Напоминание

Календарно-тематическое планирование логопедической работы в ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья (дети с нарушением интеллекта, 4 год обучения)


Автор: Родомская Татьяна Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ОГКУСО "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Черемхово"
Населённый пункт: г. Черемхово, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Календарно-тематическое планирование логопедической работы в ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья (дети с нарушением интеллекта, 4 год обучения)
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Методическая разработка

Календарно-тематическое планирование логопедической работы в ДОУ

с детьми с ограниченными возможностями здоровья
(дети с нарушением интеллекта, 4 год обучения)
2016-2017 учебный год
Составитель: учитель-логопед Родомская Татьяна Владимировна Содержание.
1. Пояснительная записка. 2. Характеристика речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. 3. Календарно-тематическое планирование логопедической работы с детьми 4-го года обучения с диагнозом F-70 (с системным недоразвитием речи) Одним из условий эффективности логопедического воздействия на дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционно-образовательного процесса является тесное взаимодействие в работе
учителя-логопеда и учителя-дефектолога. Учитель-дефектолог проводит занятия по развитию речи и обучению грамоте. На занятиях по развитию речи проводится работа по обогащению и активизации словарного запаса, по развитию грамматического строя речи и развитию связной речи. На занятиях по обучению грамоте проводится работа по развитию фонематического восприятия, элементарных навыков звукового анализа и изучаются 9 букв в соответствии с программой. Учитель-логопед проводит индивидуальные и подгрупповые занятия (2-3) ребёнка. Учитывая, специфику работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда содержание индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий предусматривает не только устранение нарушений звукопроизношения, но и работу по обогащению и активизации словарного запаса, развитию навыков словоизменения и словообразования, формированию грамматического строя речи. Слова с поставленными и автоматизируемыми звуками вводятся в лексические и грамматические упражнения. Речевой материал подбирается с учётом лексических тем, планируемых учителем-дефектологом. Проводится целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук, что стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. В соответствии с программой учителя-дефектолога по обучению грамоте, на этапе автоматизации звука в словах в предложении, учитель-логопед также проводит работу по обучению элементарной грамоте. Таким образом, к целям индивидуальных и подгрупповых занятий следует отнести:  развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов;  формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком);  развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа  совершенствование лексико-грамматических конструкций;  развитие неречевых психических процессов  развитие мелкой моторики пальцев рук. На логопедический пункт зачисляются дети с различными речевыми расстройствами.
Характеристика речи дошкольников с системным недоразвитием речи лёгкой степени.

У этих дошкольников выявлено полиморфное нарушение звукопроизношения (свистящие, шипящие и сонорные звуки), недоразвитие фонематического восприятия: дети не выделяют заданный звук, не определяют первый гласный звук в словах, не определяют позицию звука. Отмечаются аграмматизмы на уровне словообразования и словоизменения. Дети часто не понимают сложные предлоги некоторые простые, допускают аграмматизмы при согласовании числительных с существительными. Фраза развёрнутая, аграмматичная. Связная речь развита недостаточно. Пересказывают, составляют рассказы с трудом, допускают пропуски эпизодов, смысловые несоответствия. Календарно-тематическое планирование составлено с учётом возраста (года обучения), основного диагноза детей, речевого заключения и планирования учителя-дефектолога. Планирование логопедической работы с детьми с диагнозом F-70 составлено с учётом рекомендаций программы Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой (программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта) «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (Москва «Просвещение» 2005). На занятиях применяются пальчиковые игры, разработанные О. Новиковской «Умные пальчики», Н.В. Нищевой «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР», Е.А. Борисовой «Пальчиковые игры для детей 4-5 лет» (журнал логопед), также могут применяться элементы су- джок терапии, самомассаж пальчиков. Используются дидактические игры и упражнения по формированию лексико- грамматического строя речи, рекомендованные Т.В Александровой «Практические задания по формированию грамматического строя речи», С. Васильевой, Н.Соколовой «Логопедические игры для дошкольников».
Примечание.
Работа по коррекции нарушений звукопроизношения проводится на индивидуальных и подгрупповых (2-3 ребенка, объединенных на этапе автоматизации звуков) занятиях в соответствии с индивидуальной логокоррекционной программой каждого ребёнка.
Календарно-тематическое планирование логопедической работы с детьми 4-го года обучения с диагнозом F-70


(с системным недоразвитием речи лёгкой степени).

