Напоминание

Развитие мелкой моторике и постановка звуков в игровой форме


Автор: Семенова Ксения Владимировна
Должность: студент-магистрант,специального дефектологического образование, программа "логопедия"
Учебное заведение: МОН РФ ГО УВПО "КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИ
Населённый пункт: Краснодарский край, г.Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие мелкой моторике и постановка звуков в игровой форме
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развития мелкой моторики и постановка звуков в игровой форме.
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Дошкольное воспитание состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и способностей ребёнка, его неповторимости и самобытности. Речь является сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Фонетико- фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам. Правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации. Среди расстройств языка и речи у детей нарушения звуковой ее стороны являются наиболее распространенными. Анализ особенностей произношения у детей шестого года жизни показал, что до 50% воспитанников детских дошкольных учреждений имеют отклонения в речевом развитии и оказываются не подготовленными к школьному обучению. Отклонения в речевом развитии могут иметь как ярко выраженные внешние признаки, так и особенности, системно охватывающие различные уровни речевой деятельности и языковой системы. В этих условиях необходимо оказать ребёнку соответствующую коррекционную помощь, развивать моторику пальцев рук, для того, чтобы ликвидировать трудности, возникающие при нарушении произношения у детей Актуальным становится, то что нарушения звукопроизношения отрицательно влияют на формирование личности ребенка, которые могут вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально- волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Отсюда - необходимость повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по формирования звукопроизношения детей. В последнее время всё чаще встречаются дети с нарушением в звукопроизношении. Одной из частых причин является неумение владеть своим артикуляционным аппаратом. При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюстей, из-за этого звуки особенно в потоке речи, звучат смазано. Нарушается динамика движения. Они становятся вялыми,замедленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит четкость произнесения звуков. Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей подверженных частым заболеваниям, у них задерживается усвоение
системы звукопроизношения. Вследствие этого они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. Основной целью моей работы над опытом, является: выявить влияние мелкой моторики рук на коррекцию звукопроизношения у детей 6-7 летнего года жизни, а так же формирование правильного звукопроизношения путём проведения специальных занятий, включающих в себя задания по развитию мелкой моторики. Основными задачами обучения являются: -развитие мелкой моторики; -развитие точности и координации движений, ритмичности и гибкости рук; -коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения; -формирование и развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи; -развивать умение действовать по словесным инструкциям педагога, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями; -совершенствование движений рук; -развитие психических процессов; Задача педагогов, детских психологов и логопедов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка, но для этого следует знать основные
пути ее развития и совершенствования:
1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. 2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками): упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, вверх, в стороны); · специальные упражнения на столе (выполняются сидя). 3. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.) 4. Теневой, пальчиковый театр. 5. Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым карандашом).
6. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки. 7. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами. 8. Выкладывание фигур из четных палочек. 9. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др. 10. Домашние дела: · перемотка ниток; · завязывание и развязывание узелков; уход за срезанными и живыми цветами; чистка металла; Разнообразие мелкой моторики способствует раннему речевому развитию малыша и на его общие интеллектуальные способности. Дело в том, что упражнения по развитию мелкой моторики, одновременно развивают несколько отделов головного мозга и положительно отражаются на общем интеллектуальном развитии малыша. Развитая мелкая моторика и речь способствуют ребёнку быстрее находить общение с окружающими, в сравнении со сверстниками с плохо поставленной речью и скудным запасом мелкой моторики. Но как определить, а хорошо ли сформирована мелкая моторика у малыша трех лет? Для этого предложите ему выполнить ряд заданий в форме игры. Попросите его, например, собрать матрёшки, пирамидку; завязать и развязать на ленточке или шнурках узелок, нанизать на нитки бусинки, застегнуть пуговицы на верхней одежде. И п р и э т о м о б р а т и т е в н и м а н и е : 1 . Н а т е м п в ы п о л н е н и я з а д а н и я ; 2 . Н а н а п р я ж е н и е к и с т е й и п а л ь ц е в ; 3. Правильность выполнения действий. Если ребёнок выполнил все задания без затруднений, то это значит, что у него мелкая моторика сформирована хорошо. Но если в процессе выполнения заданий у него что-то не получилось: например, пальчики оказались малоподвижными, то это явный признак недостаточно сформированной мелкой моторики, на что ежедневно следует уделять больше времени.
В основной части занятия педагог дает новые задания с учетов индивидуальных особенностей ребенка. Упражнения с теннисными мячами можно выполнять в любом положении (сидя, стоя, лежа и т.д) При их выполнении необходимо обращать внимание и на дыхание, так как часто при выполнении сложных двигательных действий у ребенка учащается или наоборот задерживается дыхание. И в итоге это приводит к переутомлению. Для развития мелкой моторики и умственного развития малыша мы предлагаем комплекс упражнений, которые можно выполнять как в детском с а д у , т а к и в д о м а ш н и х у с л о в и я х : 1 . Мяч в опущенных руках на выдохе поднимаемся на носочки и поднимаем р у к и в в е р х . П р и э т о м п р о и з н о с и м протяжно звук « У Х ! » . 2 . Мяч прижат двумя руками к груди, сжимаем мяч и произносим «П». 3 . Мяч между ладоней, катаем его с небольшим приседанием и протяжно п р о и з н о с и м з в у к и А , У , О , И . 4 . Мяч на поверхности, катаем мяч вперед и назад ребром ладони и п р о г о в а р и в а е м Р . 5. Обхватываем мяч правой и левой рукой, проговаривая АМ., АП, АК, АВ и т.д. 6 . Мяч лежит на поверхности ребенок поочередно касается каждым пальцем м я ч а и п р о и з н о с и т Д А , Б А , М А , К А и т . д . 7. Мяч лежи на поверхности, ребенок постукиваем по мячу, и произносит ТУК, ТУК 8. Ребенок перекладывает мяч из одной руки в другую и произносит Б, П, Ш, Ч. Все звуки произносятся на выдохе. Данный комплекс можно использовать как в индивидуальной работе, так и в групповой. Главное, чтобы педагог мог контролировать все действия и во время поправлять. П ри формировании мелкой моторики, для развития рук и пальцев, наряду с упражнением с помощью малого мяча диаметром 10 см., можно использовать и теннисные мячи. Следует отметить, что дети с удовольствием катают их по полу. Но задача педагога заключается не только в том, чтобы ребёнок просто катал теннисный мяч по полу и тем самым развивал свою мелкую моторику рук и ног, а чтобы при этом у него одновременно развивалось и умственное мышление. А для этого педагог усложняет это задание. Так, например, катаем мяч по кругу только подушечками пальцев и при этом п р о г о в а р и в а е м з в у к « О » ; 2. Катаем теннисный мяч вперёд-назад и проговариваем звук «Р»; 3 . П р и с ж и м а н и и м я ч а п р о и з н о с и м з в у к « М » ; 4. Перекатываем мяч из одной руки в другую под звук «П».
При этом очень важно видеть настрой ребёнка, его готовность к занятию, увлечённость. Если ребёнок вялый, то вначале необходимо дать несколько игровых, но не сложных заданий, как например, подбросить и поймать мяч, ударить мяч о пол и подпрыгнуть. И только после того, как ребёнок заинтересовался происходящим, можно переходить к занятию. Занятие с мячом, обычно, рассчитано на 15-20 минут. Оно состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть составляет 3-5 минут. Ребёнок в это время выполняет уже знакомые ему движения. Педагог оценивает степень их освоения, вносит, при необходимости, более сложную форму выполнения задания. В основной части занятия педагог дает новые задания с учетов индивидуальных особенностей ребенка. В заключительной части выполняются упражнения на восстановления дыхания и пальчиковая гимнастика. Детям очень нравится в конце занятия потрясти пальчиками, проимитировать игру на пианино, и т.д. Не надо забывать , что работа с детьми ведется не только воспитателями, но и родителями, поэтому все домашние задания должны выполняться в соответствии с требованиями педагогов и родителям необходимо прислушиваться к их советам. На развитие мелкой моторики и умственного развития ребёнка немаловажное значение имеет выбор игрушек для малыша. Для этой цели более подходят игрушки с мелкими деталями, шнуровкой, палочками и сквозными отверстиями. Чем больше деталей у игрушки, тем лучше. Среди игрушек малыша обязательно должны быть пазлы, мозаика, конструктор, которые развивают одновременно мелкую моторику, мышление, воображение и полезные навыки. С возрастом детали конструктора должны уменьшаться. Помните, что детям, чья мелкая моторика рук развита хуже, сложнее даётся письмо в начальной школе из-за того, что их пальцам и кистям не хватает элементарной ловкости. Поэтому, таким детям трудно справиться с палочками и крючками на бумаге. Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники