Напоминание

функции школьного коллектива в решении задач поликультурного образования


Автор: Колмыкова Александра Дмитриевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: г. Пятигорск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: функции школьного коллектива в решении задач поликультурного образования
Раздел: среднее образование





Назад





А.Д. Колмыкова

ФУНКЦИИ ШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ

ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Образование является важнейшим механизмом культурных процессов, так как обеспечивает благоприятные условия для развития личности, нравственного совершенствования взрослеющего человека посредством приобщения его к высоким образцам культуры, ее сохранение, трансляцию и развитие культуры. Под воздействием интенсивно развивающихся в современном мире процессов глобализации и информатизации в образовательных учреждениях России и других странах обучаются дети, которые принадлежат к различным этническим, расовым, конфессиональным группам и социальным слоям населения, говорят на разных языках, ориентируются на различные культурные ценности и нормы поведения. Одной из приоритетных педагогических проблем в этих условиях становится определение стратегий учета культурного многообразия общества и культурных особенностей учащихся в образовательном процессе [1]. Во многих странах эта проблема решается в рамках поликультурного образования. Поликультурное образование создает предпосылки для познания человеком нескольких культур, а также способов его самореализации в поликультурном мире при сохранении взаимосвязи с родным языком, культурой, что в итоге способствует идентификации личности в многокультурном обществе и его интеграции в поликультурное мировое пространство [2]. Анализ публикаций отечественных и зарубежных ученых (О.В. Гукаленко, Ю.С. Давыдов, Л.Л. Супрунова, Дж. Бэнкс, К. Грант) позволяет выделить основные задачи поликультурного образования:
- формирование всесторонне и гармонично развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальных традиций, ценностей российской и мировой культуры; - создание условий для сотрудничества этнокультурных групп в едином экономическом, социальном, политическом и культурном сообществе, именуемом российской гражданской нацией; - овладение учащимися необходимыми знаниями, навыками и умениями, которые требуются для жизни и работы, как среди людей своей этнической группы, так и среди носителей, других культур; - формирование умения использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для общения с представителями других культур, ориентации в современном поликультурном мире, изучения ценностей мировой культуры, культурного наследия и достижений других народов, для ознакомления представителей зарубежных стран с культурой и достижениями России. Важным условием успешного решения задач поликультурного образования в школе является воспитательный коллектив. В воспитательном коллективе создается благоприятная среда для развития у школьников таких ценных для личности и общества качеств, как взаимная ответственность и взаимовыручка, дисциплинированность, социальная активность, согласование личных и общественных интересов [3]. Опора на воспитательный коллектив предоставляет большие возможности для создания в школе и классе модели поликультурного общества, в основу которого положены идеи толерантности, доброжелательности, осознанного выбора культурных ценностей. В таком коллективе школьники учатся с уважением относиться к людям, которые отличаются от них цветом кожи, разрезом глаз, физическими и умственными возможностями, конструктивно решать межличностные конфликты,
избавляться от негативных культурных стереотипов [4].
Библиографический список
1. Давыдов, Ю.С. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации / Ю.С.Давыдов, Л.Л.Супрунова. – Пятигорск: ПГЛУ, 2003. 2. Макаев, В.В. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы / В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова // Педагогика. – 1999. – №4. 3. Гукаленко,О.В. Поликультурное образование: теория и практика / О.В Гукаленко. – Ростов-на-Дону, 2003. 4. Педагогика. Лекции для студентов: учебное пособие в двух частях. Часть I / под ред. В.В. Макаева. – Пятигорск: ПГЛУ, 2009.


В раздел образования