Напоминание

"Развитие навыков психомоторной регуляции посредством включения элементов телесно-ориентированной терапии в образовательную деятельность с детьми младшего возраста"


Автор: Максимова Ирина Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 87" комбинированного вида
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие навыков психомоторной регуляции посредством включения элементов телесно-ориентированной терапии в образовательную деятельность с детьми младшего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение «Детский сад № 87 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г. Казани
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПСИХОМОТОРНОЙ РЕГУЛЯЦИИ

ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕЛЕСНО-

ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ В ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ С

ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Методическая разработка для воспитателей ДОУ Старший воспитатель: Максимова И.В. 2015г. 2

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….4

Глава

1

Особенности

применения

телесно-ориентированной

терапии в ДОУ для развития психомоторики у детей раннего возраста
1.1 Телесно-ориентированная терапия. ………………………………….5 1.2 Применение ТОТ в практике работы с детьми……………..………10 1.3 Учет особенностей психофизиологического развития детей раннего возраста в практике применения ТО подхода …………………………..……14 Выводы по главе 1………………………………………………………...21
Глава

2

Развитие

психомоторной

регуляции

посредством

включения элементов телесно-ориентированной терапии у детей раннего

возраста
2.1 Игры для психомоторной регуляции у детей в группе раннего возраста…………………………………………………………………………23 2.2 Проект «Лабиринты тела» для развитие психомоторной регуляции детей раннего возраста посредством телесно-ориентированной терапии …………………………………………………………………………………….27 Выводы по главе 2…………………………………………………….…..46 Заключение…………………………………………………………….….47 Список литературы……………………………………………………….49 Приложение………………………………………………………………51 3

Введение
В последнее время в педагогической, медицинской и психологической литературе отмечается значительный рост числа детей, которые, не обладая ярко выраженной в патологической симптоматикой, тем не менее, не соответствуют представлениям о нормальном психическом развитии. В качестве причин подобных изменений называются экологические катастрофы, глобальное изменение окружающей среды, демографические проблемы, изменение образа жизни, продуктов питания, системы родовспоможения и другие. Признание данного факта повлекло за собой необходимость формирования новой научной парадигмы в исследовании нормы психического развития. Значительное расширение границ и инвариантность, неоднородность той психологической реальности, которую принято называть «норма» требует создания более подробной классификации детского развития с тщательным анализом пограничных вариантов и тех психологических механизмов, которые лежат в основе трудностей, возникающих у детей. В связи с этим возрастает потребность в разработке диагностического аппарата, обладающего значительными возможностями по определению и выявлению минимально выраженных индивидуальных особенностей психического развития, включающего в себя как четкую систему количественного анализа, так и серьезную качественную обработку данных.
Актуальность

работы
определяется тем фактом, что именно психомоторные функции выступают в качестве основных коррелятов развития познавательной активности ребенка согласно выдвинутому еще И.М. Сеченовым принципу единства познавательного процесса и двигательного акта. С другой стороны, по мнению большинства авторов (Добровольская Т.П., 1986, Кириченко Е.И., 1993, Мастюкова Е.М., 1991, Мендоса Х.Р., 1990, Тржесоглава 3., 1986, Осипенко Т.Н., 1996) именно 4
проблемы двигательной сферы занимают центральное место в психологической картине трудностей развития.
Гипотеза:
применение элементов телесно-ориентированной терапии в работе с детьми раннего возраста эффективно для развития навыков психомоторной регуляции.
З а д а ч и :
1
.
определить сущностные характеристики телесно- ориентированной терапии в работе с детьми. 2. рассмотреть теоретические подходы в развитие психомоторных навыков у детей раннего возраста. 3 . Создать проект «Лабиринты тела» для психомоторной регуляции детей раннего возраста.
Глава 1 Особенности применения телесно- ориентированной

терапии в ДОУ для развития психомоторики у детей раннего возраста

1.1 Телесно-ориентированная терапия. Использование в практике ДОУ
Основателем телесно-ориентированной терапии является Вильгельм Райх. Он обратил внимание на физические аспекты индивидуума и на паттерны хронических мускульных зажимов. Райх утверждал, что человек - это его тело. Энергия тела, свободно циркулируя по телу, иногда оказывается «закованной в мышечной броне». Броня (хронические мускульные зажимы) сдерживает энергию и эмоции. Она выполняет полезную защитную функцию в периоды стрессов или реальной опасности, грозящей организму, но, судя по отдаленным результатам, приносит больше вреда, чем пользы. Тело сжимается, чтобы избежать боли, одновременно исключая для себя возможность испытать удовольствие [13]. Надо снять торможение, тем самым снять с тела мышечную броню, помогая проявляться глубоко спрятанным и подавляемым эмоциям, и восстановить свободное течение энергии. Энергия свободно течет вверх и вниз вдоль позвоночника, а кольца панциря, расположенные под углом 90° к потокам препятствуют им. Так защита ограничивает свободный поток энергии и свободное выражение эмоций 5
человеком, становится физической и эмоциональной смирительной рубашкой (энергия связывается в хронических мышечных зажимах). Для освобождения энергии есть четыре способа:  накопление в теле энергии посредством глубокого дыхания;  использование постизометрической релаксации на уровне каждого сегмента;  прямое воздействие на хронические зажимы посредством давления на них, защипывания, растяжения и т.д. с целью расслабить их (массаж, растяжки);  проговаривание с ребенком возникающих ощущений. Мышечная броня организуется в семь основных защитных сегментов - семь горизонтальных колец, находящихся под прямым углом к туловищу и позвоночнику, которые располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота, таза [13]. Основным способом распускания мышечных зажимов на соответ- ствующем уровне является предварительное максимальное напряжение мышц данного сегмента. При этом педагог сам демонстрирует напряжение мышц, сопровождая демонстрацию имитацией эмоций, имеющих отношение к прорабатываемому сегменту. На начальных этапах ребенок обучается дифференцировать состояние напряжения/расслабления отдельных мышечных групп. Педагог помогает ребенку, обозначая прикосновением соответствующую мышечную группу и сочетая состояние «как будто» с эмоциональным выражением в свободной форме или в виде стихотворения [1]. Необходимо помнить, что при чрезмерно длительном напряжении могут возникать болевые ощущения, что является нормальным явлением. Об этом необходимо спокойно сказать ребенку. Допускается также более интенсивный контакт в области сегмента, чтобы дать ребенку возможность его почувствовать. Важно не торопить его, так как ребенок может в любой момент столкнуться с неприятным ощущением или переживанием. 6
Возможна ситуация, когда ребенок не захочет выполнять необходимые действия, поскольку они у него не получаются. Чем больше настаивать, тем сильнее будет зажим, так как возникает конфликт-незнание. Если у ребенка действительно не получается, лучше поискать приемлемый для него способ. Часто дети сами подсказывают нужные варианты, надо только внимательно отнестись к этому. Нельзя делать движения через силу и спешить. Чем спокойнее мы выполняем движения, тем больше вслушиваемся в свое тело и тем больше информации получаем. Важно оттачивать сенсорную чувствительность, пробуждая при этом естественную чувственность. Тело необходимо слушать, мягко следуя за ним[14]. Следует помнить, что в отличие от взрослых (у которых все движения совершаются с периферии, с мелких движений) у детей всё начинается с большого движения. Лишь когда усвоено большое движение, можно переходить к более мелким. Занятия проводятся на мягком покрытии, индивидуально или с под- группой из 6-8 человек.
Глаза.
Эффект защитного сегмента в области глаз проявляется в неподвижности лба и «пустом» выражении глаз. Распускание мышц происходит посредством возможно большего раскрывания глаз, выполнения вращательных движений глазами, мобилизации мышц век и лба.
Рот.
Оральный сегмент включает мышцы подбородка, горла, затылка. Защитный сегмент удерживает гнев, крик, плач, кусание, сосание, гримасничанье. Распускание происходит за счет имитации плача, произнесения звуков, мобилизующих губы, кусания, сосания и путем прямого воздействия на эти мышцы. Зажатый подбородок немного выдвинут вперед, либо втянут. Сильно выдвинутый вперед подбородок может указывать на решительность, агрессивность, непослушание. Втянутый - указывает на торможение 7
агрессивных импульсов. Человек может не осознавать своей агрессивности. Таких людей легко напугать. Их часто называют слабохарактерными. Если предложить человеку, стоя на четвереньках (оптимальная поза для расслабления челюсти), выдвинуть челюсть максимально вперед, затем подвигать ею вправо и влево, то, возможно, он почувствует подавленный гнев. Дети в таких случаях сразу начинают рычать, растягивая мышцы рта, напрягая челюсть, имитируя собаку. Проработка сегмента рта включает упражнения на мобилизацию мышц щек, губ, челюсти.
Шея.
Сегмент включает глубокие мышцы шеи, язык. Удерживает крик, плач. Распускание происходит посредством криков, плача и путем воздействия на мышцы языка и шеи. Ощущение свободы в шее сопровождается ощущением свободы во всем позвоночнике [1]. Поднять голову – почувствовать как напрягаются мышцы передней части шеи; опустить голову, дотронуться подбородком до груди – почувствовать как натягиваются задние мышцы шеи и мышцы спины.
Грудь.
Грудной сегмент включает широкие мышцы груди , мышцы плеч, лопаток, всю грудную клетку и руки с кистями. Сдерживает смех, гнев, печаль, страстность. Сдерживанием дыхания подавляется любая эмоция. Распускание достигается через полный выдох и путем воздействия на мышцы рук.
Диафрагма.
Сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, внутренние органы, мышцы нижних позвонков. Скованность выражается в выгнутом вперед позвоночнике, когда человек лежит, между нижней частью спины и плоскостью остается значительный промежуток. Выдох у него труднее вдоха. «Панцирь» удерживает сильный гнев. Освобождение от «панциря» идет через работу с дыханием и рвотный рефлекс (для детей используется имитация подобных движений). Глубоко дышать - значит глубоко чувствовать. Сдерживая глубокое дыхание, мы тормозим некоторые чувства [16], связанные с животом. Живот 8
принимает участие в плаче, поэтому заторможенным оказывается чувство грусти. Плач - механизм, освобождающий от напряжения, - доступен маленькому ребенку. Подавленный плач – уничтожающая сила, которая травмирует внутренние органы, особенно кишечник. А. Лоурен, делая вывод из своих наблюдений, называет болезни, связанные с воспалением кишечника [14], «плачем изнутри». Необходимо позволять ребенку плакать, это снимет напряжение и вернет его телу свободу.
Таз.
Сегмент включает мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее панцирь, тем более таз отведен назад, а ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Тазовый панцирь служит для подавления возбуждения, гнева, удовольствия. Распускание идет за счет мобилизации мышц таза и ног. Чувствительность человека зависит от грации, позволяющей энергетическому заряду свободно перемещаться в теле. А мощность этого заряда в свою очередь зависит от того, насколько хорошо человек заземлен, т.е. энергетически соединен с почвой под ногами. С землей мы связаны стопами ног, которые косвенно подтверждают прочность связи с землей, реальностью или указывают на отрыв от реального мира, бегство в мир иллюзий. Быть заземленным - значит иметь связь с основными реалиями жизни: с телом, с окружающими людьми и т.д. Некоторые люди, несмотря на прожитые годы, не могут «стоять на своих ногах». Они зависят от других людей, ищут тех, на кого можно опереться. Качество заземления человека отражает его внутреннее чувство безопасности. Если человек хорошо заземлен, он чувствует себя уверенно, про него говорят, что он твердо стоит на ногах. Это зависит не от силы ног, а лишь от того, насколько хорошо мы ощущаем их. Одним из проявлений недостаточного заземления является позиция с заблокированными коленями. Если колени заблокированы, «выключены» из движения, то это делает ноги жесткими и снижает в них чувствительность. Колени, призванные выполнять амортизирующую функцию, не могут 9
справиться с ней. Колени подгибаются, когда тело перегружено, что позволяет «проводить» стресс по ногам в землю [14]. Заблокированные же коленные суставы переносят тяжесть стресса на нижнюю часть спины. Поэтому, блокируя колени, мы наносим серьезный вред нижней части позвоночника. Таким образом, телесно-ориентированная терапия предполагает «распускание» (расслабление) мышечных зажимов на соответствующем уровне при предварительном максимальном напряжении мышц данного сегмента.
1.2 Применение телесно-ориентированной терапии в практике

