Развитие мелкой моторике и постановка звуков в игровой форме
Автор: Семенова Ксения Владимировна Должность: студент-магистрант,специального дефектологического образование, программа "логопедия" Учебное заведение: МОН РФ ГО УВПО "КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИ Населённый пункт: Краснодарский край, г.Краснодар Наименование материала: Статья Тема: Развитие мелкой моторике и постановка звуков в игровой форме Раздел: дошкольное образование
Развития мелкой моторики и постановка звуков в игровой форме.
В
современных
условиях
функционирования
и
развития
дошкольного
образования,
как
никогда
остро
стоит
задача
повышения
эффективности
обучения и воспитания подрастающего поколения. Дошкольное воспитание
состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, а прежде всего в
создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и
развития
индивидуальных
возможностей
и
способностей
ребёнка,
его
неповторимости и самобытности.
Речь является сложной функциональной системой, в основе которой
лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Фонетико-
фонематическая
сторона
речи
является
показателем
общей
культуры
речи,
соответствия речи говорящего произносительным нормам. Правильная речь
является
одной
из
важнейших
предпосылок
дальнейшего
полноценного
развития ребенка, процесса социальной адаптации. Среди расстройств языка и
речи
у
детей
нарушения
звуковой
ее
стороны
являются
наиболее
распространенными.
Анализ
особенностей
произношения
у
детей
шестого
года
жизни
показал, что до 50% воспитанников детских дошкольных учреждений имеют
отклонения
в
речевом
развитии
и
оказываются
не
подготовленными
к
школьному обучению. Отклонения в речевом развитии могут иметь как ярко
выраженные внешние признаки, так и особенности, системно охватывающие
различные уровни речевой деятельности и языковой системы. В этих условиях
необходимо
оказать
ребёнку
соответствующую
коррекционную
помощь,
развивать моторику пальцев рук, для того, чтобы ликвидировать трудности,
возникающие при нарушении произношения у детей
Актуальным
становится,
то
что
нарушения
звукопроизношения
отрицательно
влияют
на
формирование
личности
ребенка,
которые
могут
вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-
волевой
сферы,
способствовать
развитию
отрицательных
качеств
характера
(застенчивости,
нерешительности,
замкнутости,
негативизма,
чувства
неполноценности).
Отсюда
-
необходимость
повышения
эффективности
коррекционно-логопедической
работы
по
формирования
звукопроизношения
детей.
В
последнее
время
всё
чаще
встречаются
дети
с
нарушением
в
звукопроизношении. Одной из частых причин является неумение владеть своим
артикуляционным
аппаратом.
При
нарушениях
двигательной
функции
артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения
языка, губ, челюстей, из-за этого звуки особенно в потоке речи, звучат смазано.
Нарушается
динамика
движения.
Они
становятся
вялыми,замедленными.
Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на
другое. А от скорости переключения зависит четкость произнесения звуков.
Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у
детей
подверженных
частым
заболеваниям,
у
них
задерживается
усвоение
системы звукопроизношения. Вследствие этого они долгое время не умеют
различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции.
Основной целью моей работы над опытом, является: выявить влияние
мелкой моторики рук на коррекцию звукопроизношения у детей 6-7 летнего
года жизни, а так же формирование правильного звукопроизношения путём
проведения специальных занятий, включающих в себя задания по развитию
мелкой моторики.
Основными задачами обучения являются:
-развитие мелкой моторики;
-развитие точности и координации движений, ритмичности и гибкости рук;
-коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
-формирование и развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями
речи;
-развивать умение действовать по словесным инструкциям педагога, соразмеряя
индивидуальный
темп
выполнения
с
заданным,
и
умение
самостоятельно
продолжать
выполнение
поставленной
задачи,
контроль
за
собственными
действиями;
-совершенствование движений рук;
-развитие психических процессов;
Задача
педагогов,
детских
психологов
и логопедов –
донести
до
родителей
значение
игр
на
развитие
мелкой
моторики.
