Напоминание

Формирование социального опыта ребенка в дошкольной образовательной организации.


Автор: Бочкарева Татьяна Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №37
Населённый пункт: Г.Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: статья
Тема: Формирование социального опыта ребенка в дошкольной образовательной организации.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование социального опыта ребенка в дошкольной образовательной организации. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования также включают область формирования социального опыта ребенка в дошкольной образовательной организации как, ориентированную на развитие интеллектуальных и личностных качеств дошкольников. В настоящее время уделяется особое внимание формированию социального опыта ребенка. Формирование социального опыта в дошкольной образовательной организации является одним из основных компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Человек – существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. С первых дней своего рождения ребенок окружен другими людьми, поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни. В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом. По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. О необходимости формирования социального опыта ребенка в дошкольной образовательной организации еще говорили великие педагоги но понимали несколько по-своему: считали, что путь к созиданию основ личности возможен через беседы о справедливости, правде, чести, долге, красоте, Родине, мужестве, верности и т.д. По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы Исключительно важное место в формировании социального опыта ребенка занимает дошкольное образование. “Конечно, дошкольник ещё не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, постепенное осознание себя и своих возможностей будут способствовать
тому, что он приучится относиться внимательно к своему физическому и психическому здоровью. Осознав себя, научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И став школьником, сможет более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности”. (С.А. Козлова. Формирование социального опыта в проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Для качественного развития социального опыта ребенка важным аспектом является микроклимат группе. В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают люди с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействия семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры детский сад (в первую очередь воспитатели общество (сверстники, друзья). Так как детский сад является одним из основных институтов формирования социального опыта ребенка необходимым обратить внимание на совершенствование деятельности дошкольного образования На что же должна быть направлена деятельность педагога с целью формирования социального опыта ребенка в ДОУ. Важнейшей основой полноценного социального опыта ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку. Воспитатели способствуют формированию социального опыта: помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Важным аспектом формирования социального опыта ребенка в дошкольном возрасте является освоение элементарных правил этикета. Следует знакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице. Важно создавать условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру: ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т.д. Основные принципы в формировании социального опыта ребенка в ДОУ - индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений; - воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности; - развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
- развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения. присвоения культурного опыта саморазвития человечества; - становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека. А сейчас разберем конкретные задачи по формированию социального опыта ребенка в ДОУ.В младшем дошкольном возрасте развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям. В среднем дошкольном возрасте развивать у дошкольников умение понимать окружающих людей, стремиться к общению и взаимодействию, расширять представления об окружающем мире. В старшем дошкольном возрасте обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях, уметь «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации. Усвоение ребенком социального опыта, происходит не только в общении, но и в совместной деятельности с другими людьми. На протяжении всего процесса ребенок усваивает новые виды деятельности. В тот или иной период отдается предпочтение определенному виду деятельности. Усвоение ребенком социального опыта происходит и в процессе развития самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа — Я. Для осуществления успешного и полноценного формирования социального опыта ребенка в ДОУ должны соблюдаться следующие условия: - содержание образовательного процесса должно делать упор на учет возрастных, индивидуальных особенностей детей эмоционально- ценностного отношения к изучаемому материалу; - необходимо выполнять условие преемственности во взаимодействии ДОУ и семьи для успешного построения единого воспитательно- образовательного пространства и обеспечения развития детей. Родители должны быть ознакомлены с перспективным планом работы по формированию социального опыта ребенка в ДОУ Поэтому перед педагогами встают задачи: - оказывать педагогическую поддержку детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении. адаптации; - способствовать созданию благоприятного микроклимата в группе, уметь управлять поведением детей; - развивать социальную компетентность дошкольников;
- уметь проводить диагностику социального развития детей дошкольного возраста; - повышать правовую грамотность воспитанников; - изучать семьи и оказывать консультативную помощь родителям. Таким образом, краткий обзор основных проблем фомирования социального опыта ребенка в ДОУ позволяет сделать следующие выводы: -формирование социа льного опыт а предст авля ет с о б о й многоаспектный процесс, в результате которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному». - дошкольный возраст является сенситивным периодом в социальном опыте ребенка. - формирование социального опыта ребенка дошкольного возраста осуществляется в актуальной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми. Наша задача — воспитание активной творческой личности, способной к самореализации, умеющей устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, с самим собой.. Процесс формирования социального опыта ребенка в дошкольной образовательной организации – тема достаточно многогранная и обширная и предполагает дальнейшее исследование.
Литература 1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Дошкольное воспитание № 4 – 2010г. стр5. . 2.Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М: Педагогика-Пресс, 1996. 3.Горлова Е.А. Психологические основы преемственности и непрерывности дошкольного и младшего школьного периодов развития// Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психического развития детей. – М. –Красноярск, 1999. –С.4-18. 4 Давыдова О.И., Атемаскина Ю.В. Защита прав детства: Метод.рек. для студентов и работников дошкольного образования/ Под ред. О.И. Давыдовой. Барнаул, 2003. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., 2002. 5. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Академия, 1998. 6.Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М: Педагогика-Пресс, 1996.


В раздел образования