работы с детьми
Ребенок по своей природе является абсолютно телесным. Вспомните, малыш, если он голоден, мокренький или хочет спать, всегда начинает капризничать и плакать. У него еще не существует деления дискомфорта на эмоциональный и телесный. Если ему плохо телесно – то плохо и эмоционально. И, наоборот, от переизбытка негативных эмоций может случаться расстройство аппетита, сна, пищеварения. Дети справляются с помощью имеющегося у них напряжения следующим способом: они срыгивают, если есть напряжение в горле или животике от лишнего съеденного или попавшего воздуха; писают, когда есть напряжение в области мочевого пузыря; дергают ручками или ножками, если что-то их беспокоит. Посмотрим, что происходит, например, при энурезе? Тело малыша знает, что мочеиспускание помогало ему справиться с напряжением. И теперь, когда напряжение внутри малыша зашкаливает, его тело «приходи ему на помощь». Напряжение, возникающее у малыша, может быть из-за тяжелой атмосферы в семье, авторитарного воспитания, построенного на страхе и наказании, рождении братика или сестренки или возникновения обычного детского страха: «Я больше родителям не нужен, они меня больше не любят». 10
Выписка из практики психолога, описанная в книге И.Б.Широковой: « Воспитатель в детском саду каждый раз, когда никто из других детей не слышал, говорила 4-летнему мальчику: «У-у, коз-зел!». Не любила она его. Бабушка прочитала внуку сказку про сестрицу-Аленушку и братца- Иванушку. Когда бабушка дошла до слов «Не пей, Иванушка, козленочком станешь», внук неожиданно описался, чего с ним вообще никогда не бывало. Бабушка испугалась и предложила поменять шорты и трусики, а потом продолжить чтение, но мальчик настаивал на продолжении. После слов «превратился в козленочка» малыш потерял сознание. Ребенка обследовали узкие специалисты. Невролог посоветовал обратиться к психологу, так как ребенок здоров. На приеме у психолога во время разговора о любимых мультфильмах мальчик увидел на столе игрушку — крошечного козленка, и снова описался, заплакал и сказал, рыдая: «Я не хочу быть козелом!!!» Он в силу возраста верил, что может превратиться в козленка». И именно для решения таких проблем в первую очередь нужно использовать телесно-ориентированную психотерапию. Она позволяет малышам снять накопленное напряжение, а также н ау ч и т ьс я лучше понимать свое тело, а, следовательно, и эмоции. Телесно-ориентированная терапия создает для тела ребенка такие условия, чтобы мышцы, которые были напряжены – смогли расслабиться, чтобы дыхание стало более равномерным и глубоким, чтобы он смог снять телесное и эмоциональное напряжение. Фактически, мы используем телесно-ориентированную терапию, когда крепко-крепко обнимаете своего малыша, прижимая к себе. Этот телесный контакт является успокаивающим, поддерживающим, дающим малышу понять, что Вы рядом с ним, любите его, принимаете его. Он аккуратно, мягко и заботливо дает детскому телу понять: все хорошо, все 11
в порядке. Применение этой техники позволяет создать условия для того, чтобы его тело расслабилось, и напряжение, которое его сковывало, ушло. К телесно-ориентированной терапии относится массаж. Думаю, всем известно, какое расслабление получает наше тело во время массажа, какие ощущения оно испытывает, как мы освобождаемся от всяких разных мыслей, получаем легкость в теле. И ребенку это не чуждо. Детки тоже очень любят массаж, конечно, отличающийся от взрослого, когда гладят спинку, ручки и ножки. Получая это, ребенок может заснуть. А массаж мы деткам делаем с рождения. Игры и упражнения позволяют малышу сбрасывать накопленное телесное напряжение в веселой и не агрессивной форме. [5] А также с их помощью снимается барьер, «дистанция» в отношениях с родителями. Они позволяют стать ближе, роднее друг другу, избавится от обоюдных обид и претензий. Также телесно-ориентированный подход может быть очень эффективен при работе с застенчивыми, неуверенными в себе детками, у которых есть проблемы с отстаиванием своего мнения, защитой себя. Ну и, безусловно, с агрессивными и капризными детками. Ведь в основе всех этих детских п р оя вл е н и й л е жат вс е т е же эмо ц и о н а л ь н ы е т р уд н о с т и . [ 1 ] Таким образом, телесно-ориентированная терапия рекомендуется, если Ваш малыш склонен к частым заболеваниям, страдает каким-то психосоматическим расстройством или испытывает эмоциональные трудности. Учитывая психологию ребенка, мы в интересах его деятельности стараемся организовывать игры с яркими, привлекательными игрушками. Обращая особое внимание на закрепление каждого элемента совместных действий, удачного проявления подражания, любую попытку коммуникации со стороны ребенка. Ведь нам известно, что сами по себе игровые приемы, навыки и качества у ребенка не возникают, их надо целенаправленно формировать. И это можем сделать только мы, взрослые, родители и 12
воспитатели, все кто становится первыми и лучшими партнерами по играм и подготавливающие ребенка к совместным играм с другими детьми. Телесно-ориентированная терапия – это одно из самых современных и эффективных направлений в психологической практике при работе с детьми дошкольного возраста. Его отличие от всех других заключается в том, что привычная психологическая работа дополняется работой с телом человека.[2] Это особенно важно, т.к. позволяет ребенку снять накопленное напряжение, а также научиться лучше понимать свое тело, а, следовательно, и эмоции. Как известно, более 80% информации в процессе общения передается невербальным способом. А у ребенка «живой язык» спонтанных движений и жестов гораздо в большей степени отражает характер его коммуникаций и появляется задолго до отчетливых речевых навыков. Поэтому включение телесно-ориентированных психотехник и приемов в психокоррекционные программы существенно расширяет их возможности. Большое значение имеют техники непосредственного телесного контакта, потребность в котором у детей очень велика. Техники регрессии помогают создать у ребенка ощущение защищенности, безопасности. Переживая это состояние, ребенок учится строить свои отношения с миром [5]. Ребенок постоянно исследует всевозможные формы своего поведения и пытаются освоить что-то новое. Это новое открывается ребенку, позволяет ему выявить, прежде всего, неизвестные стороны собственной личности, а это даёт толчок к дальнейшему самоисследованию. 13
1.3.
Учет особенностей психофизиологического развития детей

