Напоминание

Элективный курс "Решение задач по химии"


Автор: Березовская Любовь Александровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ ЭШИ "Арктика"
Населённый пункт: г.Нерюнгри РС(Я)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Элективный курс "Решение задач по химии"
Раздел: полное образование





Назад




Элективный курс «решение задач по химии» Пояснительная записка. Программа элективного курса «решение задач по химии» предназначена для обучающихся 10 – 11 классов. Разработана в связи с тем, что в учебном курсе на решение задач практически не остается времени. Материал 8 – 9 классов забывается, а ребятам нужно сдавать ЕГЭ, да и в технических ВУЗАХ возникают сложности с решением задач. Программа рассчитана на 34 часа (1час в неделю). Программа данного элективного курса относится к предметно – ориентированному виду программ. Цель курса: развитие мотивационной основы для выбора профессии, развитие и укрепление интереса обучающихся к химии, создание ситуации успеха, повышение самооценки, развитие интеллектуальных способностей, обогащение познавательного, эмоционального, личного опыта восприятия химии путем расширения навыков, знаний, умений. Задачи курса:  Обеспечение обучающей функции умением применять усвоенные знания в конкретной задаче.  Обеспечение воспитывающей функции расширением кругозора в краеведческих, политехнических вопросах. Воспитание трудолюбия, настойчивости, воли, характера.  Обеспечение развивающих функций развития смекалки, формированием научно – теоретического, логического , творческого мышления, изобретательности, смекалки. При изучении химии используется описательная часть . количественные закономерности рассматриваются не систематически. Умения решать расчетные задачи являются одним из показателей уровня развития химического мышления обучающихся, глубины усвоения учебного материала. Значение решения задач в курсе химии – это и практическое применение теоретических знаний, и умение логически мыслить. Успешное решение расчетных задач является завершающим этапом в познании химии. Решение задач требует от обучающихся умения логически рассуждать, планировать, делать краткие записи, производить расчеты и обосновывать их теоретические предпосылки, дифференцировать определенные проблемы на отдельные вопросы. При этом не только закрепляются и развиваются знания, умения и навыки обучающихся, полученные ранее, но и формируются новые. УУД Предметные: Закрепить знания обучающихся по понятиям: Количество вещества – Моль. Молярная масса и объем. Массовая доля и ее расчет. Число Авогадро. Решение задач по алгоритму. Метапредметные: Умения составлять алгоритмы, схемы, опорные конспекты. Учить сравнивать, наблюдать, делать выводы, обобщать. Вести математические расчеты.
Личностные: Умение работать в группе, проявлять себя, выбирать задания по силам. Развивать коммуникабельность. Учить отстаивать свою точку зрения. Правильно реагировать на критику, уметь тактично делать замечания. Базисный план Виды деятельности  Работа с таблицами  Написание алгоритмов решения типовых химических задач  Решение задач разных типов и уровней сложности Самостоятельная работа обучающихся Обучающиеся могут выбрать:  Метод решения задач, тип задачи, тематические задачи.  Вид отчетных работ ( тест, контрольная работа, защита способа решения, опорный конспект, алгоритм решения задач)  Литературу, по которой они будут готовить отчетную работу. Критерии оценки успешности обучающихся  Наблюдение активности на занятиях.  Беседы с обучающимися и их родителями.  Экспертные оценки других педагогов.  Анализ работ обучающихся.  Тестирование.  Контрольная работа.  Защита способа решения.  Анкетирование.  Итоговая аттестация проводится по результатам специальной зачетной работы.  По итогам курса выставляется «зачет» «незачет» Фиксирование динамики интереса к элективному курсу  Анкетирование на первом и последнем занятиях.  Собеседование в процессе выполнения работы.  Собеседование при выборе способа итоговой аттестации. Завершение элективного курса Итоговая контрольная работа, олимпиада, защита проекта. Структура курса. Тема 1. Общие вопросы методики решения расчетных задач. Создать единую общую структуру процесса решения задач. Тема 2. Типы расчетных задач. Первоначальные химические понятия. Общие рекомендации к решению и оформлению расчетных задач. Количество вещества – моль. Молярная масса и молярный объем. Закон Авогадро. Массовая доля элемента. Растворы. Способы выражения концентрации растворов. Приготовление растворов. Определение концентрации растворов. Перевод одной концентрации в другую. Расчеты по химическим формулам и уравнениям. Тема 3. Качественные реакции на органические и неорганические вещества. Решение экспериментальных задач. Повторение основных правил техники безопасности.
Тема 4.. Окислительно – восстановительные уравнения. Окислитель, восстановитель. Степень окисления. Составление ОВР методом электронного баланса. Тема 5: Генетическая связь органических и неорганических веществ. Осуществление цепочек генетических превращений. Тема 6. Решение комбинированных задач различных уровней сложности. №п/ п Тема раздела Часы Тема занятия Деятельность обучающихся. 1. 2 Общие вопросы решения расчетных задач. Обучающиеся знакомятся со структурой курса, его примерным содержанием, с формами видами и планируемым объемом самостоятельных и итоговых работ. 2. Типы расчетных задач. 15 ч. Первоначальные химические понятия Запись основных формул количественных отношений в химии. Химические формулы. Расчеты по химическим формулам. Составление формул по валентности. Определение валентности по формулам. Расчет молекулярной массы и массовой доли элемента. Растворы. Способы выражения концентрации растворов. Решение задач на вычисление массовой доли растворенного вещества, процентную, молярную, моляльную концентрацию. Химические уравнения. Составление химических уравнений. Типы химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение массы продукта реакции по известной массе исходного вещества. Решение задач на избыток и недостаток. Решение задач на массовую долю примесей, на массу раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Решение задач на массовую и объемную долю выхода.
Решение усложненных задач. 3. Качественные реакции на органические и неорганические вещества. 5 ч. П.Р.№1 «Качественные реакции на катионы» Повторение правил техники безопасности. П.Р.№2 «Качественные реакции на анионы» Правила обращения с кислотами и щелочами. П.Р.№3 «Качественные реакции на органические вещества» Правила нагревания веществ. П.Р.№4 «Качественные реакции на органические вещества» Правила хранения веществ. П.Р.№5 «Решение экспериментальных задач» Правила поведения в химической лаборатории 4. Окислительно – восстановительные реакции. 3 ч. Окислитель, восстановитель, степень окисления, электроотрицательность. Составление ОВР. Работа с периодической таблицей. Закономерности изменения электроотрицательности в главных подгруппах и периодах. Степень окисления, ее определение. Основные окислители и восстановители. Составление ОВР 5. Генетическая связь 3 ч. Генетические ряды металлов и неметаллов. Осуществление цепочек генетических превращений. Генетическая связь органических веществ. Осуществление цепочек генетических превращений. Генетическая связь неорганических и органических веществ. Осуществление цепочек генетических превращений. 6. Задачи различных типов и уровней сложности. 6 ч. Выполнение заданий ЕГЭ второй части. Решение задания 36 Решение задания 37 Решение задания 38 Решение задания 39 Решение задания 40 Ожидаемые результаты. Для проявления своей успешности в будущем обучении обучающимся необходимо:
 Проявлять интерес к изучению химии.  Приобрести умения выбирать задания в соответствии со своими интересами, способностями, склонностями.  Совершенствовать умения применять метод математического моделирования при решении прикладных химических задач. Учебно – методическое обеспечение  Анкеты.  Тесты.  Алгоритмы и методики решения расчетных задач. Список рекомендуемой литературы.  Хомченко И.Г. «Решение задач по химии», Москва, «Новая волна» 2006год.  Олимпиады школьников. Региональные. Москва, «Дрофа» 2008год.  Габриелян О.С. «Химия», Москва, «Дрофа», 2008год.  Решение задач по химии. Справочник школьника. Москва, центр естественных наук, «Слово» 1996год.  Химия. Справочник школьника. . Москва ,центр естественных наук, «Слово» 1996год.


В раздел образования