Автор: Пожидаева Анна Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ детский сад№34 комбинированного вида Населённый пункт: Санкт- Петербург Выборгский район поселок Парголово Наименование материала: методическая разработка ( проект) Тема: " Дети войны" Раздел: дошкольное образование
МБДОУ детский сад №34
Комбинированного вида .Выборгскийрайон
Однодневный проект
«Дети войны».
Автор: Пожидаева А.Н.
2014г.
Паспорт проекта:
Автор: Пожидаева А.Н.
Участники: воспитатель ,инструктор, дети.
Вид проекта: творческо-информационный ,физически развивающий.
Продолжительность проекта: однодневный.
Срок реализации : 1 день( 6 мая).
Образовательные
области:
Социально-коммуникативное
развитие,
физическое
развитие, художественно-эстетическое развитие.
Актуальность:
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Задача
воспитания
патриотизма
в
настоящее
время
очень
сложна.
Чтобы
достигнуть
определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на
ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые бы
гармонично
и
естественно
наполняли
его
мировоззрение
нравственным
содержанием,
раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей
действительности.
Патриотическое
чувство
не
возникает
само
по
себе.
Поэтому
большую
работу
по
воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в ДОУ.
К сожалению, с каждым днем утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых
фронтовиков, героев тыла. Есть случаи нападения на ветеранов, кражи орденов и медалей,
осквернение памятников героям. Молодежь не знает, как зовут героев ВОВ, какие подвиги
они совершили, какие города нашей страны удостоены звания «Город - герой» и за какие
заслуги. Отсюда, в преддверии 65-летия празднования Дня Победы возникает проблема:
как
помочь
подрастающему
поколению
сформировать
у
них
чувство
долга,
чувство
уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ,
который подарил нам счастливую жизнь.
Цели и задачи:
-
Познакомить детей с основными событиями войны.
-Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне.
-Донести до детей мысль о том, как тяжело приходилось
защитникам русской земли и простым людям в те суровые военные годы.
2
-Познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны. - Обогащать
лексический запас детей словами разных частей речи: продолжать работать над развитием
связной речи; совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
-Формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России; воспитывать
симпатию и уважение к сверстникам военных лет.
-Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.
-Воспитывать трепетное уважение к героическому прошлому своего народа.
Интеграция с другими областями:
Социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое
развитие.
Формы и методы реализации проекта:
-целевые прогулки к памятным метам воинской славы с родителями ,
-беседы о войне,
-детские работы , чтение и заучивание стихов о войне ,
- рассматривание иллюстраций, фотографии.
-прослушивание музыки и песен военных лет.
Взаимодействие с родителями:
- Беседа с родителями о необходимости посещения мест воинской славы в нашем селе в
выходные дни.
-заучивание стихов о войне.
-рассматривание семейных фотографий военных лет в домашних условиях.
-рисование картинок на военную тему в домашних условиях.
3
Предполагаемый результат:
Дети должны получить необходимые представления о детях – героях и героях ВОВ,
подвигах, которые они совершили.
Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на воспитание
патриотических чувств. (Парад Победы, Салют, возложение цветов и венков к
обелискам и памятникам, встречи с ветеранами).
Этапы работы над проектом.
1.Этап подготовительный.
А) Подобрать методическую литературу по теме.
Б) Подобрать художественную литературу для детского чтения по теме.
В) Подобрать дидактический материал и наглядные пособия.
Г) Составить план реализации проекта.
2.Этап Основной. (План реализации проекта).
Направление развития.
Содержание работы по
образовательным областям.
Физическое развитие
Утренняя гимнастика ,п\и
«Перевяжи раненого», «Помоги
партизанам», « Салют».
Социально-коммуникативное
развитие
Беседы : «Детям о войне», «Наши
прадеды, павшие в бою»,д\и
«Предметы военных лет», «Собери
посылку на фронт».
Познавательное развитие
Познакомить детей с основными
событиями войны.
Сообщить элементарные сведения
о Великой Отечественной Войне.