раннего возраста в практике применения телесно-ориентированного

подхода
Психофизиологические особенности, человека претерпевают определенные изменения в онтогенезе. Они связаны с анатомо- физиологическими перестройками, происходящими в организме человека и его нервной системе, идущими по определенной генетической программе. Развитие механизмов деятельности мозга, необходимых для формирования психики, начинается еще до появления ребенка на свет, во время внутриутробного развития. Нервная система начинает формироваться уже на третьей неделе внутриутробного развития, на третьем месяце формируются связи между левым и правым полушариями, а на шестом можно увидеть все отделы мозга, включая кору больших полушарий. В этот период бурного роста и развития мозг очень чувствителен к действию неблагоприятных факторов. Масса мозга увеличивается к рождению ребенка до 340–400 г. [3] С развитием мозга формируются механизмы врожденных (безусловных) рефлексов, с которыми ребенок появляется на свет. Определенную роль в формировании зачатков психики в этот период играют различные сигналы, поступающие извне. По некоторым данным, ребенок в утробе матери реагирует на звуки, особенно голос своей матери. Исследования показали благоприятное влияние на психику ребенка во время внутриутробного периода развития прослушивания беременной музыкальных произведений по определенной программе. Очень важное значение для психики имеет и эмоциональное состояние беременной, и ее занятия физической культурой.[6] Кроме того, для нормального созревания головного мозга плода исключительное значение имеет рациональное питание, основу которого должны составлять натуральные продукты. Только при соблюдении всех указанных условий ребенок появляется на свет 14
здоровым и обладает необходимым набором рефлексов, позволяющим ему адаптироваться к новым условиям. На раннем этапе онтогенеза продолжается анатомическое развитие мозга, которое влечет за собой соответствующие физиологические перестройки: появление новых рефлексов, формирование анализаторов, усложнение форм поведения. Функциональные изменения, которые отчетливо проявляются в виде последовательного становления новых рефлексов, являются надежным показателем психофизиологического созревания ребенка. Раньше всех появляются так называемые натуральные рефлексы, связанные с удовлетворением жизненно важных потребностей ребенка. Индивидуальные его типологические особенности проявляются уже со второго полугодия жизни. На самом раннем этапе жизни для становления психики ребенка очень важны режимные моменты, в частности, полноценное питание. Несомненное значение в этот период для нормального развития психики имеет и двигательная активность. Чем больший объем движений осуществляет ребенок, особенно рук и пальцев, чем больше сенсорных контактов, тем гармоничнее происходит развитие головного мозга и активнее идет развитие интеллекта, речи. По-видимому, это обусловлено тем, что деятельность человека, двигательная активность, в частности, мимика, жесты, явились в процессе становления человечества необходимым исходным базисом формирования мышления и речи. В онтогенезе же мозга в соответствии с этими биологическими закономерностями, видимо, этот исторический процесс повторяется. Для нормального развития психики в раннем детстве (1–3 года) имеет огромное значение тесный контакт ребенка с матерью. Сначала это контакт преимущественно телесный (прикосновения, поглаживания и т.д.), затем он дополняется эмоциональным. Отсутствие таких психосоматических контактов или их недостаток приводят к нарушению психики ребенка с длительными, отдаленными последствиями в виде трудностей в создании семьи, нарушения сексуальной ориентации и т.д. Поэтому нормальное 15
воспитание детей с учетом их психофизиологических особенностей должно обязательно проходить дома, в семье и желательно без социальных посредников в виде яслей. Раннее детство ярко иллюстрируют взаимовлияние наследственности и среды. Генная программа задает вероятный спектр направлений развития, а среда формирует конкретные варианты этого развития, насыщает их содержанием. Если среда неадекватна программе, то соответствующий вариант психического развития может быть не реализован. Таким образом, для нормального психического развития ребенка особое значение имеет словесный контакт с ним. При этом важно, чтобы ребенок воспринимал и артикуляцию говорящего. Благодаря врожденным подражательным механизмам в этом случае он быстрее и правильнее обучается говорить. Разнообразная внешняя среда тренирует и врожденные инстинкты, важные с точки зрения социальной адаптации человека. К ним относится, в частности, инстинкт свободы. Ограничение жизненного пространства, в котором живет ребенок, сужает его возможности, подавляет будущую исследовательскую деятельность, деформирует эмоциональную сферу. Раннее детство охватывает возраст от 1 до 3 лет и заканчивается кризисом 3 лет [3]. Психофизиологическими особенностями этого периода являются тесная взаимосвязь физического и психического развития, индивидуальные темпы развития (в силу гетерохронности разные системы организма развиваются с разной скоростью), высокая ранимость ребенка и восприимчивость к обучению (в этом возрасте легко образуются условные связи). К концу 1 года жизни социальная ситуация слитности ребенка с взрослым преобразуется: в ней появляются двое – ребенок и взрослый. В это время ребенок приобретает некоторую степень автономии и самостоятельности, но, конечно, в очень ограниченных пределах. Возникает новая социальная ситуация развития – ситуация совместной деятельности со 16
взрослым человеком, содержанием которой является усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись, а затем стали его достоянием. Социальная ситуация развития в раннем возрасте – «ребенок-предмет-взрослый» вместо прежней – «ребенок- взрослый» [3]. В это время ребенок целиком поглощен предметом. Но в наличной социальной ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие должно разрешиться в новом типе деятельности – предметной деятельности, направленной на активное усвоение общественно выработанных способов действия с предметами (второе основное новообразование раннего детства). В этой деятельности возникают речь, смысловое обозначение вещей, обобщенно-категориальное восприятие предметного мира, и наглядно-действенное мышление. Возраст 2-3 года является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. В этот период ему жизненно необходим взрослый в первую очередь как источник помощи и защиты.[10] Общение с ним носит ситуативно-личностный характер: каждому ребенку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Другая важная особенность детей 2-3 лет – низкие пороги сенсорной чувствительности и недостаточная сформированность механизмов физиологической саморегуляции организма. Субъективное ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Ребенок подражает всему, что делает взрослый: и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному. Педагог для ребенка, особенно добрый и жизнерадостный, - самый главный. Сверстник не представляет для ребенка особого интереса и воспринимается часто как предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга дети нередко становятся источником отрицательных эмоций. 17
Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, легко переключаемы с одного состояния на другое. Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, то есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций.[8] Поэтому очень важно поддерживать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира. Ребенок стремится освоить окружающее его пространство, входит в контакт с массой предметов. В ходе такого взаимодействия бурно начинает развиваться познавательная активность, предметные действия. На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году предметная деятельность становиться ведущей.[10] Отличие предметных действий от простого манипулирования состоит в том, что предметные действия предполагают употребления предметов по их назначению, а манипуляции учитывают только внешние свойства вещей независимо от их назначения: ребенок катит все круглое, стучит всем твердым, сжимает все мягкое. К концу раннего возраста связь действий с предметом становится более свободной: ребенок знает, для чего служит предмет, но может использовать его по-другому. В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и их свойствами – формой, величиной, цветом и т.д.[7] Образами при выделении свойств предметов служат закрепившиеся в памяти представления о свойствах хорошо знакомых предметов по собственному опыту. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления. 18
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка
.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельностипродолжает развиваться понимание речи
.
Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения. Кол и ч е с т во п о н и ма е м ы х с л о в з н ач и т е л ь н о в о з р а с т а е т. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых
.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи.[3] Активный словарь достигает примерно 1500– 2500 слов.К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности
.
В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок ужеспособен сформулировать намерение изобразить какой-либо 19
предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки нагляднообразного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи.[4] У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. 20

Выводы по главе 1
Включение телесно-ориентированных приемов на ранних этапах развития детей позволяет осуществлять раннюю диагностику и коррекцию психомоторной функции, эмоционального состояния и различных поведенческих нарушений у ребенка, а значит, и оказывать ему своевременную педагогическую помощь Телесно-ориентированная терапия дает детям информацию об окружающем через телесные ощущения. Телесно-ориентированная терапия направлена на решение многих задач развития детей, это: 1.Развитие координации равновесия; 2.Повышение сенсорной чувствительности; 3.Развитие мелкой моторики; 4.Развитие зрительного анализатора; 5.Снятие психомоторного напряжения; 6.Обучение основам саморегуляции; 7.Развитие эмоциональной сферы, навыков общения и моделирование эмоций. От педагогов, осуществляющих обучение и воспитание, прежде всего, требуется максимально расширить возможности детей для освоения предметно-практического и теоретического опыта. Следует стремиться, в наибольшей мере, преодолеть накладываемые ограничения. Особого внимания требует эмоциональное развитие таких детей. Необходимо в доброжелательной и поощрительной манере формировать у них адекватную самооценку и уровень притязаний, стремление к самореализации. Учитывая психологию ребенка, в интересах его деятельности должны организовываться игры с яркими, привлекательными игрушками. Обращая особое внимание на закрепление каждого элемента совместных действий, удачного проявления подражания, любую попытку коммуникации со стороны ребенка. Ведь нам известно, что сами по себе игровые приемы, навыки и 21
качества у ребенка не возникают, их надо целенаправленно формировать. И это можем сделать только мы, взрослые, родители и воспитатели, все кто становится первыми и лучшими партнерами по играм и подготавливающие ребенка к совместным играм с другими детьми. 22

Глава

2

Развитие

психомоторной

регуляции

посредством

включения

элементов телесно-ориентированной терапии у детей раннего возраста

2.1
Сенсорное развитие детей раннего возраста, игра с использованием фигур и картинок

«Найди цветок для бабочки
».
Для игры нужны вырезанные из картона фигурки цветов и бабочек красного, синего, желтого, зеленого цвета. Разложите цветы на столе или на полу в комнате и предложите малышу помочь бабочкам найти свои цветы: Посади бабочку на такой цветок, чтобы её не было видно, и никто не смог ее поймать (увидеть, найти)! После выполнения ребенком задания подведите итог и назовите цвета: Жёлтая бабочка села на желтый цветок. Синяя бабочка села на синий цветок. И т.д. Все бабочки спрятались. Молодец! Также попросите ребенка найти предмет по названию цвета: Найди красную бабочку. А где синий цветок? Покажи! В дальнейшем можно добавлять фигурки других цветов. 2) Развитие речи группы раннего возраста, игра – подражание с речевым сопровождением
.
«Птичий двор». Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз. Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!», Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!», Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!» Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!», А наш Петя-петушок рано-рано поутру Нам споет «Ку-ка-ре-ку!» «Произношение гласных звуков» - А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик, девочка укачивает куклу). - О-о-о (разболелся зуб,удивление). - У-у-у (гудит поезд). -И-и-и (жеребенок ржет). 23
Звуки произносятся на выдохе. 3) Игровая гимнастика для детей от 1-3 лет. Ритмическая игра «Прыг-скок». Прыг-скок по ладошке — (2 раза). (Дети стучат в ритме указательным пальчиком (погремушкой) по ладошке.) Прыг по ручке вверх и вниз — (2 раза). (Стучат по руке вверх и вниз.) По коленкам прыг да скок — (2 раза). (Стучат по коленкам.) По дорожке прыг-скок, Очень громко прыг-скок. (Громко стучат двумя указательными пальчиками (погремушкой) по ковру.) На животике — прыг-скок, Тихо-тихо прыг да скок. Тихо стучат по животу. К маме спрятались — прыг-скок! («Прячут» пальчики (погремушки) в руках.) 4) Дидактическая игра для детей раннего возраста «Собери бусы» Цель: развитие координации мелких движений руки и зрительного контроля, воспитывать волевое усилие, желание довести дело до конца, закрепить умение группировать однородные объекты по цвету. Воспитывать аккуратность и внимательность. Для этой игры были использованы разноцветные крышки от пластиковых бутылок. В центре каждой отверстие (д-2мм, д-4мм.) Шнурки разных цветов, на одном конце каждого завязан узелок. Воспитатель по очереди приглашает детей к столу и предлагает каждому взять крышку нужного цвета и вдеть в нее шнурочек. После этого раздает детям индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. 5) Логическое упражнение для детей от 1 до 3 лет. Подумай, что было не сначала, а потом? 24
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. 6) Теневой театр. Цель: развитие согласованных движений обеих рук, развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук. Предлагаемые фигуры: "Дерево": поднимите прямую руку вверх, растопырьте пальцы; пошевелите пальцами и покачайте рукой из стороны в сторону ("подул ветер, и дерево закачалось"). "Зайчик": сожмите пальцы руки в кулак, затем выпрямите указательный и средний пальцы и пошевелите ими ("заяц шевелит ушками"); можно также изобразить, как зайчик "скачет", "танцует". "Коза": пальцы руки сожмите в кулак, затем выпрямите указательный палец и мизинец - получатся "рога" на голове козы. С помощью движений рук можно изобразить, как коза "бодается", "ходит". 7 ) И г р а д л я д е т е й о т 1 д о 3 л е т « Ч т о п р о п а л о ? » Ребенку показываются от 3 до 5 игрушек, затем прячется одна из них. После чего спросите ребенка, чего не хватает. Одним из важных психомоторных свойств, доступных изучению и развитию в раннем возрасте, является координация движений. Координационные способности – это вид физических способностей, базирующихся на психофизиологических и морфологических особенностях организма и содействующих слаженному выполнению двигательных действий.[11] Развитие двигательных функций ребенка – сложный процесс, определяемый 25
с одной стороны, поэтапным созреванием центральной нервной системы, а с другой – многообразным влиянием окружающей среды.[15] В исследованиях Е.В.Уханевой отмечается, что совершенствование произвольной моторики тесно связано с развитием ощущений движений. Только благодаря этой обратной связи возможно накопление двигательного опыта и формирование психомоторных свойств. Итак, выяснив уровень развития психомоторной регуляции, мы приступили к следующему этапу опытно-экспериментальной работы – развитие навыков психомоторной регуляции у детей экспериментальной группы посредством включения элементов телесно-ориентированной терапии.
2.2 Проекта «Лабиринты тела» для развитие психомоторной

регуляции детей раннего возраста посредством телесно-

ориентированной терапии
26
Весь детский опыт, приобретённый в процессе социализации, связан с развитием и совершенствованием произвольных движений. Развивая двигательную сферу ребёнка, мы идём по естественному пути, опосредованно влияя на развитие психических свойств и процессов. Как известно более 80 % информации в процессе общения передаётся не вербальным способом. А у ребёнка «живой язык» спонтанных движений и жестов гораздо в большей степени отражает характер его коммуникации и появляется задолго до отчётливых речевых навыков. Поэтому включение телесно- ориентированного подхода и связанных с ним приёмов в развивающие программы существенно расширяет их возможности. Способность ребёнка контролировать телесные проявления является важным моментом его социализации и тесно связана с формированием основных черт его психики. У ребёнка возникает ощущение возможности использовать своё тело как инструмент взаимодействия с окружающим миром. Он учится доверять своему телу, собственным впечатлениям, различать эмоции, усваивать приёмы самоконтроля. На уровне тела можно смоделировать практически любые отношения к людям, явлениям, событиям окружающего мира, а также пространственно-временные отношения. Телесное взаимодействие является способом поддержания контакта и выхода из него, учит понимать другого человека, т. е. развивает чувство эмоции и приятия. Особенно важно формировать позитивные чувства в детской среде. Большое значение имеют техники непосредственного телесного контакта, потребность в котором у детей очень велика. Включение телесно- ориентированных практик на разных этапах развития детей позволяет осуществлять развитие психомоторной функции, эмоционального состояния и различных поведенческих нарушений у ребёнка, а значит, и оказывать ему своевременную педагогическую помощь. Проект построен на основе целостного подхода к личности ребёнка, принципа единства и гармоничного развития всех сфер его жизнедеятельности, с учётом естественной динамики 27
развития ребёнка с основным акцентом на развитие его психомоторной функции. Представленный проект «Лабиринты тела» построен на основе телесно- ориентированного терапии к личности ребёнка. Основной акцент при этом направлен на совершенствование психомоторной функции. Проект включает игры и упражнения на координацию движений, на развитие всех пальцев руки, проработку моторных движений в паре, позволяющие развивать умение взаимодействовать с партнёром, т.е. способствующие навыкам коммуникации. Элементы телесно-ориентированной терапии, представленные в проекте: 1. пальчиковая гимнастика, самомассаж 2. подвижные игры различной интенсивности 3. ритмические и танцевальные упражнения 4. дыхательная гимнастика 5. йога 6. коммуникативные игры 7. игры и упражнения на знакомство и закрепление эмоциональных состояний 8. релаксационные упражнения 9. игры и упражнения валеологической направленности Целенаправленное воздействие с помощью музыки, речи, движения позволяет положительно влиять на развитие психомоторных функций. Элементы терапии представленные в проекте можно использовать: в совместной деятельности с детьми, как часть занятия, на прогулке, в индивидуальной и коррекционно-развивающей работе, в игровой деятельности, в различных режимных моментах, в свободное время для снятия эмоционального напряжения. 28

Перспективный план образовательной деятельности по проекту «Лабиринты тела»

в первой младшей группе с 13.04.15 – по 9.05.15

Планируемые результаты
к уровню развития интегративных качеств ребёнка (на основе интеграции образовательных областей): формирование навыков эффективной психомоторной регуляции", координации движений, мелкой и крупной моторики, ритмичности, при небольшой помощи взрослого ориентируется в собственном теле; проявляет активность при участии в играх, выполнении простейших танцевальных движений во время ритмической гимнастики; выражает положительные эмоции при выполнении упражнений ритмической гимнастики под музыку и чтении стихотворений дата область 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя ОД 1-2 ОД 3-4 ОД 5-6 ОД 7-8 35
Тема Цель: Комплекс ТОТ Тема Цель: «Путешествие на паровозе» Совершенствовать детей в ходьбе и в беге друг за другом со сменой направления. Развивать умение ориентироваться в пространстве, координацию движений, равновесие. Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку. Упражнять детей в правильном дыхании. Закрепить ходьбу по гимнастической скамейке и в перешагивании через препятствия (кубики). Разучить упражнения по ТОТ: Комплекс упражнений по самомассажу «Солнечный зайчик» «Бабочка» Подвижная игра «Поезд» «Попади в отверстие» «Путешествие к бабушке» Закрепить совершенствование у детей в ходьбе и в беге друг за другом со сменой направления. Закрепить умение ориентироваться в пространстве, координацию движений, равновесие. Продолжать Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку. Продолжать упражнять детей в правильном «Бабочки на полянке» Достичь четкой координации движений и равновесия при ходьбе по гимнастической скамейке. Развивать глазомер и ориентацию в пространстве при метании мешочков в горизонтальную цель левой и правой рукой. Развивать мимику и эмоциональность детей. Развитие психомоторной регуляции. Закрепить разученные и добавить новые упражнения по ТОТ: «Солнечный зайчик» «Бабочка» «Толкание» «Вылеплялки» «Веселые насекомые» Закрепить четкую координацию движений и равновесия при ходьбе по гимнастической скамейке. Развивать глазомер и ориентацию в пространстве при метании мешочков в горизонтальную цель левой и правой рукой. Развивать мимику и эмоциональность детей. Развитие психомоторной регуляции. «Волшебный огород» Формировать навыки выполнения приемов самомассажа; Упражнять в ходьбе по массажным дорожкам, лежащим на полу; формирование навыков психомоторной регуляции. воспитывать интерес к здоровому образу жизни и правильному питанию. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Учить детей согласовывать движения с текстом. Знакомить с элементами логоритмики. Закрепить разученные и добавить новые упражнения по ТОТ: «Толкание» «Вылеплялки» Танец-игра «Кактус-еж» Пластилиновый салат". «В саду у Бабушки Варвары» Закреплять навыки выполнения приемов самомассажа; Продолжать упражнять в ходьбе по массажным дорожкам, лежащим на полу; Закреплять формирование навыков психомоторной регуляции. Воспитывать интерес к здоровому образу жизни и правильному питанию. Развивать мелкую «Веселая прогулка» Расширять представление детей о самомассаже, формировать интерес к явлениям природы и возможностям человеческого тела. Учить передавать образ различных живых и неживых объектов природы через мимику и пластику своего тела, развивать общую координацию движений; выполнять движения соответственно тексту. Развивать мелкую моторику рук. Упражнять детей в музыкально – ритмических движениях. Закрепить разученные и добавить новые упражнения по ТОТ: Танец-игра «Кактус-еж» «Пластилиновый салат». «Прогулка» «Театр прикосновений» «Растем» Итоговое занятие по комплексу «Лабиринты тела» Закрепить с детьми разученные за месяц движения. Продолжать формировать навыки психомоторной регуляции и ориентирования в собственном теле. Развивать память, мышление, внимание, мелкую и крупную моторику. 36

Виды интеграции образовательных областей
Социализация: побуждать детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников во время проведения игр. Коммуникация : поощрять речевую активность в процессе двигательной деятельности, обсуждать пользу соблюдения режима дня. Музыка : вводить элементы ритмической гимнастики; проводить игры и упражнения под музыку. Чтение художественной литературы: проводить игры и упражнения под тексты стихотворений. Познавательное развитие: сенсорное развитие: упражнение в знании цветов, понятий «большой», «маленький». Художественно-эстетическое развитие: развитие навыков конструирование, работы с пластилином. 37

Проект «Лабиринты тела»
1 ) Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений. 1. "Пунктиры". Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперёд пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. 2. "Пила". Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки. 3. "Утюжок". Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки. 4. "Каток". И.п. то же: костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же для другой руки. 5. "Буравчик". И.п. то же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу буравчика на левой ладони. То же для другой руки. 6. "Краб". И.п. то же. Пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки. 7. "Согреем ладошки". Сильно потираем руки. 8. "Спиральки". Каждый палец левой руки поочерёдно, начиная с мизинца, кладётся на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки 37
делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке. То же для другой руки. 2) «Вылеплялки» Игра проводится перед большим зеркалом, установленном на подставке или прикрепленным к стене. В процессе игры ребенок учится распознавать чувства других по их мимике и так же предавать свои чувства. В первой части игры педагог предлагает ребенку изобразить, какое у него бывает лицо, когда он сердится, боится, радуется и т.д. если ребенок затрудняется это сделать, педагог показывает ему образец, который ребенок должен скопировать. После закрепления за каждой мимической маской названия чувства можно переходить ко второй части игры. Ребенок садится перед зеркалом, педагог руками «лепит» на его лице мимическую маску. Ребенок должен угадать, какое чувство изображает педагог на его лице. Затем можно поменяться ролями ребенок лепит, а педагог угадывает. В конце занятия ребенку говорят: когда ему плохо, он может сам руками растянуть улыбку и посмотреть на себя в зеркало. Тогда настроение обязательно улучшится. 3) «Солнечный зайчик» Скажите ребенку: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, - нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладь его и там. Он не озорник – он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним». 4) "Пластилиновый салат". Лепка разноцветных шариков (красных – "помидоров", зеленых "колбасок" – "лука"). Цель: учить скатывать шарики и "колбаски" между ладонями, развивать умение отрезать стекой маленькие кусочки от большого 38
куска пластилина; формировать координацию движений; развивать умение регулировать силу нажатия на стеку, правильно держать стеку; развивать воображение. Это лук зеленый – я его сорвал… Этот помидорчик в руки мне попал. Режем быстро,- Лук – кусочками, А помидорчик – круглыми колечками. 5) "Прогулка". Цель: развивать общую координацию движений; выполнять движения соответственно тексту. Раз-два-три, раз-два-три – По дорожке мы пошли, (шаг марша) Мы скачем по дорожке, Сменяя часто ножки, (подскоки) Поскакали, поскакали, А потом, как аист, встали. Вот мы кочки увидали, Через них мы прыгать стали. (прыжки с продвижением вперед) Впереди течет ручей, Подходите поскорей! (ходьба на носках) Руки в стороны расставим, Переходить его мы станем, А потом мы побежали. 6) «Бабочка». Сядьте на коврик, колени разверните в стороны, стопы соедините, обхватив руками, и подтяните к себе. На вдохе поднимайте колени, на выдохе – опускайте. Со стороны упражнение похоже на взмахи крыльев. Во время выполнения упражнения следует держать спину прямо. Раскачки на спине вперед назад и вправо влево, на животе (упражнение «уточка») вперед назад и вправо влево. 7)Подвижная игра «Поезд» 39
Дети собирают цветы под музыку. Музыка останавливается воспитатель произносит «ШШШ» Дети встают в колонну по одному. Первый – паровоз, остальные вагоны и поезд начинает двигаться вперед сначала медленно, потом быстрее, наконец, дети переходят на бег. После слов воспитателя «Ш- Ш-Ш», дети замедляют движение, поезд останавливается. 8)
«
Театр прикосновений» Ребенка просят свободно лечь в позу «звезды» на коврик и закрыть глаза. Включается спокойная музыка. Все остальные участники наклоняются и нежно и осторожно, необычным образом ладони к животу, кулачком – к груди, локтем – к животу и т.д. Все одновременно начинают и заканчивают прикосновение. Затем лежащего оставляют на некоторое время в расслабленном состоянии. Замечание: • Педагог следит за силой прикосновений. • Наблюдает за лицом лежащего, оно должно быть спокойным и расслабленным. • Поглаживаний должно быть мало. 9) «Волшебное перо» Описание: Эта поэтичная игра дает детям прекрасную возможность расслабиться и сконцентрировать внимание. Она укрепляет привязанность каждого отдельного ребенка к вам как ведущему группы. Ребята охотно разрешают прикасаться к себе необычным способом. Каждый получает шанс на короткое время без затруднений оказаться в центре внимания. Игра развивает телесное сознание детей — в особенности их тактильное во сп ри яти е. Материалы: вам понадобится большое красивое перо. Также вы можете и с п о л ь з о в а т ь к о н ч и к и с о б с т в е н н ы х п а л ь ц е в . Инструкция детям: 40
Сядьте в круг на пол. У меня в руках волшебное перо, которым я коснусь разных мест вашего тела. Оно приятно на ощупь, и его прикосновенье подарит вам бодрость и веселье. Я поочередно буду подходить к каждому из вас. Ребенок, рядом с которым я останавливаюсь, закрывает глаза. Тогда я нежно коснусь волшебным пером его лица, шеи, ладони или руки. Не открывая глаза, ребенок должен дотронуться указательным пальцем до того места, которого коснулось перо. После этого он может открыть глаза, а волшебное перо коснется другого ребенка. (Играя в эту игру первый раз, ошибку на несколько сантиметров вы можете считать вполне хорошим результатом. Если ребенок оказался слишком далеко от цели, вы можете отметить: «Ты почти попал!» Затем укажите ему на правильное место. Помните о том, что дети учатся, наблюдая). 10) Толкание. Выберите несколько предметов, которые можно толкать: каталку, коляску, мягкую игрушку или машинку. Дайте команду: «Раз, два, три, толкаем!», после чего толкните одну игрушку вперед. Играйте самостоятельно и дожидайтесь, пока и ребенок захочет принять участие в игре. Это хороший способ развития силы и координации движений. 11) «Плывет, плывет кораблик». Сядьте на коврик лицом к ребенку, соединив слегка расставленные ноги, чтобы получился «кораблик». Возьмите его за руки и раскачивайтесь вперед-назад до тех пор, пока ребенок не коснется спиной пола. Помните, что эта игра будет более эффективной если сопровождать раскачивания ритмичными стихами. 12) Попади в отверстие. Для развития координации движений используйте посуду с широким горлышком: кастрюлю или салатницу. На веревку длиной 15-20 см прикрепите маленький предмет в виде рыбки и покажите, как опускать его в емкость. Постепенно горлышко посуды можно предлагать более узкое, что развивает глазомер ребенка. Можно использовать готовую игру «Рыбалка» с рыбками и удочкой. 41
13) "Растем" Участники в кругу. Исходное положение – сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками. Ведущий: "Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до трех. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста". Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность "роста" до 10 – 20 "стадий". 14) Основу дыхательной гимнастики составляют упражнения с удлиненным и усиленным выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных звуков (а-а-а, у-у-у, о-о-о), шипящих согласных (ш, ж) и сочетании звуков (ах, ох, ух). Эти дыхательные упражнения рекомендуется проводить в игровой форме («жужжит пчела», «гудит пароход», «стучат колеса поезда» и пр.). Необходимо постепенно увеличивать нагрузку на детей за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений. Комплекс «Часики
»
Часики вперед идут, За собою нас ведут. И.п. – стоя, ноги слегка расставлены. 1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох); 2 - взмах руками назад – «так» (выдох). «Петушок» Крыльями взмахнул петух, Всех нас разбудил он вдруг. И.п. – о.с. 1 – поднять руки в стороны (вдох); 2 – хлопать руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох). «Насос»

Накачаем мы воды, 42
Чтобы поливать цветы. 1 - наклон туловища в правую сторону (вдох); 2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох). «Трубач» За собой трубач зовет, Он здоровье нам дает. И.п. – ноги вместе, руки перед грудью сжаты в кулаки, губы сложены «трубочкой». 1 – вдох; 2 – медленный выдох с громким произнесением звука «пф». «Дыхание»

Тихо-тихо мы подышим, Сердце мы свое услышим. И.п. – о.с. 1 – медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширятся – прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4 сек; 2 – плавный выдох через нос. «Дыхание» Подыши одной ноздрей, И придет к тебе покой. И.п. – о.с. 1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем пр. руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох; 2 – как только вдох окончен, открыть пр. ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем лев. руки. Через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх
15)
Танец-игра «Кактус-ёж» Детки садятся в кружок, ножки вытянуты к центру круга. Педагог знакомит детей с гостем «Кактусиком». Кактусик - это цветок из зеленых 43
шариков в большом ведре, с глазками и улыбающимся ротиком. Катусик дарит деткам волшебный клей для ручек и ножек. Исходное положение: дети сидят на полу, ноги вытянуты вперед и хорошенько склеены «волшебным клеем», носочки-стрелочки показывают на Кактусика, руки на коленках, локти в стороны разведены, спинка прямая, глазки смотрят вперед. Вступление. Плечики вперед-назад поочередно, хвастаемся приговаривая: Какой (ая) красивый (ая! 1. Кактус-ёжик на окне Колется пребольно. До чего же, вам скажу, Я им не довольна. (Дети в положении сидя двигаются вперед, ни руками, ни ногами не помогая себе). Приближаются к Кактусику. Кактус злой, кактус злой, Не хочу дружить с тобой! (Хлопают в ладоши ритмично поочередно сначала около правого ушка, затем около левого
).
Кактус злой, кактус злой, Не хочу дружить с тобой! (Грозят пальчиком, проговаривая громко и сердито: «Не хочу дружить с тобой! ») Проигрыш Дети отползают сидя назад (от Кактусика
)
2. Кактус-ёжик на окне, - Посмотрите сами, Неожиданно расцвёл Яркими цветами. (Сели на корточки и прыгают как «мячики». Ручки подняли вверх, ладошки изображают «цветочки»). Кактус-ёж, кактус-ёж, 44
До чего же ты хорош! (Хлопают в ладоши ритмично поочередно сначала около правого ушка, затем около левого. Ладошки подставляют под подбородок
).
3. Кактус-ёжик на окне, Чуть ли не с десяток, Через месяц или два Вывел кактусяток. Выросли - встают на ножки, руки на поясе.( Бегут по кругу на носочках друг за другом). Кактус мой, кактус мой, Что же делать мне с тобой! (Хлопают в ладоши ритмично поочередно. Руки разводят в стороны, плечики приподнимают – удивляются). 4. Кактус-ёжик на окне Рассажу в горшочки, - Пусть растут на радость мне Кактусовы дочки. Выросли. Прыгают на носочках высоко, ножки вместе. Кактус рад, кактус рад, - На окошке детский сад! Хлопают в ладоши ритмично поочередно. Бегут в центр круга, садятся на корточки, подняв руки вверх.
Выводы по главе 2
45
Подводя итог исследования, можно сделать вывод о том, что использование элементов телесно-ориентированной терапии успешно действует на развитие психомоторной регуляции как в совместной деятельности с детьми, так же как часть занятия, на прогулке, в индивидуальной и коррекционно-развивающей работе, в игровой деятельности, в различных режимных моментах, в свободное время для снятия эмоционального напряжения. В результате исследования были выявлены интересные факты. Все переживания малыша сразу находят свое отражение в его самочувствии, поведении. Более того, психика и тело развиваются неразрывно друг от друга – деление на психическое и физическое развитие – весьма условное. Движение, сначала совсем простое, а затем все более и более сложное, дает ребенку возможность осваивать мир, общаться с окружающими, а, следовательно, учиться и постигать окружающий мир. Но одновременно с этим, любое нарушение развития в детском возрасте затрагивает и двигательную сферу. Движение, как сложная, многослойная система, является как бы «зеркалом» состояния ребенка с одной стороны, и «окошком», через которое мы можем воздействовать на его развитие, с другой.
Заключение
46
Проблема психомоторного развития ребенка принадлежит к числу наиболее значимых в современной общей и специальной дошкольной педагогике, общей и специальной детской психологии. Это закономерно, поскольку на первых этапах онтогенеза характерной чертой развития является его синкретичность, когда психика и моторика находятся в неразрывном единстве. Оценка развития ребенка дошкольного возраста, в связи с этим, рассматривается именно по показателю психомоторного развития, а не отдельных процессов и функций. Одну из важнейших функций психики, обеспечивающую познавательную деятельность ребенка выполняет психомоторика. Она представляет собой целостный механизм развития психики ребенка, объединяющий эмоции, мышление и движения в единое целое, которые имеют сознательный и целенаправленный характер. Психомоторика включает взаимосвязанные процессы, определяющие деятельное состояние реализации способностей для удовлетворения своих потребностей, она является инструментом для реализации практической деятельности, обеспечивает восприятие и реагирование на внешнюю информацию, гармоническому развитию мышления, чувств и воображения. Развитие координированных движений требует от ребенка подчинения своей воле сложной биомеханики собственного тела, умения соответствующими движениями вести тело к цели. Поэтому степень психомоторного развития ребенка определяет уровень развития его мышления. Данный вопрос актуален тем, что именно психомоторные функции выступают в качестве основных коррелятов развития познавательной активности ребенка. В поисках факторов влияющих на развитие психомоторной регуляции, мы предложили проект «Лабиринты тела» с элементами телесно- ориентированной терапии. На основе данного проекта были составлены занятия. Математическая обработка данных и сравнительный анализ результатов диагностики психомоторной регуляции детей в контрольной и 47
экспериментальной группах до формирующего эксперимента и после него указывают на повышение показателей в той группе, в которой проводились вышеуказанные занятия с элементами телесно-ориентированной терапии. Таким образом, гипотеза подтвердилась. На основе анализа результатов исследования был сделан вывод: использование элементов телесно-ориентированной терапии в практике работы с детьми раннего возраста эффективны для развития навыков психомоторной регуляции.
Список литературы
48
1.Баскаков В.Свободное тело - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004-224с. 2. Вайнер Э.Н. Валеология – М.: Издательство «Наука», 2001 3. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста. – М.-1999. 4. Голубева Л. Г. и др. Развитие и воспитание детей раннего возраста: учебное пособие / под ред. В. А. Доскина, С. А. Козловой – М.: Издательский центр «Академия», 2002.-192с 5. Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет) / И.В.Ганичева. – М.: Книголюб, 2 0 0 4 . – 1 4 4 с . 6. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. Ч. 1, 2. – М.-СПб., 1999. 7. Дудьев В.П. Психомоторика: словарь-справочник. – М.: Владос, 2008. 8 . Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика» №3 2012 (часть1) статья «Сенсорное развитие детей раннего возраста» 9. Карпеев А.Г. О направлениях исследования д ви г ате л ь н ы х координационных способностей // Теоретические и методологические аспекты определения спортивной одаренности. – Омск: Изд-во ОГИФК, 1989. 10. Комарова Т.С. Шаг в будущее. Основная примерная общеобразовательная программа дошкольного образования: учебник/ С.М. Авдеевой, Ш.И. Комаровой. – М.: Е-Publish, 2013. – 288с. 11. Лях В.И. Понятие «координационные способности» и ловкость // Теория и практика физической культуры. – 1983. – №3. – С.44 – 46. 12. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличем: младенческий, ранний и дошкольный возраст. – М.: Просвещение, 1991. 13. Райх В. Анализ характера / пер. с англ. Е. Поле. — М: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 528 с. — (Серия «Психологическая коллекция»). 1 4 . Сандомирский М. Е. Психосоматика и телесная психотерапия. — М.: Независимая фирма «Класс», 2005. — 592 с. 49
15. Сологуб Е.Б. Корковая регуляция движений человека. – Л.: Медицина, 1981. 16. Сергеева Л.С. Телесно-ориентированная психотерапия. СПб. 2000. 17. Уханева Е.В. Организация физического воспитания детей раннего возраста на основе развития функции равновесия. Автореф. дис.канд. пед.наук. – М.: 2003.
Приложение
50
Конспект №1 комплексного - интегрированного занятия по физкультуре в первой младшей группе «Путешествие на паровозе» Виды детской деятельности на занятии: продуктивная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Цель: Достичь четкой координации движений и равновесия при ходьбе по гимнастической скамейке. Развивать глазомер и ориентацию в пространстве при метании мешочков в горизонтальную цель левой и правой рукой. Развивать мимику и эмоциональность детей. Развитие психомоторной регуляции. Задачи: 1) развивающие: развитие психомоторной регуляции, способствовать развитию глазомера, координации движений, развивать память, мышление, зрительное восприятие, мелкую и крупную моторику. 2)воспитательные: воспитывать в детях чуткость, быть внимательными друг к другу и при необходимости оказывать помощь. 3) образовательные: учить располагать кирпичики в ряд узкой гранью друг к другу, активизировать словарь по теме, учить различать цвета. Материалы и оборудование: мешочки с песком по количеству детей, 3-4 больших обруча, гимнастическая скамейка, кирпичики для конструирования и игрушечные вагончики для каждого ребенка. Нарисованный океан, цветы, корзинки. Содержание организованной деятельности детей. 51
1 часть : Воспитатель предлагает детям поиграть в паровоз, и отправиться на нем в путешествие. Воспитатель: Содержание движений Упражнения по ТОТ Количество выполнений М ы и г р а л и в паровоз, в самый быстрый паровоз, в с а м ы й л у ч ш и й паровоз, ехал я, а папа вез. Чух-чух. Ход ь б а п о к р у г у с т а й к о й з а воспитателем. Упражнение "Пунктиры". 2 круга Д о л г о о н н е с о гл а ш а л с я , н е х о т е л п ы х т е т ь всерьез, а потом как разошелся и поехал, и повез! Ту ту, ту ту! Б е г с т а й к о й з а воспитателем Упражнение "Пила" 2 круга Сбил шкаф. Упало кресло. Стало нам в к ва рт и р е т е с н о . Отправляемся во двор и летим во весь опор! Ходьба с высоким подниманием колена Упражнение "Согреем ладошки". 2 круга Даже в с п ом н и т ь невозможно, сколько видели мы с т р а н . В д р у г навстречу-знак дорожный: Осторожно, Океан! Перестроение (около нарисованного н а полу «океана») в полукруг, у п р а ж н е н и е н а восстановление дыхания. Упражнение "Краб" 1 круг 2 часть Общеразвивающие упражнения. Под музыку «Голубой вагон бежит, качается» заезжает паровозик. Привет ребятки я 1. И. п. ноги на ширине ступни, руки согнуты. Раз: выпрямится руки вперед со звуком 3-4 раза 52
веселый, красный паровозик! Но у меня нет вагончиков. Я не могу отправиться в путешествие. Воспитатель: Ребятки, а давайте мы будем вагончиками и покажем паровозику, что мы умеем делать. «чух» Два: И.П. 2 . И. п. ноги на ширине ступни, руки за спиной. Раз-два: наклониться вперед, постучать кулачками друг о друга впереди себя. Три – четыре: выпрямиться, руки за спину. 3. И. п. ноги на ширине ступни, руки внизу. Раз – два: со словом «посмотрим» присесть голову наклонить вперед, руки за колени Три –четыре: выпрямится, поднять руки в сторону, опустить. 4. И. п. основная стойка Вып: прыжки на месте на двух ногах. 3-4 раза 3-4раза 3-4раза 3 часть Конструирование Паровозик: Ребятки, паровоз есть, и вагончики есть, а дороги нет. Воспитатель: Ребятки, а давайте построим рельсовую дорогу. Для этого нам нужны кирпичики. Найдите в коробке кирпичики синего цвета. Дети приносят кирпичики, воспитатель показывает приемы работы: кладет кирпичики в ряд узкой гранью друг к другу, а затем параллельную линию из кирпичиков; затем предлагает детям брать по одному кирпичику и строить дорогу до тех пор, пока не кончатся кирпичики. Воспитатель: Что мы построили? (Дорогу) Из чего ее сделали? (Из кирпичиков) Какие взяли кирпичики? (Синии) Сколько мы взяли кирпичиков? (Много) 53
Паровозик: а теперь мы сейчас по этой рельсовой дороге прокатим вот эти вагончики из коробки. 4 часть Упражнения в основных видах движений. Мы едем, еде м, едем в д а л е к и е к р а я , Хо р о ш и е соседи, счастливые друзья. Когда живет ся дружно, что может л у ч ш е б ы т ь и с с о р и т ь с я н е нужно, и можно в с е х л ю б и т ь ! Воспитатель напоминает, что н а д о б р о с и т ь мешочек в обруч и правой и л е во й рукой. Ходьба по гимнастической скамейке Вып: пройти по гимнастической скамейке, в конце скамейки спрыгнуть (легко и мягко, сгибая ноги в коленях на коврик. Метание мешочков в цель правой и левой рукой. Вып: каждый ребенок бросает в свой обруч. Дети становятся с обеих сторон обруча за линиями и по сигналу воспитателя выполняют бросок. 3-4 раза 3-4 раза 5 часть Подвижная игра «Поезд» Паровозик: Ребята на цветочной поляне, собирайте все цветы в свои корзинки, а по сигналу вставайте как вагончики. Паровозик: Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят. Везут в деревню «Сказкино» компанию ребят. Воспитатель: дает сигнал. Дети собирают цветы под музыку. Музыка останавливается воспитатель произносит «ШШШ» Дети садятся на коврик. Снова звучит музыка, дети собирают «Бабочка». Сядьте на коврик, колени р а з в е р н и т е в стороны, стопы соедините, обхватив руками, и подтяните к себе. На вдохе поднимайте колени, на выдохе – опускайте. 2 раза 54
цветы. Музыка останавливается воспитатель произносит «ШШШ» Первый – паровоз, остальные вагоны и поезд начинает двигаться вперед сначала медленно, потом быстрее, наконец, дети переходят на бег. После слов воспитателя «Ш-Ш- Ш», дети замедляют движение, поезд останавливается. 6 часть спокойная игра – пантомима Паровозик: ребятки покажите мне, а кто едет в наших вагончиках. Здесь живет Хмурилка, Здесь живет Дразнилка, Здесь живет Смешилка, Здесь живет страшилка. Это носик Бибка, а где твоя улыбка? Дети сидя на полу выполняют упражнения на развитие мимики. 2-3 раза 7 часть Заключительная. Едет-едет паровоз, Две трубы и сто колес. Две трубы и сто колес. Машинистом рыжий пес Я скорость замедляю Окончена игра Нас солнышко ходьба по кругу 1 круг 55
