Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов ГАПОУ "ЛНТ"
Автор: Валеева Фания Рафиковна Должность: преподаватель Учебное заведение: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Лениногорский нефтяной техникум" Населённый пункт: г. Лениногорск Республика Татарстан Наименование материала: Статья Тема: Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов ГАПОУ "ЛНТ" Раздел: среднее профессиональное
СТУДЕНТОВ ГАОУ СПО "ЛНТ"
Физическое
воспитание
в
учебных
заведениях
системы профессионально-
технического образования составляет неотъемлемую часть процесса обучения и воспитания,
служит целям укрепления здоровья, физического и духовного совершенствования учащихся,
призвано обеспечивать всестороннюю физическую готовность будущих рабочих к избранному
виду трудовой деятельности и защите Родины.
Общая
физическая
подготовка
создает
определенные
предпосылки для успешной
профессиональной деятельности, опосредованно проявляясь в ней главным образом через такие
факторы, как состояние здоровья, общая выносливость, сосредоточенность, воля и некоторые
другие качества.
Прямая
зависимость
между
уровнем
физической
подготовленности
и
производительностью труда прослеживается лишь в том случае, если занятия физкультурой
предусматривают
включение
физических
упражнений
или видов спорта, направленных на
развитие
и
совершенствование
именно
тех физических
качеств
и
двигательных
навыков,
которые в большей степени необходимы для выполнения действия в конкретном виде трудовой
деятельности.
Для
успешного
овладения
профессией
необходимо
развивать
определенные
физические качества, профессионально важные для конкретной специальности. В процессе
труда развиваются и совершенствуются те качества и навыки, которые характеризуют уровень
профессионального мастерства рабочего, но для того, чтобы в процессе трудовой деятельности
эти
качества
достигли
требуемого
уровня
развития,
нужны
годы
из-за
недостаточной
физической подготовленности. А кроме того на этапе адаптации к работе молодые люди
зачастую разочаровываются в избранной профессии, не выдерживают темпа работы, получают
травмы и увечья.
Идея использования средств физической культуры в процессе подготовки человека к
труду не является новой. Еще в 1891г. П. Ф. Лесгафт писал «Вводя физическое образование в
профессиональную
школу,
мы имеем
в
виду
достичь
искусства
в
ремесле».
Направление
профессионального профилирования
физического
воспитания
разрабатывалось
также
профессором В. В. Гориневским. Он указывал: «Среди рабочих немалое распространение имеет
мнение, будто бы профессиональная физическая работа вполне может заменить рабочему
физическую культуру... Это глубокое заблуждение... Физическая культура рабочего должна
применяться
к
его
профессии:
башмачнику
нужны
одни
упражнения,
кузнецу
-
другие,
почтальону - третьи, слесарю - четвертые и т. д. Поступить иначе - значит действовать по
шаблону,
не
разбираться
в
требованиях
организма
и
не
считаться
с
профессиональными
различиями в работе».
Первые
шаги
по
созданию
системы
физических
упражнений,
направленных
на
подготовку молодежи к труду, были сделаны в 1923 г. В первой программе физического
воспитания и трудовых навыков пролетарской культуры, разработанной А. А. Зикмундом и А. И.
Зикмундом, была предпринята попытка придать физическому воспитанию профессионально-
трудовую (прикладную) направленность. Это были методические указания по проведению
занятий физическими упражнениями на фабриках и заводах.
Проблема
использования
средств
физической
культуры
для
повышения
качества
профессиональной подготовки молодежи имеет непосредственное отношение не только к сфере
подготовки
рабочих
кадров
в учебном заведении, но и к сфере самостоятельной трудовой
деятельности
в различных
отраслях
народного
хозяйства.
Она
имеет
прямую
связь
с
сокращением сроков адаптации организма рабочих к конкретным видам труда и решением
глобальной проблемы повышения эффективности использования трудовых ресурсов.
Под
профе ссионально-прикладной
физиче ской
подготовкой
(ППФП)
понимается специализированный педагогический
процесс
с
преимущественным
использованием
форм,
средств
и
методов
воспитания,
которые
в
оптимальной
степени
обеспечивают
развитие
и
совершенствование
функциональных
и
двигательных возможностей человека, необходимых для конкретных видов трудовой и военной
деятельности.
Свою
педагогическую
задачу
я
вижу
в
подготовке
учащихся
к
самостоятельной
жизни
и
службе
в
Российской
армии,
а
следовательно,
на
уроках
физической
культуры необходимо:
развивать
физические
качества,
необходимые
для
освоения
профессии,
прохождения воинской службы, повышать
устойчивость
организма
к
физическим
нагрузкам и заболеваниям;
с о д е й с т в о в а т ь
в о е н н о -
патриотиче скому
и
н ра вс т ве н н ом у
воспитанию
учащихся,
популяризировать
военно-прикладные
и
технические
виды
спорта;
развивать
физические
и
морально-волевые
качества
учащихся,
пропагандировать
здоровый образ жизни;
обучать основам физического самосовершенствования и самоконтроля.
Исходя из этого понятна необходимость поиска способов решения поставленной задачи.
При этом стараюсь (желательно), чтобы они логично вплетались в педагогический процесс и
формировали такой подход, при котором используются внутренние возможности организма,
развиваются
его
адаптационные
качества
и
происходит
становление
гражданской
позиции
учащихся.
Профессионально-прикладная
физическая
подготовка
учащихся
уже
давно
является
составной частью программы по физической культуре. Мы учим ребят снимать напряжение с
определенных групп мышц, переносить длительные статические состояния, готовить свое тело
к предстоящим нагрузкам. Однако каждой профессии присущи свои особенности, связанные с
положением тела во время работы, мышечным напряжением, утомляемостью и др.
Объектом моего изучения является научно обоснованное определение этих особенностей
для
каждой
профессии
и
выработка
комплексов
упражнений,
игровых
состязаний,
способствующих, с одной стороны, снятию утомления с определенных мышц, а с другой -
формированию
выносливости
этих
групп
мышц
для
длительной
стабильной
работы
без
болезненных последствий.
Лениногорский нефтяной техникум в котором я работаю, готовит рабочих следующих
профессий:
механики,
электрики,
операторы
по
обслуживанию
скважин,
операторы
автоматизированных систем, бухгалтеров, техников по эксплуатации ремонту оборудования
газонефтепроводов, бурильщиков.
Для всех рабочих профессий характерна производственная деятельность, связанная с
развитием специальных физических качеств.
Например , рабочий-электрик, работая на высоте,
должен обладать хорошо развитым чувством равновесия. Находясь на ограниченной площади
опоры и передвигаясь на высоте без груза и с грузом, он должен уметь сохранять равновесие и
координировать
разнообразные
движения.
Гибкостью
и координацией
движения
кистей
и
пальцев рук, достаточным уровнем развития образного и наглядно-действенного мышления.
Задачи
ППФП:
развитие
общей
и
статической
выносливости, совершенствование
равновесия в различных положениях, развитие координации и ловкости рук и пальцев, развитие
силы мышц плечевого пояса и туловища.
Для выполнения задач по ППФП в Техникуме - физическая культура проводится
на протяжении всего периода обучения и осуществляется в следующих формах:
урок физической культуры;
спортивные секции по видам спорта (баскетбол, волейбол, легкая атлетика, настольный
теннис, стрельба);
массовые оздоровительные , физкультурные и спортивные мероприятия (осенний кросс,
туристический слет, спортивно-студенческая олимпиада, дни здоровья);
спортивные соревнования (в техникуме на протяжении учебного года проходит конкурс
на «Лучшую спортивную группу». Наряду с традиционными видами: баскетбол, волейбол,
футбол,
в
конкурс
включены
виды
профессиональной
направленности-
армрестлинг,
перетягивание каната, гири, подтягивание);
консультативно-методические
занятия ,
направленные
на
оказание
студентам
методической и практической помощи в организации и проведении самостоятельных занятий
физической культурой и спортом;
конкурсы «А, ну-ка парни», «А, ну-ка девушки» (соревнования проводятся в виде
эстафет профессиональной направленности);
дни здоровья .