-Познакомить с жизнью детей во
4
время Великой Отечественной
войны.
-Формировать чувство гордости за
Родину, за наш народ.
-Воспитывать трепетное уважение
к героическому прошлому своего
народа.
Презентация «Никто не забыт».
Речевое развитие
Восприятие художественной
литературы:
-Разучивание стихов о ВОВ
-Чтение рассказов С. Алексеева «
О войне».
-Использование новых слов в речи
детей.(Шинель, Полевой
госпиталь, партизаны).
Художественно-эстетическое
развитие.(Музыкальное).
Прослушивание песен фронтовых
лет.
«Марш Славянки», «Солдаты в
путь», «День победы» и т.д.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА.
-Информационное поле:
Папка-передвижка о ВОВ. Фотографии прадедушек детей старшей группы.
-Центр книги:
Книги со стихами о войне, « Рассказы о войне»С. Алексеева.
-Центр сюжетно-ролевой игры:
Бескозырки, пилотки, косынки, повязки медсестры. Атрибуты для игр
«Собери посылку», «Помоги партизану», «Салют».
-Центр изобразительного творчества:
Карандаши ,восковые мелки, краски, альбомы, раскраски на военную
тематику. Для самостоятельного творчества.
3.Этап заключительный.
А). Продукт проектной деятельности
Мини-альбом «Прадедушкам и прабабушкам посвящается…»;
Папка передвижка о ВОВ.
5
Рисунки на тему «Война глазами детей»;
демонстрационный материал (аудио, наглядный) по теме;
подборка художественно-публицистической литературы по теме;
презентация в формате Microsoft PowerPoint «Презентация «Никто не забыт».
Б) .Итоговое развлечение.
Материалы,
использованные для
реализации проекта.
6
Мероприятия осуществления проекта в честь Дня Победы.
Утренний приём.
Рассматривание папки-передвижки о ВОВ.
Предварительная беседа о военных годах . прослушивание песни « Марш Славянки».
Беседа с детьми о близких погибших в годы ВОВ.
Рассматривание картинок на военную тему нарисованных вместе .
Рассматривание папки-передвижки о ВОВ.
Предварительная беседа о военных годах .
Вот фотографии из ваших семейных альбомов, кто на них изображён, расскажите ребята.
По желанию дети показывают фотографии и комментируют их.
Война длилась долгих четыре года, много дорог пришлось пройти солдатам. Бились они в
страшных битвах, отстаивая каждый кусочек родной земли.
Полем, вдоль берега крутого, мимо хат,
В серой шинели рядового шёл солдат.
Шёл солдат, слуга Отчизны,
Шёл солдат во имя жизни,
Землю спасая, мир защищая,
Шёл вперед солдат.
7
Утренняя гимнастика« Самолётики ».
Учить детей согласовывать движения с темпом и ритмом музыкального сопровождения
● Упражнять детей в ходьбе и беге на носках
● Развивать физические качества и способности
● Развивать: ориентировку в пространстве
● Воспитывать потребность к занятиям физическими упражнениями Дать детям
эмоциональный заряд на предстоящий день.
1 часть. Вводная ● Построение в шеренгу:
Вправо, влево повернись в самолетик превратись! Бумажный легкий самолет Сейчас
отправится в полет.
На крыльях звездочки блестят,
В кабине огоньки горят
● Ходьба в колонне по одному
● Ходьба на носочках
● Бег обычный
● Ходьба врассыпную
● Построение в круг «Самолеты летели, летели и в аэропорт прилетели!»
2 часть Основная 1. «Крепкие крылья самолета»
И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз.
1-2 Руки в стороны
3-4 Опуская, сказать «крепкие». Вернуться в и. п.
8
2. «Заводим мотор самолета»
И. п.: ноги врозь, кулачки у плеч.
0-2 Поворот вправо; руки вперед, показать кулачки;
3-4 Повращать обоими кулачками в произвольных направлениях, сказать «вот».
Вернуться в и. п. То же в другую сторону.
3. «Самолет взлетает высоко».
И. п.: ноги слегка расставить, колени обхватить руками, голову наклонить к коленям.
1-4 Встать, выпрямиться; подняться на носки; руки вверх, сказать «высоко».
1-4 Вернуться в и. п.
4. «Прыгаем, играем, как самолеты мы летаем
Следить за правильностью выполнения упражнения
3 часть.Заключительная
● «Самолеты на взлетной полосе»
И.П.: руки в стороны.
Выполнение: легкий бег.
● «Самолеты едут по взлетной полосе»
И.П.: руки на поясе
Выполнение: ходьба в колонне по одному
● «Самолеты на посадку»
И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий
вдох носом. Вернуться в и. п., выдох через рот.
● Перестроение в шеренгу
Вот и окончился полет, пора возвращаться.
Самолетик повернись и в ребяток превратись
9
ОД №1: «Дети войны».
Цель ОД. Познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны.
Обогащать лексический запас детей словами разных частей речи: продолжать работать над
развитием связной речи; совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
закреплять умение отвечать на вопросы; развивать мелкую моторику. Формировать
патриотические чувства, интерес к прошлому России; воспитывать симпатию и уважение к
сверстникам военных лет.
Предварительная работа. целевые прогулки к памятным метам воинской славы с
родителями , беседы о войне, детские работы на военную тематику , рассматривание
иллюстраций, фотографий о военных годах , , чтение и заучивание стихов о войне
,прослушивание музыки и песен военных лет. .
Оборудование. Презентация на военную тему, заготовки для писем, магнитофон, запись
песни «Священная война», праздничное оформление музыкального зала.
Ход занятия:
Звучит песня «Священная война» муз. А. Александрова сл. В. Лебедева-Кумача.
Давным-давно дымы не застят
Небес, и светел нив разлив,
Где земляки стояли насмерть
Собой Отчизну заслонив.
На рубеже, омытом кровью,
Мы в память тех, кто шёл в бои,
С благовоньем и любовью
Склоняем головы свои
(дети склоняют головы)
Хотим, чтоб всюду на планете
Войны совсем не знали дети.
10
Воспитатель: «22июня в 4 часа утра без объявления войны германские войска на пали на
нашу Родину», - такое объявление люди нашей родины. Была остановлена мирная жизнь
народа. Началась великая отечественная война. Война разрушила судьбы миллионов
людей. Дыхание войны ощутил каждый человек: протяженный вой сирен, залпы зениток,
разрывы бомб. Но люди не испугались, поднялись и пошли на встречу, темным силам.
Жертвуя жизнью, они становились защитниками отечества. война продолжалась 4
страшных тяжёлых года .И в 1945году 9 мая Русский народ одержал долгожданную
победу. И теперь каждой весной люди отмечают этот праздник со слезами на глазах.
Вспоминая своих павших в бою близких людей. 9 мая – День Победы. Вы должны знать и
помнить об этом празднике!
Дети: В этот день, много лет назад, закончилась страшная война.
Воспитатель: Совершенно верно.
Воспитатель: В этот день вспоминают солдат, сражавшихся на войне, погибших и живых,
которые защищали нашу Родину.( Показать фото солдат)
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Сегодня я вам расскажу о детях войны.
Воспитатель: Все люди страны встали на защиту Родины, как один солдат. Взрослые
мужчины уходили на фронт воевать. Их провожала вся семья. Грустным было расставание:
солдаты знали, что не всем суждено вернуться в родной дом. Но нужно было защищать
Родину от врага, и мужчины уходили.(фото мать провожает сына)
Женщины оставались дома: работали нянями, медсестрами в госпиталях: шили шинели
для воинов.
Ребята, как вы думаете, что такое шинель?
Дети: Это зимняя верхняя одежда для солдат.
Воспитатель: Совершенно верно. А еще женщины трудились на заводах: изготавливали
снаряды, военную технику: самолеты, танки, пушки, машины: работали в поле.
Но в войне погибают не только солдаты. От нее больше всего страдают самые маленькие и
самые старенькие. Не всегда дети могли понять, что пришла настоящая беда. В это трудное
время люди жили очень скромно, даже можно сказать бедно. Им нечего было кушать,
недоедали, а часто голодали, недосыпали.
Вы знаете, ребята, очень страшно было всем – и взрослым, и детям, - когда начинались
обстрелы. Женщины с детьми и старики прятались в подвалах или специально сделанных
бомбоубежищах
- Это сырой подвал с облупленными стенами.
11
В эти трудные для страны годы дети помогали взрослым. (Выключит музыку).
Во многих городах были организованы госпитали. Госпиталь это больница для раненых
солдат Часто госпиталь был полевой т.к. стоял в чистом поле.
Дети: Это раненый солдат. (фото раненого солдат)
Воспитатель: Правильно, молодцы! В госпиталях ребята с медсестрами и нянечками
заботились за ранеными солдатами, поправляли постель, приносили пить, убирали
помещение. Выступали перед ними с концертами, читали стихи, исполняли песни,
танцевали
1-й ребенок:
Никто не забыт инее что не забыто
Горящая надпись на глыбе гранита ,
Жёлтыми листьями ветер играет ,и снегом холодным венки заметает
Но словно огонь у подножья гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
2 ребёнок
Фотоснимок на стене
В доме память о войне
Ванин дед на этом фото
С автоматом возле дота перевязана рука, улыбается слегка
Здесь всего на 10 лет старше Вани Ванин дед.
3- ребенок:
Песни фронтовые награды боевые красные тюльпаны
Встречи ветеранов и салют в полнеба
Огромный как победа!
4 ребёнок.
12
И не секрет, что наше поколение
Не знает страшных ужасов войны,
Но к теме той сегодня непременно
Мы обратиться все-таки должны
Перевяжи раненого. конкурс
Воспитатель: Молодцы, ребята! А еще ребята готовили подарки для бойцов, отправляли
посылки на фронт: мыло, бумагу, карандаши для писем, а в холодное время года вязали
варежки, носки, шарфы, свитера. Этой всей работой занимались девочки.
Воспитатель: А теперь я предлагаю девочкам (физкультурный конкурс)
«Собери посылку.»
Воспитатель: Ребята, а кто мне скажет, кто такие партизаны. Это люди, которые уходили в
леса, жили в землянках, воевали с врагом еще фашисты их очень боялись. Партизаны
взрывали мосты, разрушали железные дороги ,уничтожали склады с боеприпасами. Дети
помогали партизанам, добывали сведения о количестве немецких солдат, офицеров и их
вооружения.
Записывать свои наблюдения они не могли, это было очень опасно. Помощники партизан
придумывали военную хитрость.
Дети собирали палочки, которые обозначали немецких солдат. Сколько палочек – столько
и немецких фашистов. Камешки служили за пушки, а шишки – это были танки. Вот таким
образом они помогали нашим русским солдатам. Чтобы бить врага, нужна была сильная
армия. Солдат надо было кормить. Дети помогали в этом. В деревне пахали землю,
выращивали хлеб, картофель. С наступлением осени убирали урожай. Ходили в лес за
грибами, ягодами, орехами. Трудились ребята от заката до рассвета.
Физкультурное упражнение «Помоги партизанам».
В знак памяти и благодарности советским воинам- освободителям, сложившим свои
головы за свободу и независимость, установлены памятники, обелиски, мемориальные
доски в Болгарии, Польше, Германии, Венгрии, Франции. У их подножия всегда живые
цветы.
Я . День памяти Победы праздник
Несут венков живую вязь
Тепло букетов красок разных
Чтоб не прервалась с прошлым связь
13
И плиты скорбные согреты цветов дыханьем полевым
Прими боец как дар ,всё это…
Ведь это нужно нам живым…
Время было очень трудное, но дети продолжали учиться. В то время не было тетрадей,
чернил. Писали дети на старых газетах, карандашами и углем. Но все старались учиться
хорошо.
Родина не забывала своих героев. За хорошие дела воинов и тружеников тыла награждали
медалями и орденами, присваивали им почетные звания, прежде всего это звания Героя
Советского Союза.
.
Воспитатель: Отгремела война. Пришла долгожданная Победа. Началась мирная жизнь.
Но мы должны знать: нельзя забывать о тех, кто приближал час Победы. Нельзя забывать
о тех, кто не пришел домой. День 9 мая для нашей Родины всегда будет святым, и люди
всегда мысленно будут возвращаться к маю 1945года. Включить день победы прослушать .
Майский праздник день победы отмечает вся страна
Надевают наши деды Боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога на торжественный парад
И задумчиво с порога в след им бабушки глядят.
Салют и слава годовщине навеки памятного дня
Салют победе что в берлине огнём попрала мощь огня
Салют ещё большим и малым ,творцам что шли путем одним.
Ёще бойцам и генералам ,
Героям павшим и живым
П\И «Салют»
В те весенние дни был закончен великий путь русского воина- победителя. И наш
человеческий долг: поздравляя друг друга с праздником, не забывать тех, кто сражался с
фашистами на поле боя, трудился в тылу, помнить о тех, кто пал смертью храбрых, умер от
ран, замучен в плену. НИКТО НЕ ЗАБЫТ и НИЧТО не ЗАБЫТО
14
Метотрон.
Застыли ели в карауле Синь неба мрачного ясна Идут года в тревожном гуле осталась
далеко война. Но здесь у граней обелиска В молчанье голову склоняя
Мы видим их солдат России
Что в тот далекий грозный час
Своею жизнью заплатили
За счастье светлое для нас (я).
Воспитатель: Почтим память павших минутой молчания.
НА прогулки.
Игровая деятельность:
Подвижная игра «Стенка-мишень».
Игра проводится на прогулке. Разбившись на группы по 5-6 человек, дети готовят
для себя по 5 мячей (мешочков). На стенке изображен цветной круг диаметром 75 см. Дети
становятся
в ряд на расстоянии 6 - 9 шагов от стенки-мишени. Сначала один ребенок
бросает подряд все свои предметы, стараясь попасть в мишень. Остальные считают вслух
попадания. Затем бросает следующий.
Подвижная игра «Снайперы»
Игра проводится на прогулке или в зале. На возвышенность ставят кубики, кегли или
другие предметы. Дети стараются сбить их мячом.
Подвижная игра «Кто дальше?»
Игра проводится на прогулке. Играющие становятся в шеренгу, в каждой руке по
набивному мячу или резиновому. По указанию воспитателя: «Бросай правой (левой)!» -
15
все
одновременно
стараются
бросить
мяч
как
можно
дальше
в
сторону
какого-либо
ориентира (забор, елка и т.п.). Побеждает тот, чей мяч пролетит дальше других.
Эстафета «Полоса препятствий»
На разной высоте натянуты резинки. Задание для команд – под одной веревкой
проползти, через вторую перепрыгнуть и вернуться обратно.
Вторая половина дня:
Блиц – опрос детей старшей группы.
1. Знаешь ли ты, какой праздник отмечает наша страна 9 Мая?
2. Что случилось летом в 1941 г.
3. Что такое война?
4. Кто напал на нашу Родину? Зачем?
5. Кто встал на защиту нашей Родины?
6. Кто такие солдаты, что они делают?
7. Когда закончилась война?
8. Кто победил в этой войне?
9. Что такое парад?
10. Что такое памятник павшим воинам?
11. Как страна празднует День Победы?
12. Что рассказывают тебе родители о войне, ветеранах?
13. Тебе читают книги о ВОВ?
16
14. Ты смотришь фильмы о ВОВ?
15. Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Что нужно для
этого?
Список использованных ресурсов:
«Дошкольное воспитание » № 4 2011г.
«Дошкольная педагогика» апрель 2010 г.
Стихи о Войне М. Исаковский
Магнитофонная запись песен.
Компьютерная презентация.
17