Автор: Бренько Татьяна Юрьевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ СОШ №12 с углубленным изучением английского языка Населённый пункт: Пятигорск Ставропольский край Наименование материала: статья Тема: Современные педагогические технологии Раздел: среднее образование
Современные педагогические технологии.
Поиски ответов не только на вопросы «чему учить?», «зачем учить?», «как
учить?», но и на вопрос «как учить результативно?» привели ученых и
практиков к попытке «технологизировать» учебный процесс, т. е. превратить
обучение
в
своего
рода
производственно-технологический
процесс
с
гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось
направление – педагогические технологии.
Педагогические технологии имеют два источника.
Первый
-
производственные
процессы
и
конструкторские
дисциплины,
связывающие тем или иным способом технику и человека и составляющие
систему
«человек
—
техника
—
цель».
В
этом
смысле
технология
определяется как совокупность методов обработки, изготовления, изменения
состояния,
свойства,
формы
сырья,
материала
в
процессе
производства
продукции. Можно привести и другие определения этого понятия, но, в
сущности, все они отражают основные характерные признаки технологии:
технология — категория процессуальная; она может быть представлена как
совокупность методов изменения состояния объекта; технология направлена
на проектирование и использование эффективных экономических процессов.
Второй
источник
—
сама
педагогика.
Ещё
А.
Макаренко
называл
педагогический процесс особым образом организованным «педагогическим
производством», ставил проблемы разработки «педагогической техники». Он
отмечал:
«Наше
педагогическое
производство
никогда
не
строилось
по
технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди... Именно
поэтому
у
нас
просто
отсутствуют
все
важные
отделы
производства:
технологический
процесс,
учёт
операций,
конструкторская
работа,
применение
конструкторов
и
приспособлений,
нормирование,
контроль,
допуски и браковка».
Приоритетом
современного
образования
должно
стать
обучение
ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности школьника,
что обуславливает переход к новой парадигме образования.
Современное
развитие
образования
характеризуется
сменой
парадигм,
переходом от парадигмы обучения к парадигме учения.
Парадигма учения связана с самостоятельным осознанным освоением знания
каждым обучающимся, с конструированием «выращиванием» знаний.
Не все компоненты вступают в противоречие между собой, здесь действуют
принцип сочетание традиций и инноваций в образовательном процессе.
Под понятием «педагогическая технология» подразумевается определенное
нормированное
устройство
учебного
процесса
(форма
организации,
содержание,
методы
подготовки,
продукты
и
результаты
на
выходе)
или
учебной деятельности, которое целевым образом меняет школьников или
позволяет им измениться самостоятельно. Каждая конкретная технология
имеет
собственное
назначение,
границы
применения
и
возможности
в
инновационной подготовке.
Системы
массовой
подготовки
людей
построены
на
педагогических
технологиях.
При
помощи
педагогических
технологий
одни
люди
осуществляют преобразования в других людях: выращивают способности,
формируют
сознание,
передают
умения
и
навыки,
ставят
позицию,
организуют
пространство
деятельности
и
обозначают
жизненные
ориентации, цели и устремления.
Предметом педагогической технологии являются конкретные практические
взаимодействия
учителей
и
учащихся
в
любой
области
деятельности,
организованные
на
основе
четкого
структурирования,
систематизации,
программирования,
стандартизации
способов
и
приемов
обучения
или
воспитания, в т.ч. с использованием компьютеризации и технических средств.
В
результате
достигается
устойчивый,
позитивный
результат
в
усвоении
учащимися знаний, умений и навыков, в формировании социально ценных
форм и привычек поведения.
Таким
образом,
педагогическая
технология
функционирует
и
в
качестве
науки
(область
педагогической
теории),
исследующей
и
проектирующей
наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы алгоритмов,
способов
и
регулятивов
деятельности,
и
в
качестве
реального процесса
обучения и воспитания.
Образовательное пространство становится развивающим, если…
1. Мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения
учебной деятельности, для участия е воспитательных событиях школы
2.
Создавать
психологический
комфорт
ученика,
создавать
условия
для
возникновения реальной «ситуации успеха» учащегося в образовательном
пространстве учебного заведения
3. Создавать среду для развития мыслительных способностей учеников через
овладение определенными мыслительными операциями
4. Строить на применении в образовательном пространстве школы группы
проблемных методов, эвристических, рефлексивных
5. Построено на фундаменте применения в учебно-воспитательном процессе
субъект -субъектного характера взаимоотношений, использовании групповых
форм организации учебного прогресса
6.
Обеспечивается
организация
поисковой
продуктивной
деятельности
учащихся на занятиях
7.
Проектируется
с
опорой
на
зону
ближайшего
развития
ученика
и
осуществляется перевод в зону ближайшего развития.
Другими
словами,
обучение
должно
создавать
зону
затруднений
для
учащихся
Новые
образовательные
цели
ставят
акценты
в
развитии
потребностно-
мотивационной сферы учащегося.В эмоционально-волевой сфере выделяют
значимость осознания личностного смысла и цели учения, выбора ситуации и
пространства
«успеха»
в
деле,
деятельности.
В
области
креативного
мышления
определяют
роль
приобретения
средств
мыслительной
деятельности.
Акценты
ставятся
на
овладение
учениками
методологическими знаниями, т.е., знаниями о знаниях, которые позволяют
самостоятельно
открывать
неизвестные
для
себя
свойства,
особенности,
закономерности
и
пр.,
находить
способы
поведения
и
деятельности
в
проблемной
ситуации.
В
учебном
процессе
могут
быть
смоделированы
ситуации, проблемные для обучаемых, которые они не в состоянии решить
репродуктивным образом. Для решения этих ситуаций ученику требуются
размышления, коллективные обсуждения, выдвижение гипотез и их проверка,
обращение к дополнительной литературе, консультация и помощь педагога.
Причины выбора инновационных технологий
Образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс
классно-урочной системы.
Позволяют
достигать
поставленных
программой
и
стандартом
образования целей по конкретному учебному предмету.
Они обеспечивают внедрение основных направлений педагогической
стратегии:
гуманизации,
гуманитаризации
образования
и
личностно-
ориентированного подхода.
Они
обеспечивают
интеллектуальное
развитие
учащихся,
их
самостоятельность.
Образовательные
технологии
обеспечивают
доброжелательность
по
отношению к учителю и к друг другу.
Они проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его
личности.
Образовательные технологии ориентируются на развитие творческой
деятельности.
Таким образом, педагогическая технология есть продуманная во всех деталях
модель
совместной
учебной
и
педагогической
деятельности
по
проектирования,
организации
и
проведению
учебного
процесса
с
безусловным
обеспечением
комфортных
условий
учащегося
и
учителя
и
предполагает реализацию идеи полной управляемостью учебным процессом.
Можно
заметить,
что
все
новые
технологии
обучения
«рассчитаны»
на
умение учащихся учиться самостоятельно; но как традиционная дидактика не
ставила
задачи
научить
учащихся
учиться
и
использовала
элементы
деятельностного подхода для решения лишь частных задач обучения, так и
технологии обучения сохраняют этот недостаток. Дидактическая сущность
основных известных технологий обучения часто представляет собой развитие
не более одного-двух из отмеченных выше параметров. Существующие в
настоящее время общедидактические технологии отличаются друг от друга
принципами,
особенностями
средств
и
способов
организации
учебного
материала
и
учебного
процесса,
а
также
акцентом
на
определённые
компоненты методической системы обучения. Выделим основные из них.
Так,
существует
группа
предметно-ориентированных
технологий,
по ст ро енных
на
о снове
дидактиче ского усовершенствования
и
реконструирования учебного материала (в первую очередь в учебниках). В –
модульно- рейтинговой технологии (П. Яцявичене, К. Вазина, И. Прокопенко
и др.) основной акцент сделан на виды и структуру модульных программ
(укрупнение
блоков
теоретического
материала
с
постепенным
переводом
циклов
познания
в
циклы
деятельности),
рейтинговые
шкалы
оценки
усвоения. В технологиях «Экология и диалектика» (Л. Тарасов) и «Диалог
культур» (В. Библер, С. Курганов) — на переконструирование содержания
образования
в
направлениях
диалектизации,
культорологизации
и
интеграции.
В
технологиях дифференцированного обучения (Н. Гузик, И. Первин, В.
Фирсов и др.) и связанных с ним групповых технологиях основной акцент
сделан
на
дифференциацию
постановки
целей
обучения,
на
групповое
обучение и его различные формы, обеспечивающие специализацию учебного
процесса для различных групп обучаемых.
