Автор: Коробейникова Наталья Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 1 "Рябинка" Населённый пункт: г. Нефтеюганск Тюменская область ХМАО - Югры Наименование материала: Методическая разработка Тема: Занимательная геометрия Раздел: дошкольное образование
проекта
Содержание
данного
проекта
направлено
на
более
углубленное
усвоение
знаний
о
геометрических
фигурах
и
телах
применение
знаний в конкретной ситуации,
в повседневной жизни. В ходе реализации проекта
необходимо показать значимость знаний о геометрических фигурах и телах.
Проблема : неумение детьми применять знания о геометрических телах и фигурах
в нестандартных ситуациях, ставить цель, составлять план работы, выполнить ее до
конца.
Цель проекта Расширение представлений воспитанников о геометрических
фигурах и телах. Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к
познанию посредством создания условий для исследовательской деятельности по
изучению геометрических фигур, тел с окружающей жизнью, с предметами
ближайшего окружения.
Задачи проекта:
Образовательная
1.
Развивать у воспитанников умения анализировать и сравнивать предметы по
форме,
находить
в
ближайшем
окружении
предметы
похожие
на
геометрические фигуры и тела.
2.
Способствовать
формированию
умения
применять
полученные
знания
в
нестандартных практических задачах.
Развивающая
1.
Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение,
наблюдение, планирование.
Воспитательная
1. Поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного
2.
Повысить
заинтересованность
родителей
в
достижениях
своих
детей
в
совместной с ними деятельности.
Ожидаемый результат:
1. Расширение и систематизация знаний о геометрических фигурах.
2.
Поддержания
интереса
к
развитию
предпосылок
к
самостоятельной
исследовательской деятельности.
Этапы проекта:
1
.
Подготовительный,
2
.
Исследовательский
3
.
Заключительный (обобщающий).
1.
Этап: Подготовительный.
Воспитатели:
1.Постановка проблемы.
2. Определение целей и задач.
3.Создание условий для презентаций.
4.Подбор информации через интернет (интересные сообщения о геометрических
фигурах, телах)
5.Подготовка
информации
для
родителей
о
проекте.
(обьявления,
индивидуальные консультации)
Родители:
1.
Участие в оформлении дидактических пособий.
2.
Участие
в
оформлении
схем-знакомств
с
геометрическими
фигурами,
телами.
3.
Подготовка к развлечению детей и помощь в оформлении атрибутов.
Дети:
1.Поиск информации в различных источниках.
2. Оформление книжек – малышек на тему «Загадки о геометрических
фигурах».
3.Рисование + аппликация «Удивительные фигуры»
Модель 3-х вопросов
Что знаем.
Что хотим узнать.
Где будем узнавать.
1.
Названия
геометрических
фигур.
2.
Повсюду есть
предметы похожие
на геометрические
фигуры.
1.
Что такое
геометрическое
тело.
2.
Где встречаются в
окружающей
действительности
куб, цилиндр, шар.
3.
Для чего нам нужны
геометрические
фигуры.
1.
Спросим у
воспитателя.
2.
Спросим у
родителей.
3.
Посмотрим в
энциклопедии,
книгах.
4.
Посмотрим в
интернете.
2 Этап: Основной
Формы реализации проекта.
Вид деятельности
Задачи
Методы и приемы
ФЭМП
Познакомить с
геометрическими
фигурами, телами,
цифрами,
разнообразными
линиями.
С о вм е с т н а я
о р г а н и з о в а н н а я
деятельность.
Дидактические игры.
Рассматривание: 1. Схемы
постройки «замка» из
строительного материала.
2.Схем складывания поделок-
оригами.
Занятие «Происшествие в стране
Геометрии» (с использованием
презентации «Математика
вокруг»). Просмотр
презентации «Геометрия для
детей». Тематический коллаж
«Превращение геометрических
фигур в предметы»
Познавательное
развитие
Расширить знания
детей; умение находить
заданные предметы в
окружающей
действительности, в
предметах ближайшего
окружения, в природе.
Наблюдения.
Отгадывание загадок.
Придумывание загадок
Б е с е д ы :
« Р а с с к а ж и
о
геометрической фигуре», «Почему
квадрат
не
катится»,
«Какие
геометрические фигуры и тела ты
знаешь»
Р а с с м а т р и в а н и е
к а р т и н
и
иллюстраций.
Развлечение «Путешествие в город
геометрических фигур»
Развитие речи
Учить описывать
геометрические фигуры
и тела, составлять
рассказы и сказки о
фигурах, цифрах,
линиях.
Составление описательных
рассказов о фигурах, предметах
заданной формы.
Составление рассказов, сказок.
Ознакомление
с
худ.литературой
Закрепить
математические
понятия через
знакомство с
художественными
произведениями;
умение замечать в
текстах сказок
предметы заданных
форм, творческого
преобразования
отдельных
художественных
образов.
Развивать стремление к
новым встречам с
героями, вспоминать,
прогнозировать,
досочинять
происходящие с ними
Стихотворения
А.Ю. Кожевников «Учим формы
предметов».
Чтение:В. Житомирский
« Математическая азбука».
Р. Каус. «Медвежонок Миша».
Чтение разных сказок
Разные виды театра.
Переделать конец сказки,
Рассказывание сказки по схеме.
«Закончи сказку по-другому».
события.
Физ.воспитание
Закрепить
математические
п о н я т и я
ч е р е з
подвижные игры, игры-
соревнования,
через
использование
предметов
определенных форм.
Подвижные игры: Ровным кругом»,
«Построй пирамиду», «Перенеси
мяч», «Раз, два, три – названная
фигура беги», «Найди пару».
Социально-
коммуникативное
развитие
Закрепить форму
геометрических фигур
через рисование разных
предметов, лепку.
Формировать умения
использовать
полученные знания в
сюжетно-ролевой игре
Аппликация+Рисование +Лепка
Превращение фигур в предметы.
составление коллажей, фризов,
альбомов.
Сюжетно-ролевые игры:«Школа»,
«Строители», «Детский сад»,
«Ателье».
Дидактические игры:«Формы»,
«Перевертыши», «Подбери по
цвету и форме», «Какие
фигуры
здесь имеются».
Пальчиковые
игры:«Домик»,
«Колечки», «Чей
домик».
Отгадывание загадок о
геометрических фигурах.
Работа с родителями: изготовление
математических игр:«Колумбово
яйцо», «Танграм», «Монгольская
игра».
Самостоятельная
деятельность
Развивать умение детей
систематизировать
информацию и
презентация проектов
Презентации воспитанников.
Формы реализации проекта:
1.
Непосредственно – образовательная деятельность
ОО «Познание»
ФЭМП.
Беседы:
«Расскажи
о
геометрической
фигуре»,
«Почему
квадрат не катится», «Какие геометрические фигуры и тела ты
знаешь»
ОО
«Коммуникация»
Составление описательных рассказов о фигурах, предметах
заданной формы.
Составление рассказов, сказок.
ОО «Чтение
художественной
литературы».
РНС «Колобок», «Теремок» В.Катаев «Цветик – семицветик»
Стихотворение А.Ю. Кожевников «Учим формы
предметов».
В. Житомирский « Математическая азбука».
Р. Каус. «Медвежонок Миша».
Физ. воспитание.
Подвижные игры: «Ровным кругом», «Построй пирамиду»,
«Перенеси мяч», «Раз, два, три – названная фигура беги»,
«Найди пару».
3. Этап: Заключительный
Итог проекта:
Проект
позволил
детям
расширить
знания
о
геометрических
фигурах,
телах,
сформированы умения использовать эти знания в самостоятельной деятельности.
Проектная
деятельность
стимулировала
у
воспитанников
развитие
логического
мышления, мыслительных операций, повысила мотивацию к исследовательской
деятельности. У родителей сформирован стойкий интерес к творчеству, совместно
с детьми.
Продукты проектной деятельности
1
.«Геометрический
фриз»
- Создание
геометрического
панно
«Город
геометрических фигур»
2. Коллаж «Превращение фигур в предметы»
3.Создание книжек - малышек с загадками и сказками, оформление его
детскими рисунками.
4. Коллаж «Удивительные фигуры»
5.
Развлечение «Путешествие в город геометрических фигур»
Используемая литература:
1
.
Н. Ехевич, Б. Никитин «Развивающие игры для детей», М: «ТОМО», 1990 г.
2.
З.А. Михайлова «От трех до семи», СПб: « Детство-пресс»,2003г.
3.
В.Г. Житомирский,
Л.Н. Шиврин «Геометрия для малышей», М: «Педагогика»,
1978
г.
4.
В. Волина «Математика», Екатеринбург: АРТ ЛТД, 1997 г.
5. М.М.Безруких. Т.А.Филиппова. «Ступеньки к школе» 2015г.