Автор: Толкачева Агнеса Васильевна Должность: социальный педагог Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 4" Населённый пункт: Чебоксары Наименование материала: статья Тема: СЕМЬИ И ПЕДАГОГИКА. ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ Раздел: среднее профессиональное
А.В.Толкачева,
Социальный педагог МБОУ «Гимназия № 4» г. Чебоксары.
СЕМЬЯ И ПЕДАГОГИКА.
ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ.
Актуальна ли тема? Замечательный русский философ и писатель
В.В.Розанов (1856-1919) поражал своих современников, да и не их одних, необычностью
своего мышления. В конце 19 века он убежденно выступал против рутины школьного
воспитания. Широко и всесторонне, как никто до него в России, обратился он к проблемам
семейной жизни и пола, развода и холостого быта, а так же к проституции. В своей книге
«Семейный вопрос в России» (1903г.) он утверждал, что семья никогда не становилась у
нас предметом философского исследования, оставаясь темой богатого художественного
восприятия, поэтического восхищения, даже шуток, пародий. Он говорил: «Семья чиста –
крепко государство. Но если семья загнила, или, точнее, если в веках бытия своего она
поставлена
в нездоровое положение – государство всегда будет лихорадить тысячею
неопределенных заболеваний».
В одной из программ Всероссийского телевидения было объявлено, что
на нашей планете граждан в возрасте до 16 лет более
половины от всего населения.
Говорилось и о том, что более 80% воспитания человек получает в семье и 17 %
- в
учебных и дошкольных учреждениях. Зная это, наши социальные и образовательные
структуры
умалчивают о необходимости обучения родителей, хотя за рубежом это
практикуется давно.
Я считаю, что на сегодня нет темы более актуальной, чем донесение
педагогических знаний в каждую семью. Странно то, что телевидение почти исключило
из своих программ учебные передачи, подобные
«Педагогике для всех» с ведущим
Соловейчиком, «Этика и психология семейной жизни» с ведущим Бестужевым-Ладой и Л.
Жуховицким и т.д. Мы становимся нигилистами. «Нигилизм – вне семьи и без семьи».
«Педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры
человека, в которой воплощен накопленный человечеством опыт воспитания детей в
семье».
(Краткий словарь. Семейное воспитание. Политиздат. 1990 г.).
Отсутствие у
родителей знаний приводит к тому, что воспитание в семье осуществляется вслепую, по
сценарию семей дедушек и бабушек, чаще только бабушек. У каждой семьи свой опыт и
свои методы, закономерности, методологии, компоненты, а порой попросту их отсутствие.
Следовало
бы
в
школе
знакомить
старшеклассников
с
ведущими
педагогами
и
их
работами,
чтоб
было
потом
из
чего
выбирать…
Например:,
известный
философ
Аристотель,
ученик
Платона,
создал
свою
школу,
лицей,
так
называемую
перипатетическую школу (от греческого слова -прохаживаюсь), много говорит о влиянии
сквернословия на нравственность, о «спартанском» воспитании; Я. Коменский в книге
"Материнская школа" детально изложил свои взгляды на семейное воспитание; Ж.-Ж.
Руссо
изложил
педагогические
воззрения
в
книге
"Эмиль,
или
О
воспитании",
где
критикует книжный характер обучения, оторванный от жизни, предлагает учить тому, что
ребенку интересно, чтобы ребенок был сам активен в процессе его обучения и воспитания,
надо доверять ему его самовоспитание и т.д.
Вот и возникает проблема самообразования, определения форм донесения
знаний в каждую семью. Ведь каждая семья находится на своем уровне развития, и
необходим такой широкий диапазон познания, чтобы семьи из своего окружения выбрали
своё, доступное!
Есть пословицы: «Яблоко от яблони недалеко падает». «Осина не родит апельсины».
Когда речь идет о насилии в семье, в первую очередь поднимаются знания о
генетике. Ученые дали название этой науке – телегенея, телегения (теле = передача, генея
= генетика). Проводили опыты с кобылицами и зебрами… Однако, выяснили, что генетип
ребенка
передается
самке
не
столько
в
первое
половое
сближение,
сколько
эмоциональное! Это подтверждает, тот факт, что при не первых партнерах у женщин
порой рождается генетическая копия, и иногда, слишком неудачная! Теория, знания порой
не
в
силах
справиться
с
«породой»
человека.
Насилие
–
это
такая
структура
в
человеческой природе, что «мог бы – исправил…», а так же «сознание поднимается, когда
смерть дыхнет в лицо»…
Елена Ивановна Рерих писала: «Знания, знания, знания, если бы люди больше
задумывались над тем, что знание есть спасение, то не было бы и доли того страдания. Всё
человеческое
горе
происходит
от
невежества…
Знание
несет
конец
страданию
человечества».
Приходим к выводу, что всё горе, получаемое детьми от родителей,
происходит он невежества родных и близких. Но существует проблема: кому-то знания –
«как нож вострый», как говорили в старину. Не нужны, не приятны, не переносимы
некоторым
ЗНАНИЯ!
Им
приятны
те
мимолетные
удовольствия,
которые
даются
и
получаются быстро. И наука, и медицина здесь бессильны. Сильна только политика. По ее
методикам из России исчезли дворяне, князья, бояре, остались придворные, дворовые,
лакеи, крестьяне. «Человек может выйти из деревни, а деревня из человека – никогда».
И в заключение хочется вспомнить Притчу о свободе выбора
«Жил-был один Учитель. Этот странный человек всю свою жизнь оставался счастливым,
улыбка ни на секунду не сходила с его лица! Вся его жизнь была исполнена ароматом
праздника… И даже на смертном одре он продолжал весело смеяться. Казалось, что он
наслаждается приходом смерти! Его ученики сидели вокруг – озадаченные, растерянные –
и недоумевали. И наконец, один из них не вытерпел и спросил:
– Учитель, почему Вы смеетесь? Всю жизнь Вы смеялись. Но мы так и не решались
спросить у Вас, как Вам это удается. А сейчас мы и вовсе растеряны. Умирая, Вы
продолжаете смеяться! Но что же в этом смешного?!
И старик ответил: – Много лет назад я пришел к моему Учителю. Я был тогда молод и
глуп, как вы сейчас. Мне было всего семнадцать лет, а я уже был страдальцем –
измученным и озлобленным на жизнь. Моему Учителю тогда было семьдесят, и он
смеялся просто так, без всякой причины. Я спросил его: «Как вам это удается?» И он
ответил: «Я свободен в своем выборе. И это мой выбор. Каждое утро, когда я открываю
глаза, я спрашиваю себя: что ты выберешь сегодня – блаженство или страдание?» И так
получается, что с тех пор и я каждое утро выбираю блаженство. Но ведь это так
естественно!»