Система образов поэмы Н.В.Гоголя "Мёртвые души". Галерея помещиков.
Автор: Лёвкина Ольга Валерьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ "Гимназия №23" Населённый пункт: Республика Мордовия, г.о. Саранск Наименование материала: конспект Тема: Система образов поэмы Н.В.Гоголя "Мёртвые души". Галерея помещиков. Раздел: среднее образование
Тема урока: «Система образов поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Галерея
помещиков»
Цели:
1)
помочь учащимся выяснить общественную позицию создателя «Мёртвых
душ»;
2)
раскрыть социально – психологический смысл образов помещиков,
определить основные приёмы их сатирического изображения;
3)
развивать умение характеризовать образ – персонаж с учётом авторской
позиции;
4)
уметь выявлять приёмы создания Гоголем сатирических типов;
5)
углубить представление о гражданских идеалах писателя, проповедующего
любовь «враждебным словом отрицанья»
Эпиграф: «Мёртвые души» - это галерея застывающих, стареющих,
теряющих жизненные соки душ»
Ю.М.Лотман
Черты, составляющие «ядро» характера помещиков.
МАНИЛОВ – небрежность, восторженная наивность, беспечность
бескорыстного «философа», мечтательность (горки золы повсюду),
бесхозяйственность, никаких духовных запросов, никакой деятельности.
КОРОБОЧКА – аккуратность, хозяйственность, копит и копит деньги в
пестрядевых мешочках, прекрасно разбирается в хозяйстве, бережлива,
ограниченность, «дубиноголовость», заключена в «коробочку» своего
пространства и понятий.
СОБАКЕВИЧ- расчётливый хозяин, хитрый торгаш, прижимистый кулак; в
хозяйстве всё добротно, но настораживает сравнение с казармой, тюрьмой;
требования только гастрономические, притом колоссальные.
НОЗДРЁВ – неугомонная бойкость, воинственность, юркое шулерство,
фамильярность, совершенное разорение поместья, жулик и лгун; игрок, кутила,
завсегдатай злачных мест, беспутный человек; жажда получать всё мгновенно,
без всяких душевных затрат, стала главным жизненным двигателем.
ПЛЮШКИН – полнейшая деградация человеческой личности, «прореха на
человечестве»; в доме темно, пыльно, во всём беспорядок, в углу комнаты – куча
хлама; совершенная скупость, превратившаяся в бессмысленное накопительство,
а затем в расточительность.
СИСТЕМА ОБРАЗОВ
Переход от Манилова к Плюшкину обдаёт ужасом.
В.Г.Белинский
Манилов
Коробочка
Ноздрёв
Собакевич
Плюшкин
Павел
Иванович
Чичиков
«Жулик, торгаш, делец… Помесь
спекулянта и преступника в
обличии российского
благонамеренного чиновника»
Г.А.Гуковский
(схема получается в конце урока)
Ход урока
1.
Слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжим изучение поэмы «Мёртвые души».
Предметом нашего исследования будут образы помещиков, так называемая
галерея
помещиков.
Мы
постараемся
доказать,
что
«это
галерея
застывающих, стареющих, теряющих жизненные соки душ», по словам
Ю.М.Лотмана. (Записать тему, эпиграф)
Гоголь, создавая образы помещиков, говорил: «Один за другим следуют у
меня
герои,
один
пошлее
другого».
Тем
не
менее,
писатель
не
хотел
создавать карикатуры и чудовища, он создавал людей отнюдь не мерзких.
Когда Гоголь читал отрывки поэмы Пушкину, поэт произнёс: «Боже, как
грустна наша Россия!» И это изумило Гоголя: «С этих пор я уже стал
думать только о том, как смягчить то тягостное впечатление, которое могли
произвести «Мёртвые души». Гоголь создал в поэме «типовые модели»
разных вариантов огрубления, опошления человеческой души.
- Какими нарисованы образы помещиков в поэме?
- Почему галерея помещиков открывается Маниловым, а заканчивается
Плюшкиным?
- Каким мы увидели Чичикова на страницах поэмы?
На эти вопросы мы постараемся ответить в ходе нашего обсуждения.
2 Образ Манилова (2 глава).
Итак, первое гоголевское открытие – Манилов.
- Почему Гоголь открывает галерею помещиков Маниловым?
Чичиков решил начать объезд помещиков с Манилова, потому что тот ещё
в городе очаровал его своей обходительностью и любезностью. Чичиков
решил, что у него мёртвые души будут приобретены без труда.
Необычное
предприятие
Чичикова
дано
по
контрасту
с
мечтательной
идеальностью
Манилова.
Если
бы
вначале
Чичиков
столкнулся
с
Собакевичем,
Коробочкой
или
Плюшкиным,
для
которых
покупка
Чичикова – забота в какой – то мере реальная, то контрастность пропала
бы.
Собакевич, выслушав странную просьбу Чичикова, не дрогнул ни одной
жилкой.
Иной была реакция Манилова: он «выронил тут же чубук с трубкой на
пол, и как разинул рот, так и остался с разинутым ртом».
Это прямое закрепление мотива, возникшего в конце предыдущей главы
(«совершенное
недоразумение»),
которому
затем
предстояло
сыграть
такую большую роль.
- Какое впечатление можно составить о Манилове после знакомства с ним?
Бесхозяйственный, мечтательный.
- Как описание обстановки дома помогает понять характер Манилова?
- Какие черты составляют его характера?
Н е б р е ж н о с т ь ,
в о с т о р ж е н н а я
н а и в н о с т ь ,
м е ч т а т е л ь н о с т ь ,
бесхозяйственность, никакой деятельности, безразличие к людям.
Обсуждение герба Манилова.
- Каким бы вы представили герб Манилова?
Вывод.
Итак, Манилов – «вечный образ», по словам Гоголя, а маниловщина –
типичное явление в обществе. Манилов, хоть и не следит за хозяйством, но
зато
«размышляет
и
думает»,
создаёт
проекты
человече ского
благоденствия, теоретически заботясь о том, чтобы Россия не претерпела
какого – либо ущерба, а процветала. Манилов – символ расточительной
праздности и внутренней пустоты.
2.
Образ Коробочки. 3 глава.
- Ребята, а как вы думаете, в чём смысл соседства поместий Манилова
и Коробочки?
Гоголь хочет сравнить этих помещиков и их усадьбы. Глава о Коробочке
даётся по контрасту с главой, рассказывающей о Манилове.
- Итак, давайте сравним образы Манилова и Коробочки.
- Какую роль в раскрытии характера героини играет описание поместья,
интерьера, окружения?
Коробочка аккуратная и хозяйственная. Она копит и копит деньги в
пестрядевых
мешочках
и
прекрасно
разбирается
в
хозяйстве,
бережлива, но тем не менее она тоже мёртвая душа.
По
своему
умственному
развитию
Коробочка
кажется
ниже
всех
остальных
помещиков.
Ограниченность,
«дубиноголовость»,
по
определению Чичикова, не знает предела.
Если Манилов «парит» над землёй в мечтах, то она поглощена прозой
будничного земного существования. Манилов не знает хозяйства – она
ушла в него с головой. В отличие от Манилова она занимается своим
хозяйством сама, входит в непосредственное общение с крестьянами,
что сказывается на её речи, близкой к крестьянскому говору.
Давайте посмотрим небольшой отрывок из этой главы – сцена
купли- продажи «мёртвых душ». Чичиков у Коробочки. (Сцена из х/ф
«Мёртвые души»)
-Понимает ли она суть сделки?
-
Только
ли
страхом
прогадать
объясняется
нежелание
Коробочки
продать мёртвые души Чичикову?
- Какие особенности натуры подчёркиваются в данной сцене?
Весь характер Коробочки, вся её натура сказывается в её поведении при
продаже
мёртвых
душ.
Полное
непонимание
значения
этой
сделки,
боязнь продешевить и быть обманутой при продаже «странного, совсем
небывалого
товара»,
желание
«примериться
к
рыночным
ценам»,
тупость,
непонятливость
–
все
черты
характера
«дубинноголовой»
помещицы, воспитанные долгой одинокой жизнью и необходимостью
самостоятельно решать все вопросы, выявились в сделке с Чичиковым.
Нежелание продать Чичикову души объясняется и тем, что она всю
жизнь
стремилась
к
накопительству,
поэтому
полагает,
что
они
«в
хозяйстве- то как–нибудь под случай понадобятся».
Обсуждение герба Коробочки.
-Как можно представить герб помещицы Коробочки?
Вывод.
Коробочка аккуратная, хозяйственная. Она копит и копит деньги в пестрядевых
мешочках и прекрасно разбирается в хозяйстве, бережлива.
Она упряма и подозрительна. Озадачена она, впрочем, копеечной выгодой. Да и
копейкой не может распорядиться, они лежат у неё в мешочках мёртвым грузом.
Помещица
действительно
заключена
«в
коробочку»
своего
пространства
и
понятий.
Итак, Чичиков отправляется дальше, и нас ждут ещё встречи с Собакевичем и
Ноздрёвым.
3.
Образ Ноздрёва. Глава 4.
Эти помещики тоже даны Гоголем в сопоставлении.
- Почему?
-Назовите отличительные черты характера Ноздрёва, которые проявляются в
отношении Чичикова?
Грубость, бесцеремонность.
- С каким музыкальным инструментом сравнивает Гоголь характер Чичикова?
Почему?
Сравнивает с шарманкой, в которой одна бойкая дудка никак не могла
угомониться.
- Каково отношение к Ноздрёву в обществе?
- Можно ли сопоставить Ноздрёва с Хлестаковым. Если можно, то что у них
общего? В чём разница?
Ноздрёв чем-то напоминает Хлестакова. Но типы это разные. Хлестаков –
маленький человек, фитюлька.
