличается от других планет Вселенной. А ведь это удивительное вещество. Оно входит в состав всех живых организмов, выполняя самую разнообразную работу. Например, входя в состав крови человека и животных, сока растений, вода обеспечивает перемещение различных веществ по организму. Воды на Земле очень много. Вода образует водную оболочку нашей планеты – ГИДРОСФЕРУ. Водоросли населяют все водоемы - от океанов до луж. Разнообразие их колоссально: микроскопические одноклеточные и гигантские многоклеточные морские и пресноводные, окрашенные во все мыслимые цвета - от ярко- зеленого до оранжевого, от оливкового до багрового. Водоросли образуют настоящие подводные леса и огромные плавающие скопления (Саргассово море - саргассум “морской виноград” представляет бурых водорослей); их массовое размножение цветение воды - приводит к катастрофическим последствиям для других водных организмов и для человека, но исчезновение водорослей было бы еще страшнее, так как они - один из основных источников питания для морских животных и кислорода на Земле. (2,5 млрд. лет длится этот процесс). Водоросли встречаются даже в пустынях и в горячих источниках при t от +35°С до + 85 °С, во льдах Антарктиды и на вашем подоконнике в банке с водой. В зависимости от особенностей строения и преобладания каких-либо пигментов в клетках водоросли подразделяют на ряд отделов Все они играют значительную роль в нашей с вами жизни. Например, хлореллу (одноклеточные зеленые водоросли), благодаря ее способности интенсивно размножаться и выделять свободный кислород, используют в космических кораблях и на подводных лодках для восстановления нормального состава воздуха. Ее используют при биологической очистке рек, прудов и озер. Из красных водорослей (порфира, филлофора) получают ценный продукт агар-агар-студенистую массу, которая применяется для изготовления желе, мармелада, мягких конфет, варенья, так как он предохраняет их от засахаривания. На основе агара делают капсулы и таблетки с антибиотиками, витаминами, особенно когда требуется медленное поступление лекарства в организм. Из бурых водорослей (алария, макроцистис, фукус) получают альгин обладающий превосходными клеящими свойствами. Их добавляют в пищевые продукты, используют при выделке кож, при производстве бумаги и тканей. Из альгинатов делают растворимые нити, используемые в хирургии. Широко используют и ламинарию известную в быту как морская капуста. Во многих странах Европы, Азии и Америки ее рекомендуют при нарушениях функций щитовидной железы, для профилактики зоба и атеросклероза, так как она богата солями йода и брома, витаминами. Из золотистых водорослей широко известны кокколиты - они обладают уникальной способностью усваивать СО 2 из атмосферного воздуха. Накопление большого количества СО 2 в атмосфере, что связано с уничтожением лесов по всей планете, приведет к парниковому эффекту, что вызовет массовое таяние ледников.
Используют водоросли и в сельском хозяйстве в качестве удобрений и кормов.
Используя текст, заполните схему 1

П
редлагаемые названия водорослей необходимо распределить по соответствующим отрядам на схеме 1 (хлорелла, порфира, филлофора, алария, фукус, макроцистис, ламинария, кокколиты).
Игра “Путаница”:
В словах перепутаны буквы. Переставьте буквы таким образом, чтобы получились названия водорослей. Реллахол CCCC C Уксуф Нирамалия Кыкитлок о Арипфор
Схема 2 Места обитания водорослей


Работа по атласу и контурной карте.
Подписать океаны, крупные реки, моря и озера, крупные реки на территории Красноярского края. Далее учащимся предлагается, используя текст учебника прошлого материала, дать определение острова и полуострова. Учитель пишет на доске географические координаты (например, 70 0 с. ш. и 40 0 з. д.) и просит учащихся сказать, на каком острове находится данная точка. Дети в атласах ищут нужную точку (например, точку на острове Гренландия) и пишут название острова на контурной карте. Затем учитель характеризует данный остров. Об острове Гренландия, например, следует сказать, что он самый большой в мире. На нем могли бы разместиться Англия, Франция, Италия, Голландия, Бельгия и Норвегия, вместе взятые. Толщина ледяного панциря, покрывающего Гренландию, составляет в среднем 2300 м. Следует также рассказать учащимся об Антарктиде, где максимальная толщина ледникового покрова 4500 м. И все эти ледники составная часть гидросферы. Карточка №3 Соотнесите представленные названия водорослей с их изображением и местом обитания. Название водорослей Изображение Место обитания 1) Порфира 1. 1. Пресные стоячие воды 2. Пресные моря 3. Моря субтропических и умеренных поясов
2) Саргассум 2. 3) Улотрикс 3.
4) Спирогира 4. 5) Ульва 5. Карточка №4
Лист самооценивания
Оцени свою работу на уроке. Заполни лист оценивания 1. Сегодня на уроке я узнал (а) (
что?
) _________________________________ 2. Сегодня на уроке я научился (лась) (
чему?
) __________________________ 3. Самым неожиданным для меня сегодня стало (
что?
) __________________
4. Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (
что сделать?)
____________ 5. Осталось непонятным (
что?
) _______________________________________ 6. Сегодня на уроке я был (а) (
каким учеником? какой ученицей?
) ___________


В раздел образования