Использование метода мандала в работе психолога детского сада.
Автор: Птушкина Галина Анатольевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ "Верх-Суетский детский сад "Улей" Населённый пункт: Алтайский край Суетский район с.Верх-Суетка Наименование материала: Статья,конспект НОД. Тема: Использование метода мандала в работе психолога детского сада. Раздел: дошкольное образование
Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в
психокоррекционной работе психолога.
Использование метода мандала в работе психолога детского сада.
Современная система дошкольного позволяет использовать разные
программы и педагогических технологии. В детском саду ребенок получает
первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место
среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает
первые элементарные знания. Поэтому задача педагогов заключается в том,
чтобы ребенок был в комфортных для него психологических условиях. В
связи с этим у детей часто наблюдаются трудности в общении со
сверстниками, многие из них гиперактивны или наоборот зажаты. В работе с
детьми необходимо создание адекватных условий воспитания и обучения с
учетом индивидуальных особенностей ребенка. Одной из приемлемых, форм
работы с детьми является метод мандалы. Первооткрывателем
мандалотерапии стал Карл Густав Юнг. Мандалотерапия - это безопасный и
естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия
напряжения, выражения чувств и развитие саморегуляции.
Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита «круг» или "центр". Рисунок
ее симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром.
По восточным верованиям мандала-рисунок в круге, который обладает
целительными свойствами и используется как инструмент для медитаций.
Однако нас интересует не магический или религиозный смысл мандалы, а ее
психологическое содержание.
Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление
искусством). На наш взгляд, это естественный и радостный способ
улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения
чувств, который способствует развитию творчества, художественному и
духовному самовыражению детей.
Мандалы очень полезны как для взрослых, так и для детей. Ведь
символический язык рисунка точнее, нежели слова, передает содержание
внутреннего мира личности, естественен и привлекателен, понятен в любом
возрасте. Они помогают полностью расслабиться и установить контакт с
функциями правого полушария мозга, с бессознательным. Несомненно, этот
вид работы очень полезен для дошкольников, поскольку у малышей правое
полушарие играет ведущую роль, маленькие дети еще не потеряли
преобладающую связь с правым полушарием мозга.
Рисование мандал способствует развитию образной памяти, целостному
восприятию мира, распознанию нюансов различных звуков, развитию
интуиции, эмоционально-чувственного мира, а в итоге – становлению
творческой личности. Метод мандала использую как на индивидуальном, так
и на групповом занятии. Ввести ребенка в индивидуальную или групповую
работу, погрузить в творческий процесс помогает раскрашивание мандал.
Основные цели работы при разукрашивании мандал:
-развитие творческих способностей;
-развитие произвольности поведения;
-развитие воображения;
-снятие внутреннего напряжения, релаксация;
-развитие мелкой моторики рук.
У ребенка в процессе восприятия образов возникает чувство сопереживания,
до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет
подняться. После мандала-терапии ребенок возвращается в зону своих
эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность мандала-
терапии дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему
в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни,
компенсировать посредством воображения удовлетворение множества
потребностей.
Создавая мандалу, ребенок создает и свои персональные символы,
отражающие то, чем он является в настоящее время. Например, если ребенок
рисует круг – это равновесие и порядок, треугольник – если вершина
направлена вверх, это означает мужественность, движение, стремление к
совершенствованию, если вниз – разрушение. Цветок – символ красоты и
жизни. Простое разглядывание мандалы, то же приносит определенную
пользу. Выбираемые цвета в мандале – это отражение внутреннего состояния
ребенка.
Дети в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий раскрашивают
мандалы, начиная от простых узоров, заканчивая более сложными.
Таким образом, работа с мандалами оказывает не только коррекционное
воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей
дошкольного возраста.
На первых порах, когда малыш еще не знаком с техникой релаксации и
психологического настроя необходимо ввести его в тему. Это можно сделать с
помощью красивого образного рассказа: «Мы отправляемся с тобой в
волшебное путешествие. Располагайся удобно на полу (диване) , закрывай
глазки и представь себе, что ты оказался в необычном, волшебном месте. Это
место только твое и только ты решаешь, каким оно будет. Ты — хозяин этого
места и ты здесь самый главный. А теперь сделай два глубоких вдоха и
выдоха, еще больше расслабься и полежи так немного. Не открывая глаз,
оглядись вокруг. Все, что ты видишь перед собой, постарайся запомнить.
Внимательно всмотрись в то, какие цвета или картины у тебя возникают.
Когда ты будешь готов, потихоньку открой глаза, и мы попробуем нарисовать
все, что увидели в круге, который заранее приготовили».
Время на настрой и формирование образа индивидуально, кому-то
требуется больше, кому-то меньше. Не стоит торопить ребенка, когда он
почувствует, что готов начать работу, он встанет сам. На творческой работе
обязательно должна быть подпись автора, поэтому, когда малыш закончит
работу, в нижнем правом углу листа пишу фамилию и имя автора, возраст и
ставлю дату. Можно вместе с ребенком придумать название мандалы и
подписать рисунок.
Следующий этап работы — это художественное описание мандалы. Тут
важно мнение ребенка, поэтому спрашиваю его, что он изобразил. Будет
интересно сочинить историю, сказку, рассказ о своей мандале. Помните, что
это не простое описание сделанного, это большая развивающая работа. При
словесном описании, он учится точно передавать свои мысли, переводить
зрительные и чувственные образы в словесные, описательные, а это, в свою
очередь, способствует развитию связи между правым и левым полушариями
головного мозга. Пока ребенок рассказывает, записываю его рассказ на
отдельном листе бумаги и затем прикрепляю к мандале. Появляется
возможность спланировать дальнейшую психокоррекционную работу.
Совершенно не важно, умеет ли ребенок рисовать, лепить, моделировать,
работать с карандашом, красками, пластилином, глиной. Ведь целью не будет
создание шедевра, а та внутренняя работа, что позволит душе вылупиться из
ограничений, критики, запретов, шрамов, увидеть себя и мир заново.
Конспект занятия для старших дошкольников
«Я сегодня » (с использованием мандал)
Цель: развивать у детей умение выражать свои чувства, используя при этом
различные выразительные, закрепить знания об основных эмоциях. Развивать
эмпатию.
Оборудование: пиктограммы эмоций, картинки с изображением разного
эмоционального состояния людей; мандалы.
Ход:
Ребята! Я приглашаю вас посетить полянку эмоций.
(Педагог демонстрирует картинки с изображением эмоций, дети называют их
(радость, робость, обида, злость, страх, удивление, самодовольство,
брезгливость).
Упражнение 1.«Улыбка»
Психолог:
Давайте подарим друг другу радость и улыбку, ведь улыбка поднимает всем
настроение. (Дети становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу).
Упражнение 2. «Угадай эмоцию» (можно использовать кубик эмоций)
Дети берут наборы пиктограмм с изображением различных эмоциональных
состояний и с помощью выразительных средств (мимики, пантомимики,
жестов) показывают любое эмоциональное состояние. Дети поочередно
демонстрируют свой выбор и по желанию рассказывают, когда им
приходилось испытывать это чувство.
Упражнение 3. «Мандалы»
Детям предлагается знакомство с изображением мандал разного вида
(животные, цветочные, геометрические). Психолог обьясняет значение слова
«мандала».
«Слушание мандал»
Дети удобно садятся, закрывают глаза.
Включаются музыкальные произведения разного характера (грустные,
веселые). После этого детям предлагается изобразить в парах веселую или
грустную мандалу (по выбору), используя при этом природный материал
(каштаны, камешки разных цветов).
Обсуждение (рефлексия) занятия
Педагог предлагает детям сесть полукругом ,показать свою мандалу другим
детям, рассказывает о том, что он изобразил.
Мандала с детьми
Вопросы к детям:
1. Что тебе понравилось больше всего делать на занятии?
2. Что ты чувствовал, когда изображал мандалу?
3.Какие ощущения ты испытываешь сейчас?
Вывод: Ребята, сегодня вы узнали много интересного о мандале, научились
ее изображать. Надеюсь, вам понравилась эта работа. Я желаю вам
творческих успехов и благодарю за внимание.
Список литературы:
1. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»./ Под ред. А.И.Копытина.-
СПб.: Речь, 2002.-144с.
2. Дошкольный психолог № 2 (13)
3. Коновалова Н.Л., Матвеева Н.Ю. статья «Адаптация гиперактивных детей
дошкольного возраста к групповой работе при помощи арт-терапии».- В кн.:
«Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». Часть 3.-М.: Изд.
«Международный центр науки и образования», 2012.-198с.
4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских
психологов.
5. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система
занятий.- СПб.: Речь, 2008. -256 с.
6. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии.
— М.:Теревинф,1997.-341.
7. Осипчук Э. Психодиагностическая и психокорекционная работа с детьми с
использованием мандалы. Газета «Школьный психолог» №4,2007,С.18-19.
8. Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой. Газета
Школьный психолог. №4, 2007, С.29-31.
9. Юнг К. Г. О символизме мандалы./М.: Рефл- бук; К.: Ваклер,2002.-С.95-
182.
ПРИМЕРЫ. Солнечная мандала.
Геометрические мандалы.
С животными
.