Напоминание

Современные педагогические технологии


Автор: Бренько Татьяна Юрьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №12 с углубленным изучением английского языка
Населённый пункт: Пятигорск Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Современные педагогические технологии
Раздел: среднее образование





Назад





Современные педагогические технологии.
Поиски ответов не только на вопросы «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но и на вопрос «как учить результативно?» привели ученых и практиков к попытке «технологизировать» учебный процесс, т. е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление – педагогические технологии. Педагогические технологии имеют два источника. Первый - производственные процессы и конструкторские дисциплины, связывающие тем или иным способом технику и человека и составляющие систему «человек — техника — цель». В этом смысле технология определяется как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойства, формы сырья, материала в процессе производства продукции. Можно привести и другие определения этого понятия, но, в сущности, все они отражают основные характерные признаки технологии: технология — категория процессуальная; она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта; технология направлена на проектирование и использование эффективных экономических процессов. Второй источник — сама педагогика. Ещё А. Макаренко называл педагогический процесс особым образом организованным «педагогическим производством», ставил проблемы разработки «педагогической техники». Он отмечал: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди... Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учёт операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка». Приоритетом современного образования должно стать обучение ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности школьника, что обуславливает переход к новой парадигме образования.
Современное развитие образования характеризуется сменой парадигм, переходом от парадигмы обучения к парадигме учения. Парадигма учения связана с самостоятельным осознанным освоением знания каждым обучающимся, с конструированием «выращиванием» знаний. Не все компоненты вступают в противоречие между собой, здесь действуют принцип сочетание традиций и инноваций в образовательном процессе. Под понятием «педагогическая технология» подразумевается определенное нормированное устройство учебного процесса (форма организации, содержание, методы подготовки, продукты и результаты на выходе) или учебной деятельности, которое целевым образом меняет школьников или позволяет им измениться самостоятельно. Каждая конкретная технология имеет собственное назначение, границы применения и возможности в инновационной подготовке. Системы массовой подготовки людей построены на педагогических технологиях. При помощи педагогических технологий одни люди осуществляют преобразования в других людях: выращивают способности, формируют сознание, передают умения и навыки, ставят позицию, организуют пространство деятельности и обозначают жизненные ориентации, цели и устремления. Предметом педагогической технологии являются конкретные практические взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности, организованные на основе четкого структурирования, систематизации, программирования, стандартизации способов и приемов обучения или воспитания, в т.ч. с использованием компьютеризации и технических средств. В результате достигается устойчивый, позитивный результат в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, в формировании социально ценных форм и привычек поведения. Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки (область педагогической теории), исследующей и проектирующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы алгоритмов,
способов и регулятивов деятельности, и в качестве реального процесса обучения и воспитания. Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. Мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности, для участия е воспитательных событиях школы 2. Создавать психологический комфорт ученика, создавать условия для возникновения реальной «ситуации успеха» учащегося в образовательном пространстве учебного заведения 3. Создавать среду для развития мыслительных способностей учеников через овладение определенными мыслительными операциями 4. Строить на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных 5. Построено на фундаменте применения в учебно-воспитательном процессе субъект -субъектного характера взаимоотношений, использовании групповых форм организации учебного прогресса 6. Обеспечивается организация поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях 7. Проектируется с опорой на зону ближайшего развития ученика и осуществляется перевод в зону ближайшего развития. Другими словами, обучение должно создавать зону затруднений для учащихся Новые образовательные цели ставят акценты в развитии потребностно- мотивационной сферы учащегося.В эмоционально-волевой сфере выделяют значимость осознания личностного смысла и цели учения, выбора ситуации и пространства «успеха» в деле, деятельности. В области креативного мышления определяют роль приобретения средств мыслительной деятельности. Акценты ставятся на овладение учениками методологическими знаниями, т.е., знаниями о знаниях, которые позволяют самостоятельно открывать неизвестные для себя свойства, особенности, закономерности и пр., находить способы поведения и деятельности в
