Напоминание

Экологическая тропа


Автор: Смолякова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Малышевская СОШ"
Населённый пункт: п. Малышево Максатихинского района Тверской области
Наименование материала: разработка внеклассного мероприятия
Тема: Экологическая тропа
Раздел: полное образование





Назад




Классный час – экскурсия в 7 классе
«Экологическая тропа»

Цель:
Обучение и воспитание учащихся. По словам известного американского эколога Олдо Леопольда, «каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и образование. Этот урожай мудрости всегда под рукой, однако, его не всегда пожинают».
Задачи:
1. Расширение у экскурсантов элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. 2. Для экскурсоводов и проводников— научить своих слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду. 3. Способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к  природе.
Паспорт на учебную экологическую тропу

Местонахождение:
поселок Малышево Максатихинского района Тверской области
Землепользователь: Малышевское сельское поселение.

Значение тропы:
экологическое образование и воспитание учащихся, привитие любви к природе, желание ее беречь и воспитание чувства ответственности за ее судьбу. Наша школа находится в небольшом поселке, у нас нет крупных промышленных предприятий. Но экологические проблемы есть, как и в каждом населенном пункте. Увеличивающееся количество автомобильного транспорта, нерациональное использование ядохимикатов на полях, железная и автомобильная дорога, проходящая через поселок, мусорные свалки - все эти факторы не очень благоприятно влияют на экологическую обстановку нашей малой Родины. Вот почему одним из основных направлений внеклассной работы является экологическое воспитание школьников. Идея создания экологической тропы была продиктована желанием учащихся.Экскурсия проводится учащимися для учащихся. Они разработали различные станции экологической тропы, такие как: «Пришкольный участок», «Свалка», «Луг», «Автодорога», «Березовая роща». Путешествие по экологической тропе начинается с песни «Прости Земля». Экскурсоводы – это учащиеся 7 класса рассказывают о каждой станции:
1 станция «Пришкольный участок».
Пришкольный участок закладывался одновременно со строительством школьного здания. Вокруг здания школы большое количество замечательных цветочных клумб. Пришкольный участок – это зеленая лаборатория под открытым небом, где учащиеся знакомятся с особенностями
различных древесно-кустарниковых и цветочных растений, используют их как наглядный материал для занятий на уроках ботаники. Зеленый наряд школы достаточно разнообразен, он представлен множеством видов деревьев, кустарников, травянистых растений. Кудрявые березы, рябина, ароматная черемуха были посажены ребятами вместе с учителями. Очень украшают участок хвойные деревья и кустарники, посаженные по краю участка. Они еще очень молодые, но уже украшают своей зеленью пришкольный участок. Огромный яблоневый сад служит не только украшением, но и приносит огромную пользу. Из яблок варят вкуснейшее повидло, так же яблоки сушат и всю зиму продукцию используют в школьной столовой. Цветочное оформление, в основном, состоит из многолетних растений, которые цветут в разное время, что обеспечивает длительный декоративный эффект и возможность вести научные наблюдения. Создание устойчивых зеленых насаждений – один из самых доступных и эффективных способов улучшения окружающей среды. При закладке зеленых насаждений на пришкольном участке принимались во внимание газопоглотительные и очистительные свойства различных видов деревьев и кустарников. Территория школы по внешнему периметру защищена полосой из кустарников, которые очищают воздух от пыли.
2 станция «Свалка».
Кругом налево и направо, как бы остатки пирамид Лежит здесь мусор, как отрава, пугает видом и смердит. Но мы мириться не желаем, а объявляем бой ему. И жителей всех призываем начать масштабную войну. Человеку свойственно в процессе деятельности оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. За одну человеческую жизнь их скапливается очень много. И как человек поступит с ними – зависит от его культуры и воспитанности. Или он сбросит его здесь или – в отведенное для мусора место. Твердые бытовые отходы, скапливающиеся на таких несанкционированных свалках состоят из:  бумаги – 41%;  стекла – 12%;  пластмассы – 5%;  резины и кожи – 3%;  пищевых отходов – 21%;  железа – 10%;  древесины – 5%;  текстиля – 2%. В результате этого нарушается один из основных экологических законов – круговорот веществ в природе, т.к. человечество на протяжении многих лет беззастенчиво изымало из природы и внедряло в природу чуждые ей вещества. К примеру – всем нам знакомые пластинки. Выброшенные на свалку, они многие годы будут засорять почву, т.к. в природе нет ферментов, грибов или бактерий, способных их переработать. В настоящее время количество выбрасываемого населением мусора является показателем его
культурного развития. Периодически мусор здесь сжигают, но большинство жителей так же продолжают сбрасывать его сюда. Ведь чисто не там, где метут, а там, где не сорят.
3 станция «Луг».
Луга широко распространены на территории Максатихинского района. Значительная часть луговых сообществ испытывает сильное влияние человека, в первую очередь выпас скота. Найти участок ненарушенного выпасом луга с высоким и богатым видами травостоем – задача довольно сложная. Чаще распространены пастбищные варианты лугов, однако и они могут быть объектом флористических исследований. Наибольшее значение в формировании травостоя луга, безусловно, имеют многолетние травы. Многолетие их связано со способностью ежегодно образовывать новые побеги из почек расположенных на приземных и подземных стеблевых органах, а иногда и на корнях (корнеотпрысковые). Основу травостоя формируют обычно многолетние злаки. У многолетних травянистых растений наиболее долговечны подземные или приземные стеблевые органы. Они разнообразны по форме, величине и расположению в почве. Из расположенных на них почек возникают надземные побеги и специализированные побеги вегетативного размножения. С их формой тесно связаны особенности побегообразования и тип корневой системы, отсюда вытекает большое разнообразие биоморфологических групп травянистых растений. Хозяйственная деятельность человека в последнее время продолжала усиливаться, и природная растительность продолжает уничтожаться и терять многие из своих флористических элементов. Уменьшается площадь лугов, ухудшается их состояние, они все больше приобретают значение как угодья для рекреации. Эти факты говорят о том, что идет деградация лугов, а следовательно, они не могут давать высококачественный корм. Вот почему любые работы по изучению того или иного луга, определение его состояния, выработка рекомендаций по его дальнейшему использованию так важны.
4 станция «Автодорога».
Все виды современного транспорта наносят большой ущерб биосфере, но наиболее опасен для нее автомобильный транспорт. Сегодня в мире примерно 900 млн. автомобилей. В среднем каждый из них выбрасывает в сутки 3,5-4 кг. угарного газа, значительное количество оксидов азота, серу, сажу, свинец. «Вклад» автомобильного транспорта в загрязнение атмосферы – не менее 30%. Сегодня невозможно представить себе человечество без автомобиля, но возможно значительно снизить его вредное воздействие за счет совершенствования двигателей, применения новых видов топлива, озеленения автомагистралей. Исследования в США показали, что на озелененных дорогах гораздо меньше бывает аварий. Это связано с благоприятным влиянием зелени на психику людей, на внутриглазное давление, слух и кровообращение. Растения, произрастающие вдоль дорог, задерживают целый комплекс вредных веществ, выделяемых автомобилями. В этой связи представляется совершенно ненормальным, когда почва
распахивается вплоть до самого полотна автомобильной дороги с интенсивным движением. Токсические вещества, выделяемые автомобилями, накапливаются в высеваемых культурных растениях, а затем, вместе с пищей поступают в организм человека. Поэтому целесообразно высаживать вдоль дорог древесные и кустарниковые растения, обладающие ярко выраженной способностью поглощать вредные вещества. Примером таких растений являются тополь бальзамический, дерн белый и другие.
5 станция «Березовая роща».
Символ России, русского духа – березы, наполнены жизнью. Кажется, будто они колышутся, поворачиваются навстречу солнечным лучам, чтобы лучше озариться и погреться. Вокруг все дышит радостью и праздником, энергией и светом. Создается такое впечатление, как будто ты стоишь посреди этого леса, дышишь благоуханием и вся энергия проходит сквозь тебя, наполняя положительными мыслями и настроением. Какое это чудо — видеть прекрасное в обыденном, уметь замечать окружающую красоту, ценить и наслаждаться увиденным! Несомненно, картина радует и вселяет оптимизм, воспитывает любовь к родной природе и всему прекрасному. Роща привлекает красотой, яркостью, величием и близостью родного уголка природы, который дорог каждому местному жителю. Глядя на неё, хочется мечтать, творить и создавать прекрасное. И, несомненно, надо бережно и трепетно относится, сохраняя первозданную самобытность и неповторимость родных мест. Хорошо бы каждому человеку помнить такие слова: «Приходя в гости к природе, не делай ничего, что счел бы неприличным сделать в гостях» (Арманд). Гомогенные или агрессивные поля вызывают у человека неприятные ощущения. На фоне однообразных по форме и цвету плит, заборов, зданий и окон трудно что-либо выделить взглядом. На психику человека влияет и цвет. Природа является наиболее комфортной визуальной средой. Она богата красками, формами, размерами, в ней отсутствует однообразие, она успокаивает человека, привлекает его внимание. Разнообразный и привлекательный эстетический природный ландшафт оказывает благотворное влияние на здоровье человека, в этом его гигантская ценность. Зеленые насаждения снижают утомляемость, повышают работоспособность, улучшают самочувствие. Ионизированный воздух, комфортный микроклимат, аромат трав и эстетические привлекательные пейзажи оздоровляют человека. А на этом фоне формируется и познавательное отношение к животным. «Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя». Любовь к родной стране начинается с любви к природе.  Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения.
    Так сказал Евгений Евтушенко. Задумайтесь над этим! Ведь природа уникальна и неповторима. Долг человека – беречь ее.   После путешествия по экологической тропе у ребят появляется желание расширить уже имеющуюся информацию, открыть новые неизведанные станции. Многие задумываются об экологических проблемах, возникающих в поселке, стране, мире. Появляется желание внести свой посильный, пусть даже маленький вклад в решение экологических вопросов. Для всего школьного коллектива и поселка экологическая тропа является предметом заботы и гордости.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники