Напоминание

"Психология детского рисунка"


Автор: Аликина Наталья Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Ромашка"
Населённый пункт: р.п. Усть - Абакан, Усть - Абаканский район, Республика Хакасия
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Психология детского рисунка"
Раздел: дошкольное образование





Назад





МАСТЕР-КЛАСС

«Психология детского рисунка»

Цель

мастер-класса:
демонстрация применения технологии психологического анализа детского рисунка в практике педагога-психолога и распространение опыта работы в данном направлении.
Ход мастер-класса:

1.Вводная часть.
Работая с детьми, мы часто используем хитроумные методы и приемы взаимодействия с ними. Изо дня в день, наблюдая за поведением детей, мы учимся их понимать, оказывать им помощь. Дети очень любят рисовать. Они изображают на листе бумаги всё, что чувствуют и замечают вокруг. Рисунок для ребёнка — это возможность сказать то, что он не может выразить словами.
2. Основная часть.
Поэтому в практике психолого-педагогического сопровождения дошкольников, одной из эффективных форм диагностики развития личности ребёнка и выявления его эмоционального состояния является анализ детского рисунка. Рассматривать детский рисунок как информационный целесообразно с 4.5- 5 лет. Детский рисунок может рассказать взрослому (педагогу, психологу, родителю) о многом. С его помощью возможно выявить:  Эмоциональное состояние (преобладающее эмоциональное состояние);  Коммуникативные навыки;  Черты и акцентуации характера;  Уровень творческого воображения;  Состояние интеллекта, и др. Педагогам предлагается рассмотреть основные характеристики рисунка детей, имеющих проблемы в развитии эмоционально-волевой сферы: агрессивных, аутичных, гиперактивных и тревожных.
На что обратить внимание взрослому?

Линии.
Плавные линии говорят о спокойствии. Множество острых углов на детском рисунке свидетельствуют о напряжении, агрессии.
Положение на листе
. Уверенные в себе дети рисуют свободно и размашисто. Если рисунок расположен в центре листа — ребёнок чувствует себя свободно, уверенно. Если же ребёнок оставляет на листе бумаги маленькие изображения, занимая своим рисунком лишь часть листка, это свидетельствует о тревожности и неуверенности.
Детали.
Если у нарисованного человечка растопыренные пальцы или большие руки, возможно, ребёнок страдает от жестокости или в нём самом зарождается агрессия. Отсутствие рук говорит о застенчивости. Крошечные ноги рассказывают о повышенной тревожности и неуверенности ребёнка.
Цвет
Обычно в рисунке дети используют 5-6 цветов. Более широкая палитра открывает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Более скудная говорит о негативных эмоциях в данный момент.

Темно-синий
– сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое, Преобладание синего цвета говорит о том, что настроение у ребенка снижено, и он очень скучает по кому-то из близких. 
з е л е н ы й
– уравновешенность, независимость, упрямство, стремление к безопасности; 
красный
– эксцентричность, агрессия, возбудимость, возможно ребенок чем-то взволнован . Может, его кто-то обидел? 
желтый –
положительные эмоции, любознательность, оптимизм; 
фиолетовый
– фантазия, интуиция; 
коричневый
– медлительность, физический дискомфорт, часто – отрицательные эмоции;  серый – безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит. 
Черный

цвет
и сильный нажим до разрыва бумаги должен насторожить взрослых. Это знак того, что ребенок чего-то боится или находится в подавленном состоянии.
Важно

помнить,

что

нет

универсального

ключа

для

прочтения

детского

рисунк
а. И прежде чем интерпретировать его, нужно обсудить рисунок с самим ребёнком. Пусть он расскажет, почему выбрал тот или иной цвет, так или иначе расположил композицию и различные детали. Педагогам вручаются памятки «О чем говорит детский рисунок».
3. Практическая часть.
Педагогам предлагается проанализировать детские рисунки «Моя семья».
4.Заключительная часть.
Таким образом, рисунок ребёнка является одним из достоверных источников, свидетельствующих о развитии и самочувствии ребёнка, и правильное его «прочтение» взрослыми поможет заглянуть во внутренний мир маленького человечка, понять, чем он живет, как воспринимает себя и своё окружение, каковы его переживания и чувства.
Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Вглядевшись

внимательнее ,можно увидеть все, что твориться в душе малыша, чего он не

сумеет объяснить взрослым даже в самой доверительной беседе.

5

. Психологические

тесты

:

«Узнай

о

себе

всё»,

упражнение-тест

«Метафорический

портрет»,

интерактивный

тест

«Выбери

понравившуюся

дверь».
Педагоги выполняют тесты, позволяющие оценить особенности их личности.


Спасибо за внимание!


В раздел образования