Использование фольклорного музыкального материала для сопровождения урока народного танца
Автор: Иванова Наталья Геннадьевна Должность: концертмейстер Учебное заведение: ТОГБПОУ "Тамбовский колледж искусств" Населённый пункт: город Тамбов Наименование материала: статья Тема: Использование фольклорного музыкального материала для сопровождения урока народного танца Раздел: среднее профессиональное
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ
СОПРОВОЖДЕНИЯ УРОКА НАРОДНОГО ТАНЦА
Н.Г.Иванова, ТОГБПОУ «ТКИ», г. Тамбов
В сегодняшней непростой политической и социальной ситуации в России,
когда
усилия
активных
и
неравнодушных
слоев
общества
направлены
на
возрождение национальных и духовно-нравственных ценностей -
народное
творчество
приобретает
все
более
важное
значение.
Отточенные
веками,
сохранившиеся
в
сотнях
поколений
шедевры
народных
песен
и
танцев
являются
высшими
духовными
ценностями
русского
народа,
а
также
эффективным средством не только всестороннего воспитания, но и сохранения
и развития традиций национальной культуры народов нашей страны. В связи с
этим,
возрастает
ценность
и
значимость
деятельности
педагога
русского
народного
танца,
а
также
и
педагога-концертмейстера,
который
для
иллюстрации
хореографических
движений
на
уроках
использует
лучшие
образцы народной музыки. Превращая русский танец в средство сохранения и
развития
традиций
национальной
хореографической
культуры,
педагоги
возрождают у обучающихся чувство любви к родной земле, связь со своим
народом, ощущение счастья бытия и творчества.
Народное танцевальное творчество всегда сохраняло и развивало свои
традиции наравне с развитием других видов народного искусства. Живая связь
хореографии
с
жизнью,
с
эстетическими
требованиями
времени,
общественными
идеалами
сообщала
ей
определенные
черты.
Издавна
фольклорный танец исполнялся танцующими, прежде всего, для самих себя и
лишь отчасти для других. Это было душевной потребностью исполнителей.
Собираясь на гулянья, отмечая праздники, люди танцевали, взявшись за руки,
проходя разные рисунки - круги, цепочки, что объединяло и эмоционально
заряжало
танцующих.
Поэтому,
практически
все
народные
танцы
были
рассчитаны
на
большинство
присутствующих,
просты
по
движениям
и
незатейливы, танцующие могли выходить из круга и, отдохнув, продолжать
танец.
В
народе
были
популярны
веселые
заводные
хороводы,
пляски,
переплясы, народные гулянья, которые широко применялись на различных
ярмарках,
увеселительных
сборищах
и
праздниках.
Веселье,
удаль,
юмор,
красивые национальные костюмы - все это было характерно для самобытного
народного творчества и сопровождалось веселой, задушевной или лирической
музыкой.
За многовековой период развития народной хореографии, начиная с
древнейших танцев славян и до стремительной русской пляски с ее блестящей,
своеобразной
и
жизнерадостной
манерой
исполнения,
можно
проследить
глубокое влияние народного искусства, культуры, традиций на становление и
развитие русской хореографии. В своих программах многие самодеятельные и
профессиональные
ансамбли
танца
и
народные
хоры
умело
используют
замечательные традиции. Народная манера исполнения песни, игры, хоровода,
пляски не терпит фальши, искусственных эффектов. Для нее должны быть
характерны
большая
простота
и
в
то
же
время
мудрость,
строгость
и
достоинство, целомудрие и непосредственность, глубина и большая жизненная
правда, а главное - проникновенное, выразительное, высокохудожественное
исполнение. В прошлом в народной хореографии в основном преобладала
тематика,
связанная
с
крестьянским
укладом
жизни.
С
течением
времени
жизнь потребовала расширения тематических горизонтов, поставила новые
задачи
перед
хореографией.
Изменились
семейные
праздники
и
обряды,
свадьбы, проводы в армию и др. Все это по-своему выражают и современные
танцы.
Сама жизнь и строго научный подход к развитию народного творчества,
тщательное
изучение
всех
процессов,
происходящих
в
нем,
подсказывают
преподавателям народного танца и музыкантам правильный путь обучения
учащихся.
Веяния
времени
требуют
поисков
таких
путей
использования
народного творчества, которые позволили бы возродить к жизни формы и
жанры танцевального фольклора, утратившие, как мне кажется, естественную
почву
для
своего
существования.
Специального
внимания
заслуживает
2
проблема
сохранения
и
поддержки
современных
жанров
фольклора,
стимулирование новых творческих проявлений широких слоев населения.
Многие балетмейстеры, хореографы, искусствоведы, культурологи, изучая
русский танец, пытаются проследить всю историю его развития. В результате
этого
в
настоящее
время
существует
большое
количество
учебников,
методических пособий и другой специальной литературы о русском танце.
Русский народный танец постоянно видоизменялся на протяжении всей его
истории,
но
и
в
настоящее
время
ведутся
многочисленные
фольклорные
поездки
по
всей
России
по
изучению
его
особенностей.
Но
надо
всегда
помнить о том, что искусство танца теснейшим образом связано с музыкой.
Более
того,
танец
по
существу
немыслим
без
нее,
причем
хореография
русского
танца
существует
в
неразрывной
слитности
не
только
с
инструментальной музыкой, но - даже в большей степени - с песней.
Народная
или
фольклорная
песня
-
это
музыкально-поэтическое
творчество народа. Это продукт музыкальной традиции, которая формируется
в
процессе
устной
передачи,
благодаря
трем
факторам
-
непрерывностью
(преемственностью),
вариантностью
(изменчивостью)
и
избирательностью
(отбором среды). Народная музыка существует на определённой территории и
в конкретное историческое время, то есть она ограничена пространством и
временем, что создаёт систему музыкально-фольклорных диалектов в каждой
народной музыкальной культуре.
Музыкальный фольклор - это
народные
песни
и
танцы,
былины
и
инструментальные
наигрыши.
В
отличие
от
профессиональной
музыки,
фольклор
не
знает
авторства.
Произведение
живет
в
устной
традиции,
передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется, поэтому
фольклористы в разных местах от разных исполнителей записывают порою
очень отличающиеся друг от друга варианты одной и той же песни, частушки
или былины.
3
«Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения
отдельных музыкально-творческих талантов, а произведение целого народа»,
- писал в свое время видный русский композитор и музыкальный критик А. Н.
Серов. Но фольклор - это не только народная мудрость. Это еще и проявление
души
народа.
Нельзя
спутать
русскую
песню,
например,
с грузинской,
узбекской,
калмыкской
или
с
негритянской
музыкой,
как
н е л ь з я
неаполитанский напев спутать с шотландским наигрышем. Это происходит
потому, что каждая из них - порождение всей жизни народа, его истории, его
быта. Народная песня, или лучше сказать, весь музыкальный фольклор, - это
основа профессионального композиторского творчества.
Во многих произведениях русских композиторов мы слышим напевы
народных
песен,
ритмы
танцев.
И
вся
без
исключения
русская
музыка
проникнута почерпнутыми из родного фольклора интонациями, мельчайшими
оборотами,
которые
и
создают
отличие
одной
национальной
музыкальной
культуры от другой.
Народные песни - это раздел для истинных ценителей
русской
музыкальной
культуры.
Сочиненные
нашими
предками
эти
песни
впитали в себя всю широту русской души, проникнувшись многовековым
духом традиций и обрядов. Ни один народ в Европе не имеет такого богатства
песен и напевов, красивых и оригинальных, как русский народ. Еще от 18
столетия
мы
имеем
свидетельство
о
том,
как
наши
песни
удивляли
иностранных
музыкантов
своей
свежестью
и
музыкальными
красотами.
