Календарно-тематическое планирование логопедической работы в ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья (дети с нарушением интеллекта, 4 год обучения)
Автор: Родомская Татьяна Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ОГКУСО "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Черемхово" Населённый пункт: г. Черемхово, Иркутская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Календарно-тематическое планирование логопедической работы в ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья (дети с нарушением интеллекта, 4 год обучения) Раздел: среднее профессиональное
Календарно-тематическое планирование логопедической работы в ДОУ
с детьми с ограниченными возможностями здоровья
(дети с нарушением интеллекта, 4 год обучения)
2016-2017 учебный год
Составитель: учитель-логопед
Родомская Татьяна Владимировна
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Характеристика речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
3. Календарно-тематическое планирование логопедической работы с детьми 4-го года обучения с диагнозом F-70 (с
системным недоразвитием речи)
Одним из условий эффективности логопедического воздействия на дошкольников с ограниченными
возможностями здоровья в условиях коррекционно-образовательного процесса является тесное взаимодействие в работе
учителя-логопеда и учителя-дефектолога. Учитель-дефектолог проводит занятия по развитию речи и обучению грамоте.
На занятиях по развитию речи проводится работа по обогащению и активизации словарного запаса, по развитию
грамматического строя речи и развитию связной речи. На занятиях по обучению грамоте проводится работа по развитию
фонематического восприятия, элементарных навыков звукового анализа и изучаются 9 букв в соответствии с
программой. Учитель-логопед проводит индивидуальные и подгрупповые занятия (2-3) ребёнка. Учитывая, специфику
работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда содержание индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий
предусматривает не только устранение нарушений звукопроизношения, но и работу по обогащению и активизации
словарного запаса, развитию навыков словоизменения и словообразования, формированию грамматического строя речи.
Слова с поставленными и автоматизируемыми звуками вводятся в лексические и грамматические упражнения. Речевой
материал подбирается с учётом лексических тем, планируемых учителем-дефектологом. Проводится целенаправленная
работа по развитию мелкой моторики пальцев рук, что стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить
дефектное звукопроизношение. В соответствии с программой учителя-дефектолога по обучению грамоте, на этапе
автоматизации звука в словах в предложении, учитель-логопед также проводит работу по обучению элементарной
грамоте.
Таким образом, к целям индивидуальных и подгрупповых занятий следует отнести:
развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов;
формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком);
развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа
совершенствование лексико-грамматических конструкций;
развитие неречевых психических процессов
развитие мелкой моторики пальцев рук.
На логопедический пункт зачисляются дети с различными речевыми расстройствами.
Характеристика речи дошкольников с системным недоразвитием речи лёгкой степени.
У этих дошкольников выявлено полиморфное нарушение звукопроизношения (свистящие, шипящие и сонорные звуки),
недоразвитие фонематического восприятия: дети не выделяют заданный звук, не определяют первый гласный звук в
словах, не определяют позицию звука. Отмечаются аграмматизмы на уровне словообразования и словоизменения. Дети
часто не понимают сложные предлоги некоторые простые, допускают аграмматизмы при согласовании числительных с
существительными. Фраза развёрнутая, аграмматичная. Связная речь развита недостаточно. Пересказывают, составляют
рассказы с трудом, допускают пропуски эпизодов, смысловые несоответствия.
Календарно-тематическое планирование составлено с учётом возраста (года обучения), основного диагноза детей,
речевого заключения и планирования учителя-дефектолога. Планирование логопедической работы с детьми с диагнозом
F-70 составлено с учётом рекомендаций программы Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой (программа дошкольных
образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта) «Коррекционно-развивающее
обучение и воспитание» (Москва «Просвещение» 2005). На занятиях применяются пальчиковые игры, разработанные О.
Новиковской «Умные пальчики», Н.В. Нищевой «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с
ОНР», Е.А. Борисовой «Пальчиковые игры для детей 4-5 лет» (журнал логопед), также могут применяться элементы су-
джок терапии, самомассаж пальчиков. Используются дидактические игры и упражнения по формированию лексико-
грамматического строя речи, рекомендованные Т.В Александровой «Практические задания по формированию
грамматического строя речи», С. Васильевой, Н.Соколовой «Логопедические игры для дошкольников».
Примечание. Работа по коррекции нарушений звукопроизношения проводится на индивидуальных и
подгрупповых (2-3 ребенка, объединенных на этапе автоматизации звуков) занятиях в соответствии с индивидуальной
логокоррекционной программой каждого ребёнка.
Календарно-тематическое планирование логопедической работы с детьми 4-го года обучения с диагнозом F-70
(с системным недоразвитием речи лёгкой степени).
Месяц
Лексические
темы.
(В соответствии с
программой
учителя-
дефектолога)
Цели
Лексико-
грамматические
игры
Пальчиковая
гимнастика
Обучение грамоте
(В соответствии с
программой учителя-
дефектолога)
Сентябрь .
1-2 недели
проводится
обследование
речи.
« Овощи-
фрукты»,
«Времена года»,
«Деревья,
кустарники».
1.Закрепить и уточнить знания детей
об овощах, фруктах, об осени,
деревьях и кустарниках.
«Назови одним словом».
«Дождик».
О. Новиковская
«Умные
пальчики»,
стр. 4.
Самомассаж.
«Фрукты».
стр.81
-
Октябрь
«Дикие и
домашние птицы
и животные».
«Осень»,
«Деятельность
людей осенью».
1.Закрепить и уточнить
представления детей о птицах и о
животных, знания об осени.
2.Формировать умение образовывать
мн. ч. сущ. в им. и род. падежах.
3. Закреплять умение употреблять в
речи предлоги (в, у, за, под).
4.Учить подбирать глаголы к
неодушевлённым и одушевлённым
предметам.
5. Закреплять умение образовывать
существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами.
«Назови одним словом»,
«Один-много»,
«Кого не стало»,
«Где живут?»,
«Детёныши играют в
прятки»,
«Назови сколько»,
«Трудолюбивый утёнок»,
«Животные»,
«Теремок»
« Кто что делает?»
(собака - лает,
кусает, охраняет,
сторожит)
«Лошадки»,
стр. 13.
«Дятел»
«Медведь» стр.15.
О. Новиковская.
«Белочка», стр 70,
Ж. Логопед 2006
№1.
Закреплять умение
делить слова на слоги
(двусложные с
открытым слогом;
вода, каша, -
двусложные слова с
первым закрытым
слогом кошка, миска)
Ноябрь
« Предметный
мир».
«Профессии».
1.Закрепить знания детей о
профессиях.
2. Продолжать учить образовывать
мн. число сущ. в им. и род. падежах.
3.Учить употреблять
существительные в дательном
падеже.
4. Формировать навыки
словообразования.
( Приставочные глаголы:
шьёт, пришивает, вышивает).
5. Закреплять умение образовывать
существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами.
«Назови одним словом»,
«Один-много», «Кому что
нужно?»,
«Исправь ошибку»,
«Что делает?».
«Назови ласково»
«Поздняя осень»
стр. 69
ж. логопед 2006 г.
№1
Закреплять умение
работать со схемой и
символами состава
предложения.
Закреплять умение
делить слова на слоги
Декабрь
« Семья».
«Времена
года».
«Продукты
питания».
1. Закрепить и уточнить знания детей
о продуктах питания, о временах
года, о семье.
2. Закреплять умение образовывать
мн. ч. сущ. в им. и род. падежах.
4. Продолжать учить употреблять в
речи предлоги (в, на, из,)
5. Продолжать учить подбирать
глаголы к сущ. (печёт, варит, жарит)
6. Закреплять умение образовывать
сущ. с уменьшительно-
ласкательными суффиксами.
«Назови одним словом»,
«Один-много», «Назови
ласково»,
«Разложи продукты»
«Лыжи, санки и
коньки»
стр. 7
Умные пальчики.
«Новый год» стр.7
«Тесто»
(в сухом
бассейне)
Закреплять умение
работать со схемой и
символами состава
предложения.
Закрепить умение
делить слова на слоги
Январь
«Транспорт,
профессии»
1.Закрепить и уточнить знания детей
о транспорте, о профессиях.
2.Продолжать учить образовывать
мн. ч. сущ. в им. и род. падежах
3. Закреплять умение образовывать
сущ. с уменьшительно-
ласкательными суффиксами.
4. Формировать навыки
словообразования
(приставочные глаголы; уехал,
«Назови одним словом»,
«Один-много», «Чего
нет», «Найди ошибку»
(автобус к остановке
отъехал)
«1-5», «Что делает?»,
«Назови картинку»
(приставочные глаголы).
«Зимние забавы»
ж.логопед.№1
2006, стр.70.
«Транспорт»
ж. логопед №1
2006
Закреплять умение
выделять первый звук
в слогах, в словах (и,
о, а, у)
Продолжать работать
со схемой и
символами состава
предложения.
приехал, подъехал)
5.Продолжать учить подбирать
глаголы к неодушевлённым
предметам (самолёт -летит, гудит,
взлетает)
6.Учить использовать в речи
предлоги; к, от, между, из, из-за.
стр. 71.
Февраль
«Школа».
«Профессии».
«Части суток».
«Времена года».
1. Закрепить и уточнить знания детей
о школе, о профессиях, о времени
года зима, о частях суток.
2.Закрепить умение детей
образовывать мн. ч. им. сущ. в им. и
род. падежах.
3.Продолжать формировать навыки
словообразования
(приставочные глаголы; ушел,
пришёл, вышел).
4. Закреплять умение образовывать
сущ. с уменьшительно-
ласкательными суффиксами.
«Назови одним словом»
(профессии, части суток,
школьные
принадлежности)
«Один-много».
«Назови ласково»
(портфель-портфельчик)
.
«Собери портфель»
«Посчитай-ка».
«1-5».
«Что делает?».
«Что потом?»
(части суток).
«Наша армия»
ж. логопед №1,
2006
стр. 72.
«Наши мамы»
(профессии)
ж. логопед
№1, 2006
стр. 72.
Закреплять умение
выделять первый звук
в слогах, в словах (и,
о, а, у)
Продолжать работать
со схемой и
символами состава
предложения.
Март
«В мире живого
и неживого».
«Профессии».
«Времена года»
(весна).
1. Закрепить и уточнить знания детей
о живом и неживом мире, о
профессиях, о времени года весна».
2.Закреплять умение образовывать
мн. ч. сущ. в им. и род. падежах.
3. Продолжать закреплять умение
образовывать сущ. с уменьшительно-
ласкательными суффиксами.
4. Продолжать учить понимать и
употреблять в речи предлоги (около,
из, под).
5. Продолжать учить согласовывать
числительные с существительными
«Назови одним словом»
(профессии).
«Один-много».
«1-2».
«1-5».
«Назови ласково».
«Что кому нужно?».
«Что чем делают?».
«Около».
«Наши мамы»
(профессии)
ж. логопед
№1, 2006
стр. 72.
«Сосульки»
О.Новиковская.
Умные пальчики.
стр.9
Продолжать работать
со схемой и
символами состава
предложения.
Апрель
« Животные,
1.Продолжать закреплять знания
детей о животных, о птицах, о
«Назови одним словом»
«Разложи на группы»
«Перелётные
птицы»
Продолжать работать
со схемой и
птицы».
«Город, Россия» .
городе и о стране.
2.Продолжать учить образовывать
мн.ч.сущ.в им.п. и род. падежах.
3.Закреплять умение детей
образовывать сущ. с уменьшительно-
ласкательными суффиксами.
4. Продолжать учить навыкам
словообразования
(приставочные глаголы; взлетел,
улетел, вылетел, прилетел).
5. Продолжать учить согласовывать
числительные с существительными
«Один-много»
«1, 2, 3, 4, 5».
«Назови ласково».
«У кого кто?».
«Кто где живёт?».
«2-5».
«Птичьи прятки».
«Поможем спрятаться от
волка».
«Цирк».
«Ласково-неласково».
(самомассаж
ладоней и
пальчиков с
помощью зубных
щёток) ж. логопед
№1 2006
стр.73.
«Дикие
животные»
стр.73
символами состава
предложения.
Закреплять умение
выделять первый звук
в слогах, в словах (и,
о, а, у)
.
Май
3-4 недели
проводится
обсле -
дование речи.
« Насекомые»
«Цветы»
«Ягоды»
1.Закрепить и уточнить знания детей
о цветах, ягодах, насекомых.
2.Закреплять умение образовывать
мн.ч.сущ. в им. и род. падежах.
3.Закреплять умение образовывать
сущ. с уменьшительно-
ласкательными суффиксами.
4. Продолжать формировать навыки
словообразования
(приставочные глаголы; вылетела,
прилетела, залетела)
5. Продолжать учить понимать и
употреблять в речи предлоги в, на.
6. Продолжать учить согласовывать
числит. с сущ.
«Назови одним словом»
«Один-много»
«Чего не стало»
«Из чего букет?»
«Где растут цветы?»
«Посчитай-ка»
«Кто где живёт?»
(жук на дереве, муравей в
муравейнике)
«В лес идём
гулять»
ж. логопед
№4 2007
стр.86.
«Насекомые»
ж.логопед
№1 2006
стр.74
Продолжать работать
со схемой и
символами состава
предложения.
Закреплять умение
выделять первый звук
в слогах, в словах (и,
о, а, у)