Автор: Жиренко Надежда Владимировна Должность: учитель биологии и географии Учебное заведение: МБОУ "Пристеньская ООШ" Населённый пункт: с. Пристень Наименование материала: методическая разработка Тема: Внеклассное мероприятие "Живи-ёлка" Раздел: среднее образование
МБОУ «Пристеньская ООШ Ровеньского района Белгородской области»»
Районная экологическая акция
« Живи, ёлка»
(номинация «Сохраним леса России»
Внеклассное мероприятие
«Живи, ёлка»
Подготовила:
Жиренко Надежда Владимировна,
учитель биологии
2016
Звучит первый куплет песни «В лесу родилась ёлочка»
«Традиция Новогодней елки»
Ведущий. Дорогие друзья, сегодня мы будем с вами говорить о Новом годе и
новогодней елке. Новый год и Рождество — наши самые главные праздники. Гото-
виться к ним начинают за много дней до их начала. Мы решили чуть-чуть
предвосхитить веселую новогоднюю суету. И я хочу сразу задать вам очень про-
стой вопрос: «Что такое Новый год?» (Отвечают школьники, сидящие в зале.)
Ведущий. Новый год— это семейный праздник. Практически во всем мире его
празднуют одинаково: украшают улицы и площади, витрины магазинов; развеши-
вают цветные гирлянды, зажигают иллюминацию. И конечно, Новый год — это
праздничные хлопоты и праздничные столы, подарки детям и друзьям, Дед Мороз
и Снегурочка или Санта Клаус, новогодние открытки и нарядно украшенная ёлка.
Все в один голос утверждают, что праздник этот для детей. Но его ждут с волне-
нием и взрослые. Новый год — это праздник уходящего года и года наступающе-
го. Это время подведения итогов и прогнозов на будущее.
А что является главным атрибутом Нового года? (Новогодняя ёлка.)
Когда появилась традиция встречать Новый год с празднично украшенной ел-
кой, откуда она пошла? (Отвечают школьники, сидящие в зале.)
Ель в мировой мифологии
Ель — вечнозеленое хвойное дерево семейства сосновых. У многих народов
это дерево издавна использовалось в качестве магического растительного симво-
ла. В Древней Греции ель считалась священным деревом богини охоты Артемиды.
Участники дионисийских шествий обычно несли в руках еловые ветви с шишка-
ми и ветки плюща; еловой шишкой оканчивался и посох Бахуса. В одном из
древнегреческих мифов рассказывается о том, как Кибела, богиня гор, лесов и
зверей, превратила бога Аттиса, умиравшего от раны, нанесенной ему кабаном
Зевса, в дерево, под которым она сидела и плакала до тех пор, пока Зевс не пообе-
щал ей, что оно станет вечнозеленой елью. Есть мнение, что именно из древесины
серебристой ели, считающейся столь же старым деревом на севере Европы, как и
пальма на юге, был сделан Троянский конь. Согласно легенде, еловая древесина
была использована в качестве символа на потолке храма Соломона. В кельтской
мифологии ель, символизировавшая собою день зимнего солнцеворота, восприни-
малась как существо женского пола: «дерево рождения», или сестра тиса, который
считался «деревом смерти». У некоторых народов ель издавна была особо почита-
емым деревом в первый день Нового года, связанным с днем зимнего солнцестоя-
ния. 'Так, например, ханты считали ее «священным шестом», которому они при-
носили жертвы. Удмурты, также поклонявшиеся ели, зажигали на ней свечи, со-
вершали рядом с ней моления, принося жертвоприношения еловым ветвям, кото-
рые почитались у них как богини.
Использования ели как символа Рождества связывают с именем знаменитого
немецкого реформатора Мартина Лютера (1483-1546). Существует легенда о
том, как однажды в Сочельник Лютер шел домой сначала по заснеженному полю,
а потом через лес. Он глубоко задумался и, взглянув на небо, вдруг увидел звезды,
ярко сверкавшие сквозь темные ветви елей. Эта картина напомнила ему первую
рождественскую ночь в Вифлееме, которая свершилась за много столетий до пере-
живаемого им момента. Лютер стал размышлять о безграничной любви Бога, по-
славшего в мир своего единственного сына Спасителем всех грешных людей. Эти
думы не покидали его и по возвращении домой, и в конце концов он поведал их
членам своей семьи. Для подкрепления своих мыслей Лютер вышел в сад, срезал
маленькую елочку, принес ее в дом, прикрепил к ней свечи и зажег их, тем самым
представив милость открывшихся небес, позволивших Господу Иисусу спустить-
ся на землю. После этого случая на каждое Рождество в доме Лютера устанавли-
валось рождественское дерево с горящими на нем свечами. Сохранилась гравюра
XVI века, на которой Лютер с семьей изображен возле рождественского дерева
Первый ученик. Представить Новый год без елки, наверное, невозможно.
