Напоминание

Теория игровой технологии в ДОУ


Автор: Миронова Ирина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад № 166"
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Теория игровой технологии в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад





Теория игровых технологии в детском саду
Что такое технология? Как и любая технология, педагогическая представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Виды педагогических технологий  «Здоровьесберегающая» технология  Технология «ТРИЗ»  Технология «Проблемного обучения»  Технология «Марии Монтессори».  «Игровая» технология и др. Основные требования (критерии) педагогической технологии:  Концептуальность  Системность  Управляемость  Эффективность  Воспроизводимость
Концептуальность
- опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально- педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность
– технология должна обладать всеми признаками системы: - логикой процесса, - взаимосвязью его частей, - целостностью.
Управляемость –
возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность –
современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость –
возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. (технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей).
Структура образовательной технологии
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:  Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого- педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.  Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
 Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса. Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль
технологии
, она должна соответствовать всем перечисленным требованиям. «
Игровая технология
», кроме выше перечисленных критериев, должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности. Игра или элементы игры, целесообразно включенные в обучение, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач.
Игра
- одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.
Игровая деятельность
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Функции игры

развлекательная
(это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес); 
коммуникативная:
освоение диалектики общения; 
самореализация
в игре как полигоне человеческой практики; 
игротерапевтическая:
преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; 
диагностическая:
выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; 
функция коррекции:
внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; 
межнациональная коммуникация:
усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

функция социализации:
включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Четыре главные черты присущие игре

свободная развивающая деятельность,
предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); 
творческий,
в значительной мере импровизационный, очень активный
характер
этой деятельности («поле творчества»); 
эмоциональная приподнятость
деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоцио нальное напряжение»); 
наличие прямых или косвенных

правил,
отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. Структура игры как деятельности –  Целеполагание,  планирование,  реализация цели,  анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Структура игры как процесс –  роли, взятые на себя играющими;  игровые действия как средство реализации этих ролей;  игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;  реальные отношения между играющими;  сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре. Игра как метод обучения  в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;  как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;  в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных
педагогических игр
. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:  обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;  познавательные, воспитательные, развивающие;  репродуктивные, продуктивные, творческие;  коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. Типология педагогических игр по характеру игровой методике  предметные,  сюжетные,  ролевые,  деловые,  имитационные  игры-драматизации Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различны ми средствами передвижения.
Специфика игровой технологии
Игровая среда:  игры с предметами  без предметов,  настольные,  комнатные,  уличные,  на местности,  компьютерные  с ТСО,  с различными средствами передвижения.
Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:  игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;  группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;  группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;  группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.


В раздел образования