Ноздрёв – лгун по призванию и по убеждению. Он сознательно громоздит один
вздор на другой. Ведёт себя вызывающе, нагло, агрессивно.
А теперь посмотрим сцену торга Ноздрёва и Чичикова.
-Как ведёт себя Ноздрёв во время разговора о мёртвых душах?
Несерьёзно, всё время перескакивает с одного вопроса на другой.
Обсуждение герба Ноздрёва.
- В чём суть его характера?
Вывод.
Ноздрёв – игрок, кутила, завсегдатай злачных мест, беспутный человек, но он
обаятельный. В этом его обаянии есть какой-то трудно уловимый подвох, но
даже проницательный Чичиков не сразу его заметил и совершил ошибку. Он
действует из чисто «эстетического» удовольствия. Жажда получать всё
мгновенно, без всяких душевных затрат, стала главным жизненным двигателем,
подавила все свойства его человеческой натуры. Главный рефрен его рассказов
– «Эх, братец, как покутили!».
4.
Образ Собакевича. Глава 5.
-А теперь обратимся к образу Собакевича. Чичиков у Собакевича.
Посмотрим сцену торга у Собакевича.
Собакевич сразу почуял выгоду и начал торговаться , он «рекламирует»
крестьян, которые давно умерли.
- Скажите, чем же отличается Собакевич от других помещиков? Что
можно сказать о нём?
- Но что настораживает читателей в описании крепкого хозяйства
Собакевича?
Сравнение с военным поселением, с казармой, тюрьмой.
- Какие детали внешности подчёркивают мертвенность Собакевича?
Обсуждение герба Собакевича.
Вывод.
Собакевич – расчётливый хозяин, хитрый торгаш, прижимистый кулак.
Его внешность «натура», то есть жизнь, рубила с плеча (рубить можно
дерево!) Этим подчёркивается неживая, «деревянная» сущность лица
героя. А ведь в лице более всего отражается душа человека. Требования
его гастрономические, причём колоссальные. Он похож на медведя,
такой же неуклюжий и здоровый.
Он не мечтает, как Манилов, не сумасбродствует, как Ноздрёв. Вокруг
него всё прочно, всё в изобилии. Скудоумие Коробочки ему тоже не
свойственно, настораживает одно – сравнение его крепкого хозяйства с
тюрьмой, с казармой.
5.
Образ Плюшкина. Глава 6.
-Подумайте, почему Плюшкин «венчает» галерею помещиков?
Он объединяет в себе черты всех помещиков. Плюшкин – полнейшая деградация
человеческой личности, «прореха на человечестве».
Словарная работа.
Прореха – пустое место, дыра.
- Какие чувства вызывает у вас глава о Плюшкине? Грусть, горечь, гнев,
возмущение?
И опять в повествование врывается голос автора. Это лирическое отступление о
молодости. Давайте послушаем.
- Почему эти гоголевские слова звучат в главе о Плюшкине?
Главная черта молодости – любопытство. Зрелость и старость же несут человеку
равнодушие. Голос автора прорывается и в главе о Плюшкине. Это восклицание
завершается пламенным обращением к молодым людям: «Забирайте же с собою
в путь… все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите
потом…»
- Скажите: смешон, жалок или страшен Плюшкин?
- Каким вы его увидели?
Обсуждение герба Плюшкина.
Вывод.
Плюшкин – последний помещик, к которому приезжает Чичиков.
Сначала Чичикову непонятно, кто перед ним. Характеристику Плюшкина
сопровождает слово «прореха», для автора он превращается в «прореху на
человечестве». Сравнивает Плюшкина с трудолюбивым пауком. Лицо Плюшкина
Гоголь называет деревянным. Это полная деградация человеческой личности.
В доме его темно, пыльно, во всём беспорядок, в углу комнаты куча хлама.
Совершенная скупость, превратившаяся в бессмысленное накопительство, а
затем в расточительность.
Заключение.
Итак, проанализировав главы поэмы о помещиках, можно ли согласиться со
словами Ю.Лотмана о том, что «Мёртвые души» - это галерея застывающих,
теряющих жизненные соки душ?
- Что объединяет помещиков?
Они мёртвые души. Каждый из них индивидуален, но в каждом есть какая – то
«дьявольская» энергия, ведь вокруг всё приобретает их черты. Вокруг Ноздрёва –
отдаёт трактиром, скандалом. У Собакевича каждая вещь говорит: «и я тоже
Собакевич». Вокруг Манилова даже пейзаж и погода имеют какую – то
сероватую неопределённость. То же самое можно сказать о Коробочке и
Плюшкине.
(на доске получается таблица)
- Кто же связывает помещиков?
Ведёт сюжет Чичиков. Он связывает воедино все события и человеческие
судьбы. Каждая глава расширяет наши представления о Чичикове.
- Каков он? Что можно сказать о нём из прочитанных глав?
(характеристика Чичикова)
Жулик, торгаш, делец…помесь спекулянта и преступника в обличии российского
благонамеренного чиновника.
Подведение итогов урока .