Автор: Девичинская Елена Николаевна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МБОУ "Дедовичская СШ №1" Населённый пункт: поселок Дедовичи, Псковская область Наименование материала: программа Тема: Рабочая программа по физической культуре Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дедовичская средняя школа №1»
Рассмотрено
Руководитель МО:
____________/___________/
Протокол № от
« » 201 г.
Согласовано
Заместитель директора по
УВР МБОУ «Дедовичская СШ
№1»:
Русакова С.А./____________/
« » 201 г.
Утверждаю
Директор МБОУ
«Дедовичская СШ №1»:
Елизаров В.Ю.
/____________/
Приказ № от
« » 201 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Девичинской Елены Николаевны
учителя высшей категории
по физической культуре
в 8 классе
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа по физической культуре для 8 класса разработана в соответствии:
-
с Приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении
федерального
компонента
государственных
образовательных
стандартов
начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";
-
с
рекомендациями
Примерной
программы
по
физической
культуре(Примерная
программа по физической культуре. 5-9классы. - М.: Просвещение, 2011 год)
-
с
авторской
программой В.И.Лях
«Физическая
культура
5-9
классы».
–
М.:
Просвещение, 2011 год.
Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ
(ред. от 21.04 2011г.).
Национальная доктрина образования в РФ. Постановление Правительства РФ от
04.10.2000г. № 751.
Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. Распоряжение
правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.
О
продукции
мониторинга
физического
развития
обучающихся.
Письмо
Минобрнауки РФ от 29.03.2010г. № 06-499.
О
Концепции
Федеральной
целевой
программы
развития
образования
на
2011-
2015гг. Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р.
Специфической целью школьного физического воспитания является формирование
разносторонне
физически
развитой
личности,
готовой
к
активной
творческой
самореализации
в
пространстве
общечеловеческой
культуры,
способной
активно
использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения
собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного
отдыха.
Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» в основной
школе направлен на решение следующих задач:
• содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной
осанки, воспитание ценностных ориентаций
на здоровый образ жизни
и привычки
соблюдения личной гигиены;
• обучение основам базовых видов двигательных действий;
•
дальнейшее
развитие
координационных,
скоростно-силовых,
скоростных,
выносливости, силы и гибкости);
• формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими
упражнениями
на
основные
системы
организма,
развитие
волевых
и
нравственных
качеств;
•
выработку
представлений
о
физической
культуре
личности
и
приемах
самоконтроля;
• углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и
инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой
помощи при травмах;
.
Общая характеристика учебного курса
Предметом обучении физической культуре в основной школе является двигательная
активность человека с общеразвиваюшей направленностью. В процессе овладения этой
деятельностью
укрепляется
здоровье,
совершенствуются
физические
качества,
осваиваются
определённые
двигательные
действия,
активно
развиваются
мышление,
творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре
является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с
учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности,
особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Понятийная
база
и
содержание
курса
основаны
на
положениях
нормативно-
правовых актов Российской Федерации, в том числе:
•
требований
к
результатам
освоения
образовательной
программы
основного
общего
образования,
представленной
в
Федеральном
государственном
стандарте
основного общего образования:
• Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
• Закона «Об образовании в Российской Федерации;
Федерального закона «О физической культуре и спорте»;
• Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
• примерной программы основного общего образования по физической культуре;
• Письмо Минобрнауки РФ от 19.11. 2010 г. № 6842-03/30 «О введении третьего
часа физической культуры
в
недельный объём учебной нагрузки обучающихся в
общеобразовательных учреждениях»
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и
вариативной. Программный материал в 8 классах рассчитан на 102 часа в год, в учебном
плане на изучение предмета «Физическая культура» отводится 102 часа.
.
Описание места учебного курса в учебном плане
Курс «Физическая культура» изучается в 8 классе из расчета 3 часа в неделю: в
классе – 102 часа. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура»
был введен приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №889.
Третий час учебного предмета «Физическая культура» использован для увеличения
двигательной
активности
и
развитие
физических
качеств
обучающихся,
внедрение
современных систем физического воспитания.
Содержание учебного предмета
Знания о физической культуре
История физической культуры. Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр
в древности. Исторические сведения о древних Олимпийских играх и особенностях их
проведения.
Виды
состязаний
и
правила
проведения
древних
Олимпийских
игр.
И з в е с т н ы е
у ч а с т н и к и
и
п о бед и т е л и
в
д р е в н и х
О л и м п и й с к и х
и г р а х .
Базовые
понятия
физической
культуры. Физическое
развитие
человека.
Основные
показатели физического развития. Осанка как показатель физического развития; основные
ее
характеристики
и
параметры
(положение
головы
и
тела,
форма
спины
и
стопы);
основные
факторы,
влияющие
на
форму
осанки
(дневная
динамика,
привыкание
к
соответствующей позе и положению тела, недостаточное развитие статической силы и
выносливости и др.). Характеристика основных средств формирования и профилактики
н а р у ш е н и й
о с а н к и ,
п р а в и л а
с о с т а в л е н и я
ко м п л е к с о в
у п р а ж н е н и й .
Физическая
культура
человека. Режим
дня,
его
основное
содержание
и
правила
планирования. Утренняя зарядка и ее влияние на работоспособность. Гигиенические
требования к проведению утренней зарядки, правила выбора и дозировки физических
упражнений, составления комплексов упражнений. Физкультминутки (физкультпаузы) и
их
значение
для
профилактики
утомления.
Гигиенические
требования
к
проведению
физкультминуток (физкультпауз), правила выбора и дозировки физических упражнений,
составления комплексов упражнений, их планирования в режиме учебного дня. Правила
закаливания
организма
способами
обтирания,
обливания,
душ.
Правила
соблюдения
личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями (соблюдение
чистоты тела и одежды).
Способы двигательной ( физкультурной ) деятельности
Организация
и
проведение
занятий
физической
культурой.
Соблюдение
требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе
инвентаря
и
одежды
для
проведения
самостоятельных
занятий
физическими
упражнениями.
Выбор
упражнений
и
составление
индивидуальных
комплексов
физических
упражнений
для
утренней
зарядки,
физкультминуток
и
физкультпауз
(подвижных
перемен).Выполнение
комплексов
упражнений
утренней
зарядки,
физкультминуток и физкультпауз, комплексов упражнений с предметами и без предметов
(по заданию учителя) для формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений.
Оценка
эффективности
занятий
физической
культурой.
Самонаблюдение.
Ведение дневника самонаблюдения за динамикой индивидуального физического развития
по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки, осанке, форме стопы.
Самоконтроль. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий физическими
упражнениями.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная
деятельность
.
Комплексы
упражнений
для
развития гибкости и координации движений, для формирования правильной осанки с
учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы упражнений
утренней зарядки и физкультминуток. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики
для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы: перестроение в движении из колонны по
одному в колонну по 2 и 4 дроблением и сведением; перестроение в движении из колонны
по 2 и 4 в колонну по одному разведением и слиянием.
Упражнения
на
перекладине
(мальчики)
висы
прогнувшисьи
согнувшись;
подтягивание
в
висе;
поднимание
прямых
ног
в
висе.
Девочки
;
смешанные
висы;
подтягивание в висе лежа. Кувырок вперед (назад) в группировке; кувырок вперед ноги
скрестно с последующим поворотом на 180°; кувырок назад из стойки на лопатках в
полушпагат. Опорные прыжки: прыжок ноги врозь через гимнастического козла в ширину
(мальчики); прыжок на гимнастического козла в упор присев и соскок (девочки)..
Легкая атлетика
Высокий старт. Бег с ускорением. Бег на короткие дистанции (30 м и 60 м). Гладкий
равномерный
бег
на
учебные
дистанции
(протяженность
дистанций
регулируется
учителем или учащимися). Прыжки: в длину с разбега способом «согнув ноги»и в высоту
способом «перешагивание».
Метание малого мяча с места в вертикальную цель и на
дальность с разбега. бег с преодолением искусственных и естественных препятствий (по
типу кроссового бега). Упражнения общей физической подготовки.
Спортивные игры
Баскетбол. Упражнения без мяча: основная стойка, передвижение приставными шагами с
изменением направления движения, остановка двумя шагами и прыжком, повороты без
мяча и с мячом. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди и
одной рукой от плеча с места, с шагом, со сменой места после передачи; бросок мяча в
корзину одной и двумя руками от груди с места и в движении. Ведение мяча в низкой,
средней и высокой стойке на месте и в движении по прямой с изменением направления
движения и скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой.
Вырывание и выбивание мяча. Тактика свободного нападения, позиционное нападение и
нападение быстрым прорывом. Игра по упрощенным правилам в мини — баскетбол.
Упражнения общей физической подготовки.
Волейбол. Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения приставным шагом
вправо и влево, лицом и спиной вперед.
Упражнения с мячом: прямая нижняя подача
через сетку; прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча сверху двумя руками (на
месте
и
в
движении
приставными
шагами).
Передачи
мяча
над
собой
и
через
сетку.Тактические действия игроков передней линии в нападении и задней линии при
приеме мяча. Игра в волейбол по правилам. Упражнения общей физической подготовки.
Лыжная подготовка
Попеременный
двухшажный
и
одновременный
бесшажный
ходы.
Подъём
«полуелочкой». Торможение «плугом». Повороты переступанием. Передвижение на лыжах
3 км.
Требования к уровню подготовки ученик 8 класса должен
ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ:
- роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни,
организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;
- основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
- способы закаливания организма и основные способы самомассажа.
УМЕТЬ:
- составлять и выполнять упражнения утренней гигиенической гимнастики и
специализированной зарядки, коррегирующей гимнастики по формированию
телосложения, правильной осанки, развитию физических качеств с учетом
индивидуальных особенностей развития организма;
- выполнять основные гимнастические, акробатические и легкоатлетические упражнения
(комбинации), технические действия в спортивных играх и единоборствах;
- регулировать физическую нагрузку;
- осуществлять самонаблюдение, самоконтроль за физическим развитием и физической
подготовленностью, техникой выполнения двигательных действий;
- соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении
туристических походов;
- осуществлять судейство школьных соревнований по одному из базовых видов спорта;
УМЕТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В
ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЛЯ:
- проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции
осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
- включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
Учащиеся должны уметь демонстрировать:
Физические
способности
Физические упражнения
Мальчики
Девочки
Скоростные
Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку,
(с)
8,8
9,7
Бег 30 метров
4,9
5,1
Прыжок в длину с разбега
410
360
Челночный бег 3х10
8,0
8,6
Силовые
Прыжок в длину с места, (см)
180
165
Лазание по канату на расстояние 6 м, (с)
12
–
Поднимание туловища, лежа на спине руки за
головой, (кол-во раз)
25
25
К выносливости
Бег 2000 м, мин, (с)
10.00
11.00
К координации
П о следователь но е
в ы полнение
п я т и
кувырков, (с)
10,0
14,0
Броски малого мяча в стандартную мишень,
(м)
12,0
10,0
Тематическое планирование
п/
№
Вид программного
материала
Кол-
во
часов
1 полугодие
П полугодие
1
Основы знаний
В процессе урока
2
Легкая атлетика
32
18
14
3
Спортивные игры
30
6
14
10
4
Гимнастика с
элементами акробатики
24
24
5
Лыжная подготовка
16
16
Всего часов:
102
24
24
30
24
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса по физической культуре.
Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая
система обозначений:
Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К — комплект (из расчета на каждого учащегося исходя из реальной наполняемости
класса);
Г
—
комплект,
необходимый
для
практической
работы
в
группах,
насчитывающих
несколько учащихся.
№ п/п
Наименование объектов и средств
материально-технического оснащения
Необходи
мое
количест
во
Примечание
Основная
школа
1
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.1
Стандарт основного общего образования по
физической культуре
Д
Стандарт
по
физической
к ул ь т у р е ,
п р и м е р н ы е
программы,
а вт о р с к и е
1.2
Примерная
программа
по
физиче ской
культуре
среднего
(полного)
о б ще го
образования (базовый профиль)
Д
1.3
Авторские рабочие программы по физической
культуре
Д
1.4
Учебник по физической культуре
Г
В
библиотечный
ф о н д
в х о д я т
к о м п л е к т ы
учебников,
р е ком е н д о ва н н ы х
и л и
допущенных
Министерством
о б р а з о в а н и я
и
н а у к и
Российской Федерации
1.5
Научно-популярная
и
художе ственная
литература по физической культуре, спорту,
олимпийскому движению
Д
В
составе
библиотечного
фонда
1.6
Методические
издания
по
физической
культуре для учителей
Д
Методические
пособия
и
рекомендации,
ж у р н а л
«Физическая
культура
в
школе»
2
Демонстрационные печатные пособия
2.1
Таблицы по стандартам физического развития
и физической подготовленности
Д
2.2
Плакаты методические
Д
Комплекты
плакатов
по
м е т о д и к е
о б у ч е н и я
двигательным
действиям,
гимнастическим
комплексам,
о б щ е р а з в и в а ю щ и м
и
корригирующим
упражнениям
3
Экранно-звуковые пособия
3.1
Видеофильмы по основным разделам и темам
учебного предмета «физическая культура»
Д
4
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
4.1
Щит баскетбольный игровой
Д
4.2
Щит баскетбольный тренировочный
Г
4.3
Стенка гимнастическая
Г
4.5
Скамейки гимнастические
Г
4.6
Стойки волейбольные
Д
4.7
Ворота,
трансформируемые
для
гандбола
и
мини-футбола
Д
4.8
Бревно гимнастическое напольное
Д
4.9
Перекладина гимнастическая пристенная
Д
4.10
Канат для лазания
Д
4.11
Обручи гимнастические
Г
4.12
Комплект матов гимнастических
Г
4.13
Перекладина навесная универсальная
Д
4.14
Набор для подвижных игр
К
4.15
Аптечка медицинская
Д
4.16
Спортивный
туризм
(палатки,
рюкзаки,
спальные мешки и др.)
Г
4.17
Стол для настольного тенниса
Д
4.18
Комплект для настольного тенниса
Г
4.19
Мячи футбольные
Г
4.20
Мячи баскетбольные
Г
4.21
Мячи волейбольные
Г
4.22
Сетка волейбольная
Д
4.23
Оборудование полосы препятствий
Д
5
Спортивные залы (кабинеты)
5.1
Спортивный зал игровой (гимнастический)
С
р а зд е в а л ка м и
д л я
мальчиков и девочек
5.2
Кабинет учителя
Включает в себя: рабочий
стол,
стулья,
сейф,
шкафы
книжные (полки), шкаф для
одежды
5.3
Подсобное
помещение
для
хранения
инвентаря и оборудования
Включает в себя стеллажи,
контейнеры
6
Пришкольный стадион (площадка)
6.1
Легкоатлетическая дорожка
Д
6.2
Сектор для прыжков в длину
Д
6.3
Игровое поле для футбола (мини-футбола)
Д
6.4
Гимнастический городок
Д
6.5
Полоса препятствий
Д
6.6
Лыжная трасса
Д