Напоминание

СЕМЬИ И ПЕДАГОГИКА. ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ


Автор: Толкачева Агнеса Васильевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 4"
Населённый пункт: Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: СЕМЬИ И ПЕДАГОГИКА. ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
Раздел: среднее профессиональное





Назад





А.В.Толкачева,
Социальный педагог МБОУ «Гимназия № 4» г. Чебоксары.
СЕМЬЯ И ПЕДАГОГИКА.

ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ.
Актуальна ли тема? Замечательный русский философ и писатель В.В.Розанов (1856-1919) поражал своих современников, да и не их одних, необычностью своего мышления. В конце 19 века он убежденно выступал против рутины школьного воспитания. Широко и всесторонне, как никто до него в России, обратился он к проблемам семейной жизни и пола, развода и холостого быта, а так же к проституции. В своей книге «Семейный вопрос в России» (1903г.) он утверждал, что семья никогда не становилась у нас предметом философского исследования, оставаясь темой богатого художественного восприятия, поэтического восхищения, даже шуток, пародий. Он говорил: «Семья чиста – крепко государство. Но если семья загнила, или, точнее, если в веках бытия своего она поставлена в нездоровое положение – государство всегда будет лихорадить тысячею неопределенных заболеваний». В одной из программ Всероссийского телевидения было объявлено, что на нашей планете граждан в возрасте до 16 лет более половины от всего населения. Говорилось и о том, что более 80% воспитания человек получает в семье и 17 % - в учебных и дошкольных учреждениях. Зная это, наши социальные и образовательные структуры умалчивают о необходимости обучения родителей, хотя за рубежом это практикуется давно. Я считаю, что на сегодня нет темы более актуальной, чем донесение педагогических знаний в каждую семью. Странно то, что телевидение почти исключило из своих программ учебные передачи, подобные «Педагогике для всех» с ведущим Соловейчиком, «Этика и психология семейной жизни» с ведущим Бестужевым-Ладой и Л. Жуховицким и т.д. Мы становимся нигилистами. «Нигилизм – вне семьи и без семьи». «Педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье». (Краткий словарь. Семейное воспитание. Политиздат. 1990 г.). Отсутствие у родителей знаний приводит к тому, что воспитание в семье осуществляется вслепую, по
сценарию семей дедушек и бабушек, чаще только бабушек. У каждой семьи свой опыт и свои методы, закономерности, методологии, компоненты, а порой попросту их отсутствие. Следовало бы в школе знакомить старшеклассников с ведущими педагогами и их работами, чтоб было потом из чего выбирать… Например:, известный философ Аристотель, ученик Платона, создал свою школу, лицей, так называемую перипатетическую школу (от греческого слова -прохаживаюсь), много говорит о влиянии сквернословия на нравственность, о «спартанском» воспитании; Я. Коменский в книге "Материнская школа" детально изложил свои взгляды на семейное воспитание; Ж.-Ж. Руссо изложил педагогические воззрения в книге "Эмиль, или О воспитании", где критикует книжный характер обучения, оторванный от жизни, предлагает учить тому, что ребенку интересно, чтобы ребенок был сам активен в процессе его обучения и воспитания, надо доверять ему его самовоспитание и т.д. Вот и возникает проблема самообразования, определения форм донесения знаний в каждую семью. Ведь каждая семья находится на своем уровне развития, и необходим такой широкий диапазон познания, чтобы семьи из своего окружения выбрали своё, доступное! Есть пословицы: «Яблоко от яблони недалеко падает». «Осина не родит апельсины». Когда речь идет о насилии в семье, в первую очередь поднимаются знания о генетике. Ученые дали название этой науке – телегенея, телегения (теле = передача, генея = генетика). Проводили опыты с кобылицами и зебрами… Однако, выяснили, что генетип ребенка передается самке не столько в первое половое сближение, сколько эмоциональное! Это подтверждает, тот факт, что при не первых партнерах у женщин порой рождается генетическая копия, и иногда, слишком неудачная! Теория, знания порой не в силах справиться с «породой» человека. Насилие – это такая структура в человеческой природе, что «мог бы – исправил…», а так же «сознание поднимается, когда смерть дыхнет в лицо»… Елена Ивановна Рерих писала: «Знания, знания, знания, если бы люди больше задумывались над тем, что знание есть спасение, то не было бы и доли того страдания. Всё человеческое горе происходит от невежества… Знание несет конец страданию человечества». Приходим к выводу, что всё горе, получаемое детьми от родителей, происходит он невежества родных и близких. Но существует проблема: кому-то знания – «как нож вострый», как говорили в старину. Не нужны, не приятны, не переносимы некоторым ЗНАНИЯ! Им приятны те мимолетные удовольствия, которые даются и
получаются быстро. И наука, и медицина здесь бессильны. Сильна только политика. По ее методикам из России исчезли дворяне, князья, бояре, остались придворные, дворовые, лакеи, крестьяне. «Человек может выйти из деревни, а деревня из человека – никогда». И в заключение хочется вспомнить Притчу о свободе выбора «Жил-был один Учитель. Этот странный человек всю свою жизнь оставался счастливым, улыбка ни на секунду не сходила с его лица! Вся его жизнь была исполнена ароматом праздника… И даже на смертном одре он продолжал весело смеяться. Казалось, что он наслаждается приходом смерти! Его ученики сидели вокруг – озадаченные, растерянные – и недоумевали. И наконец, один из них не вытерпел и спросил: – Учитель, почему Вы смеетесь? Всю жизнь Вы смеялись. Но мы так и не решались спросить у Вас, как Вам это удается. А сейчас мы и вовсе растеряны. Умирая, Вы продолжаете смеяться! Но что же в этом смешного?! И старик ответил: – Много лет назад я пришел к моему Учителю. Я был тогда молод и глуп, как вы сейчас. Мне было всего семнадцать лет, а я уже был страдальцем – измученным и озлобленным на жизнь. Моему Учителю тогда было семьдесят, и он смеялся просто так, без всякой причины. Я спросил его: «Как вам это удается?» И он ответил: «Я свободен в своем выборе. И это мой выбор. Каждое утро, когда я открываю глаза, я спрашиваю себя: что ты выберешь сегодня – блаженство или страдание?» И так получается, что с тех пор и я каждое утро выбираю блаженство. Но ведь это так естественно!»


В раздел образования