проблемной ситуации. В учебном процессе могут быть смоделированы ситуации, проблемные для обучаемых, которые они не в состоянии решить репродуктивным образом. Для решения этих ситуаций ученику требуются размышления, коллективные обсуждения, выдвижение гипотез и их проверка, обращение к дополнительной литературе, консультация и помощь педагога. Причины выбора инновационных технологий  Образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс классно-урочной системы.  Позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету.  Они обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно- ориентированного подхода.  Они обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность.  Образовательные технологии обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и к друг другу.  Они проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности.  Образовательные технологии ориентируются на развитие творческой деятельности. Таким образом, педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектирования, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий учащегося и учителя и предполагает реализацию идеи полной управляемостью учебным процессом. Можно заметить, что все новые технологии обучения «рассчитаны» на умение учащихся учиться самостоятельно; но как традиционная дидактика не ставила задачи научить учащихся учиться и использовала элементы
деятельностного подхода для решения лишь частных задач обучения, так и технологии обучения сохраняют этот недостаток. Дидактическая сущность основных известных технологий обучения часто представляет собой развитие не более одного-двух из отмеченных выше параметров. Существующие в настоящее время общедидактические технологии отличаются друг от друга принципами, особенностями средств и способов организации учебного материала и учебного процесса, а также акцентом на определённые компоненты методической системы обучения. Выделим основные из них. Так, существует группа предметно-ориентированных технологий, по ст ро енных на о снове дидактиче ского усовершенствования и реконструирования учебного материала (в первую очередь в учебниках). В – модульно- рейтинговой технологии (П. Яцявичене, К. Вазина, И. Прокопенко и др.) основной акцент сделан на виды и структуру модульных программ (укрупнение блоков теоретического материала с постепенным переводом циклов познания в циклы деятельности), рейтинговые шкалы оценки усвоения. В технологиях «Экология и диалектика» (Л. Тарасов) и «Диалог культур» (В. Библер, С. Курганов) — на переконструирование содержания образования в направлениях диалектизации, культорологизации и интеграции. В технологиях дифференцированного обучения (Н. Гузик, И. Первин, В. Фирсов и др.) и связанных с ним групповых технологиях основной акцент сделан на дифференциацию постановки целей обучения, на групповое обучение и его различные формы, обеспечивающие специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. В т е х н о л о г и я х развивающего обучения ребёнку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности, каждый из которых вносит с в о й с п е ц и ф и ч е с к и й в к л а д в р а з в и т и е л и ч н о с т и . При этом важен мотивационный этап, по способу организации которого выделяются подгруппы технологий развивающего обучения, опирающиеся
на: познавательный интерес (Л. Занков, Д. Эльконин —В. Давыдов), индивидуальный опыт личности (И. Якиманская), творческие потребности (Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов), потребности самосовершенствования (Т. Селевко). К этой же группе можно отнести так называемые природосообразные технологии (воспитания грамотности — А. Кушнир, саморазвития — М. Монтессори); их основная идея — в опоре на заложенные в ребёнке силы развития, которые могут не реализоваться, если не будет подготовленной среды, и при создании этой среды необходимо учитывать прежде всего сенситивность — наивысшую восприимчивость к тем или иным внешним явлениям. В технологиях, основанных на коллективном способе обучения (В. Дьяченко, А. Соколов, А. Ривин, Н. Суртаева и др.), обучение происходит путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. К педагогическим технологиям на основе личностной ориентации учебного процесса относят технологию развивающего обучения, педагогику сотрудничества, технологию индивидуализации обучения (А. Границкая, И. Унт, В. Шадриков); на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся — игровые технологии, проблемное обучение, программированное обучение, использование схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Шаталов), компьютерные (новые информационные) технологии (И. Роберт и др.). Последние с использованием для предъявления информации языков программирования транслируют её на машинный язык. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев) основывается на следующих положениях: главная причина неуспеваемости детей в школе — плохое чтение; психологическая причина плохого чтения и счёта — недостаточность оперативной памяти; основой технологии развития общеучебных умений должна служить диагностика и самодиагностика;
важно преемственность и постоянное поддержание достигнутого уровня умений. Большинство так называемых альтернативных технологий — Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер), технология свободного труда (С. Френе), технология вероятностного образования (А. Лобок), технология мастерских (П. Коллен, А. Окунев) представляют собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса. Эти технологии используют педагогику отношений (а не требований), природосообразный учебный процесс (отличающийся от урока и по конструкции, и по расстановке образовательных и воспитывающих акцентов), всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, без оценочную творческую деятельность учащихся. К ним, по- видимому, можно отнести и технологию интеграции различных школьных дисциплин, цель которых — создать у учащихся в результате образования более отчётливую единую картину мира и мироощущения. Технологии авторских (инновационных) школ построены на оригинальных (авторских) идеях, которые, как правило, понятны из их названия. Это — школа адаптирующей педагогики (Е. Ямбург, Б. Бройде), школа самоопределения (А. Тубельский), «Русская школа» (И. Гончаров, Л. Погодина), школа-парк (М. Балабан), агрошкола (А. Католиков). Литература 1. Гузеев В.В. Оценка, рейтинг, тест // Школьные технологии. 1998. № 3. 2. Кларин MJ5. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. М.: Народное образование, 1998. 3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 4 . Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000. 5 . Питюков В.Ю. Что такое педагогическая технология. (Воспитание школьников)- М., 1995.


В раздел образования