встречает, и нежно нас ласкает. Нам ужинать, нам ужинать пора! Мы солнечного зайчика с собой возьмем «Ура!» Упражнение «Солнечный зайчик» Конспект №2 Интегрированное занятие в 1 младшей группе. Тема: «Веселая прогулка» 56
Цель: Расширять представление детей о самомассаже, формировать интерес к явлениям природы и возможностям человеческого тела. Задачи: 1) Развивать мелкую моторику рук. Упражнять детей в музыкально – ритмических движениях. 2) Способствовать формированию положительных эмоций в двигательной деятельности, умений соблюдать правила в подвижной игре. 3) Учить передавать образ различных живых и неживых объектов природы через мимику и пластику своего тела, развивать общую координацию движений; выполнять движения соответственно тексту. 4) Закрепить разученные и добавить новые упражнения по ТОТ: Танец-игра «Кактус-еж», «Пластилиновый салат», «Прогулка», «Театр прикосновений», «Растем». Оборудование: Игрушки – медведь, петушок; две корзинки, шишки разного размера, овощи в корзине - картофель, лук, морковь, капуста, чеснок. Ход занятия. Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! (песня-игра с элементами ТОТ "Здравствуйте, ладошки") Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп, Здравствуйте, ножки, топ-топ, Здравствуйте, щечки, плюх-плюх, Пухленькие щечки, плюх-плюх, Здравствуйте, губки, чмок, чмок, Здравствуйте, зубки, щелк, щелк, Здравствуй, мой носик, би-би, Здравствуйте, гости, привет! (раздается крик петушка) Ку-ка-ре-ку! Воспитатель: Ой, ребятки, кто это кричит? Дети: Петушок. 57
Воспитатель: Посмотрите, петушок спрятался в корзинке. Какой петушок? Дети: Красивый. Воспитатель: А, что у него есть? (дети рассматривают вместе с воспитателем игрушку) Дети: Головушка, хвостик, бородушка, гребешок, крылья, ножки. Воспитатель. Какого цвета гребешок и бородушка? Дети. Красные. Воспитатель: Петушок, а почему ты так сильно кричал. Петушок: Я вышел сегодня в огород и увидел новое растение, хотел его рассмотреть, а оно оказалось колючим, и я его испугался. Воспитатель. Ой, петушок так это ты увидел наш кактус. Но он совсем не страшный и мы с ребятами про него тебе сейчас расскажем. (Игра по ТОТ: «Кактус - еж» Детки садятся в кружок, ножки вытянуты к центру круга. Педагог знакомит детей с гостем «Кактусиком». Кактусик - это цветок из зеленых шариков в большом ведре, с глазками и улыбающимся ротиком. Катусик дарит деткам волшебный клей для ручек и ножек. Исходное положение: дети сидят на полу, ноги вытянуты вперед и хорошенько склеены «волшебным клеем», носочки-стрелочки показывают на Кактусика, руки на коленках, локти в стороны разведены, спинка прямая, глазки смотрят вперед. Вступление. Плечики вперед-назад поочередно, хвастаемся приговаривая: Какой (ая) красивый (ая)! 1. Кактус-ёжик на окне Колется пребольно. До чего же, вам скажу, Я им не довольна. (Дети в положении сидя двигаются вперед, ни руками, ни ногами не помогая себе). Приближаются к Кактусику. Кактус злой, кактус злой, 58
Не хочу дружить с тобой! (Хлопают в ладоши ритмично поочередно сначала около правого ушка, затем около левого
).
Кактус злой, кактус злой, Не хочу дружить с тобой! (Грозят пальчиком, проговаривая громко и сердито: «Не хочу дружить с тобой! ») Проигрыш Дети отползают сидя назад (от Кактусика
)
2. Кактус-ёжик на окне, - Посмотрите сами, Неожиданно расцвёл Яркими цветами. (Сели на корточки и прыгают как «мячики». Ручки подняли вверх, ладошки изображают «цветочки»). Кактус-ёж, кактус-ёж, До чего же ты хорош! (Хлопают в ладоши ритмично поочередно сначала около правого ушка, затем около левого. Ладошки подставляют под подбородок
).
3. Кактус-ёжик на окне, Чуть ли не с десяток, Через месяц или два Вывел кактусяток. Выросли - встают на ножки, руки на поясе.( Бегут по кругу на носочках друг за другом). Кактус мой, кактус мой, Что же делать мне с тобой! (Хлопают в ладоши ритмично поочередно. Руки разводят в стороны, плечики приподнимают – удивляются). 4. Кактус-ёжик на окне Рассажу в горшочки, - Пусть растут на радость мне Кактусовы дочки. Выросли. Прыгают на носочках высоко, ножки вместе. Кактус рад, кактус рад, - На окошке детский сад! Хлопают в ладоши ритмично поочередно. 59
Бегут в центр круга, садятся на корточки, подняв руки вверх. Воспитатель. Ну, что петушок, ты больше не боишься нашего кактуса? А хочешь отправиться вместе с нами на прогулку? Петушок: Да с удовольствием. (Игра по ТОТ: «Прогулка») Раз-два-три, раз-два-три – По дорожке мы пошли, (шаг марша) Мы скачем по дорожке, Сменяя часто ножки, (подскоки) Поскакали, поскакали, А потом, как аист, встали. Вот мы кочки увидали, Через них мы прыгать стали. (прыжки с продвижением вперед) Впереди течет ручей, Подходите поскорей! (ходьба на носках) Руки в стороны расставим, Переходить его мы станем, А потом мы побежали. Вот, ребятки, мы и пришли на лесную полянку. А кто там под ёлочкой сидит? Дети: Медведь. Воспитатель: Правильно, мишка косолапый, давайте поздороваемся с мишкой. Дети: здороваются. Воспитатель: Посмотрите, у медведя есть глазки? А сколько глазок? Правильно, два. У медведя есть носик. Сколько у медведя носиков, правильно один. У медведя есть ушки. А сколько у медведя ушек, конечно, тоже два ушка. Воспитатель: Посмотрите, у меня есть корзинка с овощами, давайте, посмотрим, чем мы можем угостить нашего мишку. (воспитатель достает из корзинки помидор) 60
Что это? Правильно, помидор. Какого цвета? (далее так же рассматривают лук, перец, капусту, морковь), проводится упражнение по ТОТ «Пластилиновый салат» Можно мишку угостить нашим салатом, он его любит? Конечно же, нет. А что же ты любишь мишка? Мишка: Я люблю шишки, только ни как их не достану растут уж больно высоко. Воспитатель: Мишка наши ребята тебе помогут, мы знаем упражнения которые помогают вырасти. Упражнение «Растем» Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте мишке поможем собрать шишки. У меня две корзинки, они разные, одна большая, другая - маленькая. В большую корзинку мы положим большие шишки, а в маленькую маленькие. (дети собирают шишки, воспитатель уточняет у детей, какого размера шишки в какую корзину они кладут) Медведь, благодарит детей. Дети: До свидания мишка! Ой, ребятки, ветерок подул, тучки набежали, дождик закапал. Ребята, не бойтесь, посмотрите, какой большой зонтик у меня есть, я его сейчас раскрою и всех вас спрячу от дождя. (прячемся под зонтик.) Ребята ложитесь скорее под зонтик и послушайте дождик. А я превращусь в капельки дождя и буду с вами играть. Игра «Театр прикосновений». Воспитатель: А кто из вас хочет стать дождиком? (Игра проводится еще раз) Воспитатель: Тучки разбежались, и снова засветило солнышко. Вам понравилось гулять? Дети: Да! Воспитатель: А сейчас а нам с вами пора возвращаться в детский сад, давайте попрощаемся с солнышком. Дети: До свидания солнышко! (машут) 61


В раздел образования