Автор: Блохина Татьяна Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №26" Золотая рыбка" Населённый пункт: г.Сургут, ХМАО, Тюменской обл. Наименование материала: Статья Тема: Почему детские нервы на пределе? Раздел: дошкольное образование
Семья является важнейшим социальным фактором для развития своего
ребенка. Исследования семейного терапевта Долорес Карана показали, что
существуют определенные черты, характерные для «здоровых семей», члены
которых взаимодействуют друг с другом:
*вместе проводят время;
*делят ответственность;
*общаются друг с другом;
*имеют одинаковые убеждения;
*знают что хорошо и что плохо;
*проявляют друг к другу уважения и доверия;
*поддерживают друг друга;
*обладают сильным «чувством семьи»;
*помогают людям;
«Мир управляется не из кабинетов политиков, не из заводских и
фабричных цехов, а…из обыкновенной детской…»
(В. Кудрявцев, детский психолог).
Нервные дети – проблема не простая и актуальная для современного
общества. К детской нервности относят чрезмерную возбудимость,
раздражительность, плаксивость, впечатлительность нарушение сна, а также
невропатию и невроз.
Между тем, если нервный ребенок - всегда трудный, то трудный не
всегда нервный!
Один ребенок рождается нервным, другой – становится таковым. Нервный
или трудный ребенок вызывает у родителей тревожную любовь или
неприятие, отвергание, неосознаваемую агрессивность по отношению к
нему. Плохо и то и другое…
Нервный и трудный ребенок источник ссор в семье, поскольку мнение о том,
кто виновен в этом и как воспитывать его, разделяются. Проблема нервных
детей неизбежно перерастает сначала в проблему трудных подростков,
затем в проблему молодых людей с отклоняющимся поведением, которые
неизбежно пополняют контингент лиц, совершающих правонарушения…
Однако, многое решает воспитание человека в раннем детстве.
Каждый родитель может стать успешным если есть:
*искреннее желание помочь своему ребенку;
*умение проявлять гибкость в поведении;
*верить в успешное будущее своего ребенка
Тест на оценку тревожности(психического напряжения)ребенка 4-10 лет
(по материалам А.И.Захарова, детского врача – психотерапевта.)
Инструкция:
Уважаемые родители! Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените,
на сколько они характерны для Вашего ребенка.
Если данный пункт выражен и возрастает в последнее время – ставьте 2
балла.
Если данный пункт проявляется периодически – 1 балл.
Данный пункт не проявляется – 0 баллов.
Ваш ребенок:
1.
Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко
принимает к сердцу –
2.
Чуть что – в слезы, плачет на взрыв или ноет, ворчит, не может
успокоится –
3.
Капризничает, ни с того, ни с сего, раздражается по пустякам, не может
ждать, терпеть –
4.
Более чем часто обижается, дуется, не переносит не каких замечаний –
5.
Крайне не устойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и
плакать одновременно –
6.
Все больше грустит и печалится без видимой причины –
7.
Как и в первые годы снова сосет соску, палец, грызет ногти, все вертит
в руках –
8.
Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких, беспокойно
спит, просыпаясь не может долго прийти в себя утром –
9.
Становится повышенно возбудимым, когда нужно сдержать себя или
заторможенным и вялым при выполнении заданий –
10.Появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых
новых, неизвестных или ответственных ситуациях –
11.Нарастает неустойчивость в себе, нерешительность в действиях и
поступках –
12.Все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание
продолжительное время –
13.Все труднее найти с ним общий язык, договорится: становится сам не
свой, без конца меняет решения –
14.Начинает жаловаться на головные боли вечером, или в области живота
утром; нередко потеет, беспокоит зуд, без видимой причины, аллергия,
раздражение кожи –
15.Снижается аппетит, часто и подолгу болеет; повышается без причин
температура, часто пропускает детский сад –
Подсчитывается общее количество баллов и делается вывод о наличии
у ребенка невроза или предрасположенности к нему:
От 20-30 баллов – наличие невроза;
От 15 -20 баллов – невроз был или будет в ближайшее время;
От 10 – 15 баллов –нервное расстройство, но не обязательно
достигающее стадии заболевания;
От 5-9 баллов – необходимо внимание к ребенку;
Менее 5 баллов – отклонения несущественны и являются выражением
проходящих возрастных особенностей ребенка.
Помните, что психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста
характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций
над отрицательными, закреплением таких черт характера как:
положительная самооценка, доброжелательность к окружающим,
уверенность в собственных силах.