Месяц

Лексические

темы.
(В соответствии с программой учителя- дефектолога)
Цели

Лексико-

грамматические

игры

Пальчиковая

гимнастика

Обучение грамоте
(В соответствии с программой учителя- дефектолога)
Сентябрь
. 1-2 недели проводится обследование речи. «
Овощи-

фрукты»,

«Времена года»,

«Деревья,

кустарники».
1.Закрепить и уточнить знания детей об овощах, фруктах, об осени, деревьях и кустарниках. «Назови одним словом». «Дождик». О. Новиковская «Умные пальчики», стр. 4. Самомассаж. «Фрукты». стр.81 -
Октябрь

«Дикие и

домашние птицы

и животные».

«Осень»,

«Деятельность

людей осенью».
1.Закрепить и уточнить представления детей о птицах и о животных, знания об осени. 2.Формировать умение образовывать мн. ч. сущ. в им. и род. падежах. 3. Закреплять умение употреблять в речи предлоги (в, у, за, под). 4.Учить подбирать глаголы к неодушевлённым и одушевлённым предметам. 5. Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. «Назови одним словом», «Один-много», «Кого не стало», «Где живут?», «Детёныши играют в прятки», «Назови сколько», «Трудолюбивый утёнок», «Животные», «Теремок» « Кто что делает?» (собака - лает, кусает, охраняет, сторожит) «Лошадки», стр. 13. «Дятел» «Медведь» стр.15. О. Новиковская. «Белочка», стр 70, Ж. Логопед 2006 №1. Закреплять умение делить слова на слоги (двусложные с открытым слогом; вода, каша, - двусложные слова с первым закрытым слогом кошка, миска)

Ноябрь
«
Предметный

мир».

«Профессии».
1.Закрепить знания детей о профессиях. 2. Продолжать учить образовывать мн. число сущ. в им. и род. падежах. 3.Учить употреблять существительные в дательном падеже. 4. Формировать навыки словообразования. ( Приставочные глаголы: шьёт, пришивает, вышивает). 5. Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. «Назови одним словом», «Один-много», «Кому что нужно?», «Исправь ошибку», «Что делает?». «Назови ласково» «Поздняя осень» стр. 69 ж. логопед 2006 г. №1 Закреплять умение работать со схемой и символами состава предложения. Закреплять умение делить слова на слоги
Декабрь
«
Семья».

«Времена

года».

«Продукты

питания».
1. Закрепить и уточнить знания детей о продуктах питания, о временах года, о семье. 2. Закреплять умение образовывать мн. ч. сущ. в им. и род. падежах. 4. Продолжать учить употреблять в речи предлоги (в, на, из,) 5. Продолжать учить подбирать глаголы к сущ. (печёт, варит, жарит) 6. Закреплять умение образовывать сущ. с уменьшительно- ласкательными суффиксами. «Назови одним словом», «Один-много», «Назови ласково», «Разложи продукты» «Лыжи, санки и коньки» стр. 7 Умные пальчики. «Новый год» стр.7 «Тесто» (в сухом бассейне) Закреплять умение работать со схемой и символами состава предложения. Закрепить умение делить слова на слоги
Январь

«Транспорт,

профессии»
1.Закрепить и уточнить знания детей о транспорте, о профессиях. 2.Продолжать учить образовывать мн. ч. сущ. в им. и род. падежах 3. Закреплять умение образовывать сущ. с уменьшительно- ласкательными суффиксами. 4. Формировать навыки словообразования (приставочные глаголы; уехал, «Назови одним словом», «Один-много», «Чего нет», «Найди ошибку» (автобус к остановке отъехал) «1-5», «Что делает?», «Назови картинку» (приставочные глаголы). «Зимние забавы» ж.логопед.№1 2006, стр.70. «Транспорт» ж. логопед №1 2006 Закреплять умение выделять первый звук в слогах, в словах (и, о, а, у) Продолжать работать со схемой и символами состава предложения.
приехал, подъехал) 5.Продолжать учить подбирать глаголы к неодушевлённым предметам (самолёт -летит, гудит, взлетает) 6.Учить использовать в речи предлоги; к, от, между, из, из-за. стр. 71.
Февраль

«Школа».

