урок-путешествие по рассказу М.Пришвина "Кладовая солнца"
Автор: Бахарева Татьяна Леонидовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ СОШ №19 Населённый пункт: город Пермь Наименование материала: методическая разработка Тема: урок-путешествие по рассказу М.Пришвина "Кладовая солнца" Раздел: среднее образование
по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Игра проводится на заключительном уроке по сказке-были Пришвина «Кладовая
солнца».
Ученикам
предстоит
вместе
с
героями
произведения
отправится
к
Блудову
болоту.
Чтобы
пройти
весь
путь
до
конца,
необходимо
проявить
наблюдательность,
сообразительность, общую эрудицию, хорошее знание текста, умение работать в группах.
Наградой за удачно проведенный участок пути будут целебные ягоды клюквы (каждый
заработанный балл – это одна ягодка, ягоды рисуются красным мелком внутри корзинок,
изображенных на доске).
Подготовка к игре. Предварительно группа учеников получает задание проследить
путь Насти и Митраши по Блудову болоту и составить карту. Под руководством учителя
карта корректируется и оформляется на большом листе. Ученики делятся на две команды:
команда Насти (девочки) и команда Митраши (мальчики). Одному представителю каждой
команды дается творческое задание (см.пункт 4).
1. Сборы в дорогу. Собираясь в лес, мы должны взять с собой самое необходимое.
Составьте список вещей, которые взяли с собой Настя и Митраша.
(Настя: полотенце,
корзину, хлеб, молоко, картошку; Митраша: ружье, манки на рябчиков, компас, топор,
сумку).
2. Звонкая Борина. Путь Насти и Митраши лежал через Звонкую Борину. Какие
деревья растут в Звонкой Борине? (Сосны). Какая птица приветствовала восход солнца
криком «Чуф! Ши!»? (Тетерев Косач). Рассвет словно заворожил детей своей красотой, и
они, затаив дыхание, наблюдали за восходом солнца. Найдите в описании утра известные
вам тропы, которые помогают автору создать этот прекрасный пейзаж (за каждый троп
команда получает один балл). Тексты на карточках:
1) «…Первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными
елочками и березками, осветили Звонкую Борину, и могучие стволы соснового бора стали
как зажженные свечи великого храма природы».
2) «…Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его
гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала
переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый
лирой хвост».
3) «И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких
елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей. <…> Неподвижные, как изваяния, сидели на
камне охотники за сладкой клюквой».
3.
Ссора
у
Лежачего
камня.
Присев
на
Лежачий
камень
отдохнуть,
дети
заспорили, по какой дороге идти дальше. Выполнять задание – разыграть спор между
Настей и Митрашей – выходят по одному игроку от каждой команды (им выдаются детали
костюма: платок, корзинка, фуражка, компас или др.). Представители команд отстаивают
точку зрения своего героя. Побеждает тот, кто более убедителен в споре. Оцениваются
артистичность, знание текста.
4. Елочки – старушки. На пути к палестинке Митрашу встретили елочки –
старушки.
Прочитайте
их
описание
и
определите,
какую
из
них
изобразили
ваши
соперники (по одному представителю от каждой команды выполняли домашнее задание –
нарисовать одну из елочек – старушек, этот рисунок и вручается команде во время
конкурса). Текст карточки:
«На этой подвижной земле, на тонком слое сплетенных между собой корнями и
стеблями растений, стоят редкие маленькие корявые и заплесневелые елочки. <…> Чем
старше старушка на болоте, тем кажется она чуднее. То вот одна голый сук подняла, как
руку, чтоб обнять тебя на ходу, а у другой палка в руке, и она ждет тебя, чтобы хлопнуть;
третья
присела
зачем-то;
четвертая
стоя
вяжет
чулок.
И
так
все:
что
ни
елочка,
то
непременно на что-то похожа».
5. Лесные ягоды. Блудово болото, по которому мы продолжаем свой путь, богато
разными ягодами. Узнайте ягоды по их описанию (текст на карточках):
1) «…Стебелечек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные
стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком <…> черные
ягодки с черным пушком». (Черника.)
2) «…Кровяно-красная ягода, листики темно-зеленые, плотные, не желтеют даже
под снегом, и так много бывает ягоды, что место кажется кровью полито». (Брусника.)
3) «…Красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе».
(Костяника.)
4) «…Ягода <…> прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. <…>
Наклонившись взять одну, попробовать – и тянешь вместе с одной ягодинкой зеленую
ниточку со многими <…>. Захочешь – и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье
крупных кровяно-красных ягод». (Клюква.)
6. Слепая елань. Мы с вами приблизились к очень опасному месту. Перед нами
Слепая елань. Вопрос для ответа вы выбираете «вслепую» - сами вытягиваете себе
карточку с вопросом:
1) Как внешне выглядела Слепая елань? (Она напоминала «…чистую, хорошую
поляну, где кочки, постепенно снижаясь, переходили в совершенно ровное место».)
2)
Почему
трава
белоус
вырастает
именно
по
краям
тропы? (Когда
человек
проходит, оставляя след, вода собирается в ямку от следа, а на осушенной бровке
вырастает трава.)
3) Почему лось легко мог перебежать через елань? («Тут лосю хорошо, у него
страшная сила в длинной ноге, и главное, он не задумывается и мчится одинаково и в
лесу, и в болоте».)
4) Говоря о Митраше, попавшем в елань, рассказчик вспоминает поговорку старого
Антипыча. Какую? («Не знавши броду, не лезьте в воду».)
7. Палестинка. В споре своем, по какой тропе идти, дети одного не знали: что
большая
тропа
и
малая,
огибая
Слепую
елань,
обе
сходились
вместе.
И
это
место,
спрятанное между кустиками можжевельника, и было как раз той самой палестинкой.
«Палестинкой называют в народе какое-нибудь приятное местечко в лесу», - поясняет
Пришвин. Вот и на нашей палестинке собралось много всякой живности.
1) Что делал лось среди палестинки? («…Толстые губы чудовища пришлепнулись к
дереву, и на нежной осинке остается узкая белая полоска: это чудовище так кормится».)
2)
Почему
вокруг
черного
пня
собралось
столько
живых
существ:
ящерицы,
бабочки, большие черные мухи и громадная гадюка в полметра длиной? (Черный пень
«собирает в себя лучи солнца и сильно нагревается», а потом долго сохраняет тепло,
медленно остывает.)
3) На поляне появилась собака, но Настя не могла вспомнить ее точную кличку. Как
она ее позвала? (Муравка.)
8. Травка. А как на самом деле звали собаку? (Травка.) Травку можно считать
одним из главных персонажей сказки-были: Неизвестно, чем бы все закончилось, не
появись она на краю Слепой елани. Эта собака заслуживает, чтобы мы обратили на нее
особое внимание.
1)
От
какого
слова
образовалась
первоначальная
кличка
собаки? (Затравка
–
травить.)
2) Как выглядела Травка? («Большая рыжая собака с черным ремешком по всей
спине. У нее под глазами были черные полоски с загибом вроде очков. И от этого глаза
казались очень большими…»)
3) «И вдруг…Ни гром, ни молния <…> ничто, никакое чудо природы не могло быть
больше того, что случилось сейчас для Травки на болоте…» Что произошло? («Она
услышала слово человеческое – и какое слово!» - «Затравка!»)
4) Почему Травка признала в Митраше хозяина?
9.
Путь
домой.
Вместе
с
героями
мы
благополучно
возвращаемся
домой.
И
напоследок несколько вопросов для самых внимательных:
1) В какое время года происходили эти события? (Весной.)
2) Сколько лет было Митраше в 1945 году? (13-й год: Митраша убил волка на 11
году жизни, а через два года война закончилась.)
3) Кто рассказывает нам эту историю? (Геологи, приехавшие осваивать богатства
Блудова болота.)
4) А какие богатства болота привлекли сюда геологов? (Залежи торфа.)
Обобщающая беседа по вопросам:
А какие еще богатства таит в себе Блудово болото?
Какой ценный урок преподнесло Блудово болото Насте и Митраше? А вам?
Каким людям Блудово болото открывает свои тайны?