Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения "К Топтыгину в гости"
Автор: Кулаева Светлана Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №89 "Крепыш" (МДОУ №89 "Крепыш") Населённый пункт: Город Сургут Тюменской области ХМАО Наименование материала: Конспект занятия Тема: Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения "К Топтыгину в гости" Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по формированию элементарных математических
представлений для детей старшей группы с нарушением зрения « К
Топтыгину в гости »
Тема: «К Топтыгину в гости».
Цель: Формирование и расширение элементарных математических
представлений .
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое
развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи:
Познавательное развитие
- ориентироваться на листе бумаги, закрепить навыки порядкового счета в
пределах 7, узнавание геометрических фигур; развивать у детей сенсорный
опыт обследования предметов и выделения их признаков;
Речевое развитие:
-учить детей отвечать на вопросы :«какой по счету?»; развивать умение
слушать и слышать вопрос; развивать память; формировать у детей умение
вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми.
Физическое развитие:
- развивать осязание, мелкую моторику рук; развивать зрительное
восприятие.
Социально-коммуникативное развитие:
-воспитывать усидчивость, желание заниматься и помогать другим,
воспитывать интерес к математике .
Материал :
-конверт, разрезанная картинка с изображением карты путешествия;
геометрические фигуры разных цветов по количеству детей, набор цифр ;
макет замка, д.и. «Волшебные рукава»; набор обьемных игрушек животных
леса; фланелеграф, плоскостные фигурки бельчат и грибов, деревьев;
карточки с изображением ягод и цветов; полоски с рядами геометрических
фигур; карандаши; листы бумаги в клетку; сундучок, геометрические
фигуры.
Предварительная работа :
- Чтение литературы по теме «Дикие животные», просмотр видеофильмов,
рассматривание иллюстраций, работа с трафаретами диких животных.
- Графические диктанты.
- Закрепление сформированных представлений о количественном и
порядковом счете до 6 в самостоятельной и совместной с воспитателем
деятельности детей (лепка, аппликация, рисование).
-Закрепление представлений о геометрических фигурах в самостоятельной
и совместной с воспитателем деятельности детей (аппликация, рисование,
лепка, д/игры).
Ход занятия:
Дети и воспитатель стоят возле стола, в центре которого большой конверт.
- Ребята, нам пришло письмо. От кого оно? (воспитатель читает адрес)
Письмо от Топтыгина: « Ребята приглашаю Вас на волшебную лесную
поляну. Шалунишки медвежата нечаянно порвали карту. Соберите ее из
частей и приходите ко мне поскорей». В конверте карта, разрезанная на 6
частей
Воспитатель: Давайте посчитаем все ее части и соберем в целое.
Ответы детей. Дети, собирают из частей карту, уточняя какую часть куда
кладут (эту часть кладем в центр листа, следующую в верхний правый угол,
и т.д.)
Воспитатель: Карта готова. Вы молодцы. Теперь можем смело отправляться
на волшебную поляну. Зрительная гимнастика: "Прогулка в лесу"
Мы отправились гулять. (Шагают на месте)
Грибы - ягоды искать
Как прекрасен этот лес.
Полон разных он чудес.
Светит солнце в вышине, (смотрят вверх)
Вот грибок растет на пне, (смотрят вниз)
Дрозд на дереве сидит, (смотрят вверх)
Ежик под кустом шуршит. (смотрят вниз)
Слева ель растет - старушка, (смотрят вправо)
Справа сосенки - подружки.( смотрят влево)
Где вы, ягоды, ау! (повторяют движения глаз)
Все равно я вас найду! (влево - вправо, вверх – вниз).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту. Где мы с вами сейчас находимся
Ответы детей (детский сад изображен в нижнем левом углу)
Воспитатель: Где находиться волшебная лесная поляна?
Ответы детей (правый верхний угол)
Воспитатель: Что нам встретится на пути?
Ответы детей (железнодорожная станция, замок, луг, лес, болото).
Воспитатель: На каждой остановке нас ждут задания, правильно
выполнив их, мы сможем двигаться дальше. Ну что, отправляемся в
путь. Первая остановка железнодорожный вокзал. Что бы отправиться
дальше, нужно построить поезд (Дети из стульчиков в ряды строят поезд,
воспитатель раскладывает на каждый ряд стульев геометрические фигуры
различных цветов, всего рядов должно получиться 7.)
Воспитатель: На каком месте вагон с желтым треугольником, синим
овалом, красным кругом и т. д.?
- Какой вагон на 1-м месте, на 3-м месте, на 6-м, на 2-м, 5-м, 4-м?
Ответы детей (В завершении каждому вагону сопоставляется
соответствующая цифра)
Воспитатель: А какой это вагон? (7-ой вагон). Эта цифра нам еще не
знакома.
Воспитатель знакомит с числом 7 и цифрой 7.
Воспитатель: Для поездки на поезде нам необходимо купить билеты. (Дети
идут в кассу и покупают билеты, карточки с геометрическими фигурами,
число которых соответствует номеру вагона. Затем они отыскивают свой
вагон).
Воспитатель: Все разместились на своих местах? Можно ехать! (Дети
изображают, как едет поезд)
1 остановка «Волшебный замок»
- В волшебном замке есть подземелье. В нем злой волшебник спрятал
разных животных. Поможем зверушкам?
Дети по одному подходят к макету замка и на ощупь в подземелье (д.и.
«Волшебные рукава») находят животного, обследуют пальцами рук,
называя животного, описывая, по каким признакам его определили.
Воспитатель: Молодцы, ребята, двигаемся дальше. Смотрим по карте, какая
следующая остановка?
2 остановка «Луг». Физкультурная пауза
На лугу растёт черника, (шагают на месте)
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (приседания.)
Нагулялся на лугу. (шагают на месте)
Корзинку с ягодой несу.
Воспитатель: Ребята мы с вами очутились на лугу. Посмотрите сколько
вокруг ягод и цветов. А давайте наполним наши корзины ягодами и цветами.
(На «лугу» (на полу) разложены карточки с изображением ягод и цветов.
Дети должны собрать столько карточек, сколько фигур у них на билете. При
этом карточки должны подбираться так, чтобы их можно было назвать
одним словом (ягоды, цветы). Воспитатель проверяет как выполнено
задание).
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием, пора отправляться
дальше. Посмотрите на карту, что нас ждет дальше? Правильно лес.
Мы глаза сейчас закроем (Закрыть глаза ладошками.)
Вместе радугу построим (Посмотреть по дуге вверх )
Вверх по радуге пойдем (Вправо и вверх – влево).
Вправо, влево повернём (Поворачиваем вправо, влево)
А потом скатимся вниз (Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и
поморгать ими).
Воспитатель: В лесу нас ждет еще одно задание. Нужно накормить бельчат
грибами. Давайте с вами посчитаем, сколько бельчат на ветке? А сколько
грибов? Всем бельчатам хватит грибов?
Ответы детей .
Воспитатель: А что нужно сделать, что бы у каждого бельчонка было по
одному грибу? Правильно, надо добавить еще гриб. Ребята бельчата
поблагодарили нас и мы можем отправляться дальше. Смотрим по карте -
что нас ждет впереди?
Ответы детей (болото).
Воспитатель: Мы пройдем болото, если отгадаем загадку:
Летом, в болоте, вы ее найдете. Зеленая квакушка. Кто это?
Ответы детей: Лягушка
Воспитатель: Правильно .Вот как лягушки мы с кочки на кочку и
перепрыгнем болото.
Дети прыгают по кочкам (круги на полу).
Воспитатель: Вот и добрались мы до «Волшебной поляны» Потапыча.
Дети здороваются с Потапычем.
Потапыч: Здравствуйте, дети!.Очень рад вас видеть. Приготовил вам
подарки, сложил в сундучок, а ключ потерял.
Воспитатель: Ребята поможем Потапычу найти ключ?
Ответы детей.
Воспитатель приглашает детей сесть за столы и написать графический
диктант. Но сначала сделаем пальчиковую гимнастику: «Белка»
Сидит белка на тележке, (Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)
Продает она орешки, (Круговые движения кистью вправо, влево.)
Лисичке-сестричке, (Разогнуть большой палец.)
Воробью, (Разогнуть указательный палец.)
Синичке, (Разогнуть средний палец.)
Мишке толстопятому, (Разогнуть безымянный палец.)
Заиньке усатому. (Разогнуть мизинец.)
Вот так! (Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)
Воспитатель: Отступите 2 клетки слева, 6 клеток сверху, поставьте точку и
от нее начинаем рисовать ключ: 2 клетки вправо, 1 вниз,7 вправо,1 вниз,1
влево, 1 вниз, 2 влево, 1 вверх, 4 влево, 1 вниз ,2 влево, 3 вверх.
Потыпыч: Все у вас получилось. Теперь и сундучок сможем открыть.
Воспитатель помогает Потапычу открыть сундучок.
Потапыч: Молодцы, умелые ребята! А в сундучке угощение для вас. До
свиданья детвора в детский сад вам всем пора.
Дети прощаются с Потапычем.
Воспитатель: Перед тем как вернуться в детский , я предлагаю вам немного
отдохнуть. Закройте глазки.
Мы устали все чуть - чуть.
Предлагаю отдохнуть.
Отдыхайте наши уши
Тишину мы будем слушать.
И глаза мы закрываем,
И они пусть отдыхают.
В тишине представить море,
Свежий ветер на просторе.
За волной плывет волна,
А в округе тишина
Раз,два,три,четыре,пять
В детском саде мы опять
Раз,два,три,четыре,пять
Можно глазки открывать
Воспитатель:Ребята, вы сегодня хорошо справились с заданиями . Я рада,
что у нас такие умные детки . А вам понравилось наше путешествие? Что
было интересного? Какие были остановки? Какие задания вам больше всего
понравились? Что было очень трудным? В какие игры вы бы еще хотели
поиграть?
Ответы детей.
Вот и закончилось наше путешествие. Всем спасибо.