Родители
должны
понять:
чтобы
заинтересовать
ребенка
и
помочь
ему
овладеть
новой
информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания
покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка, но для этого следует знать
основные пути ее развития и совершенствования:
1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и
разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также
предплечья.
2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами,
скороговорками, звуками):
упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед
собой, вверх, в стороны);
· специальные упражнения на столе (выполняются сидя).
3. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор,
прищепки, бусины, крупы и др.)
4. Теневой, пальчиковый театр.
5. Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по
клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных
предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная,
горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения
выполняются только простым карандашом).
6. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе
ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное
рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
7. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.
8. Выкладывание фигур из четных палочек.
9. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и
др.
10. Домашние дела:
· перемотка ниток;
· завязывание и развязывание узелков;
уход за срезанными и живыми цветами;
чистка металла;
Разнообразие мелкой моторики способствует раннему речевому развитию
малыша
и
на
его
общие
интеллектуальные
способности.
Дело
в
том,
что
упражнения по развитию мелкой моторики, одновременно развивают несколько
отделов
головного
мозга
и
положительно
отражаются
на
общем
интеллектуальном развитии малыша.
Развитая мелкая моторика и речь способствуют ребёнку быстрее находить
общение с окружающими, в сравнении со сверстниками с плохо поставленной
речью и скудным запасом мелкой моторики.
Но как определить, а хорошо ли сформирована мелкая моторика у малыша
трех лет?
Для этого предложите ему выполнить ряд заданий в форме игры.
Попросите его, например,
собрать матрёшки, пирамидку;
завязать и развязать на ленточке или шнурках узелок,
нанизать на нитки бусинки,
застегнуть пуговицы на верхней одежде.
И
п р и
э т о м
о б р а т и т е
в н и м а н и е :
1 . Н а
т е м п
в ы п о л н е н и я
з а д а н и я ;
2 .
Н а
н а п р я ж е н и е
к и с т е й
и
п а л ь ц е в ;
3. Правильность выполнения действий.
Если ребёнок выполнил все задания без затруднений, то это значит, что у
него мелкая моторика сформирована хорошо.
Но
если
в
процессе
выполнения
заданий
у
него
что-то
не
получилось:
например,
пальчики
оказались
малоподвижными,
то
это
явный
признак
недостаточно сформированной мелкой моторики, на что ежедневно следует
уделять больше времени.
В
основной
части
занятия
педагог
дает
новые
задания
с
учетов
индивидуальных особенностей ребенка.
Упражнения с теннисными мячами можно выполнять в любом положении
(сидя, стоя, лежа и т.д) При их выполнении необходимо обращать внимание и
на дыхание, так как часто при выполнении сложных двигательных действий у
ребенка
учащается
или
наоборот
задерживается
дыхание.
И
в
итоге
это
приводит к переутомлению.
Для
развития
мелкой
моторики
и
умственного
развития
малыша
мы
предлагаем комплекс упражнений, которые можно выполнять как в детском
с а д у ,
т а к
и
в
д о м а ш н и х
у с л о в и я х :
1 . Мяч в опущенных руках на выдохе поднимаемся на носочки и поднимаем
р у к и
в в е р х .
П р и
э т о м
п р о и з н о с и м протяжно
звук
« У Х ! » .
2 . Мяч
прижат
двумя
руками
к
груди,
сжимаем
мяч
и
произносим
«П».
3 . Мяч
между
ладоней,
катаем
его с небольшим приседанием и протяжно
п р о и з н о с и м з в у к и
А ,
У ,
О
,
И .
4 . Мяч
на
поверхности,
катаем
мяч
вперед
и
назад
ребром
ладони
и
п р о г о в а р и в а е м
Р .
5. Обхватываем мяч правой и левой рукой, проговаривая АМ., АП, АК, АВ и
т.д.
6 . Мяч лежит на поверхности ребенок поочередно касается каждым пальцем
м я ч а
и
п р о и з н о с и т
Д А ,
Б А ,
М А ,
К А
и
т . д .
7. Мяч лежи на поверхности, ребенок постукиваем по мячу, и произносит ТУК,
ТУК
8. Ребенок перекладывает мяч из одной руки в другую и произносит Б, П, Ш, Ч.
Все звуки произносятся на выдохе.
Данный комплекс можно использовать как в индивидуальной работе, так и в
групповой. Главное, чтобы педагог мог контролировать все действия и во время
поправлять.
П
ри формировании мелкой моторики, для развития рук и пальцев, наряду с
упражнением с помощью малого мяча диаметром 10 см., можно использовать и
теннисные мячи.
Следует отметить, что дети с удовольствием катают их по полу. Но задача
педагога заключается не только в том, чтобы ребёнок просто катал теннисный
мяч по полу и тем самым развивал свою мелкую моторику рук и ног, а чтобы
при этом у него одновременно развивалось и умственное мышление. А для
этого педагог усложняет это задание.
Так, например, катаем мяч по кругу только подушечками пальцев и при этом
п р о г о в а р и в а е м
з в у к
« О » ;
2.
Катаем
теннисный
мяч
вперёд-назад
и
проговариваем
звук
«Р»;
3 .
П р и
с ж и м а н и и
м я ч а
п р о и з н о с и м
з в у к
« М » ;
4. Перекатываем мяч из одной руки в другую под звук «П».
При этом очень важно видеть настрой ребёнка, его готовность к занятию,
увлечённость.
Если
ребёнок
вялый,
то
вначале
необходимо
дать
несколько
игровых, но не сложных заданий, как например, подбросить и поймать мяч,
ударить
мяч
о
пол
и
подпрыгнуть.
И
только
после
того,
как
ребёнок
заинтересовался происходящим, можно переходить к занятию.
Занятие
с
мячом,
обычно,
рассчитано
на
15-20
минут.
Оно
состоит
из
подготовительной и основной части.
Подготовительная
часть
составляет
3-5
минут.
Ребёнок
в
это
время
выполняет
уже
знакомые
ему
движения.
Педагог
оценивает
степень
их
освоения,
вносит,
при
необходимости,
более
сложную
форму
выполнения
задания.
В
основной
части
занятия
педагог
дает
новые
задания
с
учетов
индивидуальных особенностей ребенка.
В
заключительной
части
выполняются
упражнения
на
восстановления
дыхания и пальчиковая гимнастика. Детям очень нравится в конце занятия
потрясти пальчиками, проимитировать игру на пианино, и т.д.
Не надо забывать , что работа с детьми ведется не только воспитателями, но и
родителями,
поэтому
все
домашние
задания
должны
выполняться
в
соответствии
с
требованиями
педагогов
и
родителям
необходимо
прислушиваться к их советам.
На развитие мелкой моторики и умственного развития ребёнка немаловажное
значение имеет выбор игрушек для малыша. Для этой цели более подходят
игрушки
с
мелкими
деталями,
шнуровкой,
палочками
и
сквозными
отверстиями.
Чем
больше
деталей
у
игрушки,
тем
лучше.
Среди
игрушек
малыша
обязательно
должны
быть
пазлы,
мозаика,
конструктор,
которые
развивают
одновременно
мелкую
моторику,
мышление,
воображение
и
полезные навыки. С возрастом детали конструктора должны уменьшаться.
Помните, что детям, чья мелкая моторика рук развита хуже, сложнее даётся
письмо в начальной школе из-за того, что их пальцам и кистям не хватает
элементарной ловкости. Поэтому, таким детям трудно справиться с палочками и
крючками на бумаге.
Пальчиковые
игры
и
упражнения
не
только
совершенствуют
ловкость
и
точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться
терпению, вырабатывают усидчивость.