Автор: Мишина Анастасия Евгеньевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ: "Детский сад 77" Населённый пункт: город Нижнекамск Наименование материала: статья Тема: Роль сенсорного воспитания в дошкольном возрасте Раздел: дошкольное образование
Роль сенсорного воспитания в жизни ребенка.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его
представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,
положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. Сенсорное воспитание
– целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие
формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и
восприятия. Важнейшими условиями успешного сенсорного развития
является общее психофизическое благополучие ребенка и педагогическая
грамотность, как воспитателя, так и родителей. Сенсорные способности
дошкольника проявляются и развиваются в процессе разнообразных видов
детской деятельности (изобразительной, конструктивной, трудовой) и в свою
очередь влияют на развитие этих видов детской деятельности. Сенсорное
воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия
окружающей действительности, служит основой познания мира, первой
ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного,
эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит
от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит,
осязает окружающее. Задачи сенсорного воспитания младших и средних
дошкольников вытекают из основных направлений развития восприятия и
представлений о внешних свойствах предметов.
Л.А. Венгер, В.С. Мухина указывают такие задачи:
1) ознакомление с сенсорными эталонами
2) обучение детей способам использования сенсорных эталонов;
3) обучение планомерному обследованию предметов. Полноценное
сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного
воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные
представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных
предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все
виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной
деятельности. Сенсорное развитие является условием успешного овладения
любой практической деятельностью. А истоки развития сенсорных
способностей лежат в младшем дошкольном возрасте. В этот период при
соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности,
обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного
чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет
предмета. Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет
самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых
представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего
умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное
восприятие. Сенсорное развитие на занятиях является основой организации
чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для
планомерного руководства развитием способности к ощущению, восприятию
и формированию представлений детей. Для развития предметной
деятельности и сенсорных способностей, прежде всего, необходимо
обеспечить детей соответствующими дидактическими пособиями: пазлы,
матрешки, мозайки и.т.д. Содержание сенсорного воспитания включает
широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен
постичь на протяжении дошкольного детства. В сенсорном воспитании
сложилось традиционное содержание. Оно идет от народной педагогики и
получило развитие в теоретических трудах и практике известных педагогов
(Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева и др.) . В процессе всей жизни
детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их
мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация
положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего,
возбуждение интересов.
Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре
происходит внеразрывной связи с развитием у него логического мышления и
умениявыражать свои мысли в слове.