Слежу за появлением новых методических рекомендаций. Моя задача - разработать
конкретные упражнения для учащихся конкретных профессий, внедрить их и проанализировать
эффективность их применения.
Среди важнейших условий достижения успеха можно назвать следующие:
1. Дифференцированный подход с учетом состояния здоровья, уровня физического
развития и подготовленности учащихся. Каждый студент должен иметь свой личный рекорд, и
каждого
нужно
подвести
к
нему.
Во
время
работы
по
традиционной
нагрузочной
схеме
продуктивную физическую нагрузку получают приблизительно 70% детей (со средним уровнем
физической подготовленности). Около 20% учащихся с высоким уровнем подготовленности
недополучают
соответствующую
их
физиологическим
потребностям
нагрузку.
А
приблизительно
10%
учащихся,
имеющих
низкий
уровень
физической
подготовленности,
выполняют задания с переутомлением, против чего категорически предостерегает методика
преподавания
физической
культуры.
Для
дифференциации
и
индивидуализации
обучения
изучаются возможности каждого учащегося.
2. Контроль учащихся за состоянием своего здоровья при выполнении физических
упражнений
различного
плана.
Самоконтроль
предполагает
знание
о
влиянии
физических
упражнений
на
организм
человека,
главным
образом
на
показатели
гемодинамики
(артериальное
давление,
частота
сердечных
сокращений),
закономерности
физического
развития (вес тела, обхватные размеры), субъективные ощущения (самочувствие, аппетит, сон,
усталость
и
т.д.).
Ухудшение
этих
показателей
-
симптом
переутомления
вследствие
чрезвычайных нагрузок.
3.
Для повышения результативности уроков, обеспечения вариативности использование
на уроке круговой тренировки. Устанавливаются 8-10 станций (упражнения для развития групп
мышц, двигательных качеств). Станции чередуются по степени нагрузки (сила-расслабление).
На станции всегда работают по 4-6 студента: одни выполняют упражнения, другие страхуют и
помогают,
потом
они
меняются
местами.
Обязательно
включаю
станции
«Прыжки
со
скакалкой» и «Военно-прикладные виды».
4.
Большинство
уроков
включают
профессионально-прикладную
физическую
подготовку (ППФП). На первом курсе уделяется внимание отработке приемов выполнения этих
упражнений, а в дальнейшем учащиеся выполняют их самостоятельно, если идет круговая
тренировка. Некоторые упражнения входят в разминку.
5.
Поддержание высокой моторной плотности урока (80% времени урока - практические
действия) за счет чередования различных видов деятельности вместо пассивных пауз отдыха.
6.
Выполнение упражнений военно-прикладного характера для успешной адаптации
ребят в армии.
7.
Проведение уроков на открытом воздухе максимально возможное время.
8.
Формирование навыков
учебной
деятельности.
Учащиеся
должны
уметь
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
разумно
сочетать
различные
виды
физической
деятельности,
самостоятельно
заниматься
физкультурой.
Поэтому
на
уроках
я
предлагаю ребятам проблемные задачи, которые требуют анализа полученных знаний. Считаю
необходимым
знакомить
учащихся
с
различной
специальной,
справочной
литературой
по
анатомии и физиологии человека, вопросам организации занятий различными видами спорта и
современными
оздоровительными
системами,
которую
сама
использую
при
подготовке
к
урокам.
9.
При выполнении циклических упражнений на развитие выносливости,
10.
На каждом уроке необходимы элементы соревнования. Это активизирует учащихся,
улучшает их эмоциональное состояние, оживляет урок.
11.
При выполнении различных упражнений требуется страховка. Этому я учу ребят с
первых уроков, и все упражнения они выполняют в паре.
12.
Каждый студент в течение полугодия получает оценку за разработку (составление) и
проведение комплекса физкультурно-оздоровительных упражнений.
Основная моя идея - это разработка программы по физической культуре на основе
интеграции оздоровительной, профессионально-прикладной и военно-прикладной подготовки
на уроках и во внеурочных формах работы.