Напоминание

Адаптированная общеобразовательная программа для учащихся с умственной отсталостью 2класс


Автор: Пименова Ольга Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Теплостанская основная школа
Населённый пункт: п.Теплостанский Сеченовского района Нижегородской области
Наименование материала: Программа
Тема: Адаптированная общеобразовательная программа для учащихся с умственной отсталостью 2класс
Раздел: среднее профессиональное





Назад






1.Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа
по письму , чтению и развитию речи
во 2 классе создана на основе: 1.Учебного плана школы, составленного на основании Базисного учебного плана 2 . П р о г р а м м ы с п е ц и а л ь н ы х ( ко р р е к ц и о н н ы х ) о б р а з о в ат е л ь н ы х у ч р е ж д е н и й 8 вида:подготовительный,1 – 4 классы/ под ред.В.В.Воронковой, М:, «Просвещение», 2010г, допущена Министерством образования и науки РФ. 3.Адаптированной основной общеобразовательной программы МБОУ Теплостанская основнаяшкола. Основы грамотности закладываются в начальных классах. Эффективность дальнейшего обучения всем другим предметам школьного курса напрямую зависит от того, как сформированы у обучающихся навыки чтения. Поэтому чтение и развитие речи – один из основных предметов в системе подготовки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Цель уроков чтения и развития речи -
научить обучающихся читать доступный их пониманию текст вслух, осмысленно воспринимать прочитанное.
Задачи:

образовательная
формирование навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, правильного, последовательного пересказа;
коррекционно-развивающая
максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося на различных этапах обучения;
воспитательная
воспитание у обучающихся интереса к чтению и родному языку, элементарной читательской культуры, нравственных качеств, развитие целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля. Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
1.Совершенствование работы артикуляционного аппарата, развитие речевого дыхания 2.Развитие зрительного восприятия и узнавания; 3.Развитие пространственных представлений и ориентации; 4.Развитие основных мыслительных операций; 5.Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; 6.Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; 7.Обогащение словаря; 8.Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Цель уроков письма и развития речи:
сформировать у обучающихся элементарные знания, умения и навыки по грамматике, необходимые им для дальнейшего усвоения русского языка и способствующие их социальной адаптации.
Задачи:

образовательная
овладение практическими навыками устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков;
коррекционно-развивающая
максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося на различных этапах обучения;
воспитательная
воспитание у обучающихся интереса к родному языку, трудолюбия, терпения, самостоятельности, аккуратности.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
2. Общая характеристика учебного предмета.
У обучающихся на уроках чтения и развития речи формируется навык сознательного, правильного, б е г л о г о и в ы р а з и т е л ь н о г о ч т е н и я . Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у обучающихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного. В программе дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интере сов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных к ач е с т в . Читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа. Осуществляется совершенствование техники чтения. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые обучающиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Развитие устной речи.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.
Внеклассное

чтение
ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу. Программа
по грамматике, правописанию и развитию речи
включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь». По всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
Звуки и буквы.
Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко- буквенному анализу. Во 2 классе звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу. Обучающиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др. Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а
путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово.
В процессе практических грамматических упражнений во 2 классе изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков.
Предложение.
Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению. Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, обучающиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
Связная речь
. Особое внимание уделяется формированию у обучающихся навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме. Проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др. Графические навыки. У обучающихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида предметы «Чтение и развитие речи» «Письмо и развитие речи» изучается во 2 классе по 6 часов в неделю. Общий объём учебного времени составляет 203 часа. Количество часов по четвертям I II III IV Год 51ч. 46 ч. 63 ч. 44 ч. 204 ч
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценность добра
– осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения
– понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы
основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность

красоты

и

гармонии
– осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины
– осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность

семьи.
Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества
– осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность

гражданственности

и

патриотизма
– осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества
– осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
5.Результаты освоения академического компонента и области развития жизненной

компетенции
Предметными результатами изучения курса «
Чтение

и

развитие

речи
» во 2 классе является сформированность следующих умений: Обучающиеся должны Область развития жизненной компетенции Знать Уметь Наизусть 3—5 коротких стихотворений, отчетливо читать их перед классом Чит ать по с л о г а м короткие тексты; слушать небольшую с к а з к у, р а с с к а з , стихотворение, загадку; по вопросам учителя и п о и л л ю с т р а ц и я м рассказывать, о чем читали или слушали. О б е с п е ч е н и е п р о и з в о л ь н о с т и , намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке. (Языковая компетенция) Расширение активного и пассивного с л о в а р н о г о з а п а с а о б у ч а ю щ и х с я . (Коммуникативная компетенция) Овладение умением понимания и анализа прочитанного текста, умением отвечать на вопросы по прочитанному, высказывать своё отношение к поступку героя, событию, пересказывать содержание прочитанного. (Коммуникативная компетенция) Предметными результатами изучения курса «
Письмо

и

развитие

речи
» во 2 классе является сформированность следующих умений: Академический компонент Область развития жизненной компетенции Анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие,
р — л,
свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании; списывать по слогам с рукописного и печатного текста; писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа; писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку; составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста. О б е с п е ч е н и е п р о и з в о л ь н о с т и , намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке. Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения. Развитие письменной коммуникации, способности к осмысленному письму. Овладение способностью пользоваться письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач. Расширение активного и пассивного словарного запаса обучающихся.
6.Содержание учебного предмета

Чтение и развитие речи 204 часа (6 ч. в неделю)
Содержание предмета чтение и развитие речи во 2 классе отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