Многие зарубежные композиторы, услышав русские песни, не могли поверить,
«чтобы они были случайным творением простых людей, но полагали оные
произведением
искусных
музыкальных
сочинителей»[4].
В
свое
время
Рубинштейн,
сильно
опасавшийся
за
будущность
европейской
музыки,
«единственный залог возможного ее развития видел в том полном самобытных
красот музыкальном фоне, какой представляет собой русская народная песня.
Она одинаково нравится людям образованным и необразованным, музыкантам
и не музыкантам. Ее обаяние обуславливается не одной только мелодией, но
4
единением
последней
с
текстом,
особенностями
ритма
и
многоголосного
исполнения, а также присущим ей в известной степени юмором, который
выражается в том, что веселое содержание иллюстрируется иногда минорной
мелодией»[1].
Русская песня
отличается большой характерностью и своеобразием
строения,
что
объясняется,
вероятно,
наличностью
в
ней
поэтическо-
музыкальных влияний соседних с великорусами финских и тюркских племен.
Народная песня неразрывно состоит из двух элементов: слов (текста) и напева.
Народ не знает так называемых «песен без слов»; он, прежде всего, придает
значение словам, их запоминает, а по ним запечатлевается в его памяти и
напев. Своеобразие, особый стиль русской песни были отмечены очень давно -
мелодия русского народа в основании своем остается всегда той же самой,
свойственной стране, и не похожа ни на какую другую мелодию вне России.
Песенная культура на Руси складывалась исстари. Песня, как и различные
мелодии, прерывистые, в обрывках, природы, всех времен года, пронизывали
жизнь народа, его будни, труд и праздники. Русская проза формируется в
стихии песенной, в былинно-сказочной культуре народной жизни. Музыка
становится ведущим, всеобъемлющим видом искусства, как не бывало нигде,
даже
в
классической
древности.
Песенное
начало
танцевальной
музыки
определяет
ее
тончайший
и
высочайший
лиризм,
это
в
сфере
чувств
и
переживаний, а по мысли - чистейший гуманизм, что является отличительной
особенностью
русской
музыки,
поскольку
все
это
присутствует
в
музыке
русской души и природы. Поэзия и лиризм в ней не сентиментализм и не
романтика,
а
высокий
трагический
пафос
жизни
и
борьбы
за
свободу
и
достоинство человека и народа, и всего человечества.
Те, кто вырос, родившись, казалось, в далекой глуши, на русской музыке и
песне, звучавших из уст бабушек и мам, а также по радио, из кинофильмов,
впитали в себя всю ее красоту и неповторимость. Многие люди, не владеющие
музыкальной грамотой, уверена, любят и ценят исконно народную музыку в ее
5
высших достижениях, и едва услышав ее, узнают ее, душа их непременно
отзывается, знакомые до боли мелодии пронизывают все тело волнением. Так,
вся русская классика, вышедшая из народной музыки, которую мы слышим в
фильмах, операх, балетах, концертах - в узнаваемых отрывках у людей на
слуху, потому что вся истинно любимая нами музыка выросла из нашей земли.
Столь удивительное воздействие русской музыки, о чем с восторгом и со
знанием
дела
говорят,
прежде
всего,
музыканты
из
нескольких
плеяд
гениальных композиторов всего мира, объясняется тем, что корни всей русской
музыки, ее истоки, проникновенность, широта и лиризм - в русской песне.
Таким образом, важную роль в процессе обучения русскому танцу играет
музыкальное
сопровождение,
которое
полностью
должно
строиться
на
лучших песенных образцах народной музыки. Яркая и самобытная народная
музыка
должна
быть
содержанием
всех
форм,
комбинаций
и
элементов
русского танца. Музыка должна соответствовать
движению по характеру,
стилю, колориту, темпу. Есть русские народные мелодии, которые давно уже
вошли в нашу жизнь как нечто каждодневное, привычное, остро необходимое,
как воздух, которым мы дышим. Они перешагнули государственные границы и
гуляют
по
всему
свету.
Таковы
русские
народные
песни
«Светит
месяц»,
«Рябина»,
«Калинка-малинка»,
«Коробейники»,
«Вдоль
по
Питерской»
и
многие
другие.
Идеальное
сочетание
песни,
инструментального
исполнительства
и
танца
-
давняя
и
весьма
плодотворная
традиция
музицирования русского народа.
Даная
статья
ставит
целью
обобщить
тематический
материал,
характеризующий наиболее яркие и запоминающиеся русские народные песни,
напевы,
наигрыши
танцевального
характера
для
применения
их
в
хореографических классах и постановках по предмету русский танец.
Одним из древнейших видов русского народного искусства, связанного с
движением, является хоровод. Это одна из национально-своеобразных форм
общественного
гуляния,
сопровождаемого
пением,
музыкой,
а
также
6
различными видами народной хореографии. Ничто не сравниться по красоте и
одухотворенности
с
мелодией
русского
хоровода.
Его
самобытность
заключается в многообразии видов, в неразрывной связи его содержания с
русской действительностью, в характере исполнения и бытования, в преемстве
его
с
традициями
и
первобытными
обрядами.
Как
обряд,
так
и
хоровод
представляют из себя действо или игру. Не случайно их называют «игрищами»,
а свадьбу – «свадебной игрой». И хоровод, и обряд
представляют из себя
действие в миниатюре. Так, хороводы «Просо», «Бояре», «Заплетись, плетень»
построены в форме диалога. Под пение своих реплик группы танцующих то
наступают одна на другую, то отступают назад. Русскому хороводу присуща и
театрализация.
Хороводы
сопровождаются
пением
соответствующих
по
содержанию
песен,
которым
обычно
присущи
сравнительно
медленные
и
умеренные темпы, плавная мелодика, выразительность интонации, свобода
ритмики. Под такое пение удобно ходить, передавать пластикой тела образный
строй
песни.
Хореографы,
разрабатывающие
хороводы,
уделяют
им
и
их
элементам большое внимание.
Второй вид самобытной народной хореографии является пляска. Русская
народная
пляска
представляет
собой
свободную
импровизацию
с
использованием характерных национальных танцевальных движений. Она, как
правило,
не
связана
строго
регламентированной
последовательностью
движений. Как и хороводы, пляски сопровождались песнями шуточной или
любовной тематики, весьма разнообразными по содержанию, форме и ритму.
Плясовые песни, в отличие от хороводных, исполняются в более подвижных,
иногда очень быстрых темпах. Важную роль приобретает ясный и четкий
ритм,
подчеркиваемый
прихлопыванием
в
ладоши
и
притоптыванием.
Например, «Пойду ль я, выйду ль я», «Я на горку шла» и др. Музыка русской
пляски незатейлива, проста в своей основе. Обычно она состоит из двух
частей: начинается медленно, тяжело, постепенно ускоряется и доходит до
темповой
и
эмоциональной
кульминации.
В
течение
нескольких
столетий
7
русский
народ
из
великого
множества
вариантов
своих
песен,
плясок
и
инструментальных
наигрышей
отобрал
и
отшлифовал
несколько
наиболее
типичных образцов, ставших любимыми и общепризнанными. Это «Русская»,
«Барыня», «Камаринская», «Цыганочка», «Тимоня», «Семеновна», «Полянка»
и др.
Музыка этих танцев является сегодня основой русской народной и
современной профессиональной хореографии.
Активным поставщиком музыкального тематизма русской хореографии
является частушка -
своеобразный жанр русского музыкально-поэтического
фольклора.