Долгое время в Европе был другой обычай — устанавливать в доме дерево к 1
мая. Дерево это называлось майским как символ пробуждения и оплодотворения
великого духа природы. В России, например, ставили увитую разноцветными лен-
точками березу.
Традицию устанавливать новогоднюю елку в нашей стране часто приписыва-
ют Петру I. Однако это не так. Петр I издал 20 декабря 1699 г. указ, постановив
считать началом года 1 января, и указал: «... по большим и проезжим знатным
улицам знатным людям и у домов нарочных духовного и мирского чина перед во-
роты учинить некоторые украшения из деревьев и ветвей сосновых, еловых и
можжевеловых... а людям скудным каждому хотя по деревце или ветви на вороты,
или над храминою своею поставить». А новогоднюю елку привезли в Россию го-
раздо позже. Газета «Харьковские ведомости» в 1913 г. дала такую информацию:
«В первый раз в Москве 96 лет тому назад, в 1817 г., накануне Рождества, по же-
ланию супруги великого князя Николая Павловича великой княгини Александры
Федоровны зажглась в Николаевском дворце... германская Рождественская елка...»
Затем новогодние елки пришли и в другие города нашей страны.
Ставили новогоднюю елку в России и в первые годы Советской власти. Однако в
1928 г. празднование Нового года с рождественской елкой было запрещено. Этот
обычай назвали вредным и буржуазным.
Перелом случился в середине 30-х гг. И новогодняя елка вновь зашагала по
стране. В 1936 г. была организована в Харьковском дворце пионеров одна из пер-
вых в стране после перерыва новогодних елок.
Однако новогодняя ель— не только красивая традиция. У нее есть и вторая сто-
рона — значительный ущерб нашим и без того подорванным лесным богатствам.
Некоторые сравнивают этот обычай с ежегодным лесным новогодним пожаром.
Ведущий. Возникает множество вопросов: почему в начале 30-х гг. новогод-
нюю елку называли буржуазным и вредным праздником? Действительно ли это
так? Почему некоторые сравнивают этот обычай с ежегодным новогодним лесным
пожаром? Вопросов много, и я думаю, мы сумеем найти на них ответы. Но да-
вайте сначала познакомимся с кратким описанием ели и ее ролью в природе и
жизни человека. (просмотр презентации)
Ведущий. Нам очень нравится традиция новогодней елки. И хотя ее история
невелика, она прочно вошла в наш быт и сознание.
Да, нам действительно хорошо с елкой. Но возникает встречный вопрос: а хо-
рошо ли елке с нами? Как вы думаете? (Отвечают школьники, сидящие в зале.)
Знакомство с письмом- обращением ёлки к людям.
«
Люди! Задумайтесь! И вот - середина января... Я лежу в снежном сугробе ма-
кушкой вниз. Я умираю. Проходя мимо, вы бросаете на меня брезгливый взгляд,
затем поспешно отворачиваетесь и ускоряете шаг. Вы не узнаете меня? Ведь это
же я - Новогодняя Елка! Конечно, в этом осыпавшемся, уродливом скелете теперь
трудно узнать так полюбившуюся вами зелёную лесную красавицу, которая еще
недавно радовала глаз великолепием своего праздничного наряда, впрочем...
Впрочем, вам сейчас не до меня. Праздник позади, и вы спешите куда-то, за-
нятые своими мыслями. Что ж, проходите, проходите мимо. Но прежде ответьте
на один вопрос: - За что? Я задавала этот вопрос, когда острые металлические
зубы пилы вонзались в мое тело... За что? Я задавала этот вопрос, задыхаясь в су-
хом, обжигающем воздухе ваших квартир... За что? Я задаю этот вопрос сейчас,
умирая здесь, в этом грязном сугробе...».
Ёлочка зелёная хочет жить в лесу.
Веточкою колкою защитить лису.
Ёжику и белочке шишку подарить
И сову ушастую днём в тени прикрыть.
Ну а если нужно Новый год встречать,
Веточку еловую в вазочку поставь.
Вот тогда вас ёлочка отблагодарит,
И грибы и ягоды летом сохранит.
Не рубите ёлочку, не губите лес!
Полон он и сказок и живых чудес!
Ведущий. Каждый живой организм на нашей планете имеет право на существова-
ние и право дать потомство, продолжение роду. Человек попирает право ели на
жизнь без особой на то необходимости, из чисто праздных побуждений. Да, красо-
та спасает мир, поэтому человек постоянно обращается к природе в поиске ду-
шевной гармонии и чистоты. И букеты цветов собирает, чтобы эта частичка при-
роды радовала глаз в доме, и елку рубит от желания в зимние морозы в каменном
городе как-то скрасить свою жизнь — недаром же рождественская елка ставилась
только в домах горожан: крестьяне, в том числе и Мужичок, что «срубил нашу
елочку под самый корешок», рубили эти елочки не для того, чтоб поставить их у
себя в доме, а чтобы в городе продать. Так варварская ли это традиция — ставить
дома новогоднюю елку? Конечно, да.
Достоевский писал : «Нельзя найти счастье в несчастии других». И человек не
сможет стать счастливым, пока он пытается обрести свое счастье путем разруши-
тельной деятельности. Путь к счастью лежит только через созидание.
Теперь вы сами можете ответить на вопрос, почему мы собрались в ноябре,
когда зима только-только начинается, чтобы обсуждать проблемы новогодних вы-
рубок. Правильно, чтобы действовать. Мы должны рассказать и показать людям,
что рубить елки, лишать их жизни плохо и что счастья от этого не прибавится.
Презентация плакатов «Живи- ёлка»
«Растут в природе ёлочки.
И пусть себе растут.
Их шишечки, иголочки
Нам жить с тобой дают.
Природа шлёт нам «весточки»
Давно, и гром гремит.
Рубить леса и ёлочки
Сам Бог нам не велит!»
(Ю. Гвоздев)
Ведущий. В преддверии Нового года стоит задуматься над тем, покупать или не
покупать живую елку. Дерево, срубленное для нашего удовольствия, может укра-
сить квартиру всего лишь на несколько дней и, в конце концов, осыпется и
превратится в груду мусора. Трудно не согласиться с тем, что место ели в приро-
де, где она играет более важную роль. Это не означает, что нужно отказаться от
традиции украшать елку под Новый год. Искусственная ель прослужит намного
дольше, а оригинальный букет из еловых лапок принесет в дом натуральную лес-
ную свежесть и не причинит вреда природе.
Живи, елочка!
И. Токмакова.
Мне елку купили!
Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите,
Скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень -
И она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая. Кому?
Никому!
Просто ветру, метели,
Такой же красивой
Неспиленной ели!
Конкурсная программа
(формируется 2 команды, которые выбирают себе название)
Первое задание. Перечислить преимущества искусственной ёлки перед живой.
(ответы оценивает жюри)
Второе задание . Собрать из разрезанных букв как можно больше названий хвой-
ных деревьев. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее.
Третий конкурс – конкурс художников. Все члены команды должны с закрытыми
глазами на доске нарисовать по очереди ёлку и её украсить. (1-й рисует контур
ёлки, 2-й пенёк, 3-й звёздочку и т.д.) Побеждает та команда, у которой это полу-
чится лучше.
Четвёртый конкурс.
Какой же праздник может обойтись без песни, тем более
Новый год? Сейчас мы выясним, кто хорошо знает тексты новогодних песен, кто
умеет подхватить ее весело и дружно. Ну что, все готовы? Конкурс «Новогодняя
песня» начинается.
Пятый конкурс – новогодний букет. Составить и украсить новогоднюю компо-
зицию из еловых или сосновых веток.
(Результаты конкурсов оценивают жюри, награждают победителей)
Ведущий. Ребята у нас с вами остался один нерешённый вопрос: «Что же делать с
Новогодней ёлкой после праздников?» (заслушиваются предложения ребят.)
Всем хорошо знакома неприглядная картина – после Старого нового года на
мусорках валяются горы никому не нужных лесных красавиц. Еще более удруча-
ют неубранные свалки из непроданных новогодних елок на импровизированных
базарах. Только по официальным данным Госкомитета лесного хозяйства России,
в среднем по стране к рождественским праздникам вырубают около трёх миллио-
на елей, сосен и пихт. Учитывая незаконный промысел нечистых на руку предпри-
нимателей, реальное их количество – на порядок выше. Экологи озвучивают циф-
ру до 15 млн срубленных к новогодним праздникам елок. По статистике, около 15-
20% из них вообще не распродается, и незадачливые коммерсанты не знают, что с
ними потом делать. По закону, сжигать елки на улицах запрещено, а вывозить на
специальные свалки за город – дорого и хлопотно.
Что же делать с бывшими лесными красавицами, в одночасье ставшими нико-
му не нужным мусором?
Везде эту проблему решают по-разному:
По всей Великобритании до 19 января будут работать пункты приема Рожде-
ственских елок. Только в Лондоне их несколько десятков.
