"Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы ДОУ"
Автор: Добрынина Жанна Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР детский сад № 28" Населённый пункт: город Чита Наименование материала: Статья Тема: "Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы ДОУ" Раздел: дошкольное образование
Здоровьесберегающие технологии – технологии, направленные на
сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического
процесса. в детском саду
Цель здоровьесберегающих технологиий:
формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-
гигиенических требований и здоровьесберегающее поведение в
повседневной жизни,
Задачи здоровьесберегающих технологиий:
- Формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение в
специально созданных и жизненных ситуациях;
- Обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями;
- Развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в
повседневной жизни;
- Корректировать проявление эмоциональных трудностей детей
(тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка)
- Уметь объяснять, выражая в речи, свое здоровьесберегающее и
здоровьеукрепляющее поведение.
Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные
возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры,
навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного
образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с
учётом возрастных и психологических возможностей детей.
В воспитательно – образовательном процессе здоровьесберегающие
технологии направлены на:
1.Стимулирование и сохранение здоровья:
Пальчиковая гимнастика.
Проводится для развития мелкой моторики и для развлечения детей,
стимулирует развитие пальцев рук.
Гимнастика для глаз.
Необходима для сохранения зрения. Упражнения для глаз используем
для профилактики нарушения зрения, они снимают зрительное
напряжение, укрепляют глазные мышцы
Дыхательная гимнастика.
Очень важно уделять внимание правильному дыханию. Важно, чтобы
дети дышали не поверхностно, а полной грудью.
Динамические паузы во время занятия (физкультминутки).
Они развлекают детей, создают благоприятную для обучения
атмосферу, несут элементы релаксации, снимают нервное напряжение
от перегрузок.
Подвижные игры.
В детском саду подвижные игры имеют большое значение. Дети
удовлетворяют свою потребность в движении, общении друг с другом,
и при этом получают необходимую для развития информацию.
Хороводные игры.
Хороводные игры развивают чувство ритма и музыкального слуха,
способствуют совершенствованию двигательных навыков, располагают
детей друг к другу, раскрепощают их.
2. Обучение здоровому и правильному образу жизни;
Утренняя гимнастика.
Каждодневное проведение утренней гимнастики (естественно, под
руководством взрослых) постепенно приучает ребёнка к физическим
упражнениям и связывает их с положительными эмоциями, приятными
мышечными ощущениями, которые вызывают только
жизнерадостность.
Бодрящая гимнастика.
Как комплекс мер, направленных на обучение здоровому образу жизни.
Это упражнения, выполняемые детьми после дневного сна. Можно
выполнять эти упражнения на кроватках.
Занятия по физической культуре.
Главной задачей занятий по физической культуре является
формирование необходимых двигательных навыков и умений, развитие
физических качеств.
Физкультурные праздники – соревнования, эстафеты.
Спортивные праздники оказывают значительное влияние на
нормальный рост ребёнка, на развитие всех органов и тканей. А если
спортивные мероприятия проводятся на свежем воздухе, то они
закаливают организм.
3. Коррекцию состояния детей:
Массаж и самомассаж.
Основная цель массажа – снятие нервного напряжения, общее
расслабление, улучшение работы внутренних органов и систем
жизнедеятельности.
Артикулярный массаж.
Массаж ушных раковин - артикулярный – применяется с самого
раннего возраста. Он помогает развиваться всем системам организма,
улучшает интеллектуальные способности. Активизирует работу всех
без исключения органов и систем тела.
Музыкотерапия.
Музыкотерапия как целостное использование музыки в качестве
основного и ведущего фактора воздействия на развитие ребенка
включает такие направления, как вокалотерапия (пение, музыкотерапия
в движениях), танцы, музыкально-ритмические игры, музицирование
на музыкальных инструментах.
Сказкотерапия.
Сказкотерапия или «лечение сказкой» – это новое молодое течение в
прикладной психологии, которое используют психологи и педагоги
Изотерапия.
Как самостоятельный метод арт – терапии, изотерапия разгружает
нервную систему, стимулирует развитие моторики, успокаивает
психику.
Логоритмика.
Совместно с музыкальным руководителем проводятся логоритмические
упражнения. Выполняют движения с речевым сопровождением. В
результате улучшается речь ребёнка.
Артикуляционная гимнастика.
По рекомендациям логопеда на занятиях по развитию речи и обучению
грамоте провожу артикуляционную гимнастику для формирования
правильного произношения звуков.
Арт – терапия.
« Арт – терапия - одно из направлений современной психотерапии, в
котором основным средством достижения позитивных
психологических изменений является творчество
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий, применяемых в
комплексе в детском саду, имеет оздоровительную направленность, а
используемая здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у
ребёнка привычку к здоровому образу жизни. Улучшаются показатели
физического развития, эмоционального состояния детей, наблюдается
благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников,
повышается уровень общей физической подготовленности детей. Это
очень хорошо просматривается и анализируется в течение пятилетнего
пребывания ребёнка в детском саду.