Автор: Миронова Ирина Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад № 166" Населённый пункт: город Воронеж Наименование материала: статья Тема: Теория игровой технологии в ДОУ Раздел: дошкольное образование
Теория игровых технологии в детском саду
Что такое технология?
Как и любая технология, педагогическая представляет собой процесс, при
котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Виды педагогических технологий
«Здоровьесберегающая» технология
Технология «ТРИЗ»
Технология «Проблемного обучения»
Технология «Марии Монтессори».
«Игровая» технология и др.
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
Концептуальность
Системность
Управляемость
Эффективность
Воспроизводимость
Концептуальность - опора на определенную научную концепцию,
включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-
педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
- целостностью.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания,
планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики,
варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие
в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и
оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного
стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения,
воспроизведения) образовательной технологии в образовательных
учреждениях, т.е. (технология как педагогический инструмент должна быть
гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее,
независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей).
Структура образовательной технологии
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-
педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание
учебного материала.
Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной
деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности
педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика
обучающего процесса.
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на
роль технологии , она должна соответствовать всем перечисленным
требованиям.
« Игровая технология », кроме выше перечисленных критериев, должна
отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию
игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку
возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации
персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка
является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и
способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей
игровой к учебной деятельности.
Игра или элементы игры, целесообразно включенные в обучение, придают
учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные,
эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение
поставленных задач.
Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто
бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе
как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной
проблемой для научной мысли.
Игровая деятельность
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности
человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению,
игра - это вид деятельности в условиях ситуаций,
направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Функции игры
развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить
довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативная: освоение диалектики общения;
самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
игротерапевтическая: преодоление различных трудностей,
возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения,
самопознание в процессе игры;
функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру
личностных показателей;
межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей
социально-культурных ценностей;
функция социализации: включение в систему общественных
отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Четыре главные черты присущие игре
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по
желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса
деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
творческий, в значительной мере импровизационный, очень
активный характер этой деятельности («поле творчества»);
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество,
состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа
игры, «эмоцио нальное напряжение»);
наличие прямых или косвенных
правил, отражающих содержание
игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Структура игры как деятельности –
Целеполагание,
планирование,
реализация цели,
анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как
субъект.
Структура игры как процесс –
роли, взятые на себя играющими;
игровые действия как средство реализации этих ролей;
игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей
игровыми, условными;
реальные отношения между играющими;
сюжет (содержание) — область действительности, условно
воспроизводимая в игре.
Игра как метод обучения
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и
даже раздела учебного предмета;
как элементы (иногда весьма существенные) более обширной
технологии;
в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения,
закрепления, упражнения, контроля);
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно
обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса
в форме различных педагогических игр . В отличие от игр вообще
педагогическая игра обладает существенным признаком — четко
поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим
результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и
характеризуются учебно-познавательной направленностью.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные,
психотехнические и др.
Типология педагогических игр по характеру игровой методике
предметные,
сюжетные,
ролевые,
деловые,
имитационные
игры-драматизации
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет
игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные,
комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с
различны ми средствами передвижения.
Специфика игровой технологии
Игровая среда:
игры с предметами
без предметов,
настольные,
комнатные,
уличные,
на местности,
компьютерные
с ТСО,
с различными средствами передвижения.
Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть
учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом,
персонажем. В нее включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные,
характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение
отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции
на слово, фонематический слух, смекалку и др.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию
обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных
элементов.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота
каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным,
занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода
необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для
обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово
описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя
эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит
гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного
содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен
диагностироваться, а используемая педагогом технология должна
обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.