Возможности использования интерактивной доски при подготовке учащихся к тестовой форме контроля.
Автор: Шишкова Лариса Филипповна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУСОШ № 22 Населённый пункт: город Серов Наименование материала: Статья Тема: Возможности использования интерактивной доски при подготовке учащихся к тестовой форме контроля. Раздел: среднее образование
Возможности использования интерактивной доски при подготовке учащихся к тестовой
форме контроля.
Как известно, роль тестовых технологий контроля качества освоения образовательных
программ, постоянно растет. Вступление в силу Закона о введении ЕГЭ является одним
из подтверждений этого. Начиная с 2008, все учащиеся (в том числе и мои выпускники) в
обязательном
порядке
должны
были
пройти
итоговую
аттестацию
в
форме
ЕГЭ
по
математике. Мы
стали первыми испытуемыми, на кого была возложена
«почетная
миссия» сдачи экзаменов в форме ЕГЭ. Можно много спорить о плюсах и минусах данной
формы сдачи экзамена, но она внедрена в жизнь окончательно и бесповоротно. Данный
опыт участия выявил ряд немаловажных проблем, которые мне предстояло решить в
своей
работе.
Участие
в
ЕГЭ
показало,
что
он
в
значительной
мере
отличается
от
выпускного экзамена в традиционной форме. Ясно, что готовиться к такой ответственной
форме сдачи экзамена необходимо как минимум с 7 класса. Ведь научить в последний
момент и сразу
подходам к решению того или иного задания
невозможно. Мне
представилась возможность на практике попробовать решить ряд проблем с нынешними
учащимися. Я решила выбрать объектом педагогического воздействия учащихся 7 классов.
Считаю,
что
чем
раньше
начать
управлять
средствами
развития
познавательных
процессов
учеников,
тем
скорее
будет
виден
результат.
Не
случайно
тему
своей
методической работы я выбрала:
«Методика обучения тестированию учащихся 7,8 классов для подготовки к единому
государственному экзамену».
Цель моей работы:
-повышение качества образованности учащихся с помощью приемов тестирования как
одной из форм организации познавательной деятельности учащихся.
Тестовые задания позволяют оживить урок, отойти от педантичной «сухости»
математики. Обстановка при выполнении теста на уроке более разряженная, стараются
все.
Работа
с
тестами,
вносит
в
структуру
школьного
обучения
определенные
преимущества:
-
повышают
мотивацию,
формируют
познавательный
интерес,
что
способствует
самообразованию, повышению уровня обученности;
-способствуют
рассмотрению
предмета,
с
нескольких
сторон:
теоретической,
практической, прикладной.
В настоящее время издается достаточное количество педагогической и методической
литературы по тестированию, по разработке заданий к тестам, предлагаются варианты
тестов.
Работая над данной темой уже с 2005 года, мною был создан:
- свой банк тестов, в моей копилке имеются тесты, по итоговой аттестации начиная с 2001
года;
- в своей работе я использую готовые тестовые заданий, которые учителю необходимо
приобрести и иметь на вооружении, что я и делала (но такие тесты не могут приобрести
не все ученики, их приходится печатать самой, что опять не очень удобно);
- в помощь учителю по работе с тестами предлагаются тетради, с печатной основой
начиная с 5 по 11 класс (ими можно вооружить всех учащихся, но не все тетради
соответствуют темам, которые проходят в данном классе). Мною эти тестовые задания
используются при устной работе в классе, либо при контроле основных знаний и умений
по какой то теме.
- в продаже имеется электронный вариант готовых тестовых заданий, начиная с 7 класса
по изучаемым темам. Работа с такими тестами очень интересна и захватывающая (я
рекомендую
ребятам приобрести
такие диски, но с ними можно ученикам работать
только дома из-за отсутствия компьютеров в классе).
- я заметила, что имеется большое количество печатных тестов в продаже для 9-10
классов, но для 7-8 классов их меньше. Мне приходилось размножать готовые тесты и
составлять свои тесты по темам для семиклассников (что не совсем удобно).
Повысив свой профессиональный уровень по интересующему меня вопросу
с
помощью курсов повышения квалификации:
-прослушала 80-часовые курсы по образовательной программе «Итоговая аттестация:
содержание, формы, технологии» ( июнь 2005 года);
-прослушала 24-часовые курсы по теме: «Развитие нормативной и информационно-
технологической компетентности экспертов предметных комиссий».( апрель 2006г
.);
-принимала участие в работе 10-часового семинара по теме: «Применение интерактивных
устройств в образовательном процессе». ( декабрь 2008г., г. Серов);
-прослушала образовательную программу: «Современные образовательные технологии»
Академии
повышения
квалификации
профессиональной
переподготовки
работников
образования г. Москва.;
-
участвовала
в
работе
семинара
по
использованию
интерактивной
доски
в
образовательном процессе ( июнь 2009г. г. Карпинск.)
Изучив технологию проведения ЕГЭ, пополнив копилку своего педагогического опыта
новыми
технологиями,
мне
удалось
представить
некую
модель
подготовки
к
промежуточной аттестации по алгебре за курс 7-го и 8-го классов в новой ЕГЭ - подобной
форме, и рассмотреть ее как способ подготовки к государственной (итоговой) аттестации
за курс основной школы.
Однако, работая с различными формами тестирования,
практически всегда
сталкиваешься
с
проблемой
объема
подготовительных
работ,
которые
необходимо
выполнить прежде, чем начнется непосредственная работа с тестом. Учитель должен
заранее где-то размножить весь тестовый материал, либо поместить его на доску во время
перемены.
В
то
же
время
возможности
современных
информационных
технологий
позволяют облегчить этот процесс в несколько раз. Одной из таких возможностей является
интерактивная доска, о ее работе,
я узнала на семинаре «Применение интерактивных
устройств в образовательном процессе» и хочу поделиться с вами своими знаниями. На
данном семинаре я познакомилась с существующими и перспективными интерактивными
технологиями,
используемыми
в
образовании.
Познакомилась
с
возможностями
аппаратного обеспечения и программной поддержки для построения учебных занятий с
использованием интерактивных технологий. Познакомилась со
спецификой и опытом
разработки учебных занятий с использованием возможностей интерактивных устройств.
Наконец,
увидела
готовый
продукт
работы
учителей,
которые
уже
пользуются
интерактивной доской в своей работе. Конечно же, на сегодняшний день, когда в школах
города имеются по две , а то и по одной интерактивной доске, пользоваться на каждом
уроке ею нереально. Поэтому, я определилась что это должны быть
повторительно-
обобщающие уроки в различных темах .
Сквозная тема на протяжении всего курса алгебры - это тема работы с графиками
функций. Начиная с 7 и по 11 класс, учащиеся последовательно знакомятся с линейной ,
степенной, показательной, логарифмической, тригонометрическими функциями. Графики
используются при решении уравнений, систем уравнений, задач. Умение строить, читать,
исследовать графики различных функций применяется не только в алгебре, но и других
учебных
дисциплинах.
Работу
с
графиками
можно
всегда
использовать
на
любом
повторительно-обобщающем уроке и на нем же всегда можно предложить учащимся
итоговый тест. Работа с графиками очень важна и актуальна.
Мы с вами видим, что на традиционных уроках где используется работа с графиком
необходимо затратить большой объем времени на подготовку к работе с графиком: это и
построение координатных осей, и грамотный выбор масштаба построения графика , а
также много времени уходит на то , чтобы все построения были выполнены аккуратно,
зачастую учитель старается большую часть работы на доске выполнить сам, не привлекая
к такой работе учащихся. И пока выполняешь все требования к построению, теряется
большая часть урока и не остается времени на более тщательное исследование графика и
тем более не остается времени на рассмотрение применения графика при решении
уравнений, задач.
Что же дает работа с интерактивной доской?
На семинаре я узнала, что применение интерактивной доски на уроках математики дает
целый ряд преимуществ.
Во-первых,
большой
экран
и
яркие
цвета
привлекают
внимание
учеников,
способствуют лучшему усвоению ими нового материала. Учебный процесс становится
более
динамичным,
можно
опираться
на
шаблоны,
более
эффективно
осуществлять
обратную связь.