«Профессии».

«Части суток».

«Времена года».
1. Закрепить и уточнить знания детей о школе, о профессиях, о времени года зима, о частях суток. 2.Закрепить умение детей образовывать мн. ч. им. сущ. в им. и род. падежах. 3.Продолжать формировать навыки словообразования (приставочные глаголы; ушел, пришёл, вышел). 4. Закреплять умение образовывать сущ. с уменьшительно- ласкательными суффиксами. «Назови одним словом» (профессии, части суток, школьные принадлежности) «Один-много». «Назови ласково» (портфель-портфельчик) . «Собери портфель» «Посчитай-ка». «1-5». «Что делает?». «Что потом?» (части суток). «Наша армия» ж. логопед №1, 2006 стр. 72. «Наши мамы» (профессии) ж. логопед №1, 2006 стр. 72. Закреплять умение выделять первый звук в слогах, в словах (и, о, а, у) Продолжать работать со схемой и символами состава предложения.
Март

«В мире живого

и неживого».

«Профессии».

«Времена года»

(весна).
1. Закрепить и уточнить знания детей о живом и неживом мире, о профессиях, о времени года весна». 2.Закреплять умение образовывать мн. ч. сущ. в им. и род. падежах. 3. Продолжать закреплять умение образовывать сущ. с уменьшительно- ласкательными суффиксами. 4. Продолжать учить понимать и употреблять в речи предлоги (около, из, под). 5. Продолжать учить согласовывать числительные с существительными «Назови одним словом» (профессии). «Один-много». «1-2». «1-5». «Назови ласково». «Что кому нужно?». «Что чем делают?». «Около». «Наши мамы» (профессии) ж. логопед №1, 2006 стр. 72. «Сосульки» О.Новиковская. Умные пальчики. стр.9 Продолжать работать со схемой и символами состава предложения.
Апрель
«
Животные,
1.Продолжать закреплять знания детей о животных, о птицах, о «Назови одним словом» «Разложи на группы» «Перелётные птицы» Продолжать работать со схемой и

птицы».

«Город, Россия»
. городе и о стране. 2.Продолжать учить образовывать мн.ч.сущ.в им.п. и род. падежах. 3.Закреплять умение детей образовывать сущ. с уменьшительно- ласкательными суффиксами. 4. Продолжать учить навыкам словообразования (приставочные глаголы; взлетел, улетел, вылетел, прилетел). 5. Продолжать учить согласовывать числительные с существительными «Один-много» «1, 2, 3, 4, 5». «Назови ласково». «У кого кто?». «Кто где живёт?». «2-5». «Птичьи прятки». «Поможем спрятаться от волка». «Цирк». «Ласково-неласково». (самомассаж ладоней и пальчиков с помощью зубных щёток) ж. логопед №1 2006 стр.73. «Дикие животные» стр.73 символами состава предложения. Закреплять умение выделять первый звук в слогах, в словах (и, о, а, у) .
Май
3-4 недели проводится обсле - дование речи. «
Насекомые»

«Цветы»

«Ягоды»
1.Закрепить и уточнить знания детей о цветах, ягодах, насекомых. 2.Закреплять умение образовывать мн.ч.сущ. в им. и род. падежах. 3.Закреплять умение образовывать сущ. с уменьшительно- ласкательными суффиксами. 4. Продолжать формировать навыки словообразования (приставочные глаголы; вылетела, прилетела, залетела) 5. Продолжать учить понимать и употреблять в речи предлоги в, на. 6. Продолжать учить согласовывать числит. с сущ. «Назови одним словом» «Один-много» «Чего не стало» «Из чего букет?» «Где растут цветы?» «Посчитай-ка» «Кто где живёт?» (жук на дереве, муравей в муравейнике) «В лес идём гулять» ж. логопед №4 2007 стр.86. «Насекомые» ж.логопед №1 2006 стр.74 Продолжать работать со схемой и символами состава предложения. Закреплять умение выделять первый звук в слогах, в словах (и, о, а, у)


В раздел образования