Техника чтения
Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением с о г л а с н ы х , с р а з д е л и т е л ь н ы м и
ь
и
ъ
знаками. Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.
Понимание прочитанного
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответы на вопросы; элементарная оценка прочитанного.
Развитие устной речи
Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к с а м о с т о я т е л ь н о м у п е р е с к а з у , б л и з к о м у к т е к с т у . Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.
Внеклассное чтение
Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о к о м она, о ч е м в ней рассказывается?
Примерная тематика
Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.
Письмо и развитие речи 204 часа (6 ч. в неделю)
Содержание предмета письмо и развитие речи во 2 классе отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
Повторение
Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение. Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст. Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов.
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные, их различение. Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения. Слова с гласной э. Слова с буквами и и й, их различение. Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных. Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными. Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я. Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова. Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.
Слово
Изучение слов, обозначающих предметы: 1.Называние предметов и различение их по вопросам кто? что?; 2.Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы); 3.Различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки); 4.Сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван). Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.). Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных. Изучение слов, обозначающих действия:
1.Называние действий предметов по вопросам что делает? что делают? 2.Группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается); 3.Различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает); 4.Умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы. Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.
Предложение
Практическое знакомство с построением простого предложения: составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем; заканчивание начатого предложения (Собака громко...) Составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку; выделение предложения из текста. Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
Связная и письменная речь
Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем). Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок. Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
Письмо и чистописание
Совершенствование техники письма. Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова. Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания. Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв. Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам. Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д. Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов. Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы.
Устная речь
Повторение пройденного за год. Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему. Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий. Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3—4 пункта).
7.Тематическое планирование по чтению и развитию речи, письму и развитию речи во 2 классе

(Приложение)

8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса,

осуществляемого по курсу «Чтение и развитие речи» «Письмо и развитие речи»
Для реализации цели и задач по данной программе используется УМК. Издательство «Просвещение». Обучение
чтению и развитию речи
обеспечивается:
С.Ю. Ильина Чтение. 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных)

общеобразовательных учреждений 8 вида. Санкт-Петербург Просвещение 2016г.
Обучение
письму и развитию речи
обеспечивается:
Э.В.

Якубовская

Н.В.

Павлова

Русский

язык.

2

класс.

Учебник

для

специальных

(коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида. Москва Просвещение 2016г.

К средствам обучения и воспитания, которые эффективно используются на уроках чтения, письма и развития речи относятся: 1. Компьютер, проектор, экран. Работа при использовании компьютера: 1.Создание текста, его коллективное обсуждение; 2.Создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками).
9. Содержание мониторинга динамики развития обучающихся
Система специального обучения детей в специальной (коррекционной) школе 8 вида не предусматривает освоение ими цензового образования, сопоставимого по уровню с нормально развивающимися сверстниками. Для этой категории детей она ориентирована на подготовку ребенка к самостоятельной и, насколько возможно, независимой жизни. Приоритетом образования детей с ОВЗ является социальная и трудовая подготовка, осуществляемая по специальным программам и специальными методами обучения. Данные мониторинга, получаемые в результате комплексного наблюдения за процессом обучения ребенка фиксируются в соответствующей документации. Методическим объединением школы разработана форма мониторинга (таблицы), позволяющая вести постоянное отслеживание продвижения каждого ребенка в течение всего времени его обучения в школе. В названных таблицах отражается динамика процесса обучения школьников по следующим критериям: • Анализ контрольных работ по письму и развитию речи (оценка за диктант, оценка за грамматическое задание, характер допущенных ошибок, уровень обученности, уровень качества обучения, средний балл) • Анализ техники чтения (темп чтения в сравнении с предыдущей четвертью, правильность чтения и понимание прочитанного, способ и выразительность чтения, общая оценка). Мониторинг динамики процесса обучения является составной частью общего мониторинга школы, осуществляемого в соответствии с Положением о классах, обучающихся по адаптированным основным образовательным программам 8 вида МБОУ Теплостанская основная школа.
10. Нормы оценки знаний учащихся

Проверка знаний, умений и навыков учащихся по Письму и развитию речи:

Оценка устных ответов:
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков учащихся коррекционной школы 8 вида. При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику,
если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка

«4»

ставится

ученику,
если он обнаруживает понимание материала, но затрудняется в подтверждении правил примерами; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну - две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится,
если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правилами примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится,
если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1»
за устные ответы не ставится.

Оценка письменных работ:
К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и тд). Основные виды контрольных работ во 2-4 классах – списывания и диктанты. Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфоргафическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих. Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся коррекционной школы. Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило.
Примерный объем текстов контрольных работ
: 1 класс – 8-10 слов 2 класс – 10-12 слов (начало учебного года), 16-18 слов (конец учебного года) 3 класс – 20-25 слов 4 класс – 30-35 слов 5 класс – 45 – 50 слов 6 класс – 65-70 слов 8-9 классы – 75-80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей. Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов учащихся. При оценке
письменных работ
следует руководствоваться следующими
нормами:

1-4 классы:

Оценка «5» ставится
за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится
за работу с одной - тремя ошибками.
Оценка «3» ставится
за работу с тремя – пятью ошибками.
Оценка «2» ставится
за работу, в которой допущено шесть – восемь ошибок.
Оценка «1» ставится
за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».
Проверка знаний, умений и навыков учащихся по Чтению и развитию речи:
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса. С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний. Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3-4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других, их ответы должны быть более или менее полными, а оценка – мотивированной. В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке
техники чтения
рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема: 1 класс (на конец года) – 10 слов; 2 класс – 15-20 слов; 3 класс – 25-30 слов; 4 класс – 35-40 слов; 5 класс – 45-60 слов; 6 класс – 70-80 слов; 8 класс и 9 класс – 90-100 слов. При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
2 класс

Оценка

«5»

ставится
ученику, если он читает по слогам (с переходом к концу года на чтение целыми словами) правильно с одной – двумя самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты; соблюдает синтаксические паузы, отвечает на вопросы по содержанию прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится
ученику, если он читает по слогам, затрудняясь читать целиком даже легкие слова; допускает одну - две ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении стихотворения наизусть одну - две самостоятельно исправленные ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится
ученику, если он затрудняется в чтении по слогам трудных слов, допускает три – четыре ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя, обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится
ученику, если он затрудняется в чтении по слогам даже легких слов, допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя.
Оценка «1»
учащимся 2 класса не ставится.
Требования к технике чтения учащихся коррекционных классов

Спо

соб

чте

ния

кл

асс

Правильность

чтения

Сознательность

чтения

Беглость

чтения

Выразительност

ь чтения

Объём

текста
1 Отработка навыка (плавное, послоговое) Формирование навыка выразительности речи 10-20 слов 2 Отработка навыка (плавное, послоговое) Пересказ по вопросам, иллюстрациям Формирование навыка выразительности речи 20-30 слов 3 Отработка навыка (чтение целими словами, трудные – по слогам Чтение осознанное (усвоение содержания, ответы на Совершенствован ие навыка выразительного чтения (орфоэпическое 30-40 слов
вопросы, пересказ) чтение коротких по структуре слов) 4 Совершенствование навыка правильного чтения (целыми словами, плавное) Чтение сознательное (пересказ) Подготов ка к беглости чтения Совершенствован ие навыка выразительности чтения (соблюдение пауз, интонации) 40-50 слов 5 Совершенствование навыка правильного чтения (целыми словами) Чтение сознательное (пересказ) Подготов ка к беглости чтения Совершенствован ие навыка выразительности чтения 50-60 слов 6 Совершенствование навыка правильного чтения (целыми словами) Чтение сознательное (пересказ) Формиро вание беглости чтения (темп разговор речи) Совершенствован ие навыка выразительности чтения 60-70 слов 7 Совершенствование навыка правильного чтения (целыми словами) Чтение сознательное Беглое чтение Совершенствован ие навыка выразительности чтения 70-80 слов 8 Навык правильного чтения словосочетанием Чтение сознательное Беглое чтение (словосо четаниям и) Навык выразительного чтения 80-100 слов 9 Навык правильного чтения словосочетанием Чтение сознательное Беглое чтение (словосо четаниям и) Навык выразительного чтения 100-120 слов

Приложение . Календарно - тематическое планирование уроков чтения и развития речи во 2 классе 204 часа



Тема урока

Д

а

т

а

Академический

компонент

Область

развития

жизненной

компетенции
i.
Повторение

5 часов
Повторить знание гласных и согласных звуков и букв их обозначающих. Деление слов на слоги. Правильное чтение слов и предложений. Расширение активного и пассивного словарного запаса. Обеспечение произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.(Языковая компетенция) 2. Звуки и буквы. Чтение односложных слов. 3. Гласные звуки. Выделение первого звука в словах и соотнесение его с буквой. 4. Согласные звуки. Составление и чтение слов с буквами, обозначающими согласные звуки. 5. Деление слов на слоги; чтение слов многосложной структуры. 6. Чтение коротких предложений по теме «Осень».
i.

Тема. «Зазвенел звонок – начался урок

19 часов
Правильно читать слова по слогам. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрацию к тексту. Обсудить правила поведения в школе, отношения со взрослыми и сверстниками. Оценивать поступки людей. (Коммуникативная компетенция) 7. Н. Саксонская. Осень в школе. 8. Р. Сеф. Я могу считать до ста… 9. В. Берестов. Где лево, где право. 10. В. Драгунский. Школьные слова. 11. М. Яснов. Я учусь писать. 12. Л. Толстой. Таня знала буквы… Техника чтения 13. К. Ушинский. В школе. 14. В. Викторов. Мы дежурим. 15. В. Голявкин. Про то, для кого Вовка учится. 16. Э. Мошковская. Физкультура. 17. Р. Сеф. Пятёрка. 18. К. Ушинский. Всякой вещи своё место. 19. М. Юдалевич. Три плюс пять. 20. В. Голявкин. Первый урок. 21. В. Драгунский. Уроки. 22. Г. Мямлин. Давайте складывать слова. 23. Школьные загадки.
24. Внеклассное чтение по теме «Осень». 25. Обобщающий урок по теме «Зазвенел звонок – начался урок». i.
Тема «Осенние страницы»

16 ч.
Читать слова и словосочетания с разделительным Ь и Ъ. Рассказывать заученное стихотворение перед классом. Умение ценить прекрасное, воспитывать любовь к природе. (Коммуникативная компетенция) Расширение активного и пассивного словарного запаса. (Языковая компетенция) 26. Вводный урок «Вот и осень наступила» 27. Г. Скребицкий. Художник – Осень. 28. С. Козлов. В эту осень. 29. М. Ивенсен. Падают, падают листья… 30. В. Викторов. Здравствуй, осень. 31. А. Митяев. В октябре. 32. Г. Ладонщиков. Верная примета. 33. Г. Ладонщиков. Верная примета 34. А. Степанов. Когда шубу носить? 35. И. Соколов – Микитов. Белки. 36. Е. Благинина. Белкина кладовка. 37. Г. Снегирёв. Кто сажает лес. 38. Н. Сладков. Почему ноябрь пегий. 39. Н. Сладков. Почему ноябрь пегий. 40. Н. Сладков. Почему ноябрь пегий. 41. Осенние загадки. 42. Обобщающий урок по теме «Осенние страницы». i.
Тема «Сказка за сказкой» 10 часов
Читать слова со стечением согласных. Пересказывать сказки с помощью учителя. Сохранять небольшую паузу в конце прочитанного предложения. Ценность добра. Воспитывать умение ценить добро и быть добрым по отношению к окружающим. Оценивать конкретные поступки людей, как плохие, так и хорошие. (Коммуникативная компетенция) Расширение активного и пассивного словарного запаса. (Языковая компетенция) 43. Вершки и корешки. 44. Вершки и корешки. 45. Лиса и кувшин. 46. Лиса и кувшин. 47. Рак и лиса. 48. Старик и два медвежонка. (Ингушская сказка). 49. Заяц и черепаха. 50. Волк и лошадь. (Румынская сказка). 51. Добрый крестьянин. 52. Обобщающий урок по теме «Сказка за сказкой». i.
Тема «Мир животных» (21 ч.)
Отвечать на вопросы по Воспитывать любовь к животным.
содержанию прочитанного, составлять небольшой описательный рассказ с опорой на вопросы учителя Понимать эмоции других людей по отношению к животным. (Коммуникативная компетенция) Расширение активного и пассивного словарного запаса (Языковая компетенция) 53. Р. Сеф. Кто любит собак… 54. Барашек (Английская народная песенка). 55. А. Введенский Загадка. 56. Ю. Коронец. Лапки. 57. Ю. Коронец. Лапки. 58. В. Лифшиц. Кролик. 59. Е. Благинина. Котёнок. 60. А. Барто. Собака. 61. Е. Чарушин. Ёж. 62. Я. Агафова. Живой букет. 63. По Г. Снегирёву. Медвежонок. 64. По Г. Снегирёву. Медвежонок. 65. И. Соколов – Микитов. Лисья нора. 66. С. Чёрный. Кто? 67. По Г. Снегирёву. Бобрёнок. 68. По Г. Снегирёву. Бобрёнок. 69. С. Маршак. Детский дом. 70. Р. Зелёная, С. Иванов. Животные.1 ч. 71. Р. Зелёная, С. Иванов. Животные.2 ч. 72. Внеклассное чтение. Рассказы о животных. Е. Чарушин. 73. Обобщающий урок по теме «Мир животных». i.
Тема «Птицы наши друзья» (9 ч.)
Читать по ролям. Соблюдать интонацию. Осознанно читать простые тексты. Расширение активного и пассивного словарного запаса. (Языковая компетенция) Ценность добра. Воспитывать бережное отношение к птицам. (Коммуникативная компетенция) 74. И. Соколов – Микитов. Соловей. 75. Г. Снегирёв. Ворон. 76. Г. Ладонщиков. Спор на скворечне. 77. По Н. Сладкову. Пылесос. 78. По Н. Сладкову. Пылесос. 79. По В. Голявкину. Птичка. 80. По В. Голявкину. Птичка. 81. Птичьи загадки. 82. Обобщающий урок по теме «Птицы – наши друзья». i.
Тема «Зимние страницы» (21 ч.)
Заучивать стих по учебнику. Осознанно читать слова по слогам. Ценность красоты и гармонии. Понимание прекрасного. 83. Н. Егоров. По ягоды на лыжах.
Отвечать на вопросы по прочитанному и при рассматривании картин. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. (Коммуникативная компетенция) Расширение активного и пассивного словарного запаса. (Языковая компетенция) 84. Л. Воронкова. Снег идёт. 85. Л. Наппельбаум. Озорные снежинки. 86. По Е. Кузнецовой. Сёмка и мороз. 87. С. Маршак. Белая страница. 88. В. Бианки. Книга зимы. 89. Д. Хармс Что это было? 90. В. Сухомлинский. Зайчик и рябина. 91. По Н. Сладкову. Зимний запас. 92. Г. Ладонщиков. Наши друзья. 93. Б. Брехт. Зимний разговор через форточку. (Отрывок). 94. По Н. Плавильщикову. Храбрая птица. 95. По Н. Плавильщикову. Храбрая птица. 96. Е. Махалова. Что такое Новый год? 97. Ю. Кушак. Ночное приключение. 98. Ю. Кушак. Ночное приключение. 99. Л. Сергеев. Снеговики. 100. Л. Сергеев. Снеговики. 101. Е.Благинина. Зимние загадки. 102. Урок творчества. Читаем, рассказываем, рисуем. 103. Обобщающий урок по теме «Зимние страницы». i.
Тема «Всё мы делаем сами и своими руками»

(18 ч)
Заучивать стих со слов учителя. Отгадывать загадки, придумывать свои посредствам выделения существенного отличительного признака. Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека. Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека. (Коммуникативная компетенция) Расширение активного и пассивного словарного запаса (Языковая компетенция) 104. Знают мамы, знают дети. (Немецкая народная песенка). 105. А. Гарф. Вот какие наши руки. 106. В. Голышкин. Белоручки. 107. В. Осеева. Своими руками. 108. М. Коцюбинский. Десять помощников. 109. Е. Пермяк. Первая рыбка. 110. Г. Ладонщиков. Кукла и Катя. 111. Е. Серова. Разговор о технике. 112. И. Мазнин. Странное дело. 113. П. Тихонов. Вкусный пирог.
114. Г. Глушнев. Мы вдвоём. 115. В. Голявкину. Подходящая вещь. 116. М. Глазков. Танечка – хозяйка. 117. М. Моисеева. Доктор Петрова. 118. Е. Пермяк. Мамина работа. 119. Загадки о наших помощниках. 120. Внеклассное чтение. Рассказы В. Осеевой. 121. Обобщающий урок по теме «Всё мы сделаем сами и своими руками». i.
Тема «Буду делать хорошо и не буду плохо»
17 ч. Отвечать на вопросы учителя о ком книга? о чем в ней (нем) рассказывается? Элементарно оценивать поступок героя. Ценность добра. Воспитывать умение ценить добро и делать его по отношению к окружающим. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков- своих и окружающих людей. (Коммуникативная компетенция) Расширение активного и пассивного словарного запаса (Языковая компетенция) 122. А. Кузнецова. Подружки. 123. А. Барто. Рыцари. 124. Н. Сладков. Жалейкин пруд. 125. Р. Зелёная, С. Иванов. Страшная история. 126. Р. Зелёная, С. Иванов. Страшная история. 127. Т. Пономарёва. Хитрое яблоко. 128. Т. Пономарёва. Хитрое яблоко. 129. М. Пляцковский. Урок дружбы. 130. М. Пляцковский. Урок дружбы. 131. В. Хомченко. Яблоко. 132. В. Хомченко. Яблоко. 133. В. Карасёва. Про Людочку. 134. В. Карасёва. Про Людочку. 135. Р. Баумволь. Никто не мешает. 136. С. Прокофьева. Сказка про честные ушки. 137. С. Прокофьева. Сказка про честные ушки. 138. Обобщающий урок по теме «Буду делать хорошо и не буду плохо». i.
Тема «Ежели вы вежливы…» (11 ч.)
Правильно читать, осознавая прочитанное. Отвечать на вопросы, находить ответ в тексте. (нужное предложение). Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков- своих и окружающих людей. (Коммуникативная компетенция) Расширение активного и пассивного словарного запаса. 139. Н. Красильников. Доброе утро. 140. Л. Каминский. Как Маша яблоко ела. 141. Л. Каминский. Как Маша яблоко ела. 142. В. Голышкин. Удивительное превращение.
(Языковая компетенция 143. В. Голышкин. Удивительное превращение. 144. А. Седугин. Брысь, шапочка! 145. С. Маршак. Песенка о вежливости, (отрывок). 146. Я. Пинясов. Кто грамотнее? 147. Я. Пинясов. Кто грамотнее? 148. Внеклассное чтение. Рассказы В.Осеевой 149. Обобщающий урок по теме «Ежели вы вежливы». i.
Тема «Весенние страницы» (18 ч.)
Самостоятельно пересказывать текст с опорой на план-схему. Выразительно читать стихи. Ценность добра – осознание себя как части мира, в к о т о р о м л ю д и соединены бесчисленными связями, в том числе с п о м о щ ь ю я з ы к а ; осознание постулатов нравственной жизни (будь мило серден, поступай так, как ты хо т е л б ы , ч т о б ы поступали с тобой). Ценность гражданственности и патриотизма. Уважение к истории с в о е й с т р а н ы , к старшим. (Культуроведческая компетенция) Оценивание поступков людей с точки зрения бщепринятых норм. (Коммуникативная компетенция) Расширение активного и пассивного словарного запаса. (Языковая компетенция) 150. Л. Модзалевский. Появление весны. 151. И. Соколов – Микитов. Весна – красна. 152. Ю. Коринец. Март. 153. Л. Барбас. Поздравление. 154. М. Пляцковский. Сосульки. 155. М. Пляцковский. Сосульки. 156. М. Борисова. Песенка капели. 157. Г. Скребицкий. Художник – Весна. 158. Е. Серова. Подснежник. 159. Ю. Коваль. Белое и жёлтое. 160. Ю. Коваль. Белое и жёлтое. 161. З. Александрова. Салют весне. 162. Н. Сладков. Любитель цветов. 163. В. Хомченко. Терем – рукавица. 164. В. Хомченко. Терем – рукавица. 165. Г. Виеру. Девятое мая. 166. Л. Кассиль. Никто не знает, но помнят все. 167. Т. Белозёров. Майский праздник. 168. П. Воронько. Лучше нет родного края. 169. Весенние загадки. 170. Обобщающий урок по теме «Весенниестраницы». i.
Тема «Посмеёмся, улыбнёмся» (12 ч.)
Находить в тексте предложения для ответа на вопрос. Элементарно оценивать прочитанное Ценность общения – понимание важности о б щ е н и я к а к значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих 171. О. Григорьев. Повар. 172. Э. Успенский. Память. 173. Г. Остер. Хорошо спрятанная котлета. 174. Л. Пантелеев. Как поросёнок научился говорить. 175. Ю. Кушак. Банька.
элементов культуры. (Коммуникативная компетенция) Расширение активного и пассивного словарного запаса. (Языковая компетенция) 176. Ю. Кушак. Банька. 177. Л. Каминский. Как котёнок Яша учился рисовать. 178. Л. Каминский. Как котёнок Яша учился рисовать. 179. В. Лопатин. Познакомился. 180. В. Лопатин. Познакомился. 181. Весёлые загадки. «Отвечайте, правда ли?» 182. Обобщающий урок по теме «Посмеёмся, улыбнёмся». 183.
Тема «Как хорошо уметь читать» (10 ч.)
Читать целыми словами (простыми). Читать по ролям. Самостоятельно пересказывать прочитанный текст. Культураречевогообщения Участвовать в диалоге: пониматьвопросы собеседни ка и отвечать на них в соот ветствии с правилами речев о го общения. (Коммун икат ивн ая ком пет ен ци я) Расширение активного и пассивного словарного запаса. (Языковая компетенция) 184. В. Берестов. Читалочка. 185. И. Железнова. Раньше улица молчала. 186. Р. Сеф. Читателю. 187. В. Голявкин. Спрятался. 188. В. Голявкин. Спрятался. 189. Л. Пантелеев. Ау. 190. Д. Чиарди. Прощальная игра. 191. Книжкины загадки. 192. Внеклассное чтение 193. Обобщение по теме: «Как хорошо уметь читать» i.
Тема «Летние страницы» (9 ч.)
Соблюдать при чтении интонацию в соответствии со знаками препинания. Пересказывать близко к тексту. Воспитывать любовь к природе. Умение ценить и беречь ее красоту. Осознание себя частью природного мира. (Коммун икат ивн ая ком пет ен ци я) 194. Е.Трутнева. Земляника 195. К. Ушинский. Солнце и радуга. 196. К. Ушинский. Солнце и радуга. 197. Л. Мануш. Мост. 198. А.Седугин. Шмель и Миша. 199. В. Хомченко. Гнездо в траве. 200. Л. Фадеева. Каникулы 201. Летние загадки 202. Промежуточная аттестация. Итоговый срез. 203. Обобщающий урок по теме «Летние страницы» 204. Обобщающий урок по теме «Летние страницы»
Приложение . Календарно - тематическое планирование уроков письма и развития речи во 2 классе 204 часа



Тема урока

Часы

Академический

Область развития


компонент

жизненной компетенции

Повторение (10 ч.)
Знать отличия «звука» и «буквы», уметь определять количество и последовательность звуков в слове, составлять предложения из 2-3 слов. Формирование орфографической и пунктуационной грамотности. (Коммуникативная компетенция) Приобретение и систематизация знаний о родном языке (Языковая компетенция) Формирование речевых умений и навыков, для обеспечения речевой деятельности на родном языке. (Языковая компетенция). 1 Предложение. Правила написания предложения. 2 Предложение. Правила написания предложения. 3 Предложение и его схема. 4 Предложение и его схема. 5 Распространение предложений. 6 Слово и его значение. 7 Слово и его значение. 8 Составление предложений с данным словом. 9 Составление предложений с данным словом. 10 Звуко - буквенный анализ слова.
Звуки и буквы (25ч.)
Знать и отличать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, твердые- мягкие, звонкие- глухие согласные. Уметь переносить по слогам. Формирование речевых умений и навыков, для обеспечения речевой деятельности на родном языке. (Языковая компетенция). Формирование орфографической грамотности. (Коммуникативная компетенция). 11 Гласные буквы и звуки. 12 Гласные буквы и звуки. 13 Согласные звуки и буквы. 14 Входной срез. 15 Слова, которые различаются одним звуком. 16 Слова, которые различаются одним звуком. 17 Слова, которые различаются количеством звуков.
18 Слова, которые различаются количеством звуков. 19 Слова, которые различаются последовательностью звуков. 20 Слова, которые различаются последовательностью звуков. 21 Ударение в словах. Знак ударения. 22 Ударение в словах. Знак ударения. 23 Выделение ударного гласного в слове. 24 Деление слов на слоги. 25 Деление слов на слоги. 26 Гласные в образовании слогов. 27 Гласные в образовании слогов. 28 Перенос слов по слогам. 29 Перенос слов по слогам. 30 Деление слов со звуками И - Й на слоги. 31 Деление слов со звуками И - Й на слоги. 32 Дифференциация Л-Р. 33 Дифференциация Л-Р. 34 Контрольный диктант по теме: «Ударные и безударные гласные» 35 Работа над ошибками. Правила переноса слов.
Парные звонкие и глухие согласные (15ч.)
Уметь дифференцировать звонкие и глухие согласные в словах. Уметь правильно Формирование орфографической грамотности. (Коммуникативная компетенция) 36 Дифференциация Б-П
определять ударение в слове, делить слова на слоги. Знать отличия свистящих согласных от шипящих. Развитие письменной коммуникации, способности к осмысленному письму. Овладение способностью пользоваться письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач. 37 Дифференциация Б-П 38 Дифференциация В-Ф 39 Дифференциация В-Ф 40 Дифференциация Г-К 41 Дифференциация Г-К 42 Дифференциация Д-Т 43 Дифференциация Д-Т 44 Дифференциация Ж- Ш 45 Дифференциация Ж- Ш 46 Дифференциация З-С 47 Дифференциация З-С 48 Дифференциация звонких и глухих согласных. 49 Итоговый контрольный диктант за 1 четверть. 50 Работа над ошибками «Парные звонкие и глухие согласные»
Повторение (10ч.)
51 Ударные гласные. 52 Деление слов на слоги. Перенос слов. 53 Дифференциация звонких и глухих согласных. 54 Гласные и согласные звуки и буквы. 55 Шипящие согласные. 56 Шипящие согласные.
57 Свистящие согласные. 58 Свистящие согласные. 59 Дифференциация шипящих и свистящих согласных. 60 Дифференциация шипящих и свистящих согласных.
Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или

слога (12ч.)
Уметь составлять (выделять) слоги, слова, начинающиеся на гласные буквы. Формирование орфографической грамотности. (Коммуникативная компетенция). Приобретение и систематизация знаний о родном языке. (Языковая компетенция). 61 Буква Е в начале слова или слога. 62 Буква Е в начале слова или слога. 63 Буква Ё в начале слова или слога. 64 Буква Ё в начале слова или слога. 65 Буква Ю в начала слова или слога. 66 Буква Ю в начала слова или слога. 67 Буква Я в начале слова или слога. 68 Буква Я в начале слова или слога. 69 Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога. 70 Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога. 71 Контрольный диктант по теме «Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я» 72 Работа над ошибками. Свистящие и шипящие согласные.
Твёрдые и мягкие согласные (14ч)
Уметь различать твердые и мягкие согласные в словах, знать правописание гласных после твердых и мягких согласных. Формирование орфографической грамотности. (Коммуникативная компетенция). Развитие письменной коммуникации, способности к 73 Различение на слух и в произношении твердых и мягких согласных. 74 Различение на слух и в произношении твердых и мягких согласных.
осмысленному письму. 75 Гласные Ы-И после твёрдых и мягких согласных. 76 Гласные Ы-И после твёрдых и мягких согласных. 77 Гласные Ы-И после твёрдых и мягких согласных. 78 Гласные Ы-И после твёрдых и мягких согласных. 79 Гласные А-Я после твёрдых и мягких согласных. 80 Гласные А-Я после твёрдых и мягких согласных. 81 Гласные А-Я после твёрдых и мягких согласных. 82 Гласные А-Я после твёрдых и мягких согласных. 83 Гласная Е после мягких согласных. 84 Гласная Е после мягких согласных. 85 Дифференциация твёрдых и мягких согласных в словах. 86 Дифференциация твёрдых и мягких согласных в словах.
Мягкий знак на конце слова (6ч.)
Знать значение мягкого знака в русском языке. Знать правило написания мягкого знака в конце слова. Уметь дифференцировать свистящие и шипящие звуки, а так же твердые и мягкие согласные на конце слова. Знать правило написания твердых и мягких согласных на конце слова. Расширение активного и пассивного словарного запаса обучающихся.(Коммуникативная компетенция) Приобретение и систематизация знаний о родном языке. (Языковая компетенция) Формирование орфографической грамотности. (Коммуникативная компетенция) 87 Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова 88 Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова 89 Письмо слов с мягкими согласными на конце. 90 Письмо слов с мягкими согласными на конце. 91 Итоговый контрольный диктант за ӀӀ четверть. 92 Работа над ошибками «Дифференциация твёрдых и мягких согласных на конце слова».
Овладение способностью пользоваться письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Повторение (6 ч.)
93 Дифференциация свистящих и шипящих звуков. 94 Обозначение мягкости согласного гласными буквами е, ё, ю, я, и. 95 Дифференциация твёрдых и мягких согласных на конце слова. 96 Упражнения в различении твердых и мягких согласных на конце слова. 97 Упражнения в различении твердых и мягких согласных на конце слова. 98 Письмо слов с мягкими согласными на конце
Разделительный Ъ и Ь (3ч.)
Знать роль твердого знака в слове. Уметь правильно писать слова с разделительным мягким и твердым знаком. Расширение активного и пассивного словарного запаса обучающихся.(Коммуникативная компетенция)Приобретение и систематизация знаний о родном языке. (Языковая компетенция) 99 Разделительный Ь. Роль буквы в слове. 100 Разделительный Ъ. Роль буквы в слове. 101 Написание слов с разделительным Ь и разделительным Ъ.
Слова, обозначающие предметы (18ч.)
Уметь различать слова, обозначающие предметы от других слов. Уметь дифференцировать слова, обозначающие предмет. Различать и дифференцировать слов, обозначающие один и несколько одинаковых предметов. Расширение активного и пассивного словарного запаса обучающихся.(Коммуникативная компетенция) Формирование орфографической и пунктуационной грамотности. (Коммуникативная компетенция) Овладение грамматическим строем родного языка. (Коммуникативная компетенция) 102 Предмет и его название. 103 Предмет и его название. 104 Названия предметов, отвечающих на вопрос «Что?» 105 Названия предметов, отвечающих на вопрос «Что?» 106 Названия частей предмета. 107 Упражнение в названии предметов, отвечающих на вопрос «Что?» 108 Дифференциация сходных предметов и их названий.
109 Дифференциация сходных предметов и их названий. 110 Обобщающее слово для группы однородных предметов, отвечающих на вопрос «Что?» 111 Обобщающее слово для группы однородных предметов, отвечающих на вопрос «Что?» 112 Названия предметов, отвечающих на вопрос «Кто?» 113 Названия предметов, отвечающих на вопрос «Кто?» 114 Обобщающее слово для группы однородных предметов, отвечающих на вопрос «Кто?» 115 Обобщающее слово для группы однородных предметов, отвечающих на вопрос «Кто?» 116 Дифференциация слов, отвечающих на вопросы: «Кто?», «Что?». 117 Дифференциация слов, отвечающих на вопросы: «Кто?», «Что?». 118 Дифференциация слов, обозначающих один и несколько одинаковых предметов 119 Дифференциация слов, обозначающих один и несколько одинаковых предметов.
Большая буква в именах и фамилиях людей,

кличках животных (10 ч.)
Распознавать среди слов имена собственные. Употреблять фамилии и имена людей в речи. Уметь употреблять большую букву в кличках животных. Овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной речи. (Коммуникативная компетенция) Формирование у обучающихся языковой интуиции. (Языковая компетенция) 120 Большая буква в именах людей. 121 Большая буква в именах людей. 122 Большая буква в именах и фамилиях. 123 Большая буква в именах и фамилиях. 124 Большая буква в кличках животных. 125 Большая буква в кличках животных. 126 Большая буква в именах и фамилиях людей,
кличках животных. 127 Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. 128 Контрольный диктант по теме: «Названия предметов» 129 Работа над ошибками. «Большая буква в именах, фамилиях и кличках животных»
Слова, обозначающие действия предметов

(14ч.)
Распознавание слов, обозначающих действия предметов. Умение ставить вопрос к словам, обозначающим действие предмета. Расширение активного и пассивного словарного запаса обучающихся.(Коммуникативная компетенция) Формирование орфографической и пунктуационной грамотности. (Коммуникативная компетенция) Овладение грамматическим строем родного языка. (Коммуникативная компетенция) 130 Действие и его название. 131 Названия действий, отвечающие на вопрос «Что делает?» 132 Названия действий, отвечающие на вопрос «Что делают?» 133 Названия действий, отвечающие на вопрос «Что делают?» 134 Названия действий, отвечающие на вопрос «Что делает?» 135 Подбор названий действий к названиям предметов. 136 Названия действий, отвечающие на вопросы: «Что делает?», «Что делают?». 137 Названия действий, отвечающие на вопросы: «Что делает?», «Что делают?». 138 Названия действий, отвечающие на вопросы: «Что делает?», «Что делают?». 139 Названия действий, отвечающие на вопросы: «Что делает?», «Что делают?». 140 Различение названия предметов и названия действий по вопросам. 141 Различение названия предметов и названия действий по вопросам. 142 Контрольный диктант по теме: «Слова, обозначающие действия предметов» 143 Работа над ошибками. Слова, обозначающие предмет и действие предмета.

Предлоги (6ч.)
Знать правило о раздельном написании предлогов со словами и уметь это применить на практике. Формирование орфографической и пунктуационной грамотности. (Коммуникативная компетенция) Формирование у обучающихся языковой интуиции. (Языковая компетенция) 144 Предлог как отдельное слово. 145 Правописание предлогов с другими словами. 146 Употребление предлогов в предложении. 147 Употребление предлогов в предложении. 148 Контрольный диктант за 3четверть. 149 Работа над ошибками. Составление предложений по картинке.
Повторение (5ч.)
150 Различение слов, обозначающих предметы по вопросам. 151 Различение слов, обозначающих действия предметов по вопросам. 152 Правописание большой буквы в именах, фамилиях людей и кличках животных. 153 Употребление предлогов в речи. 154 Повторение. Употребление предлогов в предложении.
Слова с непроверяемыми гласными (4ч.)
Уметь выделять непроверяемую гласную. Знать правило написания гласных в словах- родственниках. Формирование речевых умений и навыков, для обеспечения речевой деятельности на родном языке (Языковая компетенция) Приобретение и систематизация знаний о родном языке. (Языковая компетенция) 155 Выделение непроверяемой гласной в словах. 156 Выделение непроверяемой гласной в словах. 157 Написание гласных в словах-родственниках. 158 Написание гласных в словах-родственниках.
Предложение (21ч.)
Знать правила написания предложений. Уметь распространять предложения, Овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной речи. (Коммуникативная компетенция) 159 Понятие предложения.
восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении, составлять схемы по данному предложению. Уметь составлять предложения по картинке. Знать правила постановки знаков препинания в предложении. Приобретение и систематизация знаний о родном языке. ( Языковая компетенция). Овладение грамматическим строем родного языка. (Коммуникативная компетенция) 160 Выделение предложений из текста. 161 Выделение предложений из текста. 162 Правила записи предложения. 163 Правила записи предложения. 164 Предложения и его схема. 165 Предложения и его схема. 166 Дифференциация набора слов и предложений. 167 Упражнения в составлении предложений из отдельных слов. 168 Порядок слов в предложении. 169 Упражнения в составлении предложений. 170 Завершение начатого предложения. 171 Завершение начатого предложения. 172 Составление предложений по предметной картинке. 173 Составление предложений по предметной картинке. 174 Составление предложений по сюжетной картинке. 175 Составление предложений по сюжетной картинке. 176 Предложения-вопросы и предложения-ответы. 177 Знаки препинания в предложениях. 178 Контрольная работа по теме: «Предложение». 179 Работа над ошибками по теме: «Предложение».

Повторение (23ч.)
Распознавать гласные и согласные звуки на слух. Уметь делить слова на слоги для переноса, определять ударение в слове, дифференцировать звонкие-глухие и твердые-мягкие согласные в словах. Уметь определять слова, обозначающие предмет. Знать правило написания имен собственных. Уметь различать и ставить вопрос к словам действиям. Уметь составлять самостоятельно предложение, из данных слов и с помощью рисунков. Знать правило написания слов с непроверяемой гласной. Учиться делить слитный текст на предложения, а так же уметь завершить начатое предложение. Овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной речи. (Коммуникативная компетенция) Приобретение и систематизация знаний о родном языке. ( Языковая компетенция). Овладение грамматическим строем родного языка. (Коммуникативная компетенция) Овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной речи. (Коммуникативная компетенция) Приобретение и систематизация знаний о родном языке. ( Языковая компетенция). 180 Гласные и согласные звуки и буквы. 181 Деление слов на слоги для переноса. 182 Ударные и безударные гласные. 183 Звонкие и глухие согласные. 184 Твердые и мягкие согласные. 185 Мягкий знак на конце слов. 186 Названия предметов, отвечающих на вопросы «Кто?», «Что?». 187 Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. 188 Названия действий и различение их по вопросам: «Что делает?», «Что делают?» 189 Правила написания предложения. 190 Упражнения в составлении предложений с выбором правильного предлога. 191 Составление предложений и данных слов. 192 Составление предложений с помощью рисунка. 193 Составление предложения из данных вразбивку слов. 194 Промежуточная аттестация .Итоговый срез. 195 Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. 196 Слова с буквами е, ё, ю, я в начале слова или слога. 197 Слова с непроверяемой гласной. 198 Слова с непроверяемой гласной.
199 Постановка ударения в словах. 200 Количество слогов в слове. 201 Деление текста на предложения. 202 Деление текста на предложения. 203 Завершение начатого предложения. 204 Завершение начатого предложения.


В раздел образования