функции школьного коллектива в решении задач поликультурного образования
Автор: Колмыкова Александра Дмитриевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ СОШ №6 Населённый пункт: г. Пятигорск, Ставропольский край Наименование материала: статья Тема: функции школьного коллектива в решении задач поликультурного образования Раздел: среднее образование
ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Образование является важнейшим механизмом культурных процессов,
так
как
обеспечивает
благоприятные
условия
для
развития
личности,
нравственного
совершенствования
взрослеющего
человека
посредством
приобщения его к высоким образцам культуры, ее сохранение, трансляцию и
развитие культуры.
Под
воздействием
интенсивно
развивающихся
в
современном
мире
процессов глобализации и информатизации в образовательных учреждениях
России и других странах обучаются дети, которые принадлежат к различным
этническим,
расовым,
конфессиональным
группам
и
социальным
слоям
населения, говорят на разных языках, ориентируются на различные культурные
ценности и нормы поведения. Одной из приоритетных педагогических проблем
в
этих
условиях
становится
определение
стратегий
учета
культурного
многообразия
общества
и
культурных
особенностей
учащихся
в
образовательном процессе [1]. Во многих странах эта проблема решается в
рамках поликультурного образования.
Поликультурное
образование
создает
предпосылки
для
познания
человеком
нескольких
культур,
а
также
способов
его
самореализации
в
поликультурном
мире
при
сохранении
взаимосвязи
с
родным
языком,
культурой,
что
в
итоге
способствует
идентификации
личности
в
многокультурном
обществе
и
его
интеграции
в
поликультурное
мировое
пространство [2].
Анализ
публикаций
отечественных
и
зарубежных
ученых
(О.В.
Гукаленко, Ю.С. Давыдов, Л.Л. Супрунова, Дж. Бэнкс, К. Грант) позволяет
выделить основные задачи поликультурного образования:
- формирование всесторонне и гармонично развитой личности, способной
к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское
самоопределение на основе национальных традиций, ценностей российской и
мировой культуры;
- создание условий для сотрудничества этнокультурных групп в едином
экономическом,
социальном,
политическом
и
культурном
сообществе,
именуемом российской гражданской нацией;
- овладение учащимися необходимыми знаниями, навыками и умениями,
которые требуются для жизни и работы, как среди людей своей этнической
группы, так и среди носителей, других культур;
-
формирование
умения
использовать
приобретенные
знания
в
практической
деятельности
и
повседневной
жизни
для
общения
с
представителями других культур, ориентации в современном поликультурном
мире,
изучения
ценностей
мировой
культуры,
культурного
наследия
и
достижений других народов, для ознакомления представителей зарубежных
стран с культурой и достижениями России.
Важным
условием
успешного
решения
задач
поликультурного
образования в школе является воспитательный коллектив. В воспитательном
коллективе создается благоприятная среда для развития у школьников таких
ценных для личности и общества качеств, как взаимная ответственность и
взаимовыручка, дисциплинированность, социальная активность, согласование
личных и общественных интересов [3]. Опора на воспитательный коллектив
предоставляет большие возможности для создания в школе и классе модели
поликультурного общества, в основу которого положены идеи толерантности,
доброжелательности,
осознанного
выбора
культурных
ценностей.
В
таком
коллективе
школьники учатся с уважением относиться к людям,
которые
отличаются от них цветом кожи, разрезом глаз, физическими и умственными
возможностями,
конструктивно
решать
межличностные
конфликты,
избавляться от негативных культурных стереотипов [4].
Библиографический список
1.
Давыдов, Ю.С. Концепция поликультурного образования в
высшей
школе
Российской
Федерации
/
Ю.С.Давыдов,
Л.Л.Супрунова.
–
Пятигорск: ПГЛУ, 2003.
2.
Макаев,
В.В.
Поликультурное
образование
–
актуальная
проблема
современной
школы
/
В.В.
Макаев,
З.А.
Малькова,
Л.Л.
Супрунова
//
Педагогика. – 1999. – №4.
3. Гукаленко,О.В. Поликультурное образование: теория и практика /
О.В Гукаленко. – Ростов-на-Дону, 2003.
4. Педагогика. Лекции для студентов: учебное пособие в двух частях. Часть
I / под ред. В.В. Макаева. – Пятигорск: ПГЛУ, 2009.