Напоминание

урок-путешествие по рассказу М.Пришвина "Кладовая солнца"


Автор: Бахарева Татьяна Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №19
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок-путешествие по рассказу М.Пришвина "Кладовая солнца"
Раздел: среднее образование





Назад





Тайны Блудова болота

Литературная игра для учащихся 6 класса

по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Игра проводится на заключительном уроке по сказке-были Пришвина «Кладовая солнца». Ученикам предстоит вместе с героями произведения отправится к Блудову болоту. Чтобы пройти весь путь до конца, необходимо проявить наблюдательность, сообразительность, общую эрудицию, хорошее знание текста, умение работать в группах. Наградой за удачно проведенный участок пути будут целебные ягоды клюквы (каждый заработанный балл – это одна ягодка, ягоды рисуются красным мелком внутри корзинок, изображенных на доске).
Подготовка к игре.
Предварительно группа учеников получает задание проследить путь Насти и Митраши по Блудову болоту и составить карту. Под руководством учителя карта корректируется и оформляется на большом листе. Ученики делятся на две команды: команда Насти (девочки) и команда Митраши (мальчики). Одному представителю каждой команды дается творческое задание (см.пункт 4).
1. Сборы в дорогу.
Собираясь в лес, мы должны взять с собой самое необходимое. Составьте список вещей, которые взяли с собой Настя и Митраша. (Настя: полотенце, корзину, хлеб, молоко, картошку; Митраша: ружье, манки на рябчиков, компас, топор, сумку).
2. Звонкая Борина.
Путь Насти и Митраши лежал через Звонкую Борину. Какие деревья растут в Звонкой Борине? (Сосны). Какая птица приветствовала восход солнца криком «Чуф! Ши!»? (Тетерев Косач). Рассвет словно заворожил детей своей красотой, и они, затаив дыхание, наблюдали за восходом солнца. Найдите в описании утра известные вам тропы, которые помогают автору создать этот прекрасный пейзаж (за каждый троп команда получает один балл). Тексты на карточках: 1) «…Первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными елочками и березками, осветили Звонкую Борину, и могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы». 2) «…Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост». 3) «И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей. <…> Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой».
3.

Ссора

у

Лежачего

камня.
Присев на Лежачий камень отдохнуть, дети заспорили, по какой дороге идти дальше. Выполнять задание – разыграть спор между Настей и Митрашей – выходят по одному игроку от каждой команды (им выдаются детали костюма: платок, корзинка, фуражка, компас или др.). Представители команд отстаивают точку зрения своего героя. Побеждает тот, кто более убедителен в споре. Оцениваются артистичность, знание текста.
4. Елочки – старушки.
На пути к палестинке Митрашу встретили елочки – старушки. Прочитайте их описание и определите, какую из них изобразили ваши соперники (по одному представителю от каждой команды выполняли домашнее задание –
нарисовать одну из елочек – старушек, этот рисунок и вручается команде во время конкурса). Текст карточки: «На этой подвижной земле, на тонком слое сплетенных между собой корнями и стеблями растений, стоят редкие маленькие корявые и заплесневелые елочки. <…> Чем старше старушка на болоте, тем кажется она чуднее. То вот одна голый сук подняла, как руку, чтоб обнять тебя на ходу, а у другой палка в руке, и она ждет тебя, чтобы хлопнуть; третья присела зачем-то; четвертая стоя вяжет чулок. И так все: что ни елочка, то непременно на что-то похожа».
5. Лесные ягоды.
Блудово болото, по которому мы продолжаем свой путь, богато разными ягодами. Узнайте ягоды по их описанию (текст на карточках): 1) «…Стебелечек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком <…> черные ягодки с черным пушком». (Черника.) 2) «…Кровяно-красная ягода, листики темно-зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место кажется кровью полито». (Брусника.) 3) «…Красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе». (Костяника.) 4) «…Ягода <…> прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. <…> Наклонившись взять одну, попробовать – и тянешь вместе с одной ягодинкой зеленую ниточку со многими <…>. Захочешь – и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод». (Клюква.)
6. Слепая елань.
Мы с вами приблизились к очень опасному месту. Перед нами Слепая елань. Вопрос для ответа вы выбираете «вслепую» - сами вытягиваете себе карточку с вопросом: 1) Как внешне выглядела Слепая елань? (Она напоминала «…чистую, хорошую поляну, где кочки, постепенно снижаясь, переходили в совершенно ровное место».) 2) Почему трава белоус вырастает именно по краям тропы? (Когда человек проходит, оставляя след, вода собирается в ямку от следа, а на осушенной бровке вырастает трава.) 3) Почему лось легко мог перебежать через елань? («Тут лосю хорошо, у него страшная сила в длинной ноге, и главное, он не задумывается и мчится одинаково и в лесу, и в болоте».) 4) Говоря о Митраше, попавшем в елань, рассказчик вспоминает поговорку старого Антипыча. Какую? («Не знавши броду, не лезьте в воду».)
7. Палестинка.
В споре своем, по какой тропе идти, дети одного не знали: что большая тропа и малая, огибая Слепую елань, обе сходились вместе. И это место, спрятанное между кустиками можжевельника, и было как раз той самой палестинкой. «Палестинкой называют в народе какое-нибудь приятное местечко в лесу», - поясняет Пришвин. Вот и на нашей палестинке собралось много всякой живности. 1) Что делал лось среди палестинки? («…Толстые губы чудовища пришлепнулись к дереву, и на нежной осинке остается узкая белая полоска: это чудовище так кормится».)
2) Почему вокруг черного пня собралось столько живых существ: ящерицы, бабочки, большие черные мухи и громадная гадюка в полметра длиной? (Черный пень «собирает в себя лучи солнца и сильно нагревается», а потом долго сохраняет тепло, медленно остывает.) 3) На поляне появилась собака, но Настя не могла вспомнить ее точную кличку. Как она ее позвала? (Муравка.)
8. Травка.
А как на самом деле звали собаку? (Травка.) Травку можно считать одним из главных персонажей сказки-были: Неизвестно, чем бы все закончилось, не появись она на краю Слепой елани. Эта собака заслуживает, чтобы мы обратили на нее особое внимание. 1) От какого слова образовалась первоначальная кличка собаки? (Затравка – травить.) 2) Как выглядела Травка? («Большая рыжая собака с черным ремешком по всей спине. У нее под глазами были черные полоски с загибом вроде очков. И от этого глаза казались очень большими…») 3) «И вдруг…Ни гром, ни молния <…> ничто, никакое чудо природы не могло быть больше того, что случилось сейчас для Травки на болоте…» Что произошло? («Она услышала слово человеческое – и какое слово!» - «Затравка!») 4) Почему Травка признала в Митраше хозяина?
9.

Путь

домой.
Вместе с героями мы благополучно возвращаемся домой. И напоследок несколько вопросов для самых внимательных: 1) В какое время года происходили эти события? (Весной.) 2) Сколько лет было Митраше в 1945 году? (13-й год: Митраша убил волка на 11 году жизни, а через два года война закончилась.) 3) Кто рассказывает нам эту историю? (Геологи, приехавшие осваивать богатства Блудова болота.) 4) А какие богатства болота привлекли сюда геологов? (Залежи торфа.)
Обобщающая беседа по вопросам:
А какие еще богатства таит в себе Блудово болото? Какой ценный урок преподнесло Блудово болото Насте и Митраше? А вам? Каким людям Блудово болото открывает свои тайны?


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники