Напоминание

"Книголюбы"


Автор: Потехина Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №98 компенсирующего вида"
Населённый пункт: Сыктывкар
Наименование материала: Проект
Тема: "Книголюбы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98 компенсирующего вида». Утверждено: Заведующим МБДОУ «Детский сад №98 компенсирующего вида» ______________ Тимкиной Т.А. Проект «Книголюбы» Разработан: воспитателем Потехиной Натальей Николаевной 2014 год

Информационная карта проекта:

Полное название проекта
«Книголюбы»
Автор
Потехина Наталья Николаевна
База, на которой реализуется проект
МБДОУ«Детский сад №98» компенсирующего вида
Тип проекта
Информационный, Познавательный, Творческий.
Продолжительность
Долгосрочный
Состав участников
дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели старшей группы, узкие специалисты: музыкальный руководитель, логопед библиотека №22 – социальный партнер.
Цель проекта
Воспитание любви и уважения к детской художественной литературе, привитие интереса детей и родителей к чтению.
Задачи проекта
Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека, Передать детям знания о различных жанрах и авторах детских книг, Способствовать поддержанию традиций семейного чтения, Дать детям знания о роли библиотек, Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей, Развивать все компоненты устной речи, Развивать умение инсценировать произведения, передавая образ героя.
Методы
Наглядные ( организация выставок, книжных уголков, презентаций..) Словесные (беседа, викторины, конкурсы, литературные загадки …) Практические (познавательно – речевая и продуктивная деятельность детей, экскурсии в библиотеку, участие детей в праздниках и досугах).
Предполагаемый результат
Повышение интереса к чтению детских книг, Повышение уровня речевого развития, Понимание значения книги в жизни человека и о том, как нужно беречь книгу, Владение понятиями библиотека, библиотекарь, библиотечные формуляры, Умение совместно с родителями, а затем и самостоятельно изготовлять книжки-малышки (самоделки).
Принципы
Научности; доступности; последовательности; системности; интегративности; опоры на эмоционально – чувственную сферу ребенка.

Проект «Книголюбы»

I раздел

1.1 Актуальность
Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития. В.А. Сухомлинский Современный мир – мир инновационных технологий. К великому сожалению, в современном обществе не принято говорить о книге и чтении. Современные дети предпочитают книге просмотр телевизора или компьютерные игры. Как привить интерес детей к чтению? Как научить ребенка самостоятельно находить необходимую информацию в книгах? Часто ли читают родители своим детка? Во всем мире сейчас проблема чтения – одна из самых острых… Художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литератур- ным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение
.
Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей. Самая любимая книга для детей – сказочная. Сказка для ребенка – это не вымысел, не плод фантазии – это особая реальность, реальность чувств, желаний, ценностей, установок, потребностей, привычек, которая становится ощутимой в безопасном для ребенка окружении любящих его взрослых и сверстников. Чтение вместе с близкими взрослыми еще и способ психологической защиты: книга приходит к детям через мамин или папин голос, а это всегда любовь и доброта, тепло и защита. Поэтому очень важна в данном направлении совместная работа педагогов с родителями. Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми: подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя; пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение воспитателя (родителя); «письмо», якобы адресованное детям автором произведения; словесное
рисование – цель которого: приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления. Детям предлагается широкий спектр игр: - сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»; - игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды; - театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности. Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисованию. Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря такому отбору происходит самое близкое общение воспитателя, родителя и ребенка, которого взрослые побуждают к речевому действию, а так же повышают интерес к художественной литературе. Дети дошкольного возраста – слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову. Каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, передать чувства и переживания лирических героев… Таким образом, очень важно формировать у детей способность активно слушать произведения, вслушиваться в художественную речь, благодаря чему будет у детей формироваться красочная, образная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой.
Проблема
, на решение которой направлен проект

это низкая заинтересованность детей и их родителей детской художественной литературой. Современные дети отделяются от книги, предпочитая ей компьютер или телевизор, которой демонстрирует мультипликационные фильмы с героями разных стран, не имеющих нравственного стержня. Невозможно привить ребенку любовь к литературе, если взрослый безответственен в выборе книг для чтения. У ребенка, который равнодушен к книге, отсутствует мотивация для последующего обучения чтению, а значит, возникают трудности в школе.
Новизна
проекта по приобщению детей к художественной литературе, заключается в организации совместной проектно – игровой и продуктивной деятельности ребенка и взрослого.
1.2 Цели и задачи проекта.

