Конспект познавательно – исследовательской деятельности
Тема: «Где можно найти воздух»
Образовательные задачи.
Познавательное развитие: Расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и
эксперименты.
Расширить представление детей о значимости воздуха в жизни человека.
Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения.
Речевое развитие:
Развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать
словарь детей: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Развивать умение делать выводы.
Социально-коммуникативное развитие:
Развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности.
Закрепить навыки взаимодействия в коллективе, в группе.
Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности,
самостоятельности.
Физическое развитие: Формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни.
Материалы и оборудование: Карточки с правилами , ткань для физкультминутки, солнышко из
воздушного шара, аудиозапись,
полиэтиленовые пакеты, стаканчики по количеству детей, горох, трубочки для коктейля, чеснок,
тарелочки, детская туалетная вода.
№
Деятельность педагога
Деятельность детей
Предметно-развивающая
среда
Ожидаемые
результаты
1
1
Вводная часть
-Дети, давайте поздороваемся с гостями и согреем их
своими улыбками.
-А что нас ещё согревает своими лучами и улучшает
наше настроение?
-Правильно, солнышко.
- А давайте представим, что наши руки это
солнечные лучи, коснемся друг друга пальчиками и
подарим тепло своим друзьям
- Ой, ребята посмотрите, какое яркое солнышко к нам
прилетело!
-А что это за конверт у него на лучиках. Давайте,
почитаем, что там. Здесь ребята загадка, послушайте.
Он нам нужен, чтоб дышать.
Что бы шарик надувать
С нами рядом каждый час.
Но не видим он для нас.
Здороваются.
-Солнышко.
(Дети становятся в круг,
вытягивают руки вверх,
соприкасаясь друг другом)
-Солнышко, солнышко.
Мы твои лучи!
Быть людьми хорошими,
Ты нас научи.
-Воздух
Звучит мелодия и в игровой
появляется солнышко
(воздушный шар) с
конвертом.
Создана дружественно
– эмоциональная
атмосфера.
2
2
Основная часть
Ребята, мы часто слышим это слово. А давайте
постараемся узнать, что оно обозначает.
-Вам интересно узнать, где можно найти воздух?
- Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию. Сейчас
-Да
мы будем делать опыты, как настоящие учёные.
-А что такое лаборатория? (спрашиваю 2-3 детей)
- Правильно, это помещение, где проводят разные
опыты.
-Все сотрудники нашей лаборатории должны
соблюдать ряд правил: (проговариваю правила и
одновременно вывешиваю карточки с правилами на
мольберт)
Правило №1. На столах ничего не трогать без
разрешения.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим
ребятам.
Правило №3. Содержимое сосудов не пробовать на
вкус.
Правило №4.Бережно обращаться с оборудованием.
Правило №5.В лаборатории работать только в
специальной одежде.
-Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас?
-Если мы его не видим, то значит он какой?
-А что бы нам его увидеть, нужно его поймать.
-Хотите, я вас научу ловить воздух?
Опыт №1
-Посмотрите, что у меня лежит на столе. Что это?
(спрашиваю 2-3 детей)
- Возьмите полиэтиленовые пакеты.
-Какие они? (спрашиваю 2-3 детей)
-Спокойно наберите воздух через нос и медленно
выдохните его в пакет, потом его заверните, что бы он
не сдулся.
-Какой он стал? (спрашиваю 2-3 детей)
-Почему же он такой стал? Что наполнило пакет?
(спрашиваю 2-3 детей)
-Конечно, правильно, мы наполнили пакет воздухом.
(ответы детей)
Слушают правила.
Дети надевают халаты.
-Нет, не видим.
-невидимый, прозрачный.
-Да, хотим!
(Подходят к столу)
Полиэтиленовые пакеты
Пустые, мятые
-Толстый, надутый
-Мы наполнили пакет
воздухом.
Мольберт, карточки с
правилами
Белые халаты на каждого
ребенка и воспитателя.
Полиэтиленовые пакеты на
каждого ребенка.
Вызван интерес к
познавательной
деятельности.
обогатили словарь
детей: лаборатория,
прозрачный,
невидимый, опыты.
Опыт№2
-Ребята, что вы видите в стаканчиках?
-Что вы видите на дне?
-А почему видны горошины? Вода, какая?
(спрашиваю 2-3 детей)
-Давайте возьмем трубочки и делайте как я.
-Посмотрите, что происходит?- Что появляется?
(спрашиваю 2-3 детей)
-Ребята, это воздух. Мы его увидели.
-А что же делают наши горошины?
-Так что же нам помогло оживить горошины?
(спрашиваю 2-3 детей)
-Конечно же, это воздух. Мы с вами его не только
поймали, но и увидели. Увидели, как он заставил
двигаться горошины.
-Молодцы, ребята!
Физ. минутка:
-У меня для вас сюрприз.
Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани.
Ткань, какая? (спрашиваю 2-3 детей)
- Она легкая, воздушная.
-А вы знаете, кто такие парашютисты? (спрашиваю 2-
3 детей)
-А что у них раскрывается над головой при прыжке с
самолета? (спрашиваю 2-3 детей)
-Давайте мы, тоже сделаем парашют. А поможет нам в
этом воздух. (Предлагаю встать детям в круг и взяться
за петли на краях ткани).
Дружно мы все встали в круг,
Будем делать парашют.
Друг за другом мы идём,
Парашют в руках несём
Руки вверх мы поднимаем
(Переходят к следующему
столу)
-Вода
-Горошины
-Потому что вода прозрачная?
Дуют в трубочку
-Появились пузыри.
-Двигаются
-Воздух
(ответы)
(ответы)
(ответы)
Встают, берутся за петли.
Идут по кругу.
Пластиковые стаканы с
водой, на дне горошины.
Коктельные трубочки.
Белая легкая ткань с
петельками
Закрепили
навыки
взаимодействия
в
коллективе, в группе.
Парашют наш надуваем.
Вот, какой наш парашют,
Лёгким воздухом надут.
(Повторяем 2 раза)
- Здорово мы поиграли с воздухом! Вам понравилось?
Опыт №3
-Ребята, а у воздуха есть запах?
-Посмотрите, что у меня лежит на следующем столе.
-Правильно, это чеснок. А давайте его понюхаем.
-Что можно сказать? (спрашиваю 2-3 детей)
-Кроме чеснока, что ещё может пахнуть?
- Давайте понюхаем т. воду. ( Брызгаю в стаканчики и
дети нюхают )
- Что можно сказать? (спрашиваю 2-3 детей)
-Ребята, значит, можно сделать вывод. Что воздух не
имеет запаха, но он передает запахи.
(спрашиваю 2-3 детей)
Заключительная часть:
-А сейчас подходите ко мне. Понравились вам опыты?
-Кому, какой опыт понравился больше всего?
(спрашиваю 2-3 детей)
-Сегодня мы с вами узнали много интересного.
-Чем мы с вами дышим, что окружает нас?
-Видим ли мы воздух? Правильно нет, воздух не
видимый.
-Имеет ли воздух цвет? Правильно, воздух не имеет
Поднимают руки вверх
Опускают на пол
(ответы)
-Нет
Подходят к следующему столу.
-чеснок, туалетная вода
(нюхают).
-чеснок пахнет
-т. вода пахнет.
(ответы)
-воздух
-Нет, воздух не видимый
детская туалетная вода,
пустые стаканчики, на
тарелках лежит чеснок.
Карточки-схемы
Развит
познавательный
интерес
в
процессе
экспериментальной
деятельности.
Расширили кругозор
детей о воздухе и его
свойствах, используя
о п ы т ы
и
эксперименты
.
Расшили
представление
детей
о
з н а ч и м о с т и
воздуха
в
ж изни
человека.
Познакомили детей с
некоторыми
свойствами воздуха
цвета.
-А имеет ли воздух запах? Правильно, воздух не
имеет запаха.
Молодцы, ребята!
-нет, воздух бесцветный.
-у воздуха нет запаха.
и способами его
обнаружения.
Разви
ли
умение
делать выводы.