Во-вторых, существует возможность многократно использовать подготовленный
материал:
-при объяснении нового материала;
-при проверке домашнего материала и тематическом повторении.
В-третьих, позволяет качественно и верно строить графические объекты. Тем, кто
пробовал с помощью мела, циркуля и угольника работать у обычной доски, это особенно
понятно.
В-четвертых, можно наглядно иллюстрировать свой рассказ.
При необходимости информацию можно стирать с доски, можно вернуться, к любому
моменту
заранее
сохраненному
решению.
В
процессе
работы
можно
использовать
следующие функции интерактивной доски:
-писание;
-печатание;
-рисование;
-распознавание рукописи текста;
-затенение экрана;
-импортирование объектов из других программ;
-масштабирование;
-клонирование;
-работа с коллекцией.
Учитывая
данные
преимущества,
я
решила
попробовать
самостоятельно
разработать
уроки с использованием интерактивной доски. В начале я просмотрела предложенные
разработки уроков с использованием интерактивной доски по математике в Интернете (их
оказалось не так уж и много), посмотрела диски – приложение к работе с SMART доской,
их
любезно предоставил представитель компании «Полимедиа Урал» Таскин Михаил
Владимирович, встретилась с старшим преподавателем кафедры ИТО ИРРО Свердловской
области Волковой Ириной Александровной, которая поделилась имеющимися своими
наработками. Обучение с помощью интерактивных досок не имеет резких отличий
от
традиционных уроков. Как и обычный урок, он должен иметь четкий план:
1)Подготовка к началу занятия.
2)Объяснение целей занятия.
3)Введение в новую тему или задание - может повторяться несколько раз в течение
занятия, так как является его основой.
4)Развитие темы при участии школьников.
5)Обсуждение
в
конце
занятия
того,
что
было
пройдено,
а
также
самого
процесса
обучения.
Урок также должен иметь структуру, достигать определенные цели и результаты. Это
помогает ученикам лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.
Структура урока всегда остается та же - неважно, используется интерактивная доска или
нет. Но в некоторых случаях интерактивная доска может стать хорошим помощником,
например,
при,
так
называемом,
индуктивном
методе
преподавания,
когда
ученики
приходят к тем или иным выводам, сортируя полученную информацию. Учитель может
по-разному
классифицировать
материал,
используя
различные
возможности
доски:
перемещать объекты, работать с цветом, - при этом, привлекая к процессу учеников,
которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова
обращать
внимание
учащихся
на
доску,
чтобы
они
поделились
своими
мыслями
и
обсудили их перед тем, как продолжить работу. Но важно понимать, что эффективность
работы с доской во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те
или иные ее возможности.
Для себя я почерпнула то, что конспект к уроку отличается от конспекта традиционного
урока, но эта форма оказалась для меня даже удобнее. Я поняла, что можно использовать
шаблоны при подготовке уроков одного типа. Оказалось это очень интересно и
увлекательно.
Основные преимущества
Совместима с программами для всех лет обучения.
Усиливает
подачу
материала,
позволяя
преподавателям
эффективно
работать
с
веб-
сайтами и другими ресурсами.
Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе .
Делает
занятия
интересными
и
увлекательными
для
преподавателей
и
учащихся
благодаря.
разнообразному
и
динамичному
использованию
ресурсов,
развивает
мотивацию.
Преимущества для преподавателей
Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса
.
Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи
поверх любых приложений и веб-ресурсов
.
Позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая
любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и
упрощая проверку усвоенного материала
.
Позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их
Удобна при работе в большой аудитории
.
Вдохновляет
преподавателей
на
поиск
новых
подходов
к
обучению,
стимулирует
профессиональный рост.
Преимущества для учащихся
Делает занятия интересными и развивает мотивацию
.
Предоставляет
больше
возможностей
для
участия
в
коллективной
работе,
развития
личных и социальных навыков.
Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать
все, что появляется на доске.
Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной
и динамичной подачи материала.
Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к
всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям
.
Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе
.
Им
не
нужна
клавиатура,
чтобы
работать
с
этим
оборудованием,
таким
образом
повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными
возможностями
.