Автор: Власенко Татьяна Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ №107 "Искорка" Населённый пункт: Волгоградская обл., город Волжский Наименование материала: программа дополнительного образования Тема: программа театрального кружка "Театр" Раздел: дошкольное образование
Программа театрального кружка «Театр»
Автор-составитель: воспитатель Власенко Т. В.
Пояснительная записка
Направленность программы «Театр» : программа дополнительного
образования
детей
«Театр»
направлена
на
развитие
нравственности
у
дошкольников посредством театрализованной деятельности.
По содержанию является – социально-педагогический.
По форме организации – групповой.
По функциональному предназначению – учебно-познавательной.
По времени реализации – одногодичной.
Программа разработана на основе авторских программ: «Росинка» Л.В.
Куцаковой, С.И.Мерзляковой - модульная педагогическая система воспитания
и
развития
дошкольников
от
3
до
7
лет;
Программа
«Театрализованные
занятия в детском саду» М.Д. Маханевой; Программа «Театрализованная
деятельность в детском саду» Е.А. Антипиной.
Программа составлена с учетом следующих нормативных документов:
Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от N 273-ФЗ от 29
декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года «Об образовании в РФ»;
Конвенция ООН о правах ребенка; Семейного кодекса РФ, перспективный
план работы МДОУ, инструкция по технике безопасности и правил пожарной
безопасности.
Новизна программы состоит в том, что данная программа направлена
на нравственное воспитание ребенка, умение развивать в себе нравственно-
коммуникативные и волевые качества (общительность, вежливость, доброта
и т.д.). А также данная программа способствует укреплению партнерских
отношений
с
семьей
каждого
воспитанника,
повышение
педагогической
компетентности
родителей,
на
привлечение
к
участию
в
различных
мероприятиях ДОУ.
Актуальность данной программы:
Значимость
нравственного
воспитания,
начиная
с
дошкольного
возраста, обусловлена введением ФГОС, в котором одной из ведущих задач
определено
объединение
обучения
и
воспитания
в
цело стный
образовательный
проце сс
на
основе
духовно-нравственных
и
социокультурных
ценностей
и
принятых
в
обществе
правил
и
норм
поведения
в
интересах
человека,
семьи,
общества.
При
разработке
программы мною учитывались возрастные и индивидуальные особенности
детей,
а
также
создается
благоприятный
психологический
климат
(личностно-ориентированная модель общения, педагогический такт, личный
пример).
Занятия
театрализованной
деятельностью
помогают
развивать
интере сы
и
спо собно сти
ребёнка,
спо собствуют
п р оявл е н и ю
любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия,
развитию
ассоциативного
мышления,
требуют
от
ребёнка
волевых
черт
характера:
целеустремлённости
и
решительности,
трудолюбия,
систематичности в работе. Программа обучения театральному искусству с
дошкольного
возраста
позволяет
активизировать
процесс
формирования
нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного
исполнителя,
и
в
качестве
активного
театрального
зрителя.
Это,
в
свою
очередь,
способствует
саморазвитию
личности
ребенка,
обогащает
его
духовный
и
нравственный
мир,
поможет
активизировать
творческий
потенциал.
В
программе
систематизированы
средства
и
методы
театрально-
игровой
деятельности,
направленной
на
развитие
речевого
аппарата,
фантазии и воображения детей старшего дошкольного возраста, овладение
навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. Данная
программа
предполагает
поддерживать
тесный
контакт
с
родителями,
привлекая
их
к
изготовлению
костюмов
и
атрибутов
для
спектаклей
и
утренников,
разучиванию
ролей
совместно
с
детьми.
Проведение
родительских
собраний,
индивидуальных
консультаций. Театрализованная
деятельность - это один из самых доступных для детей видов искусств,
который помогает сформировать у них нравственные качества.
Педагогическая
целесообразность программы
о б ъ я с н я е т с я
раскрытием творческих способностей у детей, формированием нравственных
норм
принятых
в
обществе
людей,
знаний
о
морально-нравственных
ценностях,
развитием
личностных
качеств
у
детей,
умением
работать
в
коллективе, развитием речи.
Цель
-
приобщение
детей
к
нравственным
ценностям,
развитие
способностей детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
1.
Создать
условия
для
развития
творческой
активности
детей,
участвующих в театрализованной деятельности.
2.
Создать условия для совместной театрализованной деятельности
детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей,
родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших
групп перед младшими и пр.).
3.
Формирование
правильной
артикуляции,
интонационной
выразительности речи.
4.
Побуждать
к
импровизации
с
использованием
доступных
каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения).
5.
Совершенствовать
артистические
навыки
детей
в
плане
переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
6.
Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
7.
Формировать
представления
о
честности,
справедливости,
доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости,
трусости.
8.
Развивать умения оценивать результаты своей работы и работы
сверстников.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 5 - 7 л.
Сроки реализации программы: 1 год.
Формы
занятий : беседы,
игры,
чтение
литературы,
конкурсы,
репетиции, развлечения, концерты, спектакли, экскурсии и т.д.
Режим занятий : одно занятие в неделю по 30 минут.
В своей работе я опираюсь на следующие принципы:
- содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы;
- сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми;
- учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;
-
максимальная
активность
детей
на
всех
этапах
подготовки
и
проведения театрализованных игр.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня нравственной культуры детей старшего
дошкольного возраста;
Проявление у детей интереса к театральному искусству;
Получение воспитанниками удовлетворения от результатов и
процесса перевоплощения, импровизации; ощущение собственной
необходимости и полезности от исполнения собственной роли;
Овладение навыками выразительной речи, правилами поведения,
этикета общения со сверстниками и взрослыми;
Умение передавать различные чувства, используя мимику, жест,
интонацию;
Установление тесного контакта с родителями.
Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась
разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками
творческих игр.
Перспективно – тематическое планирование занятий театрального кружка
Месяц
Кол-во
занятий
Тема занятия
Содержание
занятия
Задачи занятия
сентябр
ь
1
Вот и лето
прошло...
Беседа «Летние
впечатления»
Игра «Где мы
были, мы не
скажем»
Музыкально-
ритмическая
композиция
«В гостях у лета»
Создать эмоционально
благоприятную
атмосферу для
дружеских
взаимоотношений,
развивать способность
понимать собеседника
1
История театра
Беседа с детьми
«Что такое театр»
Ряженье в
костюмы
Игра «Измени
голос»
Хоровод-игра
«Мышки на лугу»
Дать детям
представление о
театре, вовлечь в
увлекательный мир
театра, расширить
знания о нем
Закрепить знания
детей о правилах
поведения в театре
1
Театральные
термины
Показ слайдов,
фотографий,
иллюстраций
Игры: «Назови и
покажи», «Где мы
побывали?», «Что
мы делали, не
скажем»
Обсуждение
характерных
особенностей,
движений
Познакомить детей с
театральными
терминами
Расширить словарный
запас
Развивать память,
мышление, речь
1
Театральный
реквизит
Показ разных видов
театров и рассказ о
них (показ масок,
костюмов и т.д.)
Упражнение на
дыхание «Насос»
Игры: «К какой
сказке эта маска?»,
«Нарядись и
изменись»,
«Дедушка Молчок»,
«Птичий двор»
Познакомить детей с
видами театров,
имеющихся в детском
саду
Развивать
выразительность
жестов, мимики,
голоса; пополнять
словарный запас
детей; работать над
дыханием
октябрь
1
Театральные
профессии
Беседа
«Театральные
профессии»
Упражнения на
дыхание «Свистит
ветер», «Шумят
Рассказать детям о
театральных
профессиях (актер,
гример, костюмер)
Развивать
воображение,
деревья»
Артикуляционная
гимнастика
«Удивленный
бегемот», «Горячая
картошка»
Игра
«Воображаемое
путешествие»
фантазию, внимание,
дыхание, память
детей; умение
общаться в
предлагаемых
обстоятельствах
1
Учимся
говорить по-
разному
Беседа «Что такое
интонация»
Игры, упражнения
на отработку
интонации
Дать понятие, что
такое «интонации»
Развивать
интонационный строй
речи у детей
Развивать
коммуникативные
способности
1
Играем в театр
Сюжетно – ролевая
игра «Театр»
Познакомить детей с
правилами поведения
в театре
Вызвать интерес и
желание играть роль
«кассира», «билетера»,
«зрителя»
Воспитывать
дружеские
взаимоотношения
1
Мы – артисты
Игра «Подбери
маску», «В доме
моем тишина»
Упражнение
«Незнайка-поэт»,
«Переклички»
Развивать
эмоциональный мир
ребенка,
активизировать умения
чувствовать
настроение,
сопереживать
персонажам, показать
необходимость
выразительности речи
для создания образа
персонажа и
выражения его
характера на сцене.
ноябрь
1
Сказка в гости
к нам пришла
Показ кукольного
театра русской
народной сказки
«Репка»
Активизировать
познавательный
интерес к театру;
развивать интерес к
сценическому
творчеству;
воспитывать любовь к
театру
1
Игровой урок
Показ разных видов
театров и рассказ о
них; показ масок,
Познакомить детей с
видами театров,
имеющихся в детском
костюмов,
декораций
Упражнение на
дыхание «Насос».