Цель:
Воспитание любви и уважения к детской художественной литературе, привитие интереса детей и родителей к чтению.
Задачи:
Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека, Передать детям знания о различных жанрах и авторах детских книг, Способствовать поддержанию традиций семейного чтения, Дать детям знания о роли библиотек, Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей, Развивать все компоненты устной речи, Развивать умение инсценировать произведения, передавая образ героя.
Гипотеза проекта: Система работы по приобщению дошкольников к художественной литературе позволит реализовать новые формы взаимодействия всех субъектогв образовательного процесса.
1.3 Методы и предполагаемый результат.

Методы:
Наглядные ( организация выставок, книжных уголков, презентаций..) Словесные (беседа, викторины, конкурсы, литературные загадки …) Практические (познавательно – речевая и продуктивная деятельность детей, экскурсии в библиотеку, участие детей в праздниках и досугах).
Предполагаемый результат:
Повышение интереса к чтению детских книг, Повышение уровня речевого развития, Понимание значения книги в жизни человека и о том, как нужно беречь книгу, Владение понятиями библиотека, библиотекарь, библиотечные формуляры, Умение совместно с родителями, а затем и самостоятельно изготовлять книжки-малышки (самоделки).
1.4 Педагогические принципы:

Принцип научности
– предполагающий стимулирование познавательного интереса детей к художественной литературе, окружающему миру; формулирование основ научного мировоззрения.
Принцип доступности
–обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, особенностей личностного развития детей дошкольного возраста.
Принцип последовательности
– обеспечивающий постепенное обогащение содержания.
Принцип системности
– предполагающий формирование у дошкольников обобщенного представления об окружающем мире, в котором все объекты, процессы, явления находятся по взаимосвязи и взаимозависимости.
Принцип интегративности
– предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности.
Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка
– созданиеусловий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, созданном действии и поступке, что достигается через сопереживание прогнозирование развития ситуации.


II раздел


2.1 Механизм реализации
«Книга для детей – это в самом деле хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту» К.И. Чуковский
Перспективный план реализации проекта
Организацию по реализации проекта, рассматриваем как процесс поэтапного развития субъектов: работа с детьми, родителями. Перспективные планы работы по проекту органично сочетаются с комплексной программой воспитания и обучения в детском саду и коррекционной работой группы.
Этапы

Мероприятия

Для педагога

Для детей

Для родителей
I. Подготовительный 1. влияние сложившихся условий (вводный педагогический анализ). 2. изучение литературы. 3. постановка целей и задач, определение методов и приемов. 4. составление перспективного плана. 5. составление анкет для родителей. 6. оформление окружающей среды. 7. изготовление и комплексация пособий для проведения мероприятий. 8. разработка сценариев, викторин, презентаций, игр по теме. 9. составление информационных листов. 10. распределение обязанностей 1. педагогический анализ сформированности умений и навыков у дошкольников. 1. выявление уровня педагогической культуры родителей по приобщению детей к художественной литературе (анкетирование). II. Организационный 1. Проведение мероприятий по теме. 1. участие детей в совместной игровой, практической деятельности. 1. оказание помощи в оснащении предметно- развивающей среды. 2.оказание помощи в проведении мероприятий. 3. участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами. 4. участие в литературной гостиной «Семья и книга». III. Завершающий. 1. подготовить материалы «Скороговорки для речевого развития детей» (логопед). «Как разучивать стихотворения?» «Роль сказки в жизни ребенка». 1. сравнительный педагогический анализ уровня сформированности детей. 2. оформление результатов педагогического наблюдения. 1. отзывы родителей. 2. участие в выставке современных рисунков на тему «Сказочная страна». 3. участие в выставке «Наши книжки – малышки» 4. подведение итогов анкетирования. IV. Презентационный Презентация выставок «Сказочная страна» «Наши книжки – малышки» Конкурс чтецов «Весной навеянные строки» Участие в презентации. Участие в презентации.

2.2 План реализации проекта

Перспективное планирование работы по проекту «Книголюбы»

Чтение и анализ

Заучивание

Этюды.

Творчество.

Работа с родителями.

Социальными партнерами.

Сентябрь
Педагогические наблюдения по разделам речевого развития и мир художественной литературы. Подбор и изучение методической литературы по теме проекта «Книголюбы» Составление перспективного планирования по теме «Книголюбы»
Октябрь

Сказки
«Царевна- лягушка»
Проза
М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
Поэзия
И. Бунин «Листопад»
Скороговорка
«Собирала я в лесу…» Кукольный театр. Сказка «Три поросёнка». Анкетирование «Книга в семье»
Ноябрь

Сказки
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Проза
В. Бианки «Синичкин календарь»
Поэзия
М. Карим «Эту песню мама пела»
Скороговорка
«Мы мели…» Театральная деятельность. Инсценирование сказки «Заяц - хвастун». Обыгрывание образов героев сказки. (сотворчество) Семейная гостиная: «Семья и книга». Выступление библиотекаря «Как выбирать произведения»
Декабрь

Сказки
«Снежная королева»
Проза
М. Зощенко «Ёлка»
Поэзия
С. Есенин «Поёт зима – аукает»
Скороговорка
«Зимним утром..» «Морозко»- обыгрывание образа Семейная гостиная «Зимушка - зима». Рекомендация «Как разучивать стихотворения?»
Январь

Сказки
И. Одоевский «Мороз Иванович»
Проза
Бажов «Серебряное копытце»
Поэзия
И. В. Суриков «Вот моя деревня… » (отрывок из стихотворения «Детство»)
Скороговорка
«Где же зайка?» Кукольный театр. Сказка «Ленивица и рукодельница» Литературные загадки. Выступление логопеда «Скороговорки для речевого развития детей».
Февраль

Сказки
Т. Александрова «Домовенок Кузька» (главы).
Проза
Л. Кассиль «Твои защитники»
Поэзия
Стихи про папу
Скороговорка
«Вертолет вертел…» «Сказочная страна» (рисуем любимые сказки/ сотворчество) Экскурсия в библиотеку «Книжный город». Презентация выставки «Сказочная страна»
Март

Сказки
В. Катаев «Цветик- семицветик».
Проза
Б. Заходер «Серая звездочка».
Поэзия
Г. Виеру «Мамин день»
Скороговорка
«Папа разбил драгоценную вазу…» Изготовление книжек – малышек. (сотворчество) Консультация «Роль сказки в жизни ребенка». Презентация выставки «Наши книжки – малышки»
Апрель

Сказки

проза
В. Бороздин «Первый в космосе».
Поэзия
И. Белоусов «Весенняя гостья».
Скороговорка
«Громко-громко грянул гром…» Подготовка к конкурсу чтецов (сотворчество) Конкурс чтецов «Весной навеянные строки»

Май
Итоговые педагогические наблюдения по разделам: «Речевое развитие» и «мир художественной литературы» Мониторинг успешности детей по разделам проекта «Книголюбы» Итоговый отчет «Результаты реализации проекта»
Перспективное планирование работы с родителями

Сроки

Мероприятия

I квартал
Анкетирование Знакомство с целями и задачами проекта «Книголюбы» Оснащение центров разнообразными материалами Консультации «Роль книги в жизни детей» Памятка «Семья и книги» Рекомендация «Как разучивать стихотворения?», «Как выбирать произведения» Чтение с детьми русских и коми народных сказок Участие в семейной гостиной «Семья и книга» и в инсценировании сказки «Заяц - хвастун».
II квартал
Рекомендация «Как разучивать стихотворения?» Памятка «Скороговорки для речевого развития детей». Папка – передвижка «Учим вместе с детьми» Участие в литературной гостиной «Зимушка - зима» Участие в экскурсии в библиотеку №22 Участие в подготовке и презентации выставки «Сказочная страна»
III квартал
Консультация «Роль сказки в жизни ребенка» Участие в подготовке и презентация выставки «Наши книжки – малышки» Помощь в подготовке к конкурсу чтецов «Весной навеянные строки» Изготовление книжек – малышек Ознакомление родителей с итогами реализации проекта
2.3 Литература
 Гербова В.В Приобщение детей к художественной литературе- М..Мозаика-Синтез  Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение, 2000г.  Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго – М.: Просвещение, 2001  Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.  Доронова Т.Н. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Из детства – в отрочество».- М.: Просвещение, 2002 г.  Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.  Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007  Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.  Тимофеева И.Н. Книга в жизни детей – М.: 2003  Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М.: -2010 г
Приложение 1

Анкета «Книга в семье»
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно. 1. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?  есть  нет 2. Часто ли вы заходите в книжный магазин со своим ребенком?  каждый раз, когда проходим мимо магазина  это бывает редко  по мере поступления новых книг 3. Знаете ли вы какую литературу нужно выбирать для вашего ребенка?  не знаю, ребенок выбирает сам  советуюсь с продавцом  знаю и выбираю книги соответственно возрасту ребенка
4. Часто ли вы читаете ребенку книги?  каждый день  каждый вечер перед сном  когда попросит  иногда 5. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка ________________________________________________________________________ 6. Обсуждаете ли вы с ребенком содержание прочитанного произведения?  не обсуждаем  обсуждаем всегда, используя вопросы  обсуждаем по желанию ребенка 7. Что вы предпринимаете, чтобы воспитать у ребенка бережное отношение к книгам?  Ничего не предпринимаем  используем беседы, показ  воспитываем бережное отношение к книгам на собственном примере 8. Что вы делаете, чтобы вызвать у ребенка интерес к книгам?  ничего не делаем  показываем красочно оформленные книги.  используем сюрпризные моменты 9. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?  да  нет  не знаю 10. Выписываете ли вы детские журналы? Какие? _________________________________________
Приложение 2

Памятка для родителей

«Семья и книги»

Семья
– это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье.
Семейное чтение
изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том чиcле, и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит.
Семейное чтение
готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых — следствие несформированности ее с раннего детства.
Семейное чтение
способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания,
Где взять время для чтения?
Гуляя с ребенком, возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребенка к встрече с новой книгой или побеседовать о прочитанной. В течение дня это счастливое время: всегда найдется 15-20 минут, чтобы спокойно почитать ребенку Необходимо выделить определенное время, чтобы настраивать на восприятие книги. Регулярное
чтение вслух
с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.
Семейное чтение
формирует эмоционально-эстетическое в приятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость грусть, печаль, шутку, насмешку.
Семейное чтение
развивает способности, являющиеся основе для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений.
Чтение вслух
важно не только для малышей, но и для более ставших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного: чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передаю: младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.
зависят от общения и главного его средства — степени овладения речью.
Приложение 3
Скороговорки для разучивания. Собирала я в лесу, Вертолет вертел винтами, Ягодку малину. Волновал траву ветрами. Я домой не донесу Полную корзину. Ягодка, ягодка, Ягодка, по ягодке; Дело продвигается, Громко-громко грянул гром. Ягод убавляется… Вздрогнул и подпрыгнул гном. Закатилось солнышко, Напугали гнома Покатилось донышко. Перекаты грома. Мы мели, мели, мели, Зимним утром от мороза Обливали, поливали, На заре звенят березы. Намывали, вымывали, Все озера – зеркала Вымыли и спать пошли. Из зеленого стекла. Где же зайка? Где же зайка? Папа разбил драгоценную вазу. Ты поди-ка разузнай-ка. Бабушка с мамой нахмурились сразу. Видно, зайка стал зазнайка, Но папа нашелся: взглянул им в глаза Раз забыл тебя хозяйка. И робко и тихо «простите» сказал.


В раздел образования