Это
обычно
четырёхстрочные
или
двустрочные
песенки,
являющиеся живим откликом на явления жизни, с ясной положительной или
отрицательной оценкой, при которой важную роль играют шутка и ирония:
частушки выражают непосредственную реакцию их авторов и исполнителей на
изображаемое в них. Причинами, вызвавшими к жизни миниатюрную форму
народной лирики - частушки, были: значительная ломка жизни, быстрая смена
её явлений, что вызвало необходимость быстро выражать отношение к ним и
определило многотемность частушек.
К жанровым особенностям частушек относятся их предельная краткость и
экономность
выражения
и
передачи
жизненного
содержания,
сюжетных
ситуаций и переживаний героев. Русская частушка связана одновременно и с
песней, и с танцем, и с инструментальной музыкой. Формы частушек очень
гибки и разнообразны. Но, как и в случае с плясками, народ с течением
времени
отобрал
наиболее
яркие,
характерные
мелодические
варианты,
ставшие
наиболее
любимыми.
Например,
«Подгорная»
-
общеизвестные
лирические
припевки,
широко
распространенные
в
Сибири
и
Дальнем
Востоке. Или «Семеновна» - известная частушечная мелодия, отличающаяся
острой, синкопированной ритмикой.
Перечисление народно-песенного материала и его характеристик можно
было
продолжить
еще
очень
долго.
Этот
материал
издается
в
различных
фольклорных сборниках, в специальных изданиях, посвященных народным
8
танцам, а также предназначенный для концертмейстеров. Но, чаще всего, в
этих сборниках дается именно материал, заготовки или, как принято называть,
«кирпичики», из которых композитор строит здание музыкального сочинения,
именуемого сопровождением танца. При этом вступают в силу общие для
музыки всех жанров принципы драматургии, развития формы. Коснемся лишь
некоторых особенностей, вытекающих из специфики русского танца и его
музыки.
В танцах или плясках чисто народного происхождения возможно и даже
желательно
использовать
именно
закрепившейся
за
данной
пляской
музыкальный материал. Его развитие происходит за счет традиционного в
народной
музыке
варьирования.
В
это
понятие
входит
не
только
орнаментальное
расцвечивание
мелодии,
ее
ритмического
рисунка,
но
и
обогащение гармонии, лада, формы или инструментовки. Естественно, то все
изменения в
звучании должно быть увязано с танцевальным построением.
Важной стороной концертмейстерской техники сопровождения танцу является
владение модуляциями, то есть сменами тональности и
лада. Естественнее
всего пользоваться сопоставлением минора и мажора в музыке при наличии в
танце женских и мужских партий.
Таким образом, опытный хореограф, преподающий русский танец, может в
творческом
содружестве
с
концертмейстером
создавать
на
уроках
очень
интересные комбинации или развернутые этюды, используя свои знания о
богатстве
русского
фольклорного
хореографического
материала.
Учебные
комбинации
- это, как уже говорилось, «кирпичики», из которых вырастет
« зд а н и е »
з а н я т и я .
Д в и же н и я ,
в ы с т р о е н н ы е
в
о п р е д е л е н н о й
последовательности
-
это
форма,
которую
необходимо
наполнить
содержанием.
Привлекая
при
сочинении
комбинации
элементы
народного
танца,
желательно
отбирать
те,
которые
бы
соответствовали
по
стилю
основному
движению.
Соединяя
учебные
элементы
движений
с
танцевальными, можно получать интересные находки. Все творческие усилия
9
педагога
и
концертмейстера
на
уроках
русского
танца
должны
быть
направлены на гармоничное слияние исконно-русской народной
музыки и
движения русского танца.
Литература
1.
Бачинская
Н.
М.
Русские
хороводы
и
хороводные
песни.
Л.,
2005.
2. Богданов Г. Ф. Самобытность русского танца. Учебное пособие. М., 2001.
3.
Русское
народное
творчество.
Хрестоматия.
М.,
Музыка,
2004.
4. Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 2001.
5 . Широков А. Музыка русского народного танца.
10
11