Игры: «К какой
сказке эта маска?»,
«Нарядись и
изменись»,
«Дедушка Молчок»,
«Птичий двор»
саду
Развивать
выразительность
жестов, мимики,
голоса; пополнять
словарный запас
детей; работать над
дыханием
1
Сказку ты,
дружок,
послушай и
сыграй
Упражнения
«Мыльные пузыри»,
«Веселый пятачок»
Скороговорка
«Шесть мышат в
камышах шуршат»
Сказка «Зайчик и
ежик»
Развивать речевое
дыхание, правильную
артикуляцию, дикцию,
совершенствовать
память, внимание,
воображение детей,
общение друг с другом
1
Ритмопластика
Упражнение
«Паутина» (муз. Е.
Железновой)
Упражнение
«Весёлое
путешествие» (муз.
Е. Зарицкой)
Развивать у детей
умение пользоваться
жестами; развивать
двигательные
способности:
ловкость, гибкость,
подвижность; учить
равномерно двигаться
по площадке, не
сталкиваясь друг с
другом
декабрь
1
Сказка «Репка»
Инсценировка по
мотивам русской
народной сказки
«Репка»
Воспитывать интерес к
инсценировке сказки,
желание
перевоплощаться,
импровизировать,
предлагать свое
видение характеров и
поведения героев
сказки, создать
положительный
эмоциональный
настрой; воспитывать
чувство уверенности
1
Что такое
«этюд»
Беседа «Что такое
этюд»
Этюд «Посмотри и
расскажи»
Познакомить детей с
понятием «этюд»
Учить действовать в
условиях вымысла
Развивать умение
оценивать свои
действия, воспитывать
доверительные
отношения между
детьми
1
Драматизация
сказки «Репка»
Упражнения на
дыхание,
артикуляционная
гимнастика «Свеча»,
скороговорки
Продолжать работу
над эпизодами сказка
Совершенствовать
внимание, память,
фантазию,
воображение детей
1
Хотим вам
сказку
рассказать
Беседа «Что такое
пантомима»
Игры «Что это за
сказка»,
«Поиграем -
угадаем»
Способствовать
объединению детей в
совместной
деятельности
Учить средствами
мимики и жестов
передавать
характерные признаки
персонажей сказки,
развивать
пантомимические
навыки
январь
1
Техника речи
Игра: «Договорим
то, чего не придумал
автор»
Работа над дикцией
(скороговорки)
Упражнения на
дыхание,
артикуляцию
«Насос»
Развивать речевое
дыхание и правильную
артикуляцию;
развивать дикцию
учить строить
диалоги; воспитывать
терпение и выдержку
1
Репетиция
сказки «Репка»
Скороговорки
Работа над техникой
речи
Репетиция с
использованием
музыки, декораций,
костюмов
Привлечение
родителей к
изготовлению
костюмов и декораций
к сказке
1
Показ сказки
«Репка» детям
младших групп
Подготовка
участников
спектакля к
выступлению
Подведение итогов
спектакля
Развивать у детей
интерес к театрально-
игровой деятельности
Дать детям
возможность
выступить на сцене
перед ребятами других
групп
1
Ритмопластика
Беседа о театре
Игры «Снеговик»,
«Баба-Яга»
Учить детей
реагировать на
музыкальный сигнал
Развивать умение
передавать в
свободных
импровизациях
характер и настроение
музыки
февраль
1
Виды театра
Беседа: «Знакомство
с видами театров
(теневой,
фланелеграф,
настольный,
пальчиковый,
плоскостной театры,
театр кукол
бибабо)»
Показ кукол,
иллюстраций,
видеоматериалы о
видах театра
Познакомить детей с
разными видами
театров; углублять
интерес к
театрализованным
играм; обогащать
словарный запас
Привлечение
родителей к
изготовлению кукол
1
Диалог
Беседа: Знакомство
с понятием «ролевой
диалог»
Разыгрывание по
ролям
стихотворения
«Кузнечик» А.
Апухтина
Побуждать к
активному участию в
инсценировке
развивать умение
строить диалоги
между героями в
придуманных
обстоятельствах;
развивать связную
речь; расширять
образный строй речи
1
Сказки сами
сочиняем, а
потом мы в них
играем
Беседа. Игра «Узнай
героя»
Драматизация
сказки
Развивать у детей
творческое
воображение,
самостоятельность,
умение согласованно
действовать в
коллективе
Учить выразительно
передавать
особенности героев
сказки
1
Постучимся в
теремок
Чтение русской
народной сказки
«Зимовье зверей»
Пересказ сказки.
Игра-загадка
«Узнай, кто это?»