Активисты движения за переработку мусорных отходов пытаются приучить насе-
ление к мысли, что елки также нужно сдавать на переработку, как макулатуру или
одноразовую посуду. Для тех, кто не успевает привезти ель самостоятельно,
предусмотрена абсолютно бесплатная услуга вызова мусорной машины на дом.
Ведь елки, выброшенные в мусорник, не попадут на вторичную переработку, а от-
правятся прямиком на свалку.
Пока что в Лондоне удается собрать и переработать только пятую часть всех
новогодних красавиц.
Такие же пункты по приему использованных елей каждый год открываются в
Вене. В них можно совершенно бесплатно сдать отслужившую своё елочку на
утилизацию.
Из измельченных елок делают топливные брикеты или компост.
В странах северной Европы не пропадает ни одна щепка. Подлежащие ути-
лизации елки в Швеции и Финляндии перерабатываются на мебельных фабри-
ках, используются для производства косметики, либо сжигаются в небольших го-
родских котельных, принося в дом бережливых европейцев тепло и горячую воду.
Да мало ли для чего еще можно использовать новогодние елки - еловую хвою с
удовольствием едят слоны, зубры и другие обитатели зоопарков, еловый лапник
прекрасное средство для удержания снега на полях, а из измельченных еловых ве-
ток можно изготовить топливные брикеты или использовать их в виде сельскохо-
зяйственного удобрения.
Так в Запорожье работники коммунальных служб, чтобы сэкономить на
транспортировке елочного мусора, к каждому дому будут подгонять машину для
измельчения веток, и перерабатывать старые елки в отличные новенькие опилки.
Все желающие огородники могут получить такое елочное удобрение абсолютно
бесплатно.
Такая же утилизация использованных елок организована и во многих городах
России. Выброшенные елки там измельчают и превращают в компост.
В качестве выхода, расторопные бизнесмены в Харькове придумали оригиналь-
ный способ утилизации невостребованного товара. В нынешнем году около тыся-
чи нераспроданных и конфискованных елок на двух грузовиках централизованно
привезли в зоопарк. Животные с удовольствием поедали хвою и ветки. В них
много масел и смол, поэтому для них елки – все- равно что для людей витамины.
Из-за мягкости древесины, слоны, например, отдают предпочтение не ели, а соч-
ной сосне, а дикобразы едят только кору. Кстати, учеными давно доказано, что в
хвое витамина С содержится даже больше, чем в цитрусовых. Тем не менее, со-
трудники зоопарка контролируют потребление своими питомцами лесных даров и
стараются их новогодним деликатесом не перекармливать. Одному слоненку в
среднем в день дают 3-4 добротные сосны. Любитель колючек, верблюд, за день
съедает полуметровую ель, но больше всего обожают рождественские лакомства
ламы. С неописуемым удовольствием питаются корой хвойных деревьев козы, за
обе щеки уплетают сосны бараны, аппетитно жуют колкие ветки гуанако, а также
все имеющиеся парнокопытные.
Способов, как использовать с пользой отслужившую свой век елку, можно
придумать предостаточно. Есть рационализаторы, которые предлагают использо-
вать пышных новогодних красавиц в химической промышленности. Специалисты
говорят, что из них получается отменный древесный уксус. Еще с советских вре-
мен в промышленных целях праздничные елки использовали для изготовления
древесно-стружечных плит (ДСП) и могильных венков.
Для восстановления одной вырубленной двухметровой ели нужно не меньше
10 - 15 лет. И во многих лесных хозяйствах Европы на Рождество елки не сруба-
ют, а сдают в аренду. После праздников дерево с сохраненной корневой системой
вынимают из кадки и снова высаживают в лесу.
Давайте тоже перейдем на многоразовые ели - каждый заведет себе маленькую
елочку в горшочке, будет ее любить и лелеять. Тогда и проблемы утилизации вне-
запно выброшенных после нового года елок возникать не будет.
Ведущий. Наша встреча подошла к концу. Сегодня вы узнали много нового, мы
обсудили некоторые проблемы и нашли способы их решения. Ребята, я надеюсь,
что в преддверии нового года вы будете ориентировать своих родителей на покуп-
ку искусственной ёлки или может быть ваша семья сможет обойтись новогодним
букетом. И тогда сотни деревьев останутся живы.
Звучит песня на мотив «В лесу роилась ёлочка»
В лесу родилась ёлочка
В лесу она росла
Зимой и летом, стройная
Зелёная была.
И мы нашу красавицу
Не будем рубить
Зелёную мы ёлочку
Будем лишь любить.
Берегите ёлочек
Охраняйте их
Ведь они хотят жить тоже
Так же как и вы.
Насаживайте ёлочки
Осеннею порой.
И они порадуют вас
Своей красотой.