Напоминание

Использование фольклорного музыкального материала для сопровождения урока народного танца


Автор: Иванова Наталья Геннадьевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: ТОГБПОУ "Тамбовский колледж искусств"
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Использование фольклорного музыкального материала для сопровождения урока народного танца
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ УРОКА НАРОДНОГО ТАНЦА Н.Г.Иванова, ТОГБПОУ «ТКИ», г. Тамбов В сегодняшней непростой политической и социальной ситуации в России, когда усилия активных и неравнодушных слоев общества направлены на возрождение национальных и духовно-нравственных ценностей - народное творчество приобретает все более важное значение. Отточенные веками, сохранившиеся в сотнях поколений шедевры народных песен и танцев являются высшими духовными ценностями русского народа, а также эффективным средством не только всестороннего воспитания, но и сохранения и развития традиций национальной культуры народов нашей страны. В связи с этим, возрастает ценность и значимость деятельности педагога русского народного танца, а также и педагога-концертмейстера, который для иллюстрации хореографических движений на уроках использует лучшие образцы народной музыки. Превращая русский танец в средство сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры, педагоги возрождают у обучающихся чувство любви к родной земле, связь со своим народом, ощущение счастья бытия и творчества. Народное танцевальное творчество всегда сохраняло и развивало свои традиции наравне с развитием других видов народного искусства. Живая связь хореографии с жизнью, с эстетическими требованиями времени, общественными идеалами сообщала ей определенные черты. Издавна фольклорный танец исполнялся танцующими, прежде всего, для самих себя и лишь отчасти для других. Это было душевной потребностью исполнителей. Собираясь на гулянья, отмечая праздники, люди танцевали, взявшись за руки, проходя разные рисунки - круги, цепочки, что объединяло и эмоционально заряжало танцующих. Поэтому, практически все народные танцы были рассчитаны на большинство присутствующих, просты по движениям и незатейливы, танцующие могли выходить из круга и, отдохнув, продолжать танец. В народе были популярны веселые заводные хороводы, пляски,
переплясы, народные гулянья, которые широко применялись на различных ярмарках, увеселительных сборищах и праздниках. Веселье, удаль, юмор, красивые национальные костюмы - все это было характерно для самобытного народного творчества и сопровождалось веселой, задушевной или лирической музыкой. За многовековой период развития народной хореографии, начиная с древнейших танцев славян и до стремительной русской пляски с ее блестящей, своеобразной и жизнерадостной манерой исполнения, можно проследить глубокое влияние народного искусства, культуры, традиций на становление и развитие русской хореографии. В своих программах многие самодеятельные и профессиональные ансамбли танца и народные хоры умело используют замечательные традиции. Народная манера исполнения песни, игры, хоровода, пляски не терпит фальши, искусственных эффектов. Для нее должны быть характерны большая простота и в то же время мудрость, строгость и достоинство, целомудрие и непосредственность, глубина и большая жизненная правда, а главное - проникновенное, выразительное, высокохудожественное исполнение. В прошлом в народной хореографии в основном преобладала тематика, связанная с крестьянским укладом жизни. С течением времени жизнь потребовала расширения тематических горизонтов, поставила новые задачи перед хореографией. Изменились семейные праздники и обряды, свадьбы, проводы в армию и др. Все это по-своему выражают и современные танцы. Сама жизнь и строго научный подход к развитию народного творчества, тщательное изучение всех процессов, происходящих в нем, подсказывают преподавателям народного танца и музыкантам правильный путь обучения учащихся. Веяния времени требуют поисков таких путей использования народного творчества, которые позволили бы возродить к жизни формы и жанры танцевального фольклора, утратившие, как мне кажется, естественную почву для своего существования. Специального внимания заслуживает 2