Развивать
воображение,
фантазию, память у
детей; умение
общаться в
предлагаемых
обстоятельствах;
испытывать радость от
общения
март
1
Сказка
«Зимовье
зверей»
Показ кукольного
спектакля «Зимовье
зверей»
Создать
положительный
эмоциональный
настрой; побуждать
интерес к театральной
деятельности;
обеспечить более
яркое восприятие
сказки
Привлечение
родителей к
изготовлению кукол,
декораций
1
Драматизация
сказки
«Зимовье
зверей»
Распределение
ролей
Упражнения на
артикуляцию,
скороговорки
Развивать фантазию,
память, воображение,
артикуляционный
аппарат
Привлечение
родителей к
изготовлению
атрибутов к сказке
1
Веселые стихи
Физкультминутка
Игры «Придумай
как можно больше
слов», «Подбери
рифму»
Упражнять детей в
подборе рифм к
словам, поощрять
совместное
стихосложение
1
Наши эмоции
Беседа. Упражнение
«Изобрази эмоцию»
Рассматривание
картинок
Учить распознавать
эмоциональные
состояния по мимике,
совершенствовать
умение детей связно и
логично излагать свои
мысли
апрель
1
Репетиция
сказки
«Зимовье
зверей»
Беседа
«Театральные
термины»
Игры: «И я тоже»,
«Птицы, на гнезда!»
Репетиция сказки
«Зимовье зверей»
Совершенствовать
выразительность
мимики, жестов,
движений; внимание,
память,
наблюдательность
Развивать интерес к
сценическому
искусству
Воспитывать
доброжелательность,
коммуникабельность в
отношении со
сверстниками
1
Наши фантазии
Упражнения по
ритмопластике
Музыкальное
произведение М.
Глинки
«Вальс Фантазия»
Учить детей передаче
музыкального образа
при помощи движений
и жестов, побуждать
детей внимательно
слушать музыкальное
произведение и
эмоционально
откликаться на неё;
развивать
двигательные
способности детей:
ловкость, гибкость,
подвижность
1
Генеральная
репетиция
сказки
«Зимовье
зверей»
Репетиция сказки с
музыкой,
декорациями,
костюмами
Дыхательная
гимнастика
Продолжать учить
детей слушать сказки;
развивать
ассоциативное
мышление,
исполнительские
умения, через
подражание повадкам
животных их
движениям и голосу;
воспитывать любовь к
животным
1
Любимые
сказки
Беседа о любимых
сказках
Игра-загадка
«Зеркало»
Отгадывание
загадок
Игра «Отгадай
сказку»
Ряженье в костюмы
Развивать память
детей; учить
пересказывать сказку
при помощи
кукольного и
настольного театров;
учить отвечать на
вопросы по
содержанию сказок;
развивать
эмоциональную
сторону речи детей,
создать эмоционально-
положительный
настрой на сказку
май
1
Дружные
ребята
Прослушивание
песни В. Шаинского
«Если с другом
вышел в путь»
Беседа о друге
Рассказ из личного
опыта
Развивать
музыкальный слух,
связную речь,
воспитывать
дружеские чувства
детей.
Чтение стихов о
дружбе
Музыкально-
ритмическая
композиция
«Как положено
друзьям»
1
Представление
Показ сказки
«Зимовье зверей»
для родителей и
детей
Поощрять творческую
активность детей;
поддерживать интерес
к выступлению на
публике
1
Веселые игры
«Веселые игры в
стране «Театралии»
Игровые задания:
«Путешествие»,
«Волшебный сон»,
«Сказка» и другие
Вызвать у детей
радостное настроение;
совершенствовать
исполнительское
мастерство
1
Мой любимый
театр
Итоговое занятие
театрального
кружка
Викторина по
знакомым сказкам
Драматизация
любимой сказки
(по желанию детей)
Вовлечь детей в
игровой сюжет;
проверить
приобретенные знания
и умения за время
занятий в театральном
кружке; закреплять
умение детей
использовать
различные средства
выразительности в
передаче образов
героев сказок
Список литературы
1.
Артемова,
Л.
В.
Театрализованные
игры
дошкольников
/
Л.
В.
Артемова. – М.: Просвещение, 1991.
2.
Власенко, О. П. Ребёнок в мире сказок / О. П. Власенко. – Волгоград:
Учитель, 2009. – 411 с.
3.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.
Выготский. – М.: Просвещение, 1991.
4.
Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников / Н. Ф.
Губанова. – М.: Вако, 2011.
5.
Жучкова, Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с
элементами психогимнастики. Практическое пособие для психологов,
воспитателей, педагогов / Г. Н. Жучкова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
– 64 с.
6.
Караманенко,
Т.Н.
Кукольный
театр
–
дошкольникам
/
Т.Н.
Караманенко. – М.: Просвещение, 1982.
7.
Маханева, М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском
саду / М. Д. Маханева. – М.: 2009.
8.
Мирясова, В. И. Играем в театр / В. И. Мирясова. – М.: Гном-Пресс,
1999.
9.
Синицина, Е. Игры для праздников / Е. Синицина. – М.: Лист, 1999.
10. Щеткин, А. В. Театральная деятельность в детском саду / А. В.
Щеткин.: Мозаика-синтез, 2010.
11. Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду / Т.И.Петрова,
Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова.: 2000.