В
т е х н о л о г и я х развивающего
обучения
ребёнку
отводится
роль
самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это
взаимодействие включает все этапы деятельности, каждый из которых вносит
с в о й
с п е ц и ф и ч е с к и й
в к л а д
в
р а з в и т и е
л и ч н о с т и .
При
этом
важен
мотивационный
этап,
по
способу
организации
которого
выделяются подгруппы технологий развивающего обучения, опирающиеся
на:
познавательный
интерес
(Л.
Занков,
Д.
Эльконин
—В.
Давыдов),
индивидуальный опыт личности (И. Якиманская), творческие
потребности
(Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов), потребности самосовершенствования
(Т.
Селевко).
К
этой
же
группе
можно
отнести
так
называемые
природосообразные
технологии
(воспитания
грамотности
—
А.
Кушнир,
саморазвития
—
М.
Монтессори);
их
основная
идея
—
в
опоре
на
заложенные в ребёнке силы развития, которые могут не реализоваться, если
не будет подготовленной среды, и при создании этой среды необходимо
учитывать прежде всего сенситивность — наивысшую восприимчивость к
тем или иным внешним явлениям.
В технологиях, основанных на коллективном способе обучения (В. Дьяченко,
А.
Соколов,
А.
Ривин,
Н.
Суртаева
и
др.),
обучение
происходит
путём
общения
в
динамических
парах,
когда
каждый
учит
каждого,
особое
внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и
используемые при этом средства обучения.
К педагогическим технологиям на основе личностной ориентации учебного
процесса
относят
технологию
развивающего
обучения,
педагогику
сотрудничества, технологию индивидуализации обучения (А. Границкая, И.
Унт, В. Шадриков); на основе активизации и интенсификации деятельности
учащихся — игровые технологии, проблемное обучение, программированное
обучение, использование схемных и знаковых моделей учебного материала
(В.
Шаталов),
компьютерные
(новые
информационные)
технологии
(И.
Роберт и др.). Последние с использованием для предъявления информации
языков программирования транслируют её на машинный язык. Технология
совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)
основывается на следующих положениях: главная причина неуспеваемости
детей в школе — плохое чтение; психологическая причина плохого чтения и
счёта — недостаточность оперативной памяти; основой технологии развития
общеучебных
умений
должна
служить
диагностика
и
самодиагностика;
важно
преемственность
и
постоянное
поддержание
достигнутого
уровня
умений.
Большинство так называемых альтернативных технологий — Вальдорфская
педагогика
(Р.
Штейнер),
технология
свободного
труда
(С.
Френе),
технология вероятностного образования (А. Лобок), технология мастерских
(П. Коллен, А. Окунев) представляют собой альтернативу классно-урочной
организации
учебного
процесса.
Эти
технологии
используют
педагогику
отношений
(а
не
требований),
природосообразный
учебный
процесс
(отличающийся
от
урока
и
по
конструкции,
и
по
расстановке
образовательных
и
воспитывающих
акцентов),
всестороннее
воспитание,
обучение
без
жёстких
программ
и
учебников,
метод
проектов
и
методы
погружения, без оценочную творческую деятельность учащихся. К ним, по-
видимому, можно отнести и технологию интеграции различных школьных
дисциплин, цель которых — создать у учащихся в результате образования
более отчётливую единую картину мира и мироощущения.
Технологии авторских (инновационных) школ построены на оригинальных
(авторских) идеях, которые, как правило, понятны из их названия. Это —
школа
адаптирующей
педагогики
(Е.
Ямбург,
Б.
Бройде),
школа
самоопределения
(А.
Тубельский),
«Русская
школа»
(И.
Гончаров,
Л.
Погодина), школа-парк (М. Балабан), агрошкола (А. Католиков).
Литература
1.
Гузеев В.В. Оценка, рейтинг, тест // Школьные технологии. 1998. № 3.
2.
Кларин MJ5. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ
зарубежного опыта. М.: Народное образование, 1998.
3.
Селевко
Г.К. Современные
образовательные
технологии:
Учебное
пособие. М.: Народное образование, 1998.
4 . Полат
Е.С. Новые педагогические
и информационные технологии в
системе образования. М., 2000.
5 . Питюков
В.Ю. Что
такое
педагогическая
технология.
(Воспитание
школьников)- М., 1995.