проблема сохранения и поддержки современных жанров фольклора, стимулирование новых творческих проявлений широких слоев населения. Многие балетмейстеры, хореографы, искусствоведы, культурологи, изучая русский танец, пытаются проследить всю историю его развития. В результате этого в настоящее время существует большое количество учебников, методических пособий и другой специальной литературы о русском танце. Русский народный танец постоянно видоизменялся на протяжении всей его истории, но и в настоящее время ведутся многочисленные фольклорные поездки по всей России по изучению его особенностей. Но надо всегда помнить о том, что искусство танца теснейшим образом связано с музыкой. Более того, танец по существу немыслим без нее, причем хореография русского танца существует в неразрывной слитности не только с инструментальной музыкой, но - даже в большей степени - с песней. Народная или фольклорная песня - это музыкально-поэтическое творчество народа. Это продукт музыкальной традиции, которая формируется в процессе устной передачи, благодаря трем факторам - непрерывностью (преемственностью), вариантностью (изменчивостью) и избирательностью (отбором среды). Народная музыка существует на определённой территории и в конкретное историческое время, то есть она ограничена пространством и временем, что создаёт систему музыкально-фольклорных диалектов в каждой народной музыкальной культуре. Музыкальный фольклор - это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведение живет в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется, поэтому фольклористы в разных местах от разных исполнителей записывают порою очень отличающиеся друг от друга варианты одной и той же песни, частушки или былины. 3
«Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведение целого народа», - писал в свое время видный русский композитор и музыкальный критик А. Н. Серов. Но фольклор - это не только народная мудрость. Это еще и проявление души народа. Нельзя спутать русскую песню, например, с грузинской, узбекской, калмыкской или с негритянской музыкой, как н е л ь з я неаполитанский напев спутать с шотландским наигрышем. Это происходит потому, что каждая из них - порождение всей жизни народа, его истории, его быта. Народная песня, или лучше сказать, весь музыкальный фольклор, - это основа профессионального композиторского творчества. Во многих произведениях русских композиторов мы слышим напевы народных песен, ритмы танцев. И вся без исключения русская музыка проникнута почерпнутыми из родного фольклора интонациями, мельчайшими оборотами, которые и создают отличие одной национальной музыкальной культуры от другой. Народные песни - это раздел для истинных ценителей русской музыкальной культуры. Сочиненные нашими предками эти песни впитали в себя всю широту русской души, проникнувшись многовековым духом традиций и обрядов. Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как русский народ. Еще от 18 столетия мы имеем свидетельство о том, как наши песни удивляли иностранных музыкантов своей свежестью и музыкальными красотами. Многие зарубежные композиторы, услышав русские песни, не могли поверить, «чтобы они были случайным творением простых людей, но полагали оные произведением искусных музыкальных сочинителей»[4]. В свое время Рубинштейн, сильно опасавшийся за будущность европейской музыки, «единственный залог возможного ее развития видел в том полном самобытных красот музыкальном фоне, какой представляет собой русская народная песня. Она одинаково нравится людям образованным и необразованным, музыкантам и не музыкантам. Ее обаяние обуславливается не одной только мелодией, но 4
единением последней с текстом, особенностями ритма и многоголосного исполнения, а также присущим ей в известной степени юмором, который выражается в том, что веселое содержание иллюстрируется иногда минорной мелодией»[1]. Русская песня отличается большой характерностью и своеобразием строения, что объясняется, вероятно, наличностью в ней поэтическо- музыкальных влияний соседних с великорусами финских и тюркских племен. Народная песня неразрывно состоит из двух элементов: слов (текста) и напева. Народ не знает так называемых «песен без слов»; он, прежде всего, придает значение словам, их запоминает, а по ним запечатлевается в его памяти и напев. Своеобразие, особый стиль русской песни были отмечены очень давно - мелодия русского народа в основании своем остается всегда той же самой, свойственной стране, и не похожа ни на какую другую мелодию вне России. Песенная культура на Руси складывалась исстари. Песня, как и различные мелодии, прерывистые, в обрывках, природы, всех времен года, пронизывали жизнь народа, его будни, труд и праздники. Русская проза формируется в стихии песенной, в былинно-сказочной культуре народной жизни. Музыка становится ведущим, всеобъемлющим видом искусства, как не бывало нигде, даже в классической древности. Песенное начало танцевальной музыки определяет ее тончайший и высочайший лиризм, это в сфере чувств и переживаний, а по мысли - чистейший гуманизм, что является отличительной особенностью русской музыки, поскольку все это присутствует в музыке русской души и природы. Поэзия и лиризм в ней не сентиментализм и не романтика, а высокий трагический пафос жизни и борьбы за свободу и достоинство человека и народа, и всего человечества. Те, кто вырос, родившись, казалось, в далекой глуши, на русской музыке и песне, звучавших из уст бабушек и мам, а также по радио, из кинофильмов, впитали в себя всю ее красоту и неповторимость. Многие люди, не владеющие музыкальной грамотой, уверена, любят и ценят исконно народную музыку в ее 5
высших достижениях, и едва услышав ее, узнают ее, душа их непременно отзывается, знакомые до боли мелодии пронизывают все тело волнением. Так, вся русская классика, вышедшая из народной музыки, которую мы слышим в фильмах, операх, балетах, концертах - в узнаваемых отрывках у людей на слуху, потому что вся истинно любимая нами музыка выросла из нашей земли. Столь удивительное воздействие русской музыки, о чем с восторгом и со знанием дела говорят, прежде всего, музыканты из нескольких плеяд гениальных композиторов всего мира, объясняется тем, что корни всей русской музыки, ее истоки, проникновенность, широта и лиризм - в русской песне. Таким образом, важную роль в процессе обучения русскому танцу играет музыкальное сопровождение, которое полностью должно строиться на лучших песенных образцах народной музыки. Яркая и самобытная народная музыка должна быть содержанием всех форм, комбинаций и элементов русского танца. Музыка должна соответствовать движению по характеру, стилю, колориту, темпу. Есть русские народные мелодии, которые давно уже вошли в нашу жизнь как нечто каждодневное, привычное, остро необходимое, как воздух, которым мы дышим. Они перешагнули государственные границы и гуляют по всему свету. Таковы русские народные песни «Светит месяц», «Рябина», «Калинка-малинка», «Коробейники», «Вдоль по Питерской» и многие другие. Идеальное сочетание песни, инструментального исполнительства и танца - давняя и весьма плодотворная традиция музицирования русского народа. Даная статья ставит целью обобщить тематический материал, характеризующий наиболее яркие и запоминающиеся русские народные песни, напевы, наигрыши танцевального характера для применения их в хореографических классах и постановках по предмету русский танец. Одним из древнейших видов русского народного искусства, связанного с движением, является хоровод. Это одна из национально-своеобразных форм общественного гуляния, сопровождаемого пением, музыкой, а также 6
различными видами народной хореографии. Ничто не сравниться по красоте и одухотворенности с мелодией русского хоровода. Его самобытность заключается в многообразии видов, в неразрывной связи его содержания с русской действительностью, в характере исполнения и бытования, в преемстве его с традициями и первобытными обрядами. Как обряд, так и хоровод представляют из себя действо или игру. Не случайно их называют «игрищами», а свадьбу – «свадебной игрой». И хоровод, и обряд представляют из себя действие в миниатюре. Так, хороводы «Просо», «Бояре», «Заплетись, плетень» построены в форме диалога. Под пение своих реплик группы танцующих то наступают одна на другую, то отступают назад. Русскому хороводу присуща и театрализация. Хороводы сопровождаются пением соответствующих по содержанию песен, которым обычно присущи сравнительно медленные и умеренные темпы, плавная мелодика, выразительность интонации, свобода ритмики. Под такое пение удобно ходить, передавать пластикой тела образный строй песни. Хореографы, разрабатывающие хороводы, уделяют им и их элементам большое внимание. Второй вид самобытной народной хореографии является пляска. Русская народная пляска представляет собой свободную импровизацию с использованием характерных национальных танцевальных движений. Она, как правило, не связана строго регламентированной последовательностью движений. Как и хороводы, пляски сопровождались песнями шуточной или любовной тематики, весьма разнообразными по содержанию, форме и ритму. Плясовые песни, в отличие от хороводных, исполняются в более подвижных, иногда очень быстрых темпах. Важную роль приобретает ясный и четкий ритм, подчеркиваемый прихлопыванием в ладоши и притоптыванием. Например, «Пойду ль я, выйду ль я», «Я на горку шла» и др. Музыка русской пляски незатейлива, проста в своей основе. Обычно она состоит из двух частей: начинается медленно, тяжело, постепенно ускоряется и доходит до темповой и эмоциональной кульминации. В течение нескольких столетий 7
русский народ из великого множества вариантов своих песен, плясок и инструментальных наигрышей отобрал и отшлифовал несколько наиболее типичных образцов, ставших любимыми и общепризнанными. Это «Русская», «Барыня», «Камаринская», «Цыганочка», «Тимоня», «Семеновна», «Полянка» и др. Музыка этих танцев является сегодня основой русской народной и современной профессиональной хореографии. Активным поставщиком музыкального тематизма русской хореографии является частушка - своеобразный жанр русского музыкально-поэтического фольклора. Это обычно четырёхстрочные или двустрочные песенки, являющиеся живим откликом на явления жизни, с ясной положительной или отрицательной оценкой, при которой важную роль играют шутка и ирония: частушки выражают непосредственную реакцию их авторов и исполнителей на изображаемое в них. Причинами, вызвавшими к жизни миниатюрную форму народной лирики - частушки, были: значительная ломка жизни, быстрая смена её явлений, что вызвало необходимость быстро выражать отношение к ним и определило многотемность частушек. К жанровым особенностям частушек относятся их предельная краткость и экономность выражения и передачи жизненного содержания, сюжетных ситуаций и переживаний героев. Русская частушка связана одновременно и с песней, и с танцем, и с инструментальной музыкой. Формы частушек очень гибки и разнообразны. Но, как и в случае с плясками, народ с течением времени отобрал наиболее яркие, характерные мелодические варианты, ставшие наиболее любимыми. Например, «Подгорная» - общеизвестные лирические припевки, широко распространенные в Сибири и Дальнем Востоке. Или «Семеновна» - известная частушечная мелодия, отличающаяся острой, синкопированной ритмикой. Перечисление народно-песенного материала и его характеристик можно было продолжить еще очень долго. Этот материал издается в различных фольклорных сборниках, в специальных изданиях, посвященных народным 8
танцам, а также предназначенный для концертмейстеров. Но, чаще всего, в этих сборниках дается именно материал, заготовки или, как принято называть, «кирпичики», из которых композитор строит здание музыкального сочинения, именуемого сопровождением танца. При этом вступают в силу общие для музыки всех жанров принципы драматургии, развития формы. Коснемся лишь некоторых особенностей, вытекающих из специфики русского танца и его музыки. В танцах или плясках чисто народного происхождения возможно и даже желательно использовать именно закрепившейся за данной пляской музыкальный материал. Его развитие происходит за счет традиционного в народной музыке варьирования. В это понятие входит не только орнаментальное расцвечивание мелодии, ее ритмического рисунка, но и обогащение гармонии, лада, формы или инструментовки. Естественно, то все изменения в звучании должно быть увязано с танцевальным построением. Важной стороной концертмейстерской техники сопровождения танцу является владение модуляциями, то есть сменами тональности и лада. Естественнее всего пользоваться сопоставлением минора и мажора в музыке при наличии в танце женских и мужских партий. Таким образом, опытный хореограф, преподающий русский танец, может в творческом содружестве с концертмейстером создавать на уроках очень интересные комбинации или развернутые этюды, используя свои знания о богатстве русского фольклорного хореографического материала. Учебные комбинации - это, как уже говорилось, «кирпичики», из которых вырастет « зд а н и е » з а н я т и я . Д в и же н и я , в ы с т р о е н н ы е в о п р е д е л е н н о й последовательности - это форма, которую необходимо наполнить содержанием. Привлекая при сочинении комбинации элементы народного танца, желательно отбирать те, которые бы соответствовали по стилю основному движению. Соединяя учебные элементы движений с танцевальными, можно получать интересные находки. Все творческие усилия 9
педагога и концертмейстера на уроках русского танца должны быть направлены на гармоничное слияние исконно-русской народной музыки и движения русского танца. Литература 1. Бачинская Н. М. Русские хороводы и хороводные песни. Л., 2005. 2. Богданов Г. Ф. Самобытность русского танца. Учебное пособие. М., 2001. 3. Русское народное творчество. Хрестоматия. М., Музыка, 2004. 4. Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 2001. 5 . Широков А. Музыка русского народного танца. 10
11


В раздел образования